Педагогический проект "ЗЕМЛЯ ОГНЕННОГО СОЛНЦА"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ экологической культуры, включающих в себя совокупность экологически развитых компонентов: сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pustynya.doc605 КБ
Файл prilozhenie_1.docx428.78 КБ
Файл prilozhenie_2.docx208.98 КБ
Файл prilozhenie_3.docx85.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»

(ГБОУ ШКОЛА №1161)

Д О корпус 6

ПЕДАГОГИЧЕСКИИ ПРОЕКТ

«ЗЕМЛЯ ОГНЕННОГО СОЛНЦА»

«Природа – это увлекательнейшая книга.

Только начни читать, не оторвешься».

Н.Сладков

Авторы:

Толмачева Нина Ивановна

Лошина Ираида Валентиновна

воспитатели высшей

квалификационной категории

ГБОУ Школа № 1161 ДО корпус 6

nina-tolmacheva@yandex.ru

т.:8(495) 427- 64-39

Москва, 2017 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3 – 6

Этапы проекта ……………………………………………………………7 – 8

Паутинка проекта ……………………………………………………….9 – 13

Выводы ………………………………………………………………………14

Заключение ………………………………………………………………….15

Список литературы …………………………………………………….16 – 17

Приложения

Приложение 1. «Образовательная деятельность на тему: «А есть ли жизнь в пустыне?»

Приложение 2. Интегрированная образовательная деятельность на тему:

«Баба-Яга в царстве песков»  

Приложение 3. Образовательная деятельность по экспериментированию на тему: «Этот удивительный песок»

Фотоотчет


Введение

 Актуальность проекта.

Каждый уголок нашей планеты отличается своей неповторимостью, разнообразным климатом, рельефом, растительным и животным миром, поэтому так необходимо сохранить окружающую среду для будущих поколений.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. И первые основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру закладываются в дошкольном возрасте.

Поэтому акцент должен быть сделан на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, так как экология – это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой.  Дети должны научиться понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания – для детей эти связи называются «невидимыми ниточками природы». Осью индивидуальной экологической культуры  целесообразно считать эко сознание,  которое формируется в процессе деятельности.

В раннем возрасте еще трудно выделить компоненты экологического сознания. Однако важно создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Примерно на 4–5 году жизни более отчетливо проявляются элементы экологического сознания ребенка: интерес к природе, к определенным видам деятельности, эмоциональные реакции, более осознанные оценки поведения людей в природе.

Надо отметить, что одно из условий воспитания экологической культуры – необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.

Правильно организованное экологическое воспитание предоставляет широкие возможности развития познавательной и духовной сферы ребенка. Всем хорошо известно: ребенок – это активное, деятельное существо, которое следует направить в нужное русло, которому нужно показать, как действовать в созданных условиях.

Эффективным способом построения образовательного процесса, позволяющим реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка, является метод проектов. А педагогически целесообразной моделью формирования экологической культуры выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности.

Тип проекта: познавательно-творческий

Возрастная группа: средняя группа № 9 «Знайки» (4  – 5 лет)

Продолжительность проекта: краткосрочный (27.03 – 28.04.2017г.)

Вид проекта: групповой

Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители

                                           

Цель проекта:

Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ экологической культуры, включающих в себя совокупность экологически развитых компонентов: сознания, эмоционально-чувственной,  деятельностной сфер личности.

Задачи:

  • познакомить детей с природной зоной - пустыней;
  • расширять представления детей о пустыне, ее растительном и животном мире;
  • формировать элементарные представления о взаимосвязях и

о взаимодействиях живых организмов со средой обитания;

  • развивать способность к созданию выразительного художественного образа посредством продуктивной деятельности;
  • способствовать развитию связной речи через художественную литературу и театрализованную деятельность;
  • развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • развивать интерес к совместной работе, учить определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, затем самостоятельно;
  • формировать предпосылки поисковой деятельности у дошкольников;
  • расширять кругозор детей, воспитывать любознательность;
  • воспитывать эмоционально положительное отношение к окружающему миру, разнообразию его красок и форм, понимание его неповторимости и красоты; чувства ответственности за состояние окружающей среды, желание и умение сохранять окружающий мир природы;
  • способствовать приобщению родителей к реализации совместных проектов, как активных участников образовательного процесса.

