Педагогический проект "Природа Кольского края"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Оськина Ольга Владимировна

Данный проект ориентирован на решение одной главной проблемы –   научить детей видеть  удивительную красоту северной природы, беречь ее,   сформировать  интерес к ее художественному изображению. 

Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, поиск ее решения через игры-эксперименты, наблюдения, беседы, художественно-эстетическую деятельность.

Предлагаемые формы работы являются актуальными, так как обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Проведенные самостоятельные исследования позволят детям ответить на проблемные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon экологический проект120.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение ……………………………………………………………………….2

2. Актуальность проекта………………………………………………………..2

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты………………………….3

4. Аннотация проекта ..…………………………………………………………5

5. Этапы реализации проекта программы……………………………………6

6. План мероприятий ……………………………………………………………9

7. Критерии оценивания проекта………………………………………………12  

8. Выводы ………………………………………………………………………12

9. Литература …………………………………………………………………..13

ВВЕДЕНИЕ

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души!

В.А. Сухомлинский

Пользователи проекта: дети старшего дошкольного возраста

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта: творческий, познавательный, познавательно-исследовательский.

Место проведения: группа,  прогулочный участок ДОУ, музей, парки,  виртуальные выставочные залы.

 Сроки реализации: долгосрочный,  с 01.10.2017  - 31.12.2017

Участники проекта: дети старшей группы; воспитатель группы; родители

Идея проекта:

Была создана проблемная ситуация, которая помогла вызвать у детей интерес к изучению данной темы. Этот интерес возник после  проведения конкурса рисунков об экологии.  

Во время проведения конкурса рисунков, перед детьми встала проблема, как изобразить природу родного края? Дети проявили инициативность и предложили воспитателю помочь им больше узнать о природе нашего края, научиться изображать ее и  чем они могут помочь в защите природы.

Так возникла идея проекта «Природа Кольского края»

Актуальность создания проекта

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Мы живем на Кольском Севере. Человеку, который здесь никогда не бывал, трудно представить, насколько разнообразен и удивителен этот край. Для нас, северян, он родной и любимый. Мы живем рядом с великолепными озерами, водопадами, красивыми и богатыми полезными ископаемыми Кольского Севера. Мы знаем не из книг о фантастических полярных сияниях. В детском саду имеется возможность раскрыть перед детьми удивительную красоту северной природы, сформировать у них интерес к ее художественному изображению.

Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности творческие, инициативные, самостоятельные и  ответственные за свои поступки.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Природа Кольского края», который будет способствовать формированию у  воспитанников положительного эмоционального отношения к жизни и эстетических чувств, развитию творческих способностей, что пригодится им на дальнейших этапах жизни.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Цели:  

  • Приобщение детей к природе родного края средствами изобразительной деятельности.
  • Формирование у дошкольников творческих способностей.
  •  

Данные цели требовали решения следующих задач:

  • формирование у детей мотивации к изучению родного края, его природы;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • развитие интереса к изобразительной деятельности, рисованию объектов природы;
  • развитие эстетического восприятия;
  • обогащение словаря детей;
  • воспитывать патриотические и эстетические чувства.

Ожидаемые результаты

1. Повышение квалификации:

  • подбор методической литературы и презентаций по изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • создание картотеки дидактических игр; игровых упражнений;
  • создание фонотеки - подбор музыкальных произведений;
  • создание картотеки художественных произведений - стихи, загадки, рассказы;
  • создание банка презентаций по природе родного края;
  • презентация из опыта работы по проекту.

2. Обогащение образовательной среды:

  • оформление ИЗО уголка;
  • оформление книжного уголка книгами с иллюстрациями природы родного края;
  • подбор  разнообразных изобразительных материалов;
  • подбор образцов нетрадиционных техник рисования;
  • использование ИТК (мультимедийные презентации, экранные слайды и т.п.);
  • картотека  целевых прогулок наблюдений за природой.

