Конспект по познавательному развитию с методом экспериментирования во второй младшей группе "Как мы солнышко искали".
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Формирования интереса детей к познавательной экспериментально - исследрвательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию с методом экспериментирования во второй младшей группе

«Как мы солнышко искали».

Воспитатель: Выборова Марина Васильевна.

Цель: Формирование интереса детей к познавательной экспериментально – исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Познавательное развитие:

Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни;

Стимулировать использование исследовательских действий;

Учить детей практическим познавательным действиям экспериментального характера, в совместной деятельности с взрослыми;

Обогатить представления детей о свойствах воды (прозрачная, растворяет краску, может менять свой цвет);

Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, обозначать результаты сравнения словами « большой», «средний», «маленький»; сравнивать количество предметов в группах, обозначать совокупности словами «много», «мало»;

Закреплять умение ориентироваться в пространстве;

Закрепить знание о зеленом, белом, желтом и синем цветах;

Воспитывать интерес и любовь к природе.

2. Речевое развитие:

Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Активизировать словарный запас: подснежники, берлога, прозрачная, окрасилась, Красная Книга.

3. Социально – коммуникативное развитие:

Приучать детей к вежливости (напоминать, что нужно здороваться, прощаться, благодарить за помощь).

Формировать интерес детей к совместной деятельности.

4. Физическое развитие:

Развивать умение выполнять движения в игре легко и непринужденно.

5. Художественно – эстетическое развитие:

Вызывать радость от восприятия результата  работы.

Развивать умение двигаться в соответствии с музыкой.

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Физическое развитие»,

«Социально – коммуникативное развитие».

Методы и приемы:

Практические (обследование, экспериментирование, игровые упражнения, решение проблемных ситуаций, игра с элементами массажа, сюрпризные моменты).

Наглядные (показ, демонстрация, прослушивание аудиозаписи).

Словесные (диалог, пояснения, вопросы, указания, дополнения, поощрение).

Оборудование: атрибуты для снеговика: маленький, средний и большой комки с липучками, шарфик, шляпка, глаза, нос – морковка, ветки, рот; 2 белые простыни для имитации сугробов, 3 стола, 8 стульев, 2 ёлочки, 2 баночки с водой, подснежники: 3 маленьких и 6 больших, игрушка -  медведь, 10 шишек в корзинке, мольберт с магнитами, солнышко без лучиков, 10 лучиков, маленькие солнышки – 8 штук, на столах: 18 баночек с водой, краски – желтая и синяя, 9 кисточек, клеенка, влажные салфетки, музыка, «ручеек».

Ход НОД:

Воспитатель в костюме весны: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Какие вы все нарядные, красивые, как цветочки! Вы меня узнали? Кто я?

Дети: Весна.

Воспитатель: Я  Волшебница - Весна! В гости к вам пришла, тепло и радость принесла. Вы рады мне?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте с вами спляшем мою весеннюю пляску. (Музыка «Весенняя пляска», дети и Весна танцуют)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, скажите, а снег уже весь растаял?

Дети: Нет.

Воспитатель:  А, что нужно для того, чтобы снег растаял на улице?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Но солнышко где-то спряталось, что, же нам делать?

Дети отвечают.

Воспитатель: А я предлагаю нам отправиться на поиски солнышка. Вставайте друг за другом.

В лес по сказочной тропинке

С вами вместе мы пойдем.

Аккуратно друг за другом

Все преграды обойдем!

Воспитатель: (Весна обращает внимание детей на комочки)  Ребята, что это?

Дети: Комочки.

Воспитатель: А какой они формы?

Дети: Круглой.

Воспитатель: Как вы думаете, что бы это могло быть и почему они здесь?

Дети предлагают разные версии.

Воспитатель: А, я поняла, кажется, это был снеговик! Но, что-то с ним случилось, и он рассыпался? А давайте мы его с вами соберем и узнаем, что же с ним произошло.

Игра «Собери снеговика»

Воспитатель: Ребята, а давайте внимательно посмотрим. Комочки по размеру разные или одинаковые?