Планируемые результаты:

  • знать и называть характерные особенности пустыни (жарко, кругом песок, редко идёт дождь, встречаются оазисы, песчаные бури);
  • уметь различать и называть представителей животного мира пустыни: верблюд, варан, тушканчик, черепаха, ящерица, длинноухая лисица скорпион, джейран;
  • уметь различать и называть растения: верблюжья колючка (перекати поле), кактус, саксаул;
  • знать и называть особенности приспособления к среде обитания некоторых животных и растений;
  • знать и называть свойства песка;
  • уметь играть с песком, соблюдая необходимые правила безопасности.

Продукт проекта: 

  • макет пустыни с ее обитателями;
  • самодельная книга-сказка из рисунков детей.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Деятельность педагога

Взаимодействие с родителями

Сроки реализации

  • Подбор и изучение методической, специальной и художественной литературы по выбранной теме проекта.
  • Разработка замысла проекта, формулирование задач, плана действий, согласование способов совместной деятельности с детьми.
  • Подбор необходимых пособий и технических средств, для реализации образовательного процесса.
  • Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.

Познакомить родителей с задачами проекта, обозначить их роль в реализации проекта

27.03. – 02.04.

2017г.

Формирующий этап

Совместная деятельность

педагога с детьми

Взаимодействие

с родителями

Сроки реализации

  • Формулировка целей и задач проекта
  • Создание проблемной ситуации:
  • А есть ли жизнь в пустыне?
  • (Приложение 1)
  • Тематические занятия
  • Беседы
  • Поисково-исследовательская деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Дидактические игры
  • Словесные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Чтение художественной литературы
  • Свободная деятельность детей

  • Привлечь к участию в жизни группы (сбор информации)
  • Создание макета пустыни
  • Посещение зоопарка, музея

03.04. – 28.04.

2017г.

Итоговый этап

Продукт проекта:

  • макет пустыни с ее обитателями;
  • самодельная книга-сказка из рисунков детей.

28.04.2017г.

Паутинка проекта

Образовательные области

Виды совместной деятельности

РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Тематические занятия:

составление рассказа:

описательного рассказа:

«Корабль пустыни» 

по картине, созданной ребенком с использованием дидактического материала:

«Кто живет среди песков?»

Дидактические игры:

«Что перепутал художник?»

Словесные игры: 

«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Подбери пару», «Четвертый лишний».

Пальчиковые игры

Стихи:

С. Маршак «Жёлтая страница» 

Е. Евсеева «Пустыня»

В. Безладнов «Скажите, будьте так добры…», «Оазис в пустыне»

Виталий Бианки: «Горы и пустыни»

С. Баруздин «Верблюд»

В.Степанов «Атлас животного мира»

Рассказы:

Н. И. Сладков «С севера на юг» (В песках.)

Г. Снегирев «Верблюжья варежка»

Р. Киплинг «Страус и черепаха», «Отчего у верблюда горб»

В. Флинт «В пустыне»

Рассказы из пособия  «Природные зоны»:

 «Перекати-поле – шаровая сеялка», «Растения и животные пустынь» 

Сказки:

японская сказка в обработке Н. Фельдман «Врун»

тувинская сказка «Как верблюд стал некрасивым» 

экологическая сказка «Как Тучка была в пустыне»

ПОЗНАВА

ТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ

Познание

Тематические занятия:

«Баба-Яга в царстве песков» (Приложение 2)

«А есть ли жизнь в пустыне?» (Приложение 1)

«Этот волшебный песок» (экспериментирование)

Беседы: 

«Что такое пустыня?»

«Растения пустыни»

«Животные пустыни»

«Этот волшебный цвет пустыни!»

Поисково-исследовательская деятельность:

Просмотр

презентации:

«Пустыня и ее обитатели»
мультфильма:

«Клад» — советский мультипликационный фильм по сказкам Александра Костинского.

Наблюдения:

за черепахой, кактусом, суккулентными растениями.

Экспериментирование:

«Опыты с песком»

Ситуативная беседа:

 «Почему у кактуса не листочки, а иголки?»

«Что такое «оазис?»

Моделирование ситуаций: 

«Путешествие верблюжонка»

«Прогулка по пустыне»

Дидактические игры:

 Лото «Животный мир», «Какого растения не стало?», «Собери картинку» (пазлы), «Где я живу?», «У кого кто?»

