КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Махова Елена Александровна

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА «ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vozduh_-_nevidimka.docx635.7 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 30»

141300, г. Сергиев Посад, ул. Толстого 3-А,

тел. 8(496) 540-65-58, факс 8(496) 540-65-58

Email: dou351960@yandex.ru

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА «ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА»

Подготовили:

воспитатель 1 квалификационной категории – Махова Е.А.

воспитатель 1 квалификационной категории – Егорова  Е.А.

г. Сергиев Посад

ноябрь  2017 г.

Цель: развивать познавательно – исследовательскую деятельность дошкольников.

Задачи:

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе;

 - познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- расширять и активизировать словарь детей;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического  опыта;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Ход занятия. 

Воспитатель: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно,  здравствуйте, сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Он нам нужен чтоб, дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем ставить опыты, как настоящие учёные.

Воспитатель: А знаете ли вы, для чего нам нужен воздух?

Дети: Воздух нужен для того, что бы мы могли дышать.

Воспитатель: А кому ещё нужен воздух?

Дети: Воздух нужен рыбам, животным, растениям.

Воспитатель: Правильно, всему живому.  Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить.

Воспитатель: Ребята,  вы знаете, кто такие  ученые?

Дети: Это умные люди, которые делают опыты.

Воспитатель: Ребята, ученые  работают там, где много приборов для опытов, называется это место – лаборатория. В лаборатории, ребята, учёные носят специальные халаты и шапочки и соблюдают правила безопасности.

( входит Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, невидим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Незнайка: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Незнайка: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Для этого я приглашаю вас и тебя, Незнайка,  в научную лабораторию,  где мы с вами будем проводить настоящие опыты с воздухом.

А чтобы наши опыты прошли успешно, нужно соблюдать правила безопасности. Поэтому без моего указания мы ничего не трогаем. Договорились?

Незнайка: я ничего не буду трогать без разрешения.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух  и закручиваем его. Пакет полон воздуха. Воздух занял всё место в пакете.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете можно почувствовать воздух?

Дети: нет

Воспитатель: Хорошо, давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек, поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Дети: воздух

Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Незнайка!

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его и почувствовали.

Незнайка: А мне этот пакет что-то напомнил!

Он мне напомнил подушку, мячик, воздушный шарик.

Опыт 2. «Имеет ли воздух вес»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня на столе лежит мячик, резиновая игрушка и кусок резины. Возьмем кусок резины и опустим его в воду. Что произошло?

Дети: резина утонула.

Воспитатель: А теперь опустим в воду мячик, резиновую игрушку.

Что мы наблюдаем?

Дети: игрушка и мячик не тонут.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в мячике и резиновой игрушке есть воздух, а в куске резины его нет.

Незнайка: Значит, если внутри чего-то есть воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок).

Дидактическая  игра: «Тонет – не тонет». (дети поочередно достают из сундучка игрушки и раскладывают в два контейнера).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли ! Теперь ты знаешь, Незнайка, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столы.(на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).

Незнайка: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?

Воспитатель: Как выдумаете, ребята? Давайте проверим?

Опыт 3. Воздух в человеке.

Воспитатель: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдет.

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Пузырьки? Как они так оказались? В стакане была только вода.

Дети: Мы подули в трубочку.

Незнайка: Я понял, пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, надо сначала вдохнуть новый воздух. Значит, он есть внутри нас. Но как воздух к вам попадает, ребята?

Дети:  Через нос.

Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель:  Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

Незнайка : Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Незнайка! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 4. «Не дышу» 

Воспитатель: Давайте проверим, ребята, сможем ли мы обойтись без воздуха.   (Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать).

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, а мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Без воздуха мы чувствуем себя плохо.

Но знайте, ребята, так делать нельзя – это очень опасно для жизни. Без воздуха человек может погибнуть.

Воспитатель: Незнайка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Незнайка: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.                                                  

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой  воздух необходим для жизни человека? Каким воздухом полезно дышать?

Дети: Чистым, свежим.

Воспитатель: А какой воздух вреден для нашего здоровья?

Дети: грязный

Воспитатель: Из – за чего загрязняется воздух?

Дети:  (ответы детей)

Воспитатель: Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым?                  Дети: Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, сажать больше деревьев, растений, потому что они очищают воздух, не бросать мусор.

Воспитатель: Правильно, ребята, Нужно:

- сажать деревья;

- в помещении сажать комнатные растения;

- делать влажную уборку в  жилых помещениях;

- гулять на свежем воздухе.

Незнайка: - Посмотрите на фотографии, и выберите, в каком городе каждый из вас хотел бы жить. Почему? (ответы).

Воспитатель: Да ребята, чистый воздух очень полезен для нашего здоровья, и мы должны с вами беречь нашу природу, заботится о ней.

Незнайка: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

- что воздух постоянно нас окружает;

- что воздух легче воды;

- воздух можно «поймать»;

- что воздух есть внутри предметов;

- что воздух есть внутри людей;

- что без воздуха невозможна жизнь;

- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- что ветер – движение воздуха.

Воспитатель: Незнайка, куда ты пропал? Что ты там делаешь?

Незнайка: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!

                                                 Литература:

  1. Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30», 2017г.;
  2. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью, старшая и подготовительная группа»;
  3. Иванова А. И. «Естественно - научные наблюдения в детском саду» -М., 2007г.;
  4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Детство-Пресс, 2011г.;
  5. БондаренкоТ. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, 2004 г.;
  6. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991 г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Свойства воздуха"

Конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "Свойства воздуха", образовательная область "Познание"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности . Тема "Воздух вокруг нас"

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к эксп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Свойства воздуха"

Цель: развивать познавательную активность, используя приемы поисковой деятельности.Задачи: Обучающие:Формировать представления детей дошкольного возраста о воздухе, его свойствах и качествах, его...

Интегрированно образовательная деятельность "Изучаем воздух"

1.Расширять представление детей о воздухе, его свойствах. Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.2.Развивать умения детей решать проблемные задачи,  делать простейшие выво...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Чудеса с воздухом»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха через организацию совместной экспериментальной деятельности....