3. Дети:

  • приобщение дошкольников к природным богатствам родного края;
  • положительное влияние изобразительной деятельности по проекту на психо-эмоциональное состояние детей;
  • овладение навыками экологически безопасного поведения в природе;
  • расширение знаний о растительном и животном мире нашего северного края;
  • развитие любознательности, инициативности, познавательной активности, коммуникативных навыков;
  • формирование понятия, что северная природа очень хрупкая и ее нужно беречь;
  • формирование  самостоятельного стремления к исследованию объектов природы;
  • формирование творческих способностей детей в соответствии с психофизиологическими возможностями воспитанников;
  • обогащение словарного запаса, развитие связной речи, формирование интереса к художественной литературе о природе родного края;
  • выполнение общеобразовательной программы МБДОУ 57 г. Мурманска  по художественно-эстетическому развитию и познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

4. Родители:

  • повышение интереса родителей к жизни ребенка в детском саду, участие в предлагаемых мероприятиях, конкурсах;
  • повышение интереса родителей к изобразительной деятельности и эстетическому воспитанию ребенка в семье;
  • повышение интереса проведения походов с детьми на природу и различных мероприятий экологической природоохранной направленности.

5. Сотрудничество со специалистами ДОУ:

  • взаимодействие по вопросам эстетического воспитания с музыкальным руководителем.
  • приобщение к слушанию музыки,  разучивание песен о природе.

Продукт:

  • Летбук «Мир пейзажа»
  • Интерактивный плакат «Ознакомление с миром пейзажа»
  • Участие в экологических акциях, фестивалей и конкурсах
  • Рукописная книга «Природа Кольского края»

Аннотация проекта

Данный проект ориентирован на решение одной главной проблемы –   научить детей видеть  удивительную красоту северной природы, беречь ее,   сформировать  интерес к ее художественному изображению.  

Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, поиск ее решения через игры-эксперименты, наблюдения, беседы, художественно-эстетическую деятельность.

Предлагаемые формы работы являются актуальными, так как обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Проведенные самостоятельные исследования позволят детям ответить на проблемные вопросы.


В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; 
  •  сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип интеграции образовательных областей  в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; 
  •  решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, преемственности, непрерывности и системности образования.

Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Пути решения проекта:

  • учесть требования и мнения всех участников создаваемого продукта;
  • разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ;

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана

на 3 месяца: с «01» октября 2017г.  по «31» декабря 2017 г.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

- определение цели и задачи проекта;

- определение поэтапной модели и плана действий над проектом;

- анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта (прогнозирование результата);

- составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами, родителями;

- подбор дидактического материала, просветительской информации и оборудования для бесед, презентаций, музыкальных развлечений;

-сотрудничество с  родителями.

Мотивирование детей на постановку исследовательской задачи, проблемы, совместное формулирование названия проекта.

Октябрь

2.

Практический этап

Работа с детьми:

- диагностическая работа (наблюдения, специальные задания детям, беседы);

- индивидуальные занятия;

- подгрупповые занятия;

- участие в экологических акциях, конкурсах;

- виртуальное знакомство с мастерской художника;

- наблюдение за природой  и уход за деревьями, кустами на участке (участок детского сада);

- организация экскурсии и занятий в виртуальных выставочных залах;

- проведение выставок детского творчества «Природа Кольского края»;

- проведение опыта;

- оформление выставок детского творчества, групповых и персональных;

- интегрированные занятия совместно с музыкальным руководителем.

Работа с родителями:

- анкетирование; беседы;

- проведение теоретико-практического семинара на родительском собрании «Подготовка руки к письму через изобразительную деятельность»;

- организация целевых прогулок в разных уголках нашего города;

- участие в субботнике на участке;

- выставка рисунков «Рисуем всей семьей»;

- консультация: мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования»;

-оформление консультаций,  папок-передвижек в «Родительском уголке», фоторепортажи на сайте в Вконтакте;

-предоставление материалов работы по проекту на сайт ДОУ;

- консультативная помощь по запросам.