 Конструирование:

«Зоопарк» (лего, деревянный конструктор)

Пальчиковые игры

СОЦИАЛЬ

НО КОММУНИ

КАТИВНОЕ

РАЗВИТИЕ

Социализация

Труд

Безопасность

Сюжетно-ролевые игры:

«Зоопарк»

«Путешествие в   пустыню»

  • уборка игрушек и песка после игры в песочнице;
  • уборка оборудования после занятий

Беседы, обсуждения: «Как играть с песком?»

«Почему могут быть опасны змеи?»

Игры по безопасности: «Хорошо — плохо», «Можно — нельзя»

ХУДОЖЕСТ

ВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Театр и музыка

Художественное творчество

Слушание звуков пустыни:

журчащей воды, дождя, ветра.

Театрализованные игры:

«Новые друзья верблюжонка», «Лягушонок  и Тучка»

Драматизация сказки: Р.Киплинг

«Страус и черепаха»,

ООД

Лепка: 

«Он на ежика похож!»

«Змейка»

«Черепаха»

Аппликация:

«Я ползу не торопливо, в толстом панцире с отливом»

Рисование: 

«Караван в пустыне»

«Природа пустыни»

Конструирование и ручной труд: 

  • «Верблюд» (лего)
  • раскрашивание, штрихование
  • работа с трафаретами и шаблонами

ФИЗИЧЕС

      КОЕ
РАЗВИТИЕ

Здоровье

Физкультура

Беседы:  

«Вода в пустыне»

Подвижные игры:

«Черепашьи гонки», «Найди и промолчи», «Самолеты»

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Свободная деятельность детей

Книжный уголок: 

  • тематический альбом «Природа пустыни»
  • загадки и стихи по данной теме
  • тематические альбомы: «Обитатели пустыни», «Растительный мир песков»

книги:

В.Флинт «В пустыне»

С. Маршак «Жёлтая страница» 

Е. Евсеева «Пустыня»

В. Безладнов «Скажите, будьте так добры…»«Оазис в пустыне»

Виталий Бианки: «Горы и пустыни»

С.Баруздин «Верблюд»

В.Степанов «Атлас животного мира»

Р. Киплинг, «Страус и черепаха»

Загадки о пустыне, животном и растительном мире.

Центр игры: 

  • создание предметно-развивающей среды, атрибуты к играм, предметы заместители для игр
  • сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Путешествие в пустыню».

Центр дидактических и развивающих игр: 

 «Составь картинку» (пазлы), тематические лото, домино.

Центр творчества: 

  • тематический мини-альбом «Животные и растения пустыни»
  • материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, трафареты, книжки-раскраски тематического характера.

Центр театра:

  • мягкие игрушки, резиновые, игрушки пальчикового театра, би-ба-бо, настольного
  • шапочки-маски.

Центр конструирования:

конструкторы разного размера, напольные, настольные, конструктор «лего».

Центр двигательной активности: 

  • скакалки, мячи - ежики, следы, султанчики
  • нестандартное оборудование «Вожжи»

Взаимодействие с семьей

Мероприятия по работе с родителями:

  • изготовление печатных консультаций по теме:
  • «О пустыне для дошкольников», «Обитатели  царства песков»
  • проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению макета пустыни с его обитателями, поделок – игрушек из природного материала.

  Вывод    

Любой проект – это плод раздумий и поисков интересных форм совместной деятельности взрослых и детей, способ реализации личностно-ориентированного подхода, это отражение мировоззрения участников проекта, в том числе творческого и экологического.

      Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Для реализации проекта необходимо создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.

         Знакомство ребёнка – дошкольника с природными зонами в процессе реализации проекта даёт ему возможность самому сделать вывод, что все в природе взаимосвязано: и на образ жизни  и внешний вид животных и растений влияет среда их обитания.

Заключение

Планомерная работа по формированию и углублению знаний о природе пустыни, как об увлекательнейшей книге, от которой не оторвешься, привела к качественным изменениям:

  • в результате данного проекта у детей пополнились, знания и представления о природной зоне земли - пустыне, условиях  жизни ее обитателей (животных, растений);
  • в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками о мире пустыни, у детей расширился и активизировался речевой запас;
  • реализация проекта способствовала  развитию у детей предпосылок поисковой деятельности, умению самостоятельно принимать решения и проявлять свои способности;
  • продуманная организация тематических бесед, наблюдений способствовали формированию гуманного отношения к природе, осознанного понимания того, что забота об окружающей среде есть забота о самом человеке, его будущем, будущем планеты и всех живых организмов, которые ее населяют, желание созидать, а не разрушать;
  • большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Список литературы

1.        Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

2.        Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Средняя  группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 176 с.

