КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКОМЫЕ КРИСТАЛЛЫ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чечулина Татьяна Евгеньевна

 Организационная образовательная деятельность 

по экспериментальной деятельности в старшей группе с ТНР

«Удивительные знакомые кристаллы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Организационная образовательная деятельность  

по экспериментальной деятельности в старшей группе с ТНР

«Удивительные знакомые кристаллы»

Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами.

Задачи:

1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов).

2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

3. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарная работа: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод, вагонетка.

Предварительная работа:

1. Чтение пословиц, поговорок про сахар и соль.

2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

3. Дидактическая игра «Свойства предметов»

4. Беседы о том, как люди используют качества и свойства материалов при изготовлении разных предметов.

5. Беседы по технике безопасности.

6. Проведение исследований, опытов.

Методы и приемы:

Наглядные: презентация, мнемотаблица;

 Словесные: вопросы, рассказ педагога, положительная мотивация, художественное слово; Практические действия: проведение опытов.

Оборудование: герой  Незнайка; емкости  с сахаром и солью; черный картон, лупы, по 2 стаканчика, мерные ложечки, емкости под сахар, соль, соль (крупного и мелкого помолов, сахарный песок, тростниковый песок, сахар-рафинад, сахарная пудра).

Ход образовательной деятельности:

I ч. Вводная. Психотренинг «Какой чудесный день» (дети стоят около воспитателя)

1) - Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

- Ребята, какой сегодня чудесный день. У меня прекрасное настроение. Хотелось бы узнать, с каким настроением вы зашли в группу:

- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь!

- Кому нравится общаться с ребятами – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться - хлопните в ладоши!

- Кто уважительно относиться к товарищам, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки.

Я вижу, что у вас тоже хорошее настроение.

2) Сюрпризный момент. Мотивация - появление героя «Незнайка»

Незнайка: Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы добрые, отзывчивые, умные. Я купил соль и сахарный песок, пересыпал их в одинаковые баночки и теперь не знаю, что где лежит, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: Поможем Незнайке?

Дети: Да.

IIч. Основная

 1) Рассказ детей и педагога о происхождении соли и сахара.

Воспитатель: Давайте  расскажем и покажем, Незнайке, откуда берутся соль и сахар.

Один из способов добычи соли – соляные шахты. В этих шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят их в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх. (Показ слайдов).

 Другой способ добычи соли. На морском берегу строят специальные неглубокие бассейны — соляные прессы. По специальному каналу в них напускают морскую воду. Жаркое солнце нагревает воду, и она быстро испаряется, а принесенная ею соль остается в бассейне. (Показ слайдов).

Воспитатель: Какая соль бывает?

Дети: Мелкая и крупная соль (показ образцов).

Воспитатель: А теперь  расскажем, как добывают сахар.

 Родина сахара – жаркие тропические страны. В тех местах на земле, где не бывает холодных зим, растет высокая трава со сладковатыми стеблями – сахарный тростник. Из сахарного тростника отжимают сок, варят сладкий сироп до образования кристаллов. В результате получается коричневый сахар. (Показ слайдов).

В северных странах, где не растет сахарный тростник, сахар делают из белой свеклы. Комбайн отделяет вершки от корешков, и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой и варят. Вода становится сладким сиропом. Затем ее очищают и процеживают. Полученный сироп варят до получения кристаллов. Это и есть сахар! (Показ слайдов).

Воспитатель: Какие виды сахара вы знаете?

Дети: сахарный песок, сахар-рафинад, сахарная пудра, тростниковый сахар (показ образцов).

2) Физкультминутка: «Дружные ребята» (дети врассыпную встают)

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали. ( Шагаем на месте)

На носочках потянулись (Встать на носочки)

 И друг к другу повернулись. ( Повернулись лицом друг к другу)

Как пружинки мы присели, (Присели на корточки)

А потом тихонько сели. ( Сели на стульчики)

3) Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята пройти  в мини – лабораторию. А кто знает, что такое лаборатория? Как правильно надо себя вести в лаборатории?

