Цикл наблюдений за комнатными растениями
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Осицына Лариса Васильевна

  Закрепить и расширитьзнания детей о комнатных растениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл наблюдений за комнатными растениями.

Наблюдение за фикусом.

Оборудование: фикус, лейка с водой, влажная тряпочка.

Цель: закрепить и расширить знания о растении, воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.

Ход.

- Какие комнатные растения вы знаете?

Художественное слово.

- Как называется это растение?

- Чем фикус отличается от других комнатных растений?

Родиной фикуса являются леса Индии. (Показать на глобусе)

Там это растение совсем не такое, как встречается на наших окнах.

Это громадное дерево с большими, длинными листьями. С круглою кроною и толстым стволом. Из огромных горизонтально расположенных веток ежегодно спускаются в почву корни, которые отличаются от сучьев только жестким волосистым покровом, более бедною окраскою и отсутствием листьев. Они сами постепенно обращаются в стволы и образуют как бы искусственно посаженный крытый зеленый ход вокруг ствола. Под тенью их мог бы расположиться целый отряд солдат. Из всех удивительных растений наиболее полезным можно считать фикус, живущий в наших комнатах. В нем содержится сок, имеющий каучук. Капли его выделяются и при случайном обламывании листьев. История каучука началась, как ни странно, с детского мячика и школьной резинки. Из сока этого растения делают резину. Используется в школе под названием эластики (пластичной смолы) для стирания карандашных рисунков. Изобретателями было предложено много различных изделий из резины. Размножается фикус делением куста при пересадке или стеблевыми черенками, перед посадкой черенок следует поставить на несколько дней в воду, чтобы вышел сок. Молодые растения пересаживают ежегодно. - Как ухаживать за фикусом? (Закрепить)

Наблюдение за традесканцией.

Цель: закрепить и расширить знания детей о традесканции, способах ухода, воспитывать интерес к растениям.

Оборудование: комнатное растение традесканция.

Ход.

- Какие комнатные растения вы знаете?

Художественное слово.

- По каким признакам можно узнать традесканцию?

Странные названия бывают у растений. Например, одно из распространенных домашних растений называлось «бабьи сплетни». Научное же название этого растения более благозвучное – традесканция, данное по имени ботаника Джона Традесканта, который посетил Россию с целью изучения флоры нашего севера. Откуда же появилось народное название традесканции «бабьи сплетни»?

Если взглянуть на это растение с длинными свисающими стеблями, которое обычно подвешивают в горшке на окнах, то сходство со сплетнями можно найти. Свисающие с горшка стебли, густо покрытые торчащими в стороны листиками, так переплетены между собою, что их трудно отделить друг от друга, трудно найти конец или начало ветки.

«Бабьи сплетни» распространены на болотах тропических лесов Америке. Растения любят влажную почву, малое освещение: стебли располагаются по поверхности почвы и укрепляются корешками, отходящими от веток. Стебли хрупкие, легко ломаются. Если традесканцию поместить на солнечное место, то листья вдруг становятся бледными, сероватыми. Это в них образуется водная ткань, предохраняющая растение от солнечных лучей.

Традесканции бывают не только зелеными, встречаются растения с белыми полосками, с коричневыми, с серебристыми полосками, с мохнатыми, покрытыми волосками стеблями и листьями.

Это растение иногда цветет в комнатах. Цветы маленькие, похожие на беленькие звёздочки.

- Как ухаживать за этим растением?

Поливать два раза в день в период цветения, опрыскивать из мелкосетчатой леечки.

Наблюдение за бальзамином.

Цель: закрепить и расширить знания о растении, его названии, закрепить способы ухода, воспитывать интерес.

Оборудование: комнатное растение бальзамин.

Ход.

Родина растения - тропики Америки. С давних пор это растение широко распространено у нас и попало даже в русскую литературу. В пьесе Островского А. Н. «За чем пойдешь, то и найдешь», ее герой носит фамилию Бальзаминов. В повести Ф. М. Достоевского «Бедные люди» грустная история Макара Девушкина начинается с письма: «Вижу, уголочек занавески у окна вашего загнут и пришпилен к горшку с бальзамином»…

Бальзамин – одно из наиболее старинных комнатных растений. Оно ввезено в Европу в 1596 году и уже более 350 лет растет на наших окнах.

«Ванька» - русское название.

«Мокрый» - названо потому, что в жаркий день с листьев его испаряется лишняя влага, «слезы» эти сладковатые.

Огоньком это растение названо за яркую окраску цветов, похожих на «огоньки».

Недотрога – после цветения образуется ягода, эта сочная ягода высыхает и превращается в коробочку. Стоит до нее дотронуться, как они лопаются и выстреливают довольно крупными семенами. Отсюда и название.

Некоторые виды дикого бальзамина растут у нас в Средней Азии, где из его корней получают желто-красную краску – хну. Не только корень, но и цветы, листья выделяют желто-коричневую жидкость, сок. Светолюбивое и влаголюбивое растение размножается семенами, черенками. Бальзамин не выносит дыма – может погибнуть.

Тема: Рассматривание кактусов.

Программные задачи:

  1. Уточнить знания детей о внешнем виде комнатных растений (есть корень, стебель, листья), о способах ухода за комнатными растениями (как поливать, снимать пыль тряпочкой, опрыскивать, рыхлить землю).
  2. Познакомить детей с новым способом уборки пыли, ориентируясь на особенности внешнего вида (строение), подводить детей к тому, что разным растениям нужно разное количество влаги.
  3. Воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями, желание ухаживать за ними.