3.        Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2006. -128 с.

4.        Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М. «ВАКО», 2006г.

5.        Лыкова И.А.  Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации.  Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 208с.

6.        Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Мн.: «Асар», 1996. – 128с.

7.        Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под.ред. Дыбина О.В. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

8.        Николаева С.И. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995г.

9.        Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с

10.        Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с. (Развитие и воспитание дошкольника)

11.        От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. (пилотный вариант). Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.  352 с.

12.   Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа» М.: «Карапуз – дидактика», 2005. – 192 с.: 192 с.: ил.

13.        Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития дошкольников. М.: Издательство АСТ, 2007. -  48 с.

14.        Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животный мир жарких стран».  М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 112 с.

15.        Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста.  М., Просвещение, 1986г

16.        Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. - СП Изд. «Детство – Пресс», 2010г.

17.        Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир.  Изд-во: ГНОМ и Д, 2007. - 94 с.

18.    

        



Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161 корпус № 6

Образовательная деятельность

в средней группе № 9 «Знайки» на тему:

«А ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНИ В ПУСТЫНЕ?»

Подготовили и провели

воспитатели высшей

квалификационной категории

Толмачева Н.И.

Лошина И.В.

Москва, 2017г.

Цель: 

Формирование первичных представлений у детей среднего дошкольного возраста о пустыне, как  объекте окружающего мира и его природных особенностях.

Задачи:

  • дать детям первоначальное представление о природных зонах земли (пустыня);
  • познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его некоторыми свойствами;
  • расширять представление детей о животном мире пустыни,
  • учить детей поддерживать беседу об обитателях пустыни, рассуждать, высказывать свою точку зрения;
  • продолжать учить детей отгадывать загадки;
  • развивать познавательную активность и любознательность детей в процессе экспериментирования и умение делать выводы;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, интерес и стремление ее изучать.

Интеграция областей: «Познавательная», «Речевая».

Оборудование: 

книга Д.Теплова «Моя первая книга о природе»;

картинки животных пустыни: верблюд, черепаха, змея, варан, скорпион; стаканчики с песком и трубочки для проведения опыта,

Ход образовательной деятельности

Однажды Нелли, девочка нашей группы, принесла в группу игрушку – верблюжонка. Дети с интересом рассматривали игрушку, и Нелли с гордостью сказала, что это верблюжонок. А Саша спросила:

- А где живет это животное?

- В пустыне – ответил Тема.

- А что такое пустыня? – спросила Катя.

Дети притихли.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, откуда произошло название  «пустыня»?

Дети: Потому что там пусто!

Воспитатель: Значит, там нет жизни? Так ли это?

Дети: Нет! Там верблюд, змеи, колючки.

Воспитатель: Вы знаете, многие думают, что пустыня – это такое место, где пусто, где ничего не растет, и никто не живет, где только песок и горячее солнце. Интересно а, где и как, нам узнать о жизни в пустыне? (ответы детей)

Воспитатель: Вы правы, можно спросить у родителей или у старшего брата, попросить их найти книги о пустыне. А еще?

Дети: По телевизору посмотреть! В зоопарке!

Воспитатель: Молодцы! Мы можем посмотреть фильмы, посетить музеи, зоопарк. Кстати, у нас в группе есть одна книга!  (Воспитатель достает и показывает детям картинку пустыни в книге Д. Теплова «Моя первая книга о природе», и читает стихотворение)

На север ли, восток,

На запад или юг

Идёшь, и всё – песок,

Один песок вокруг.

Там не видать зверей

И не цветут цветы,

Лишь ящериц и змей

Увидеть можешь ты.

Воспитатель: (Воспитатель, показывая на барханы, спрашивает детей.)

Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие необычные горки? (Ответы детей выслушиваются, но не комментируются.)

Опыт «Барханы»

Воспитатель:  Ребята, перед каждым из вас пластиковая баночка с сухим песком и трубочкой для коктейля. Представьте, что каждый из нас — ветер: несильно, но достаточно долго подуйте на песок. (Дети выполняют задание.)