Дети: Разные.

Воспитатель: Этот комок какой? (Показываю на большой).

Дети: Большой.

Воспитатель: Правильно! А этот какой? (Показываю на средний)

Дети: Поменьше, средний.

Воспитатель: А этот какой по размеру?

Дети: Маленький!

Воспитатель: Правильно! Теперь мы можем слепить снеговика! Какой вниз поставим комок?

Дети: Большой!

Воспитатель: Верно!  ( Ставлю большой ком.) Какой сверху поставим?
Дети: Поменьше!
Воспитатель: (Ставлю средний ком.)Остался маленький комок, куда мы его поставим?
Дети: Наверх! 
(Ставлю последний ком.) 
Воспитатель: Получился снеговик, но у него чего- то не хватает! Чего?
Дети: Глаз, шляпы, рук, рта и т.д.
Воспитатель: Давайте вместе прикрепим оставшиеся детали! 
(Крепим с детьми снеговику глаза, морковку, рот, шляпу, ветки.)
Воспитатель: Вот теперь у нас получился настоящий снеговик! Посмотрите, снеговик улыбнулся! «Здравствуйте», говорит он нам. Давайте и мы с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй, снеговик!

Воспитатель: Ребята, снеговик говорит: «Спасибо,  вам, ребята, за то, что вы меня собрали. Я спешил домой к дедушке Морозу, солнышко освещало мне дорогу, но вдруг налетел сильный ветер, подул,  закружил все вокруг, подхватил солнышко и унес с собой, а  я рассыпался».

Воспитатель: Не расстраивайся, снеговик, мы с ребятками как раз идем солнышко искать. А ты поспеши к Дедушке Морозу. Давайте попрощаемся со снеговиком.

Дети: До свидания, снеговик!

Воспитатель: Ребята,  а мы пойдем дальше, солнышко искать.

Воспитатель: Вот мы с вами оказались в лесу на полянке. Ой, смотрите, что это?

Дети: Сугробик.

Воспитатель:

Как у ёлки снег, снег.

И под ёлкой снег, снег.

А под снегом спит кто, ребята?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Правильно, медведь! Тихо, тихо не шуметь!

Воспитатель: Заглянем под этот сугроб, только тихо-тихо. (Приподнимаем ткань, а там игрушка-медведь).

Воспитатель: В лесу уже весна, а медведь еще спит. А кто из вас знает, как называется жилище медведя, в котором он спит всю зиму?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Правильно! А кто еще просыпается весной после зимней спячки?

Дети: Ёж.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами разбудим медведя.  Повторяйте со мной слова только шепотом, чтоб его не испугать:

«Мишка, Мишенька, вставай,

 Вместе с нами поиграй!» (Проговариваем слова вместе)

Воспитатель: А теперь чуть громче. (Проговариваем слова)

Воспитатель: А теперь можно в полный голос. (Проговариваем в полный голос).

Воспитатель: Ой, смотрите, Мишки просыпается.

Воспитатель: Мишка, как ты долго спал. Поиграй с ребятками.

Игра и массаж ладоней  «Собери шишки»  (Корзинка с шишками, воспитатель рассыпает шишки)

Мишка по лесу ходил, (Идем, как мишки)

Много шишек находил.

Будем шишки собирать,

Будем с шишками играть! (Дети берут по одной шишке, одну шишку даем медведю и одна у воспитателя)

Будем с шишками играть,

Между ручками катать! (Прокатываем шишки между ладонями)

В ручку правую возьмем (Шишку берем в правую руку)

 И сильней её сожмём (Сильно сжимаем шишку в правой руке)

В ручку левую возьмём (Перекладываем шишку в левую руку)

И сильней её сожмём (Сильно сжимаем шишку в левой руке)

Ручку быстро разжимаем,

Между ручками катаем! (Прокатываем шишки между ладонями)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть!

А теперь сложим шишки в корзинку.  (Собираем шишки в корзинку)

Воспитатель: (Обращаюсь к медведю) Мишенька, тебе понравилось с ребятами играть?