Реализация совместной, самостоятельной работы в  различных видах деятельности по теме проекта

Октябрь-декабрь

3.

Обобщающе - результативный этап

-Подведение практических итогов реализации проекта;

- опрос удовлетворенности родителей, детей, педагогов;

- теоретическое обобщение  и дальнейшее внедрение результатов проекта в педагогическую практику;

- уточнение и формулировка выводов, выявление перспектив последующего развития проекта;

- Анализ результатов, обобщение и распространение опыта.

Систематизация полученных знаний по теме проекта.

Декабрь

4.

Презентация проекта

- Летбук «Мир пейзажа»

- Интерактивный плакат «Ознакомление с миром пейзажа»

- Участие в экологических акциях, фестивалей и конкурсах

- Рукописная книга «Природа Кольского края»

- презентация проекта.

Продукт деятельности

31 декабря

План мероприятий.

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1

«Физическое развитие»

(развитие мелкой моторики кистей рук, крупной моторики рук; зрительное развитие; способствует поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения)

- Подвижные игры «Ловля оленей»; «Краски» и т.д.;

- Проведение утренних гимнастик перед занятиями;

- Физминутки;

Динамические паузы;

- Зрительные гимнастики;

- Упражнения с массажным мячиком;

- Пальчиковая гимнастика.

НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры,

самостоятельная деятельность

2

«Социально-коммуникативное развитие»

(присвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая  моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой Родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе)

- «Не  боимся мы дождей  и  холодных  хмурых  дней»;

- «Осенние хлопоты человека»;

- «Учимся быть вежливыми»;

- Формирование трудовых навыков на прогулке;

- Участие в субботнике;

- Охраняем природу»;

- Участие в  экологическом фестивале «Берегите лес!»;

-  Правила безопасности на занятиях по рисованию, лепке и аппликации.

НОД, совместная деятельность в режимных моментах, дидактические игры, работа с родителями,

самостоятельная деятельность

3

«Познавательное развитие»

(развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление); формирование представлений об информации (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира)

- Беседы «Я живу в городе-герое Мурманске» - рассматривание картинок  о Мурманске;

- просмотр презентации «Лики Северной природы»;

- Родной город -  виртуальная экскурсия по улицам Мурманска, используя слайды  презентации «Мурманск – столица Заполярья!»;

- Ознакомление с миром природы

«Прогулка по осеннему лесу»;

- Целевые прогулки (наблюдения за природой и сезонными явлениями);

-Посещение краеведческого музея;

-Проведение познавательно-исследовательской деятельности «Камни Кольского полуострова»; «Почва на участке», «Кора деревьев», «Почему листья желтеют»; «Морозко», «Снег», «Лед»;

- «Времена года».

НОД, совместная деятельность в режимных моментах, дидактические игры, работа с родителями,

самостоятельная деятельность

44

«Речевое развитие»

(Обогащение словарного запаса; развитие связной речи; правильное произношение; умение описывать увиденное, рассказать о созданном изображении)

-Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

-Рассматривание сюжетной картины

«Осенний день» и составление рассказов по ней.

- «У природы нет плохой погоды» (по произведениям  Е. Тургениева,  А. Плещеева, А. Пушкина);

-  «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень»;

- Составление рассказа по картинам «Осень», «Зима»;

- Развитие речи

Чтение стихотворений о зиме;

 

НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, работа с родителями,

самостоятельная деятельность

55

«Художественно-эстетическое развитие»

(развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;становление эстетического отношения к окружающему миру;формирование элементарных представлений о видах искусства;восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

- Знакомство с пейзажной живописью.

- Рисование «Грибы», «Ягоды», «Деревья»;

- Аппликация

«В лес за грибами»;  

-      Рисование                                                                                    

«Яблоня с золотыми яблоками в  саду»;                          

- Рисование пейзажа

«Осенний лес»  (цв. мелки, акварель);

-Рисование городского пейзажа  

«Дома на нашей улице»;  

-   Рисование          «Зима»;

- Рисование

«Наша нарядная ёлка»;

- Аппликация «Снеговик».