Что с ним происходит? (Ответы детей)

Верно! Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок с одного места переместится на другое и у некоторых появился песчаный холмик. Вот такие песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Иногда над пустыней дуют сильные ветры. Они поднимают тучи песка — так возникают пустынные бури.

В пустынную бурю, мы с вами превратиться не сможем, а вот стать маленькой пустынной песчинкой получится. Повторяйте все со мной!

Физкультминутка «Пустынная страна» (Дети выполняют движения в соответствии с текстом под музыку ветра.)

Пустынная страна.

Песок по ней кружится,

Несётся, как волна.

Неведомо откуда,

Неведомо куда.

Бредут по ней верблюды-

Степные поезда.

А ветер носит тучи

Горячего песка.

Воспитатель: Песок, ребята, такой раскалённый, что нельзя ходить по нему босиком, иногда он такой горячий, что в нём можно сварить яйцо. В пустыне нет свежего ветра, он такой же горячий, как и песок.

Животный мир пустыни тоже своеобразен. Животные нетребовательны к пище и воде. Окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности – жёлто-серая. Они приспособились к сильной жаре. Многие из них прячутся в густых, тенистых местах во время жаркой части дня, в норках, появляясь в сумерках или ночью, чтобы поохотиться или попастись.

А какие животные здесь обитают, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

Слушайте первую загадку.  

  1. Целый день в жаре идёт,

Ест колючки и не пьёт.

Чай, ковры, шелка и дыни

Пронесёт через пустыню,

После – выпьет влаги пруд

Друг кочевника — … (верблюд)

Кто покажет на картине верблюда?  (Ребенок находит и показывает животное. Аналогично отгадывают другие загадки и показывают животных.)

  1. Вот идёт на ножках дом,

Кто живёт – не знаю – в нём!

Что за зверь? – Я видел лапу!!

Успокоил меня папа –

Места нет для страха!

Это –  ... (черепаха)

  1. По пригорочку бежит,

Хвостиком-рулём рулит.

Схватишь хвостик, только — ах!

Убежала! ... Хвост в руках… (ящерица)

  1. Верёвка по земле ползёт,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я – … (змея).

Молодцы! Все загадки отгадали. А теперь поиграем в игру!

«Какого животного не стало?»

На мольберте  выставляется пять картинок животных. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и вспоминают, какое животное стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз.

Физкультминутка  (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

В пустыне нет деревьев,

В пустыне нет травы.

Вокруг одни барханы-

Песчаные холмы.

Там бабочек не видно,

И птицы не поют,

Верблюдов караваны

Там в мареве бредут.

Воспитатель: Ну вот, ребята, вы теперь знаете, что пустыня только кажется необитаемой. Хоть и жарко, но растения и животные приспособились к таким условиям жизни.

Ребята, а давайте сделаем самодельную книгу – сказку о животных, которые живут в пустыне, и подарим детям старшей группы! А родителей попросим изготовить макет пустыни с животными и растениями.

Литература:

  1. Теплов Д. Моя первая книга о природе: Словарь в картинках. – М.: АСТ – ПРЕСС 2000. – 64 с., ил.
  2. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животный мир жарких стран».  М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 112 с.

.



Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161 корпус № 6

Интегрированная образовательная деятельность

 в средней группе № 9 «Знайки» на тему

«БАБА-ЯГА В ЦАРСТВЕ ПЕСКОВ»

https://geosocks.com/wp-content/uploads/story-morocco-sahara/P1040304.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/5407/16969765.211/0_8da40_b6e1cb1d_orig.png

Подготовили и провели

воспитатели высшей

квалификационной категории

Толмачева Н.И.

Лошина И.В.

Москва, 2017г

Цель: 

Углубить знания детей о пустыне и ее обитателях, воспитывать желание беречь и охранять природу. 

Задачи:

  • расширять представления дошкольников о пустыне (особенности климата);
  • познакомить с растениями пустыни, научиться определять связь строения растения с естественной средой обитания; дать знания о значении растений для людей и животных, живущих в пустыне;
  • систематизировать знания детей о  представителях животного мира  пустыни (уникальность, особенности внешнего вида, повадки);
  • развивать диалогическую и монологическую речь, обогащать и активизировать словарный запас: пустыня, барханы;
  • развивать познавательный интерес, любознательность, воображение;
  • вызвать интерес к природе разных климатических зон,  раскрыть величие и красоту пустыни, способность видеть, чувствовать эту красоту, воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое», «художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».


Оборудование:

мультимедийная презентация «Царство песков»;

5 лепестков разного цвета: голубой, зеленый, коричневый, белый, желтый;

картинки животных и растений для раскрашивания, цветные карандаши, восковые мелки.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно!
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Ребята, я  предлагаю вам продолжить наше знакомство с пустыней и приглашаю вас в наш кинозал. Но прежде ответьте на вопрос:

Что означают в природе эти цвета? (воспитатель показывает поочередно 5 лепестков разного цвета – голубой, зеленый, коричневый, белый и желтый)

Дети: Голубой цвет – вода. Зелёный – цвет травы, леса. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег. Жёлтый цвет – солнце.

Воспитатель: Молодцы ребята! Но желтый цвет еще и цвет пустыни. Как вы думаете почему?

Дети: Там жарко.

Воспитатель: Давайте совершим небольшую видео прогулку по пустыне. Рассаживайтесь, начинаем!  

(Слайд 1) 

Вот желтая страница –

Пустынная страна,

Песок по ней кружится,

Несется,  как волна.

Вы поняли, почему желтый цвет – цвет пустыни? (ответы детей)

Верно, цвет пустыни – это цвет песка, а песок желтый.  (На слайде появляется Баба – Яга в ступе.)

Баба – Яга: Ой-ей-ей! Совершаю вынужденную посадку, моя ступа сбилась с курса! Как тут красиво! Все такое желтенькое, все такое ровненькое, тепленькое!

Куда это я попала?  (На слайде появляется верблюжонок)

Верблюжонок: Это пустыня, бабушка! Солнышко облюбовало это место на земле, ветер часто наведывается сюда, воды очень мало, потому что дожди идут очень редко. Зато жаркое солнце здесь круглый год.

Баба – Яга: Да я, касатик это заметила. Видать поэтому, тут нет ни кустика, ни одной травинки.

Верблюжонок: Нет, здесь есть растения, которые приспособились к жаре и к тому, что мало воды. Вот одно из них (Слайд 2) – верблюжья колючка. Посмотрите, вместо листьев у нее колючки.

Баба – Яга: А почему у него колючки, а не листья?

Верблюжонок: Потому что листья отдают влагу (испаряют влагу) раскаленному воздуху пустыни, а растение должно как можно больше влаги сохранить в себе. А еще у  нее очень длинные корни, чтобы доставать воду, которая  находится глубоко под землей. (На слайде появляется кактус)

Баба – Яга: Ой, а это ж кактус! Я видела его у Василисы Премудрой на подоконнике! Ох, и колючий! Правда, у нее был маленький.
Верблюжонок: Бабушка, кактусы бывают разные. Вот посмотрите.  (Слайд 3)

Есть кактусы – гиганты, они высокие, как дерево. Есть кактусы самых неожиданных форм и размеров. Такими их сделала пустыня, жить в которой не так-то просто. У него тоже вместо листьев колючки.

Воспитатель: Ребята, вы поняли, почему у кактуса колючки? (ответы детей)

Молодцы, запомнили! А я знаю интересную физкультминутку про кактус, повторяйте все за мной!

Физкультминутка «Кактус» (Имитация движений в соответствии с текстом.)

Он на ёжика похож,

Только корнем в землю врос.

Нет ушей, ни ног, ни глаз,

Но, зато колючки класс!

У него цветочек красный,

Как красив цветущий … (кактус)

Здорово! Но нам пора продолжить нашу прогулку. Занимайте места в кинозале.

Баба – Яга: И откуда ты, голубчик, все знаешь? Ты кто такой?

Верблюжонок: Я – верблюжонок, я здесь живу.

Баба – Яга: Как же ты здесь один?

Верблюжонок: Я не один. К жизни в пустыне приспособились и животные. (Слайд 4) 

Здесь есть насекомые – различные жуки, которые живут в основном в земле. Ну, а если есть насекомые, то есть и мелкие животные, которые ими питаются, например (Слайд 5) мыши, зайцы пустынные, тушканчики, ящерицы. А значит, охотники за мышами и ящерицами тоже найдутся, например пустынная лисица феннек. (На слайде появляется лисица)

А еще здесь живут (Слайд 6) черепахи, вараны, верблюды.

