Конспект непосредственно образовательной деятельности "Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Куприянова Наталья Леонидовна

Цель: развивать познавательную активность, используя приемы поисковой деятельности.

Задачи:

 Обучающие:

Формировать представления детей дошкольного возраста о воздухе, его свойствах и качествах, его значимости в жизни человека и природы;

Обогащать и активизировать словарь, используя слова: опыт, воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Развивающие:

Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи при проведении поисковой деятельности и делать выводы;
Воспитательные:

Воспитывать интерес к поисковой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_svoystva_vozduha.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

Образовательная область  «Познавательное развитие»

Тема: «Свойства воздуха»

Группа дошкольного возраста (с 5-ти до 6 –ти лет)

                                                                         Составила: воспитатель  Володина Н.Л.

Цель: развивать познавательную активность, используя приемы поисковой деятельности.

Задачи:

 Обучающие:

Формировать представления детей дошкольного возраста о воздухе, его свойствах и качествах, его значимости в жизни человека и природы;

Обогащать и активизировать словарь, используя слова: опыт, воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Развивающие: 

Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи при проведении поисковой деятельности и делать выводы;
Воспитательные:

Воспитывать интерес к поисковой деятельности.

Образовательные области:

- Познавательное развитие;

- Социально-коммуникативное развитие;

- Речевое развитие;

- Физическое развитие.

Материалы и оборудование: Пустая жестяная банка с крышкой, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, стаканчики с водой по одному на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка, шарики воздушные на каждого ребенка, бумажные веера на каждого ребёнка. Коробочки с «запахом» и без запаха по одной  на ребенка, миски с водой на каждого ребёнка, круги, по одному зеленому и красному на каждого ребенка.  Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.

Используемые технологии (методы):

- проблемное обучение;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровые.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

 Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Наталья Леонидовна.

Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки, так мы поздоровались и улыбнемся, чтобы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями? (ответы детей).

Я вам принесла что-то интересное, оно находится в этой баночке.  

- Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает баночку, она пустая)

- Смотрите внимательно, я ее открываю, и мы с вами видим….

Что же в ней? (ответы детей)

- Нет, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

"Через нос проходит в грудь

и обратный держит путь.

он невидимый, но все же

без него мы жить не можем". (Воздух).

Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Хотите?

- Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (ответы детей)

- Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (ответы детей)

- Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. А если он невидимый, может его, и  вовсе нет?  Вот докажите, что этот самый воздух есть! (Ответы детей)

- Давайе мы с вами его поймаем, и тогда узнаем, есть воздух вокруг нас или нет. Хотите, я научу вас ловить воздух? (ответы детей)

Опыт 1. «Поймаем воздух»

- Давайте возьмем полиэтиленовый пакет. Потрогаем, пощумаем, что в нем лежит? (ответы детей)

Теперь, его раскроем, быстро закроем и зарутим. Что случилось с пакетом? (ответы детей)

- Пакет стал толстый. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Да, он полон воздуха, и похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.

- Теперь развяжем пакет. Что произошло с пакетом? (ответы детей)

Пакет опять стал тоненьким. Почему? (ответы детей)

- В нём нет воздуха, он весь вышел.

- Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

Вывод (делают дети: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку).

Ответы детей воспитатель обобщает

Опыт 2 «Человек дышит воздухом»

Помните загадку

"Через нос проходит в грудь

и обратный держит путь.

Зачем он проходит через грудь? (ответы детей)

- А чем мы с вами дышим? (воздухом). А давайте это проверим, точно ли мы дышим воздухом. Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? (ответы детей). Вот эти пузырьки и есть воздух.

Значит мы с вами доказали, что мы дышим воздухом.

Опыт 3 «Воздух можно услышать».

- А вы знаете, что,  воздух можно услышать? (ответы детей)

- Как же нам это сделать?

- Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (ответы детей)

- А теперь, спустите наши шарики. Что произошло? Что мы услышали? (ответы детей)

Вывод: воздух может звучать, его можно услышать.

Опыт 4 «Ветер – это движение воздуха».

- Итак, мы с вами узнали, что воздух вокруг нас. А как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать? (ответы детей)

- Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? А теперь помашите рукой. Что теперь вы чувствуете? (ответы детей) 

- Давайте попробуем сделать ветер при помощи несложного упражнения. (Физминутка «Ветер»)

Дует ветер нам в лицо,                                  махи руками в лицо
Закачалось деревцо,                                       руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише,                                приседание
Деревцо всё выше, выше,                              поднимание вверх на носочках

- Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (ответы детей)

- Какой делаем вывод? Что же такое ветер? (ответы детей)

Вывод: Когда воздух движется, получается ветер.

Опыт 5 «Воздух не имеет запаха»

- А имеет ли воздух запах? Как вы думаете? (ответы детей)

- Если воздух чистый, то он не имеет запаха.

- Предлагаю в этом убедиться. В этих маленьких коробочках были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было. (ответы детей)

- Значит, чем может пахнуть воздух?  (ответы детей) 

- А как выдумаете, чем еще может пахнуть воздух. (Ответы детей: может пахнуть свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)

- Какой мы можем сделать вывод? Имеет ли воздух запах?

Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт 6 «Воздух легче воды»

- Как вы думаете, что легче воздух или вода?

- Ребята, у вас на столах лежат коробочки пустые. А точно они пустые? И коробочки с разными предметами внутри. Пробуйте их "утопить". Какие коробочки утонули, а какие остались плавать? Почему они не утонули? (ответы детей)

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт 7 «Воздух может двигать предметы»

- Вы можете двигать предметы? А кто еще может двигать предметы? А вы знаете, что и воздух тоже может двигать их?

- Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).

- Почему она полетела? (ответы детей)

- Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.

Вывод: Воздух может двигать предметы.

Итак, мы познакомились с воздухом и его свойствами.

- Итак, что же такое ВОЗДУХ? (ответы детей)

-  Давайте еще раз все вспомним. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

- Воздух окружает нас со всех сторон.

- Воздух можно услышать.

- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

- Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

- Ветер – это движение воздуха.

- Способ обнаружения воздуха - «поймать» и поместить его в в оболочку.

- Воздух может двигать предметы.

- Воздух тяжелее воды.

- Ребята, вы молодцы, хорошо работали. Теперь вы настоящие юные исследователи!

- До свидания!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Воздух повсюду"

Цели: Формировать у детей представления о свойствах воздуха (невидимость, легкость).Продолжать развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования.Развивать умение понятно ...

конспект непосредственно-образовательной деятельности "Воздух-невидимка"

познакомить детей со свойствами воздуха, его назначением......

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воздух-невидимка» для воспитанников старшей группы

Задачи:- дать представления о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый;- развивать речевое дыхание;- развивать мелкую моторику, сообразительность, мышление;- развивать умение ориентироваться в простра...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Воздух вокруг нас" (старшая группа)

Конспект по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воздух вокруг нас».

Расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах,  используя экспериментирование....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воздух и его свойства» (подготовительная группа)

Экспереминтальное занятие с детьми подготовительной группы,на котором дети с помощью опытов выявляют свойства воздуха и делают вывод, что воздух  прозрачен,не имеет вкуса и запаха(но может поглощ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Воздух видимый и невидимый"

Интеграция образовательных областей: « Познание» ; «Коммуникация»:Программное содержание:Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Расширять з...