Предшествующая работа: рассматривание комнатных растений: фикус, традесканцию, амазонскую лилию, фиалку.

Оборудование: кисточки, вода, тряпочки, палочки для рыхления.

Ход занятия:

Сразу после завтрака предлагаю детям организовать «магазин». На двух рядом стоящих столах устраиваю витрины, на которых стоят комнатные растения: фикус, традесканция, амазонская лилия, фиалка. Около стола с растениями ставлю стол с предметами по уходу. Немного дальше ставится стол, вокруг которого размещаются полукругом стульчики. Здесь дети будут рассматривать кактусы.

- Ребята, кто знает, как называется этот «магазин»? (если затрудняются, сама говорю «Цветы»).

- А у нас в городе есть магазин «Цветы»? Кто из вас там был?

- Что продают в таком магазине?

- Ребята, я уже сказала, что наш «магазин» необычный. Цветы мы будем покупать не за деньги, а за правильные ответы. В нашем «магазине» нельзя толкаться, разговаривать громко, становиться так, чтобы всем все хорошо было видно. Если вы хотите ответить, то поднимайте руку.

- Ребята посмотрите внимательно, какие из растений, стоящих на витрине, вам знакомы? (если дети затрудняются, называю сама или уточняю ответы).

- Кто мне покажет части растения? (у растения есть корень, он находится в земле, мы его не видим, есть стебель, листья).

- Для чего растению нужен корень? (корень втягивает в себя влагу, питательные вещества, необходимые для роста и жизнедеятельности растений).

- А зачем растению стебель? (по нему движутся вода и питательные вещества, которые поступают к листьям и цветкам, на стебле держатся листья).

- Теперь скажите, зачем растению листья? (через листья растению поступает свет, с их помощью растение дышит).

- А теперь посмотрите на растения и скажите, у какого растения самый толстый стебель? (у фикуса).

А у какого растения много тонких стеблей? (у традесканции).

- Ребята, как нужно ухаживать за растениями, чтобы они были всегда красивыми и ухоженными? (их нужно поливать, рыхлить почву, убирать пыль и сухие листья).

- Кто покажет, как нужно правильно поливать растение? (вызываю 1 человека, предлагаю взять лейку и полить).

- Ребята, как мы узнаем, что растение нужно полить? (определение по состоянию земляного кома: постучать палочкой по почве – если звук будет звонкий, то растение нуждается в поливе, если глухой, то влаги достаточно).

- Какой водой нужно поливать растение? Можно ли поливать растение холодной водой? (поливать водой комнатной температуры, воду готовить заранее, чтобы она отстоялась).

- Зачем нужно рыхлить почву? (растение, как и все живое, должно дышать кислородом, поэтому нужно рыхлить почву, он свободно поступал к корням. Вызываю двух желающих, предлагаю взять палочки и подрыхлить землю).

- Для того чтобы растение росло хорошо, нужно убирать пыль с их листьев. С листьев каких растений нужно убирать пыль тряпочкой (предлагаю 2 – 3 детям взять тряпочки, намочить их и правильно протереть листья, проводя тряпочкой сначала листа к себе).

- Кто знает, какие растения нужно опрыскивать, почему? (опрыскивать нужно в специальной ванночке, теплой водой, земляной ком нужно прикрыть, чтобы его не размыло водой).

- Дети, как изменяется уход за растениями зимой? (зимой растения замедляют свой рост, так как зимой меньше тепла и света, поэтому их нужно реже поливать и смотреть, чтобы растения не стояли на сквозняках).

- А теперь мы познакомимся с новыми растениями (дети садятся на стульчики, на стол ставятся разновидности кактусов).

- Как называются эти растения?

- Давайте рассмотрим каждый кактус. Из каких частей он состоит? Ребята, посмотрите, у кактусов вместо листьев колючки, один толстый и мясистый стебель.

- Скажите, можно ли кактус вытирать тряпочкой? Почему нельзя?

- Ребята, с кактусов убирают пыль мокрой кисточкой. Посмотрите, как я это делаю (вызываю каждого ребенка, даю возможность поупражняться). Далее рассказываю о кактусах:

- Родина кактусов там, где тепло, даже жарко, ярко светит солнце, дожди бывают редко, поэтому в почве мало влаги. Чтобы кактусы хорошо росли у нас, за ними надо правильно ухаживать. Кактусы ставят на самое светлое и солнечное место на окне, регулярно убирают с них пыль и поливают один раз в неделю.

- Так как правильно ухаживать за кактусами?

- А теперь давайте вернемся в «магазин» и поиграем. Игра наша называется «Чего не стало»? Я убираю растение, а вы называете какое.

После игры собираю детей, оцениваю работу каждого и предлагаю убрать оборудование, цветы ставим на место.

- Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения за комнатными растениями, труд. Младшая группа

В картотеке представлены виды работ и наблюдений за комнатными  растениями в уголке природы в младшей группе...

Цикл наблюдений за комнатными растениями

Картотека для закрепления знаний детей о комнатных растениях и о способах ухода...

Система непрерывных наблюдений за комнатными растениями в течение месяца в старшей группе.

Система непрерывных наблюдений за комнатными растениями в течение месяца в старшей группе....

Наблюдения за комнатными растениями картотека

Методические рекомендации«Уход за комнатными растениями»           Основная задача ознакомления дошкольников с растениями в уголке природы ...

Наблюдения за комнатными растениями, труд. Младшая группа

Наблюдения за комнатными растениями, труд. Младшая группа...

Картотека для младшего возраста "Наблюдения за комнатными растениями"

Информация и консультация для  родителей "Учим ребенка общаться"...