Педагогический проект "Наш край - Заполярье"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Перминова Наталья Валентиновна

Педагогический проект, направленный на ознакомление детей с животным и растительным миром Заполярья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_kray_zapolyare.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               

 

                         Педагогический проект на тему «Наш край – Заполярье»

                                                               

                                                                          Паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема

«Наш край – Заполярье»

Адресация проекта

Проект адресован детям, родителям воспитанников, педагогам

Руководитель проекта

Перминова Наталья Валентиновна

Участники проекта

Воспитанники, воспитатели, родители воспитанников

Возраст воспитанников

Дети 6 -7 лет

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта – познавательно - творческий  

По количеству создателей – коллективный

По количеству детей, вовлеченных в проект – коллективный

По продолжительности – среднесрочный

По профилю знаний –метапредметный

Цель

Познакомить с географическим положением и уникальностью природы Заполярья. Воспитывать любовь и чувство сопричастности к родному краю, гордость за свою малую родину.

Задачи

  1. Расширение кругозора дошкольников о растительном и животном мире Заполярья.
  2. Сформировать представления об особенностях климата Заполярья.
  3. Развивать познавательный интерес к природе, желание наблюдать, познавать, получать новые знания, умения и навыки.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
  5. Обогащать детско–родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений о Заполярье.

Предполагаемые результаты и продукты

Наглядно - игровое пособие книжка – самоделка «Наш край – Заполярье»

Этапы работы

Этапы осуществления проекта:

-1 этап – погружение в проект (4.09.17-15.09.17): подводящие к проекту беседы с детьми, экскурсия в тундру, составление перспективного плана

-2 этап – организация деятельности (18.09.17-22.09.17): создание мотивационной готовности к проекту.

-3 этап – осуществление деятельности (25.09.17-15.12.17): реализация системы мероприятий в группе по изучению природы и животного мира Заполярья, оформление творческих работ.

-4 этап – презентация созданного наглядно – игрового пособия книжки – самоделки «Наш край – Заполярье» и проведение викторины «Юные знатоки Заполярья» (18.12.17- 22.12.17)

        

                                                               

                                                             Актуальность проекта

  В настоящее время очень важен и актуален вопрос освоения Арктической зоны РФ для будущего устойчивого развития страны.

  В сентябре 2008 года президентом РФ Д. Медведевым были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Тем самым было признано, что Арктика является объектом особой политики государства в силу своей специфичности и особенностей, отличающих ее от других регионов страны.

Президент В.В. Путин утвердил стратегию развития Арктики до 2020 года.

В состав Российской Арктики включены: полностью или частично территории девяти субъектов федерации, в том числе и республика Коми в составе городского округа Воркута, расположенного за Северным Полярным кругом, в Заполярье.

  Заполярьем в РФ принято считать территории, находящиеся севернее 60 параллели, имеющие суровый климат и покрытые тундрой. Продолжительность зимы здесь составляет более восьми месяцев. Вокруг нашего заполярного города на тысячу километров раскинулась бескрайняя тундра. Население в городе Воркута сильно постарело за последние несколько десятилетий, наблюдается его миграционный отток.

Но в тоже время, только жители Заполярья имеют возможность видеть северное сияние, любоваться суровой и в то же время неповторимой красотой природы Заполярья, наблюдать за его уникальным растительным и животным миром.

  Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.

Как говорил К. Паустовский: «Любовь к родной стране начинается с любви к природе». Формирование бережного отношения к природе невозможно представить без воспитания любви и интереса к родному краю, своей малой Родине. Общение с природой, стремление понять, познать ее законы рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.

Разработка данного проекта и его реализация явилась логическим и тематическим продолжением актуальной работы с детьми по нравственному воспитанию и ознакомлении воспитанников с природой Заполярья.

                                           

                                                                                                   

                                                 


                                                Содержание проекта

Цель. Познакомить с географическим положением и уникальностью природы Заполярья. Воспитывать любовь и чувство сопричастности к родному краю, гордость за свою малую родину.

Задачи:

  1. Расширение кругозора дошкольников о растительном и животном мире Заполярья.
  2. Сформировать представления об особенностях климата Заполярья.
  3. Развивать познавательный интерес к природе, желание наблюдать, познавать, получать новые знания, умения и навыки.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
  5. Обогащать детско–родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений о Заполярье.

Гипотеза:

Если в воспитательно-образовательную работу ввести план мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении - Заполярье, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать воспитанию любви к родному краю.

Механизм выполнения: Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно–образовательного процесса являются ребенок, родители воспитанников и педагоги. Отношения строятся на основе сотрудничества.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (сентябрь – декабрь 2017 года)

Продукт проекта: наглядно – игровое пособие книжка – самоделка «Наш край – Заполярье»

Принципы проекта

В соответствии с ФГОС дошкольного образования проект опирается на следующие научные принципы:

- Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми.

- Принцип доступности.

- Принцип последовательности.

- Принцип системности.

- Принцип развивающего образования.

- Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

- Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

- Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Ожидаемый результат:

1. Пробуждение интереса к природе и животному миру Заполярья, любви к родному краю.