Воспитатель: Мишка сказал, что ему очень понравилось с вами играть. Давайте скажем Мишеньке, до свидания.

Дети: До свидания, Мишка!

Воспитатель: А мы отправляемся дальше солнышко искать. (Подходим к следующему сугробу).

Воспитатель: Посмотрите, еще один сугроб. Давайте заглянем под сугроб и посмотрим, что там?

( Заглядываем под сугроб)

Воспитатель: Что это под сугробом?

Дети: Подснежники.

Воспитатель: Конечно подснежники!
Весна приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт –

В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель: А что вы знаете о подснежнике? (Ответы детей)

Воспитатель: Это первый весенний цветок, который растет прямо из-под снега, поэтому его так и назвали – подснежник. А давайте рассмотрим с вами подснежники. Они по размеру разные или одинаковые?

Дети: Разные!

Воспитатель: Правильно. (Показываю большой цветок) Этот цветок какой? Большой или маленький?

Дети: Большой.

Воспитатель: Верно! А этот, какой?

Дети: Маленький.

Воспитатель: Правильно! Теперь посмотрим, сколько маленьких подснежников?

Дети: Много.

Воспитатель: Правильно! А больших?

Дети: Мало.

Воспитатель: Молодцы! Скажите, а можно рвать подснежники?

Дети: Нет!

Воспитатель: Подснежники рвать нельзя! Цветок-подснежник занесен в Красную Книгу и находится под охраной. Если вы увидите  подснежники, не рвите их, ребята, а просто полюбуйтесь их красотой. 

Воспитатель: Пока мы подснежники рассматривали, что – то ручки стали замерзать, а давайте исполним солнечную пляску, может и солнышко выглянет и ручки согреются.

( Песня «Солнышко», Весна и дети пляшут)

Воспитатель: Вот и дождик прошел. Вы не промокли? Посмотрите, сколько водички в стаканчики набралось. Пройдите к столам и сядьте за них.

(Дети садятся за столы).

Воспитатель: Что у нас это? (показываю баночки с водичкой).

Дети: Водичка.

Воспитатель: Давайте рассмотрим водичку, какого она цвета?

Дети: Прозрачная.

Воспитатель: Правильно, прозрачная. А я Волшебница – Весна могу водичку сделать цветной. (Трясу баночку и произношу слова)

Фокус: «Ты, вода, водица, светлая, как иней.

Стань ты,  непрозрачной, стань водица, желтой!» (музыка)

Воспитатель: Какого цвета стала водичка?

Дети: Желтого!

Воспитатель: А давайте, и вы теперь тоже станете маленькими волшебниками, и мы вместе поколдуем с водичкой. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы водичка стала желтой?

Дети отвечают.

Воспитатель: Посмотрите, у нас на столах стоят краски. Какого они цвета?

Дети: Желтая и синяя.

Воспитатель: Мы можем покрасить водичку желтой краской?

Дети: Да.

Воспитатель: Возьмите кисточки и наберите желтую краску, а потом прополощите кисточки в водичке.

Дети выполняют.

Воспитатель: Какого цвета стала водичка?

Дети: Желтого.

Воспитатель: Посмотрите на кисточку, на ней осталась краска?

Дети: Нет.

Воспитатель: А куда же она делась?

Дети: Краска растворилась в воде.

Воспитатель: Правильно! Краска в воде растворилась. Вода растворяет краску! А что нужно сделать с водичкой в другом стаканчике, чтобы она стала синего цвета?

Дети: Добавить синюю краску.

Дети выполняют.

Воспитатель: Какого цвета стала водичка?

Дети: Синего.

Воспитатель: Посмотрите на кисточку, на ней осталась краска?

Дети: Нет.

Воспитатель: А куда же она делась?

Дети: Краска растворилась в воде.

Воспитатель: А сейчас я покажу еще один опыт (Трясу баночку с водичкой).

«Ты, вода, водица, друг ты наш студеный.