Смотрите вон  там, вдалеке идет караван верблюдов.  Они  перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Но мне пора, меня будет искать мама. До свидания, бабушка!  (На слайде исчезает верблюжонок)

Баба – Яга: Счастливо, касатик! Как интересно! В царстве песков, оказывается, тоже живут и жары не боятся! Но я в такой жаре долго не проживу, и вода у меня заканчивается. И домой мне пора. Домой, домой! В лесу у меня – благодать! (Слайд 7)

Воспитатель: Ну вот, ребята, наша видео прогулка подошла к концу. А давайте представим, что мы, в самом деле, гуляем по пустыне. Идемте за мной.

Физкультминутка «Пустыня» (Имитация движений в соответствии с текстом.)

По пустыне мы гуляли.

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели.

И нас всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ножками топаем,

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

Воспитатель: Ребята, а кого мы могли встретить сейчас во время прогулки? (Ответы детей) Молодцы! Теперь вы знаете, какие животные живут в царстве песков. Вы помните, мы хотели сделать книгу – сказку для малышей? Я приготовила для вас картинки животных для раскрашивания, подойдите, выберете животное, которое вам понравится, и садитесь за столы. Карандаши, восковые мелки вас уже ждут.

Дети раскрашивают животных. Воспитатель помогает, если необходимо кому-то, обращая внимание детей на слайд, на котором подобраны животные пустыни. В конце занятия рисунки вывешиваются на стенд, дети рассматривают их, делятся впечатлениями.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Рисунки получились яркие, аккуратные! Нам осталось с вами придумать сказку! Но это мы сделаем с вами в следующий раз, когда продолжим разговор о пустыне.

Литература:

  1. Мальт Виктория Море дьявола. М.: «Детская литература»,1974. – 69 с. ил.

   



Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161  корпус № 6

Образовательная деятельность по экспериментированию

 в средней группе № 9 «Знайки»

«ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»

http://wallpaperscraft.ru/image/devochka_rebenok_pesok_ruki_67625_2560x1080.jpg

Подготовили и провели

воспитатели высшей

 квалификационной категории

Лошина И.В.

Толмачева Н.И.

Москва, 2017г.

Цель: 

познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.

Задачи:

  • уточнить из чего состоит песок;
  • закрепить и расширить знания о свойствах сухого и мокрого песка;
  • показать и доказать детям, что песок – природный фильтр;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, экспериментировать, делать выводы;
  • развивать речь, умение вести диалог;
  • вызвать интерес к играм с песком.

Интеграция областей: «Познавательная», «Речевая».

Оборудование: 

разные виды песка, стаканчики с сухим песком, стаканчики с песком в воронках, вода чистая и грязная (вода, смешанная с почвой), подносы, салфетки.

 

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: 

Поиграем мы с утра,

Заниматься нам пора,

Но не лепкой и не чтеньем,

Ждёт нас опыт и игра.

Для начала отгадайте загадку:

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе, насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

          И играть.  Что это? (Ответы детей)

Молодцы! Отгадали! Это песок! Беремся за руки и повторяем со мной. (Дети идут вместе с воспитателем вокруг круглого стола.)

«Здесь не море, не лесок.

Здесь таинственный песок.

Станем мы широким кругом,

          Держим за руки друг друга».

Воспитатель: Ребята, кто такие исследователи? (Исследуют, делают опыты).

Молодцы! Знаете.  Я предлагаю вам сегодня стать исследователями, а это наша лаборатория. Посмотрите внимательно на стол и скажите, что мы будем исследовать? (Ответы детей: песок.) Абсолютно верно, песок.

Песок – это то, что осталось от гор, скал, обычных камней, после того как их разрушили, ветер, дождь и солнце.

А какого цвета бывает песок?  (Ответы детей: желтый, серый.)

Верно, желтый, серый, а еще, посмотрите сюда (воспитатель обращает внимание детей на контейнеры, стоящие на круглом столе) песок  может быть белым, бежевым, коричневым….

Рассмотрите внимательно песок и скажите, из чего он состоит? (Ответы детей: из камешков, песчинок). Смотрите, здесь и кристаллы и крупинки.

Ра-два-три-четыре-пять,

Предлагаю поиграть!

Превращаю всех в «песчаные крупинки». Ветер подул – и крупинки разлетаются в разные стороны. Ветер подул – и крупинки возвращаются к столу.

