Познавательно-исследовательский экологический проект «Загадочная планета»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лабутина Елена Владимировна

Долгосрочный познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста "Загадочная планета" поможет обобщить и систематиировать познавательный опыт дошкольников о планете Земля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Загадочная планета"40.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 25» Асбестовского городского округа

в группе компенсирующей направленности

 для детей 6 – 7 лет с тяжелыми нарушениями речи № 5

                                                          Составитель: Лабутина Е.В.

                                                                                   

г. Асбест, 2017 год

ТИП ПРОЕКТА: познавательно-исследовательский, групповой (дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель), долгосрочный.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: Загрязнение воздуха, воды, нашей общей планеты Земля.

Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. Дети способны понимать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи, отношения между ними и закономерности такие как, различные состояния веществ, переход из одного состояния веществ в другое (вода в твердом, жидком, газообразном состоянии), свойства воздуха (он есть повсюду, его можно обнаружить, он имеет вес, может сжиматься), свойство магнита притягивать к себе металлические предметы, способность песка пропускать через себя воду и т.д.

ЦЕЛЬ проекта: Развитие любознательности, активности, самостоятельности, познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, через овладение исследовательской деятельностью.

ЗАДАЧИ проекта:

Образовательные:

  • Предоставить детям возможность регулярно общаться с объектами природы не только в помещении и на территории детского сада, но и ходить на экскурсии в парк, в лес (на экологическую тропинку).
  • Под руководством взрослых наблюдать за объектами неживой природы, делать зарисовки, сочинять рассказы, собирать коллекции, природные материалы, участвовать в экологических акциях, праздниках.

Развивающие:

  • Развивать поисковую деятельность детей
  • Способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
  • Приобщать детей к экспериментированию с природными и искусственными материалами (камешки, песок, глина и др.);
  • Активизировать речь;
  • Совершенствовать стиль партнерских отношений.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру экспериментальной работы.
  • Воспитывать активную жизненную позицию личности в познании окружающего.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.

Исходя из идеи комплексности, проект включает в себя два тематических направления деятельности детей:

I направление.  Информационно-познавательное или "Справочное бюро".

  1. блок – Вода.
  2. блок – Воздух.
  3. блок – Песок, глина.
  4. блок – Земля, космос.

II направление. Практическое.

  • Опытничество, эксперименты
  • Изобразительное искусство
  • Развлечения, праздники

СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕКТОВ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Неживая природа

  1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем (плодородная часть почвы).
  2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое):
  • Свойства и качества жидких, твердых, газообразных веществ, особенности их взаимодействия друг с другом;
  • Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое на примере воды (пар, вода, лед), условия, необходимые для этого перехода (температура);
  • Круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.
  1. Планета Земля:
  • Рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток;
  • Природные катаклизмы (землетрясения вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы).
  1. Космос, Солнечная система, планеты, спутники (искусственные и естественный – Луна), небесные тела (метеориты, кометы), солнечное и лунное затмение.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

формы работы

время в режиме дня

длительность минут

количество за год

1

2

3

4

познавательное занятие или

часть занятия

1 раз в неделю по расписанию занятий

20 – 25

4 – 5

3

10

совместная исследовательская деятельность взрослого с детьми (опыты, эксперименты)

1 раз в неделю как предварительная работа перед занятием (по усмотрению воспитателя)

15 – 20

34

Наблюдение, труд в уголке природы и на участке

во время, отведенное для труда и наблюдения в уголке природы и на участке

5 – 7

10

Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность)

1 раз в неделю во второй половине дня (по усмотрению воспитателя)

15 – 20

17

Развлечения

во время, отведенное для развлечений

15 – 20

2 – 3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

объект

тема

Вода

  • Фильтрование воды
  • Замерзание жидкости
  • Изменение  объема жидкости
  • Вода двигает камни
  • Круговорот воды
  • Термометр из бутылки

Воздух

  • Таинственная вертушка
  • Вертушка
  • Ветер в комнате
  • Как загасить свечу через воронку?
  • "Почемучкины вопросы"
  • "Неприятно дышать"

Песок, глина

  • Почему песок  хорошо сыплется?
  • Где вода?

Земля, Космос

  • Далеко – близко
  • На орбите
  • Вращающаяся Земля
  • День и ночь

ОСОБЕННОСТИ  ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА

Организация образовательной деятельности имеет ряд особенностей, в частности, она определяет задачи по блокам деятельности, способствующих созданию оптимальных условий для  реализации проекта.

БЛОКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Информационный
  • Действенно-мыслительный
  • Блок преобразования

Условно выделяем три составляющие образовательного процесса:

  1. Накопление познавательного опыта детей через их исследовательскую деятельность в естественных, специально созданных условиях (экспериментирование, наблюдение, рассматривание чтение, труд, общение и пр.).
  2. Обобщение и систематизация познавательного опыта через дидактические и игры и на занятиях.
  3. Использование и преобразование опыта детей в специально созданных условиях в детских видах деятельности (игре, движении, экспериментировании, конструировании, общении и др.), а также на занятиях по развитию речи, художественному труду, рисованию, лепке, аппликации и пр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гризик Т.И. Познаю мир. М.: Просвещение, 2000.
  2. Дитрих А. Почемучка. М.: 1992.
  3. Дыбина О.В. и  др. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ "Сфера", 2004.
  4. Дыбина О.В. и  др. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М.: ТЦ "Сфера", 2004.
  5. Емельянова М.Н., Колтунова И.Р. Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста по освоению окружающего мира. Екатеринбург, 1999.
  6. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка: опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. СПб.: Речь, 2006.
  7. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: ТЦ "Сфера", 2003.
  8. Кургузов О. По следам Почемучки, М.: 1995.
  9. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  10. Попова Т.И. Мир вокруг нас. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
  11. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
  12. Фисенко М.А. Природа вокруг нас: старшая и подготовительная группы (разработки занятий). Волгоград: ИТД "Корифей", 2007.
  13. Шапиро А.И. Лужа. Твоя первая научная лаборатория, М.: 2003.
  14. Эллиот Д., Кинг К. Детская энциклопедия. М.: РОСМЭН, 1994г.


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

объект

задачи

содержание

методические приемы

(включены все 3 блока)

сроки

ВОДА

  1. Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации.
  2. Дать представление о некоторых жидкостях, об упругости, давлении, выталкивающей силе жидкости.
  3. Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека.
  4. Дать представление о природных катаклизмах (наводнение, засуха).
  5. Рассказать о некоторых особенностях водной среды обитания: рек, озер, морей, океанов.
  6. Рассмотреть воду как источник энергии (ТЭЦ, двигатели). Показать ее народнохозяйственное значение (водопровод и канализация, система орошения полей, рыбоводческие хозяйства и т.д.)
  7. Знакомить со свойствами и качествами жидких, твердых, газообразных веществ, особенностями их взаимодействия друг с другом, переход вещества из одного в другое
  8. Способствовать формированию представления о приспособлении человека к пребыванию в водной среде (дыхание, передвижение, погружение на глубину и т.д.)

"Вода в жизни человека"

  • Свойства и признаки воды.
  • Три агрегатных состояния воды (пар, вода, лед). Конденсация водяного пара на стекле, на дереве.
  • Круговорот воды в природе.
  • Формы проявления воды в природе (родник, ручей, река, море, гейзер, дождь, снег и пр.)

  • Опыты с водой "Удивительные превращения капельки воды" (12, 19; 6, 19-33; 3, 141)
  • Есть ли форма у воды?
  • Имеет ли вода цвет, запах, вкус?
  • Свойства воды.
  • Вода двигает камни.
  • Опыты со снегом.
  • Чтение художественной литературы: рассказа Н.А. Рыжовой "Как люди речку обидели" (12, 24)
  • Рассматривание в речевом уголке иллюстраций, фотографий различных источников воды и водоемов на Земле; картин русских художников: Левитана И. "Озеро", Айвазовского И. "Девятый вал".
  • Составление загадок-описаний.
  • Экскурсии к водоему, наблюдения.
  • Беседы.
  • Создание композиции "Подводное царство"

ВОЗДУХ

  1. Познакомить с понятиями упругости воздуха, его силы (давления), с использованием  воздуха человеком (ветряная мельница, флюгер и пр.).
  2. Развивать представление о значении и влиянии воздуха на жизнь растений, животных, на объекты и явления окружающего мира.
  3. Дать представление об атмосфере, как защитной оболочке Земли, ее значение для человека.
  4. Рассказать о некоторых связанных с атмосферными явлениями природных катаклизмах (смерче, урагане, цунами и т.д.) и об отрицательном и положительном влиянии на атмосферу человека.
  5. Способствовать формированию представлений детей о приспособлении человека к пребыванию в воздушной среде (дыхание при недостатке кислорода или некачественным воздухом)

  • Объяснить детям о круговороте воздуха между ними самими и предметами, посредством опытнической деятельности.
  • Воздух, ветер, человек (как человек использует воздух)

  • Опытничество (6, 11-18; 3, 143; 11)
  • Опыт  с чайником
  • "Круговорот"
  • Эксперименты
  • С деревом
  • Со стеклом (зеркало)
  • Чтение рассказов из энциклопедии Т.Д. Нуждиной "Чудо-всюду. Мир животных и растений" (глава "Природные явления").
  • Чтение С. Маршак "Мыльные пузыри" (11, 15)
  • Конструирование Ветряной мельницы", "Парусников" (11, 88)
  • Наблюдения (11)
  • Беседа "Вот труба – над нею дым" (11, 97)
  • Исследование "Зеленые пылесосы" (11, 100)
  • Продуктивная деятельность:
  • "Пейзаж"

ПЕСОК, ГЛИНА, КАМЕНЬ.