-Рисование по замыслу птеме проекта;

-Рисование по представлению по теме проекта;

- рисование с использованием нетрадиционной техникой;

- слушание музыки, разучивание песен о природе;

- праздники, развлечение, досуги.

НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, работа с родителями,

самостоятельная деятельность

Критерии оценивания проекта:

  • Удовлетворённость родителей результатами работы ДОУ;
  • Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа;
  • Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника;
  • пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.

Выводы:

Таким образом, сегодня можно сказать, что данный проект позволяет достичь поставленных целей при наименьших затратах ресурсов. Кроме того, его познавательный и творческий потенциал активизирует деятельность всех субъектов педагогического процесса (дети, родители, педагоги) и способствует активности при организации совместной работы в различных видах  деятельности.

В ходе реализации проекта педагогический опыт вызывает интерес у коллег, что стимулирует педагогические коллективы к его широкому применению, демонстрирует ценность взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива ДОУ.  Поэтому проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

 

Литература


  1. Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 94-96. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1095/
  2. Добро пожаловать в экологию! Воронкевич О.А.
  3. Конспекты занятий в  Ст. гр. Д.С.- ЭКОЛОГИЯ Волчкова В.П. Степанова Н.В.
  4. Занятия по развитию речи детей 5- 7 лет. Под редакцией О.С.Ушаковой.
  5. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Ушакова О.С.,  Гавриш Н.В.
  6. От рождения до школы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред.  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  7. Ознакомление с природой в Д.С.  Старшая   гр. Соломенникова О.А.
  8. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Ст. группа.  Дыбина О.В
  9. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.

Дыбина О.В.

  1. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников  
  1. лет Н.В. Веракса, О.Р. Галимов.

    11. Занятия по  изобразительной   деятельности  в детском саду: Старшая    группа.

     12. Изобразительная деятельность.  Разработки занятий. Старшая гр. Г.С.Швайко. Н.Ф. Штейнле  Изд. «Корифей».

     13. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая    группа Комарова Т.С.

     14. Аппликация в детском саду.А.Н. Малышева,  Н.В. Ермолаева

        15. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова.

        16. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. Борисова М.М

         17. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. Борисова М.М

         18. Физкультурные   занятия на воздухе. ФГ.Фролов.

19. Формирование основ безопасности у дошкольников.  К.Ю.Белая

Демонстративные альбомы:

  1. Знакомим с пейзажной живописью. Н.А.Курочкина.
  2. Добро пожаловать в экологию.    Ст. гр. О.А. Воронкевич.  
  3. Презентации по проекту «Лики Северной природы», «Пейзажи Кольского севера».                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Мой край"

Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека в раннем детстве. Нельзя любить свою большую Родину Россию, если не знаешь края, в котором живешь. Воспит...

Педагогический проект "Мой край Родной"

Разработка плана детского проекта в подготовительной группе[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"11764313","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][...

Педагогический проект "Природу края береги"

Данный проект предназначен для детей и родителей, направленный на повышение экологической грамотности....

Педагогический проект "Наш край - Заполярье"

Педагогический проект, направленный на ознакомление детей с животным и растительным миром Заполярья...

В гостях у оленеводов. Путешествие по Кольскому краю.

Презентация помогает детям старшего дошкольного возраста познакомиться с бытом оленеводов Кольского полуострова....

Педагогический проект "Мой край-Мордовия моя!"

Данный педагогическийпроект предназначен для детей старшей логопедической  группы и направлен на то, чтобы  помочь ребенку с ОНР обрести целостное представление о предметах и явлениях окружа...

"ПРИРОДА КОЛЬСКОГО КРАЯ" - иллюстративный материал

Подборка иллюстративного материала, для знакомства дошкольников с природой родного края....