Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: «Познание» Тема: «Часы»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Лукьянова Валерия Витальевна

 

Цель: познакомить детей с часами, как прибором для измерения времени. Систематизировать знания о видах часов и истории их возникновения. Дать представления о временных интервалах. Упражнять в прямом и обратном счете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: «Познание»

Тема: «Часы»

Цель: познакомить детей с часами, как прибором для измерения времени. Систематизировать знания о видах часов и истории их возникновения. Дать представления о временных интервалах. Упражнять в прямом и обратном счете.

Материал к занятию:

Демонстрационный:

картинки цветочных часов, солнечных часов, водяных часов,

модель песочных часов,

модель механических часов,

изображение часов, которые показывают разное время.

Раздаточный:

карандаши,

лист А4.

Ход занятия:

Организационная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в мир часов. Но сначала давайте послушаем стихотворение, которое называется «Пешеход». Попробуйте догадаться, о чем в нем говорится:

Есть пешеход в твоем дому

Всю ночь, всю ночь не спать ему.

Дорогой прямо в новый день

Ему шагать не лень, не лень.

Ты в нем пружинку подкрути –

Тебе –то спать – ему идти

Ты спишь, ты спишь, а он не спит,

Он не устал и не сердит,

Он говорит тебе вот так:

Я на чеку, тик-так, тик-так,

Пока я стрелками иду –

Не под-веду, не под-веду

Тебя разбудит мой звонок

Ты встретишь утро точно в срок.

В свой детский сад ты не проспишь

Вот так, тик-так,

Усни малыш!

Воспитатель: Ребята, о каком пешеходе говорится в этом стихотворении?

Ответ детей. (О часах).

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте вспомним, какие виды часов вы знаете. Для этого мы поиграем в игру «Продолжи предложение».

Посмотрите, тут много разных часов. Вот часы висят на стене, значит они.... (настенные)

А эти стоят на столе, значит они....(настольные)

Эти часы, человек носит на руке, они        (наручные)

А вот эти часы необычные, старинные, их носят в кармане (карманные)

Есть часы, которые стоят на полу, они        (напольные)

Даже на башне Кремля есть часы (башенные)

Это часы по которым можно узнать время, если следить за цветами (цветочные )

А эти часы измеряют время с помощью солнца ( солнечные)

В этих часах отмеряет время вода (водяные)

А эти часы -точные!

В них песчинки текут-

 Секунды бегут!

Как песчинки собрались,

Холмиком улеглись

В колбочке из стекла

Так и минута прошла.

Какие это часы (песочные)

                                             А есть и новые

                                              Часы неугомонные!

                                              Только раз их заведи,

                                              Заведешь и год ходи! (Электронные)

Воспитатель: А для чего нам нужно знать точное время?

Ответ детей. (Не опаздывать в детский сад, школу, на работу, на поезд, на спектакль, на важную встречу).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как люди измеряли время раньше.

Основная часть.

Воспитатель: Еще в глубокой древности люди подметили, что как только всходило солнце на небе, от него начинала падать тень на деревьях. И люди изобрели первые солнечные часы. А пользовались они ими следующим образом. Люди чертили на земле большой круг, в середину круга они вставляли высокую палку, а по кругу делали деления: час, два, три и так до 12. В течение дня солнце двигалось по небу, и тень от палки перемещалась от деления к делению.

 (картинка изображением солнечных часов).

Воспитатель: Ребята! А как вы думаете, всегда ли работали солнечные часы? А почему?

(Ответы детей.) (нет)

Воспитатель: Правильно. В пасмурную погоду часы не работали.

Вам, наверное, приходилось слышать такую фразу, что «время течет». Так вот, когда-то время действительно текло, т.к. люди придумали водяные часы. В водяных часах вода из одного сосуда с двенадцатью элементами переливалась по каплям в нижний сосуд, и пока вода от одного деления стекала по каплям до другого деления, проходил один час.

(изображение водяных часов)

Воспитатель: Затем люди изобрели песочные часы. Из верхнего сосуда песок ровно минуту пересыпался в нижний сосуд, затем часы переворачивали и все повторялось.

( изображением песочных часов)

Воспитатель: Позднее люди придумали огненные часы. Огненными часами пользовались при помощи свечек с двенадцатью делениями. Как только прогорало, одно деление проходил один час. А еще огненные часы играли роль будильника. Ребята! Как вы думаете, что в огненных часах служило будильником?

(Ответы детей)

Воспитатель: В определенном месте, например, возле деления с цифрой семь люди втыкали в свечу иголку, к которой был привязан грузик, и как только свеча догорала до цифры семь, игла с грузиком падала в металлическую тарелку, на которой крепилась свеча, и люди просыпались в нужное время.

( изображением огненных часов)

Воспитатель: В наши дни люди изобрели множество разнообразных и удобных часов.

(изображение современных часов)

Это наручные механические часы, которые показывают время, если их регулярно заводить, электронные часы, которые идут от вставленной внутрь батарейки. Существуют маятниковые часы – настольные и напольные. Изобретены электрические часы, работающие от электричества. Но самыми главными часами у нас в стране являются Кремлевские часы, которые находятся на Спасской башне в Москве – столице нашей Родины. И все эти часы, если они ломаются, чинит и чистит человек, профессия которого называется часовщик.

Физкультминутка

Мы играли, рисовали

Дружно все тихонько встали,

Два хлопка над головой

Три хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Игра опыт «Молчанка»

Воспитатель: А хотите, мы проведем опыт?

Как вы считаете 1мин - это много или мало времени.(много)Давайте проверим

Я предлагаю вам помолчать одну минуту. Песок в песочных часах будет сыпаться ровно одну минуту.

Следим за временем, как только последняя песчинка упадет,  скажем «Стоп игра». Один, два, три...

Как вы считаете 1мин - это много или мало времени.(много)

А теперь за 1 мин попробуем нарисовать портрет нашего друга.

За временем  буду следить я. Один, два, три...

А сейчас, 1 минута- это много или мало времени. Мало времени, мы не успели нарисовать портрет.

Воспитатель: Ребята, когда мы заняты делом , время проходит быстро, а когда мы просто сидим и молчим, время тянется долго.

Поэтому люди придумали пословицу «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

А вам в детском саду скучно? (Нет)

Интеграция.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю взять цветные карандаши, немного пофантазировать и нарисовать свои необычные часы.

Карандаш берем в правую руку, тремя пальцами. И приступаем к работе.

Сегодня на занятии мы с вами окунулись в историю развития часов. Давайте перечислим, какие виды часов были изобретены в древности, и какие часы существуют в наше время.

Ответы детей.

Воспитатель: «Какие часы, существующие раньше, вам понравились больше всего и почему?»

Ответы детей.

Воспитатель: Хвалю детей за внимательность и активность. Спасибо за внимание. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область «Познание») Тема: «Путешествие вокруг Солнца »

Продолжать знакомить детей с основными планетами, дать   элементарные понятия о планетах....

Конспект непосредственной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Познание» Тема: "Где живёт эхо"

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин возникновения тех или иных причин появления природных явлений. В данном конспекте дети с помощью педагога узнают, ка...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание".Тема "Часы".

В данной работе представлен материал по использованию Системного оператора на занятии  математике....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание". Тема "Ярмарка"

Занятие поможет познакомить дошкольников с русской народной культурой....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание», "Эксперементирование" Тема: «Часы».

Цель: познакомить детей с часами, как прибором для измерения времени. Систематизировать знания о видах часов и истории их возникновения. Дать представления о временных интервалах....