Конспект НОД «Познание» Тема: «Часы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Оленина Елена Алексеевна

Цель:развитие временных отношений у детей подготовительной к школе группы с целью использования времени рационально и точно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_chasy.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Образовательная область: «Познание»

(формирование элементарных математических представлений)

Тема: «Часы»

МДОУ № 98 "Сказка"

Цель:развитие временных отношений у детей подготовительной к школе группы с целью использования времени рационально и точно.

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями;

- вызвать интерес к понятию «время»;

- воспитывать интерес к разным часам.

- закрепить знания по ориентировке во времени по часам, счет в пределах второго десятка, названия и последовательность частей суток, дней недели; активизировать словарь по теме;

- закрепить знания прямого и обратного счета в пределах 10;

- формировать доброжелательное и равноправное отношение между сверстниками;

Методы и приёмы: словесный иллюстративный, игровой.

Оборудование:

 часы настенные, наручные, песочные, будильник, секундомер, циферблат с подвижными стрелками; карточки с цифрами от 1 до 12; модель солнечных часов, фонарик электрический, модель водяных часов,

I Организационный момент:

Я напрасно не хожу, когда надо, разбужу. ( Часы)

Воспитатель : - Как вы думаете всегда ли существовали часы? (Дети высказывают свои предположения)

II Основная часть.

 Рассказывание истории воспитателем.

-Первыми часами. Которые придумали люди две-три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю, на которую светит солнце, и которая отбрасывает тень. Если тень от палки короткая, значит солнце в самом верху, и день в самом разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит сейчас утро или  вечер, но они показывали только время в солнечный день. (Воспитатель демонстрирует квадратик картона с воткнутым в средине карандашом. Роль солнца исполняет фонарик)

- Тогда люди изобрели песочные часы, когда песок высыпается значит прошло 3, 5, 10 минут. Эти часы  показывают и днем, и ночью, и летом , и зимой, но там нет стрелок и циферблата.

- Этими часами пользуются и сейчас, например, врачи в поликлиниках, научные работники в лабораториях. По этим часам больные получают лечебные процедуры.(дети рассматривают песочные часы).

- Люди придумали водяные часы (клипсидры), которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

- Смые необычные часы - это "Цветы - часы". Бутоны некоторых цветов раскрываются утром, а днем закрываются, другие цветки раскрыты только ночью, а утром  и днем закрыты.

 - Сейчас люди очень редко пользуются водяными, песочными часами.  В настоящее время используются  часы -  циферблатные механические, потому что они удобнее. Какие вы знаете формы механических часов? Назовите их.

(настенные, напольные, настольные, наручные, часы-медальоны, карманные и др.)

- Послушайте стихотворение о часах (читает стихи)

 А как называются часы, которые будят нас по утрам? (Будильник) А как вы думаете, какими были первые будильники? (Крик петуха)

Рассматривание часов на проекторе.

Динамическая пауза:

Кто там ходит  влево- вправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

А над ним сидит кукушка,

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точное сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)

А часы идут, идут,

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)

Что уже пора вставать. (Потянуться)

Воспитатель: А теперь давайте поиграем.

Игра «Ходят стрелочки по кругу»

На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит  стихотворные строки:

Мы часы, наш точен ход,

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки и садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой после окончания слов.)

Воспитатель:  называет время - Пять часов.

Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12, 7 и 12, 1 и 12, 8 и 12.

Воспитатель - Молодцы, вы хорошо умеете определять время по часам.

А теперь скажите, сколько часов в сутках, из каких частей состоят сутки? С чего начинается день?

Дети отвечают (4: утро, день, вечер, ночь)

Давайте поиграем в игру «Назови соседей». Я буду называть день недели, а вы его соседей. Например, понедельник, его соседи: воскресенье и вторник; (проигрывается 7 раз)

Воспитатель: А какой геометрической формы могут быть  часы?

Дети: Овальной, круглой,  прямоугольной, квадратной.

Воспитатель: У вас на столах лежат разные часы. Вам нужно разложить часы в определённом порядке.

-Поместите  часы треугольной формы в правый верхний угол.

-Часы круглой формы в центр листа.  

-Часы овальной формы в левый нижний угол.

-Поместите  часы прямоугольной  формы в правый нижний угол.  

-Часы квадратной формы в левый верхний угол.

-Где находятся  часы овальной формы? (в левом  нижнем углу)

-Какие часы расположили в правом нижнем углу? (часы прямоугольной формы)

-Где  находятся часы треугольной формы? (в правом  верхнем  углу)

 -Какой формы часы в центре листа? (круглой формы)

  -Какие часы в левом верхнем углу? (квадратной формы)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Воспитатель: - На столах лежат цветные карандаши, мелки, фломастеры. Бумага. И нарисуем  часы – кто какие захочет.

Дети рисуют.

Воспитатель: - сегодня вы узнали много нового. Поделились своими знаниями, поиграли, нарисовали отличные рисунки.

А вам понравилось занятие?

Дети делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект - занятия на тему: "Часы"

Познавательное занятие для старших дошкольников...

Конспект НОД "Познание" Тема: "Илья Муромец – богатырь земли русской»

Занятие рассказывает об истории России, богатырях. О том, как жили люди в старину, чем занимались....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание".Тема "Часы".

В данной работе представлен материал по использованию Системного оператора на занятии  математике....

Конспект НОД «Познание.Тема: «Такие разные деревья».

   Цели:коррекционно – образовательные: Уточнение, расширение знаний по теме «Деревья». Активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи (Р.П. сущ.).Коррекционно – ра...

Конспект утреннего сбора. Тема: «Часы».

Цель: Сформировать у детей представление о часах и времени. Задачи:1. Закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели.2. Дать представление о часах, сутках.3. П продолжать формироват...

Конспект утреннего сбора. Тема: «Часы».

Цель: Сформировать у детей представление о часах и времени. Задачи:1. Закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели.2. Дать представление о часах, сутках.3. П продолжать формироват...