  1. Расширять представления о природных богатствах недр Земли (уголь, нефть, минералы и др.)
  2. Расширять представление о значении почвы для растений, животных, человека.
  3. Дать детям представления о воздействии человека на почву, ее значение для человека.

  • Многообразие минералов и горных пород (глобус, географическая карта)
  • Прочность горных пород

  • Опытничество (6, 34; 5, 38)
  • песок
  • глина
  • камень
  • Комплексное занятие: "Простые и ценные камни в природе" (9,42)
  • Занятие "Что человек делает из глины" (9, 12)
  • Труд в природе, на участке.
  • Создание композиции "Каменный цветок" (аппликация в технике мозаики)
  • Рисование "Мы живем на Урале"

ЗЕМЛЯ. КОСМОС.

  1. Систематизировать представления детей о Солнечной системе, искусственных и естественных спутниках, солнечном и лунном затмениях, планетах, небесных телах (звезды, метеориты) и обо всем, что связано с космосом.
  2. Побуждать к использованию глобуса для решения познавательных задач.
  3. Закреплять представления детей о том, что Земля – это планета, на которой мы живем.
  4. Рассказать о защитной функции атмосферы для Земли.
  5. Расширять представления о причинах изменения рельефа нашей планеты (землетрясения, извержения вулканов, наводнения и пр.).

  • "Где мы живем?" (представление о Земле как планете: она круглая, вращается, на ней моря, океаны, реки, суша)
  • "Щедра природа на выдумки" (представление о частях суток; утро, день, вечер, ночь; о смене времен года, их характеристика: зима, весна, лето, осень).
  • "Тайны природы" (радуга, облака, тучи, гроза).
  • Объяснить детям, что такое космос, космическое пространство.
  • Ближайшая  к нам звезда – Солнце. Вокруг солнца вращается 9 планет – они называются Солнечной системой. Назвать детям планеты Солнечной системы и охарактеризовать их.
  • Объяснить, что Луна – это спутник Земли, она светит только отраженным от солнца светом. Рассказать, что у других планет тоже есть спутники (у Марса их 2, а у Юпитера  - целых 12).
  • Объяснить детям значение космических исследований и программ в наше время.

  • Наблюдения в природе.
  • Ведение календаря природы.
  • Дидактическая игра "Путешествие в Москву".
  • Занятие "Широка страна моя родная".
  • Заучивание стихотворения Исаковского "Поезжай за моря – океаны".
  • Создание композиции "Планета Земля в космосе" (работа с красками и в технике аппликации).
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Беседа "День космонавтики".
  • Составление рассказа "Дорога к звездам".
  • Викторина "Все готово для полета".
  • Игра-занятие "В гостях у Солнышка"
  • Игра "Будущие космонавты"
  • Чтение рассказов о космосе, о космонавтах.
  • Рассматривание фотографий, картин.
  • Просмотр диафильмов, видеофильмов.
  • Игра "Зашифрованное слово".
  • Игра-моделирование "День и ночь"
  • Игра-моделирование "Солнечная система"
  • Опыты:
  • "Земля – магнит" (3, с.152)
  • "На что влияет земное притяжение?" (5,39)
  • "Далеко – близко",
  • "Чем ближе, тем быстрее" (3, с.152,166)
  • "Как светящееся Солнце и движущаяся Земля влияют на смену сезонов?" (5, 46)
  • Сюжетно-ролевая игра "Полет на Луну"
  • Продуктивная деятельность:
  • Аппликация "Космический пейзаж".
  • Рисование "гость с другой планеты".
  • Лепка "Ракета мчится в небеса" (тестопластика)

ДЕЙСТВЕННО-МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ БЛОК

цель

задачи

формы организации образовательного процесса

Обеспечить присвоение детьми средств познавательной  деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную деятельность.

  1. Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью специально созданной системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, осуществлять их оптимальный выбор в соответствии с познавательной задачей.
  2. Закреплять умение самостоятельно использовать исследовательские действия в поисковой деятельности, осуществлять выбор в соответствии с характером задачи.
  3. Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств.
  4. Совершенствовать характер действий, направленных на выявление скрытых свойств объектов.
  5. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации по имеющимся условиям и цели деятельности.
  6. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; умение ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели, корректировать свою деятельность.
  7. Уметь самостоятельно составлять модели и использовать их в деятельности.

Совместная исследовательская деятельность взрослого и ребенка, опыты и эксперименты, моделирование.

Совместная деятельность с детьми по преобразованию предметов рукотворного мира.

БЛОК ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

цель

задачи

формы организации образовательного процесса

Создание условий для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру.