2. Формирование чувства национального достоинства, ответственности.

3. Расширение кругозора детей о Заполярье.

4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению детей с Заполярьем.


        

                                    Технология разработки проекта

1 этап – погружение в проект

Включает в себя:

- беседы на тему «Родной край», «Что такое Заполярье?»

- экскурсия в тундру

- подбор наглядного материала, методической и художественной литературы - составление перспективного плана по организации взаимодействия с детьми

Проведение бесед, непрерывный процесс наблюдений на прогулке за живой и неживой природой с целью обогащения знаний детей о различных объектах природы Заполярья. Для детей создавались различные проблемные ситуации, где решались вопросы экологического воспитания и развития детей на подготовительном этапе нашего проекта.

2 этап – организация деятельности, создание мотивационной готовности к проекту.

Включает в себя:

- ознакомление родителей воспитанников с задачами проекта

- совместный выбор детей с родителями представителя животного или растительного мира Заполярья, которое больше всего нравится. Необходимо было собрать о нем как можно больше информации.

В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о природе Заполярья, животных и птицах, широко использовали игровую деятельность (настольно – печатные, дидактические, сюжетно – ролевые и др.), включались игры регионального компонента.

3 этап – осуществление деятельности

Включает в себя:

- реализация системы мероприятий в группе по изучению природы и животных Заполярья

- изготовление страниц наглядно – игрового пособия книжки – самоделки «Наш край – Заполярье»

На данном этапе педагоги проводили с дошкольниками следующие мероприятия:

Интеграция деятельности по образовательным областям

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

- дидактические игры:

«Найди маму детенышу северного животного», «Растения Заполярья», «Найди след животного», «Собери картинку и назови», «Кто лишний?», «Подбери пару»

- НОД с использованием ИКТ-технологий: «В гости к Умке», «Что такое Заполярье?», «Кладовая тундры»

- просмотр презентаций и видеороликов «Северное сияние», «Полярная ночь», «Что такое север?», «Животные и растения Заполярья, занесенные в Красную книгу»

- опыты «Замороженная земля», «Лед»

Художественно – эстетическое развитие

- рисование «Что растет в тундре?», «Северное сияние», «Полярные совушки», «Край родной,                             навек любимый», «Животные Заполярья»

- лепка «Северный олень», «Северное лукошко», пластилинография «Птицы Заполярья»

- аппликация «Полярная сова», «На льдинах», «Северное сияние»

- рассматривание картины И. Шишкина «На севере диком»

- выставка творческих работ «Наш край – Заполярье»

Речевое развитие

- сказки: «Кукушка», «Айога», «Гордый олень», А.Журавлев «Что такое Заполярье?», Н. Сладков «В тундре», сборник стихов поэтов малых народов крайнего севера «Не бойся пурги», рассказы о севере (научные, детские)

- литературный вечер «Я люблю свое Заполярье!»

-  вечер загадок о природе, птицах и животных Заполярья

- пальчиковая гимнастика «Животные севера», «У оленя дом большой»

- упражнение на развитие речи с движениями «Северная страна»,

- сл. игры «Один – много», «Хорошо – плохо»,

Физическое развитие

Подвижные игры: «Олени и пастухи», «Пыжики», «Пышкай», «Полярная сова», «Прыжки по льдинам», хороводная игра «Корзинка»

Социально – коммуникативное развитие

- сюжетно – ролевая игра: «Путешествие на север», «Оленеводы»

- беседа «Сбережем природу родного края»

Активное участие на данном этапе принимали родители воспитанников. Они с удовольствием участвовали в изготовлении страничек наглядно – игрового пособия книжки – самоделки «Наш край – Заполярья». Также результатом данного этапа стала выставка творческих работ детей, выполненных совместно с родителями.

4 этап – презентация созданного наглядно – игрового пособия книжки – самоделки «Наш край – Заполярье» и проведение викторины «Юные знатоки Заполярья»

Результаты реализации проекта:

  1. Дети имеют представление о Заполярье, о его климате, природе и животном мире.
  2. Дети осознали неразрывную взаимосвязь в природе всего живого. Научились беречь природу и заботиться о ней.
  3. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
  4. Совместно с родителями были разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ТЕМА: «МОЁ ЗАПОЛЯРЬЕ»

Этот проект формирует у детей образ малой Родины, активизирует словарь новыми словами: Кольский п-ов, жемчужина природы, теплое течение Гольфстрим, Баренцево и Белое моря, сказочный персонаж Чакхли и ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Край, в котором я живу»

Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чувашской народной культуре...

Педагогическая гостиная " Край родной на век любимый….!."

Педагогическая гостинная знакомит родителей с опытом работы воспитателей по  теме "Край родной на век любимый", содействует обмену опытом семейного воспитания, укрепляет внутрисемейные ...

Образовательный педагогический проект "Край родной - Урал воспетый"

Цель проекта:-Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностного отношения к природе родного края.Задачи:1.Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте природы...

Педагогический проект “Край родной люблю и украшаю”

Информационный, практико-ориентированный детско-родительский проект, цель которого формирование экологически адекватных представлений о взаимоотношениях в системе “Человек – природа родног...

Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...