Вывод: крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый,  рассыпчатый.

Опыт 1.

А теперь наберите в кулачок горсть песка и выпустите его тоненькой струйкой.

Легко ли он сыпется?  (Ответы детей: легко.)

Почему песок легко сыпется? (Ответы детей: он сухой, рассыпчатый, сыпучий.)

Вывод: Верно! Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

Опыт 2.

А теперь подойдите к своим столам, возьмите два стаканчика с песком. В один стаканчик налейте воды из маленького стаканчика. Какой стал песок? (мокрый)

Как вы считаете, мокрый песок может сыпаться?  (Ответы детей: нет, он упадет весь сразу, он лепится.)

Вывод: Вы правы! Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Мокрый песок принимает любую форму. Ну, например: форму пирожков.

Физминутка

 «Муку в тесто замесили, а из теста мы слепили, пирожки и плюшки, сдобные ватрушки».

Я пеку, пеку, пеку   (Имитируют ладошками лепку пирожков.)

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки  (Ладошки прижимают к груди.)

Испеку два пряничка.  (Обе ладошки перед собой, внешней стороной к себе.)

Кушай, кушай, мамочка, (Повернуть ладошки, внутренней стороной вверх.)

Вкусные два пряничка.  (Обе ладошки перед собой, внешней стороной к себе.)

А ребяток позову,   (Ладошками зовем к себе.)

Пирожками угощу.  (Лепим пирожки.)

Опыт 3.

Ребята, как вы думаете, хорошо ли песок пропускает воду?  (Ответы детей: хорошо.) Ну что ж, давайте проверим. Возьмите стаканчик с водой и налейте воду в воронку с песком. (Дети наливают воду в воронку с песком и наблюдают. Из воронки начинает капать вода в стакан.)

Что вы видите? (Ответы детей.)

Вывод:  значит, песок хорошо пропускает воду.

Опыт 4.

А если мы с вами, пропустим через песок грязную воду (вода, смешанная с почвой), что произойдет? (Ответы детей: она пройдет через песок.) 

Хотите посмотреть, что произойдет?  Тогда смотрите! (Воспитатель наливает грязную воду в новую воронку с песком.  Дети наблюдают и видят, что в стакан капает не грязная вода, а чистая.) 

Какая вода в стакане? (Ответы детей: вода чистая.)  

Ребята, почему вода становится чистой? (Ответы детей: песок не пропускает.)

Вы догадались! Молодцы! У песка есть полезное свойство очищать воду. Вывод: Песок является природным фильтром.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что же было объектом нашего исследования? (песок).

Давайте еще раз вспомним, с какими свойствами песка мы сегодня познакомились.  (Ответы детей.)

Вывод: Сухой песок – сыпучий, легкий,  а мокрый – липкий, тяжелый;

 Вода быстро впитывается в песок. Песок хорошо пропускает воду, он природный фильтр.

В песок можно играть, но соблюдая правила.

Литература:

  1. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
  2. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа» М.: «Карапуз – дидактика», 2005. – 192 с.: 192 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сокровища огненного льва!

Игра-путешествие "Сокровища огненного льва" подразумевает реализацию таких программных задач как: развитие активного диалога, умение отгадывать загадки, развитие конструктивных способностей, расширени...

Огненный цветок

Основными целями НОД являются: 1. Продолжать укреплять знания детей о пользе и вреде огня.     2. Познакомить детей со свойствами огня.3. Помочь рассмотреть красоту «огненного цветка».4...

сказка-быль Волшебник огненного королевства

Эту сказку можно  использовать, как отдельное произведение при изучении правил поведения с огнем,так и для занятий по ОБЖ для детей младшего школьного и дошкольного возраста....

Профориентационный краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Люди огненной профессии»

Любой человек мечтает приобрести в жизни любимое дело, приносящее радость ему самому и доставляющее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь доставляла удовлетворение? Профессия челов...

2017 год - Год огненного петуха

http://[URL=http://depositfiles.com/files/pq6mumo10]http://depositfiles.com/files/pq6mumo10[/URL]...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗЕМЛЯ ОГНЕННОГО СОЛНЦА»

Представленный проект  дает возможность расширить знания и представления детей о пустыне, не только как о земле золотого песка, над которой нестерпимо много неба и солнца, но и как об удивительно...