  1. Стимулировать желание самостоятельно преобразовывать предметы окружающего мира, используя знания приобретенные в поисковой деятельности. Изменять функции, назначение предметов, создавать многофункциональные предметы, использовать вариативный подход в преобразовании предметов.
  2. Совершенствовать умение использовать в работе многообразие материалов (бумагу, глину, пластилин, коробочки, разный природный материал, мягкую проволоку, нитки, песок, "бумажное" тесто, ткани, соломку, пробки, крышки, оболочки "киндер-сюрприза", фольгу, засушенные растения, кусочки резины, пластмассу, пластиковые бутылки) и инструменты (ножницы, стеки, лопатки, иглы, пяльцы), самостоятельно выбирать материалы и инструменты в соответствии с заданием, учитывая особенности свойств и качеств (намокаемость, твердость, прозрачность).
  3. Содействовать активному проявлению стремления к преобразованию. Учить творчески подходить к решению конструктивных задач, самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы. Способствовать самостоятельному созданию коллективных объединений детей, имеющих цель преобразовать предмет.

Совместная деятельность с детьми по преобразованию предметов рукотворного мира.

Самостоятельная деятельность детей.


ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОБЛОКОВ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

по проекту "Загадочная планета"

микроблок

образовательная задача

примерное содержание среды

предполагаемая деятельность детей

Лаборатория "Почемучка"

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий обследование объектов. Расширение познавательного опыта.

  • Материалы (сыпучие, твердые, жидкие) для ознакомления с их свойствами.
  • Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и др.).
  • Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.п.)
  • Наглядные модели познавательной деятельности.
  • Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования.
  • Опыты;
  • Эксперименты;
  • Исследования.

Уголок природы

Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности.

  • Растения в соответствии с возрастными рекомендациями;
  • Оборудование для труда на природе.
  • Наблюдение
  • Проведение опытов, экспериментов и исследований
  • Труд природоведческого     содержания

Уголок "Знайки"

Формирование умения самостоятельно "работать" с книгой, "добывать" нужную информацию.

Накопление познавательного опыта.

  • Познавательная литература;
  • Наглядный материал для накопления познавательного опыта: предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио, видеокассеты, коллекции, гербарии и т.д.
  • Рассматривание
  • Чтение
  • Слушание
  • Составление коллекций, гербариев
  • Систематизация (раскладывание) наглядных материалов

Центр преобразования "Мастерилка"

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности.

Развитие ручной умелости.

Выработка позиции творца.

  • Природный, бросовый материал;
  • Различные типы материалов (бумага, ткань и др.);
  • Клей, изобразительные материалы;
  • Глина, тесто (соленое), пластилин;
  • Проволока, тесьма, ракушки и т.д.
  • Изготовление поделок, макетов, построек, игрушек, тематических альбомов, стенных газет, панно и т.д.

Информационная копилка

Осознание своего познавательного интереса, формулирование его в вербальной форме или с помощью условных символов.

Целенаправленное расширение опыта детей по обучаемой задаче.

  • Копилка вопросов;
  • Карточки-вопросы с текстами или условными символами;
  • Тематическая подборка наглядных материалов;
  • Тексты, печатные слова, фотографии;
  • Иллюстрации, картинки, муляжи, объекты и т.д.
  • Формулировка вопроса, его запись или запись полученной информации с помощью букв и условных символов, рисунков.
  • Подбор соответствующего наглядного материала.
  • Рассматривание, чтение.

Игротека

Уточнение, систематизация знаний, умений, навыков, их использование в игровой деятельности.

  • Дидактические игры в соответствии с возрастом по различным разделам
  • Игровая деятельность.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологический проект "Зеленая планета"

Проект  воспитывающий любовь и бережное отношение к природе родного края её растительном и животном мире...

Экологический проект "Берегите планету"

Краткосрочный проект для подготовительной группы...

Экологический проект "Наша планета - Земля"

Проект направлен на обогащение экологических знаний детей старшего дошкольного возраста....

Экологический проект "Загадочные растения вокруг нас"

Краткосрочный проект по лексической теме недели в группе с детьми 6-7 лет....

Экологический, познавательно – исследовательский практико-ориентированный проект «Хлеб всему голова!»

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.Автор: Г.Виеру....

Проект "Загадочная планета Земля. Планета в опасности"

Краткосрочный проект в  старшей группе«Загадочная планета Земля. Планета в опасности»...

Познавательно-исследовательский социально-значимый проект в рамках акции «Экологический мониторинг» Номинация: «Мы- защитники природы» Авторы: Иванова А.В..- воспитатель группы раннего возраста, Стефанюк Л.А. - воспитатель средней и старшей групп. Тема:

Актуальность проблемы всем известно, что экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста начинается со знакомства его ближайшего окружения, с которым он сталкивается каждый день. Чтобы знакомств...