Стань ты, непрозрачной, стань, вода, зеленой!»

Воспитатель: Какого цвета стала вода?

Дети: Зеленого.

Воспитатель: Это мой любимый цвет – цвет весны. Весной травка зеленеет, листочки на деревьях распускаются. Что надо сделать, чтобы получить зеленый цвет?

Дети отвечают.

Воспитатель: У нас на столах нет зеленой краски. Как же нам сделать водичку зеленого цвета?

Воспитатель: Я же Волшебница, сейчас мы совершим настоящее волшебство! Возьмите баночку с синей водичкой, и перелейте из неё водичку в баночку с желтой краской.

Воспитатель: Какого цвета стала водичка?

Дети: Зеленого!

Воспитатель: Правильно, зеленого.

Воспитатель: Что мы сделали, чтобы получить зеленый цвет?

Дети: Мы смешали желтый цвет с синим.

Воспитатель: Правильно! Мы смешали два цвета и получили новый цвет! Вот какое волшебство!!! А давайте мы еще раз закрепим. Вода имеет цвет?

Дети: Нет, она прозрачная.

Воспитатель: Что мы добавляли в водичку, чтобы она стала цветной?

Дети: Краску.

Воспитатель: Что с краской происходит в воде?

Дети: Она растворяется.

Воспитатель: Как мы получили зеленый цвет?

Дети: Смешали два цвета: желтый и синий.

Воспитатель: Вы такие молодцы! Сегодня вы были настоящими волшебниками!

Воспитатель: Сейчас мы встанем с вами в кружок и возьмемся за ручки (дети встают в круг). Посмотрите, какой у нас красивый получился кружок, как солнышко! Ребята, посмотрите, нашу полянку пригрело солнышко (Обращаю внимание детей на грустное солнышко на магнитной доске)!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а какое солнышко?

Дети: Грустное.

Воспитатель: А как вы думаете, почему оно грустное?

Дети: Потому что у него нет лучиков.

Воспитатель: Мы можем подарить солнышку лучики (показываю лучики), назовите, что вам сегодня понравилось в нашем путешествии, чему вы научились.

Игра «Подари солнышку лучики»

Воспитатель: Мне понравилось, что вы сегодня были дружные ( дарит солнышку первый лучик). А вам что понравилось?

Дети отвечают (Ребенок, ответивший на вопрос, подходит и дарит солнышку лучик, а воспитатель вручает детям подарки от солнышка)

Воспитатель: А солнышко вам в знак благодарности  будет дарить маленькие лучики – солнышки.

Воспитатель: Посмотрите, ребята!

Солнышко проснулось,

Деткам улыбнулось!

Побежали лучики,

Обгоняя тучки.

К деткам прикоснулось,

И улыбнулось! (Воспитатель меняет мимику солнышку - улыбка).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие маленькие солнышки вам дарит это солнышко. Оно вам дарит частичку себя и желает, чтобы эти маленькие солнышки вас  всегда согревали своим теплом, чтобы у вас всегда было радостное настроение. Вы все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Зимние забавы" для детей второй младшей группы

Итоговое занятие по познавательному развитию«Зимние забавы» для детейвторой младшей группыПрограммное содержание: обогащать и закреплять знания о зиме, ее характерных признаках; уточнить знания об оде...

Конспект по познавательному развитию на тему "Космос " во второй младшей группе.

Цель: формировать первоначальные знания о космосе, о профессии космонавта.Задачи:Образовательные: дать представление о космосе, звёздах, солнце, о космонавтах.Развивающие: развивать у детей речь, вооб...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием экспериментирования во II младшей группе на тему: «Опыты с бумагой»

Цели: Познакомить детей со свойствами бумаги. Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта.Задачи:-Учить детей обобщать. Учить детей давать более полные ответы.-Развивать речь ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в 1 младшей группе «Поможем кукле Маше…»

Занятие помогающее сформировать познавательный интерес у детей, посредством опытно – экспериментальной деятельности, через знакомство со свойствами камня и ваты....