Дети: Высказывают свои предположения и проводят опыты. Не шуметь, не толкаться, громко не разговаривать.

Воспитатель: Правильно, это там, где ученые высказывают свои предположения и проводят опыты. Давайте, как настоящие ученые наденем с вами шапочки и халаты.

Предлагаю сесть за столы. Перед вами две  баночки Незнайки. Давайте посмотрим и определим где соль и сахар.

Дети пробуют определить.

Опыт 1.

Воспитатель: Высыплем кристаллики в емкости.

Что вы заметили, когда я выполняла это действие? Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

Дети: сахар и соль – сыпучие вещества.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 2.

Воспитатель: Насыплем в стаканчики каждое вещество и определим цвет.

Дети: одно – с желтоватым оттенком, другое – белое.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 3.

Воспитатель: Дети, имеют ли соль и сахар запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно?

Дети: Сахар и соль – сыпучие вещества, Их нельзя подносить близко к носу.

Дети: Одно вещество пахнет карамелью, ванилью, другое не имеет запаха.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 4.

Воспитатель: Соль и сахар – очень мелкие кристаллы, нам их трудно рассмотреть. Что нам поможет?

Дети: Лупа.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Лупа увеличивает предметы в несколько раз.

Воспитатель: На один край черного картона положите кристаллики одного вещества, на другой – кристаллики другого. На что похожи кристаллики?

Дети: одно вещество имеет форму кирпичиков, другое – форму горошины.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 5.

Воспитатель: Что мы можем сказать о вкусе? Предлагаю попробовать воду и определить вкус сахара и соли.

Дети: Соль – соленая, сахар – сладкий.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Воспитатель: Вот мы и провели исследования этих полезных кристаллов. Расскажите, в чем сходство и различие соли и сахарного песка?

Дети: Соль и сахарный песок одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, к тому же у них разная величина.

Воспитатель: Ребята, где еще используется соль и сахар?   Чудесные кристаллы соли мы  использовать  в медицине, пищевой промышленности, дорожном хозяйстве. А сахар  в приготовление тортов, варенье варим,  

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Незнайка понял, как определять соль и сахар? Кто думает, что он понял, возьмите картинку с конфетой, кто думает, что не совсем понял – картинку с соленым огурчиком.

IIIч. Заключительная. Итог ООД.

Незнайка: Ребята, спасибо вам большое за рассказ. Я хочу подарить вам медаль « Юный исследователь.»                                        

Воспитатель:

Давайте вспомним и расскажем гостям.

- Что мы сегодня узнали в нашей мини - лаборатории? (дети отвечают, используя карты-схемы)

- Что больше всего вам сегодня понравилось?

- Что было полезным для вас?

- Уважаемые гости,  что вам понравилось?

- Как вы думаете, мы научились различать  свойства сахара и соли?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Кристалл здоровья"

Данное занятие направлено на закрепление  культурно-гигиенические навыков, привычку к аккуратности, чистоте у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД "Путешествие в струну Кристаллию"

Логопедическое развлечение для детей старшей группы по теме "Новый год".Цель:1)   подбор однокоренных слов;2)    расширение словаря прилагательных;3)    развити...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные кристаллы соли»

Автором предлагается конспект познавательно - исследовательской деятельности....

Конспект квест- игры " Кристаллы здоровья"

Развернутый конспект сучетом ФГОС по сохранению и укреплению здоровья детей...

Конспект НОД: «Выращивание кристаллов соли»

Задачи: 1.Познакомить детей с понятием кристалл.2.Изучить условия образования кристаллов.3.Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы....

Конспект проектно-исследовательской работы "Выращивание кристалла соли"

Конспект проектно-исследовательской работы "Выращивание кристалла соли"...

"Магия кристаллов" Эксперимент по выращиванию кристаллов сахара и соли в старшей группе для детей с овз.

Кристаллы - удивительные явления природы. Они поражают своей необычностью: размерами, цветом, формой.Выращивать кристаллы можно не только в химических и промышленных лабораториях, но и в домашних усло...