картотека игр по экологическому воспитанию
картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

подготовительная группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр по экологическому воспитанию

(подготовительная к школе группа)

Подготовила воспитатель: Ахмедова Ф.В


«Вершки – корешки»

Цель: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!»


«Природа и человек»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.


«Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

  • Что бы произошло с остальными жителями?

  • если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.


«Прилетели птицы»

Цель: уточнить представление о птицах.

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают – Что не правильно? (мухи)

  • А мухи это кто? (насекомые)

  • Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают. - прилетели птицы: голуби, куницы… Дети топают.

Игра продолжается. Прилетели птицы: Голуби синицы, Галки и стрижи, Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки, Лебеди, скворцы. Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.


«Экологи»

Цель: закреплять знания детей о природе. Ход игры: Воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и предлагает побыть им в роли экологов. Остальные дети будут задавать им вопросы: 1.Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?

2.Для        чего        природе        нужны        хищники?

3.Что такое красная книга и для чего она нужна?

4.Для        чего        люди        создают        заповедники?

5.Расскажите,        как        связаны        между        собой        елка,

белка, рысь? 6.Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые? и так далее.


«Найди нужное слово»

Цель: развивать фантазию, воображение, лексический, словарный запас детей.

1 вариант: «Подбери определение к природному объекту».

Дети должны подобрать слова на задание воспитателя:

-Какие могут быть листья?

-Какой может быть снег?

2        вариант:        «Подбери        природный        объект        под

определение».

Воспитатель даѐт задание:

-Что может быть горячим на берегу реки (в лесу, на море?

-Что может быть тѐмным в городе (в парке, на поляне?

Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объект природы.


«Цепочка»

Цель: развивать логическое мышление детей и умение ориентироваться в словесном

материале природоведческого содержания, расширить кругозор детей о взаимосвязях и причинно-следственных отношений в природе,

развивать умение критически оценивать окружающую действительность.

Воспитатель выбирает тему цепочки, например: «СНЕГОПАД» и ведет с детьми беседу по этой теме типа:

-хорошо, что много снега, но плохо, что трудно

бегать, если дорожки не расчищены;

-хорошо, что дорожки не расчищены, т. к. на них

можно увидеть следы птиц, но плохо, потому что

тогда не подойти  к птицам близко, т. к. по снегу

трудно пробираться;

-хорошо, что к птицам близко не подойти, т. к.

можно        их        испугать,        но        плохо,        что        птицы

пугливы;

-хорошо, что птицы пугливы, иначе некоторые

шаловливые        ребятишки        могут        их        обидеть,        но

плохо то, что есть такие ребятишки;

делается  вывод,  что  не  надо  никого  обижать,

надо        быть        добрым        хозяином        природы.

Воспитателю нужно направлять мысль ребенка

по нужному пути и использовать для создания

цепочки содержание природоведческого характера.


«Чудесный мешочек»

Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.

Для этой игры необходим мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся

разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий. Первый вариант: «Опиши и угадай».

Ребѐнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.

Второй вариант:  «Спроси и угадай».

Ребѐнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребѐнку, который щупает, вопросы: Это гладкое или нет?

Какой оно формы?

Сколько у этого предмета углов? Третий вариант: «Угадаем вместе».

  • игре участвуют два ребѐнка: один просовывает руку с одной стороны, другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это такое


«Четыре времени года»

Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.

Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и

  • каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.

Например: ГРИБЫ.

Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.

Осенью – то же самое.

Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.

Весной - см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки).


«Что в корзинку мы берем»

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по

месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры: У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других

– картинки в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате,

движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека игр по экологическому воспитанию

Данный материал будет интересен воспитателям и всем родителям дошкольников....

Картотека игр по экологическому воспитанию дошкольников

Картотека содержит настольно-печатные, словесные и подвижные игры экологического содержания для детей разных возрастных групп....

Картотека игр по экологическому воспитанию

В данной презентации представлены дидактические игры по экологическому воспитанию дошкольников...

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего возраста

Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность....