Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности "Воздух вокруг нас" (старшая группа)
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Смирнова Наталия Геннадьевна

    Конспект по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vozduh.docx22.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Воздух вокруг нас»

    ГБОУ Школа № 851

    ЮАО г. Москвы

    Смирнова Н.Г.

     ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

     Образовательная область «Познавательное развитие»

    Пополнять, обобщать и систематизировать знания детей о воздухе, его свойствах значении для жизни и здоровья человека. Учить устанавливать связи между различными явлениями, делать выводы. Формировать естественно-научные представления. Воспитывать интерес к окружающему миру.

    Образовательная область «Развитие речи»

    Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; развивать диалогическую речь.

    Развивать образное мышление детей путем включения в ход НОД стихотворений, загадок.

    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

    Упражнять детей в ритмичном движении под музыку, развивать активность и творчество в двигательной деятельности при изображении летящих и падающих дождевых капелек.

    Образовательная область «Физическое развитие»

    Формировать представления о вреде загрязненного воздуха для здоровья человека. Воспитывать желание заботиться о чистоте окружающего пространства и окружающей среды.

    Развивать двигательную активность детей.

    Активизация словаря.

    Дать понятие о слове атмосфера. Активизировать в речи слова: газ, кислород, углекислый газ, выхлопные газы, ураган, смерч.

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

     Рассматривание иллюстраций с изображением ветреной погоды, различных видов ветра; чтение стихов и загадок о свойствах воздуха, описание изображенных на картинках явлений природы; надувание воздушных шаров, проведение других опытов на тему «Воздух»; слушание духовой музыки, рассматривание духовых инструментов; заучивание стихотворений.

    Материал.

    Демонстрационный: Глобус, Плакаты: «Сила ветра», «Ветер – помощник человека», «Разрушающая сила ветра».

    Раздаточный: емкости с водой, стаканы, фрукты, веера, свистки.

    Технические средства: Телевизор, магнитофон

     Интеграция образовательных областей.

    Познавательное развитие, развитие речи, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

     ХОД ООД

    - Здравствуйте, ребята! Представляете, сегодня к нам, в детский сад, пришла посылка от доброго волшебника. Давайте ее откроем. Интересно, что там? Открытка. А больше ничего. Сейчас посмотрим, что здесь написано. По-моему, это загадка. Слушайте:

    Он вокруг, а мы не видим.

    Он спокоен – мы не слышим.

    Отсутствуют запах и цвет.

    Вроде здесь и его нет.

    Но ни ночью и ни днем

     Без него не проживем.

    Полон им и дом, и лес,

    И в посылку он залез.

    Что же это? Есть ответ?

     (Г. Байрамукова) .

    - Воздух.

    -Так что же, кроме открытки с загадкой оказалось в посылке?

    - Воздух.

    -А вы догадались почему? Наверное, он хочет, чтобы вы поняли, что в нашей жизни важнее всего.

    Вы знаете, где мы живем?

    - В Сургуте, в России, в Югре и т. д.

    -Все верно! Но еще мы можем сказать, что живем на дне воздушного океана, который называется атмосферой. (Атмосфера – газообразная оболочка, окружающая Землю и другие планеты) .

    Посмотрите, как она окружает Землю со всех сторон. (рассматривают изображение Земли)

    Воздух – это газ. Вы знаете из чего он состоит?

    - Кислород, углекислый газ.

    - Правильно. Только в воздухе есть и другие газы, капельки воды, пыль, цветочная пыльца и т. д.

    А как вы думаете, откуда берется воздух?

    - Его выделяют растения.

    -Верно. Леса даже называют легкими планеты.

    -А вы догадываетесь, что может случиться, если вдруг исчезнет воздух?

    Опыт 1.

    Закроем ладошками рот и нос.

    Что происходит с нашим организмом?

    -Мы начинаем задыхаться.

    -Давайте сделаем вывод: Можем мы прожить без воздуха?

    -Без воздуха нет жизни ни людям, ни животным, ни растениям.

    Только этот опыт самим не нужно повторять. Это опасно.

    Ребята, а можем мы назвать свойства воздуха?

    - Чистый, прозрачный, без запаха, газообразный.

    - Правильно, но у воздуха есть еще и другие свойства. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

    Для этого нам нужно превратиться в ученых исследователей.

    - Как вы думаете, чем они занимаются?

    Дети отвечают

    -Ну, конечно же, прежде всего они экспериментируют, чтобы постичь тайны природы.

    Я хочу вам напомнить, что исследователи – люди очень дисциплинированные. Ведь они имеют дело и с опасными предметами и веществами.

    Поэтому прошу вас все действия проводить только по моей команде.

    Дети подходят к столам, на которых подготовлен материал для опытов.

    Опыт 2. Давайте начнем с самого простого. Попробуем обнаружить воздух.

    Подуйте на свои ладошки. Что вы ощущаете?

    - Ладошке тепло и она становится немного влажной.

    - Значит, каким может быть воздух?

    -Теплым, влажным.

    - А теперь возьмите вееры и помашите перед собой. Ваше лицо обдувает ветерок. Он такой же теплый?

    - Нет, он прохладный.

    -А на улице сейчас какой воздух?

    - Холодный.

    -Значит, воздух может менять температуру.

    Опыт 3.

    – Приступим к следующему опыту. Возьмите в руки стаканчики. Как вы думаете, они пустые? Внимательно посмотрите, что там есть?

    - На дне кусочек салфетки.

    - Потрогайте пальцем. Салфетка сухая?

    - Да.

    - А больше ничего нет в стакане?

    - Нет. (Да) .

    - Что ж, давайте проверим. Переворачиваем стакан вверх дном и опускаем в банку с водой. Только держать его нужно очень прямо. Вынимаем также прямо стакан из воды. Попала вода в стакан? Почему нет?

    - В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Это значит, что воздух занимает место.

    Опыт 4.

    Давайте снова отпустим стакан в банку с водой, но держим его не прямо, а чуть наклонив. Что мы видим в воде?

    - Пузырьки воздуха.

    - Откуда они взялись?

    - Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

    Потрогайте сейчас салфетки. Они остались сухими?

    - Нет! Вода заняла место воздуха и намочила салфетки.

    И вода, и воздух занимают место.

    Опыт 5.

    – А сейчас закройте глаза.

     (Кладу на стол апельсин) .

    Вы чувствуете какой-то запах?

    - Да, пахнет апельсином.

    - А как вы думаете, почему вы чувствуете запах. Ведь апельсин я не подношу к вашему носу. Благодаря чему запах доходит до вас?

    Дети отвечают.

    - Конечно, это воздух доносит до нас запах.

    А что еще кроме запахов может передаваться по воздуху?

    -Вирусы.

    И чтобы не заболеть, не нужно без необходимости находиться в одной комнате с больным человеком.

    Опыт 6.

    Со свистками.

    -Давайте возьмем в руки свистки и дунем в них 3 раза.

    Вы слышали свист?

    А почему он возникает, знаете?

    Посмотрите, что есть внутри свистка.

    - Шарик.

    -Правильно. Когда мы дуем, он движется. Воздух, встречая препятствие, дрожит. И получается звук.

    Свойство воздуха издавать звуки использовали люди, создав духовые музыкальные инструменты. Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит. Получаются звуки. В отличие от свиста – музыкальные.

    Какие духовые инструменты вам знакомы?

    -Дудочка, флейта, кларнет, саксофон, труба.

    -Правильно. Сейчас я предлагаю вам послушать звучание флейты.

    Вам понравилась музыка? Звуки флейты чудесны.

    Но и в мире природы много звуков, приятных для слуха.

    Давайте превратимся с вами в дождевые капельки и поиграем в уже знакомую вам игру «Капельки». (Каждый ребенок берет со стола вырезанные их картона разноцветные капельки)

    Мы дождевые капельки. (Дети бегут по кругу с картонными

     Летим, летим, летим, капельками в поднятых руках)

    Мы землю очень любим.

    И сад полить спешим.

    Кап-кап-кап. Кап-кап-кап. (Наклоны с капельками в руках)

    Нет покоя нам никак.

    Но подул вдруг ветерок.

    Гонит тучку на восток. (Дети бегут дальше)

    Тучка дальше побежала,

    С собой капельки забрала.

    В лесу травку поливала.

    Кап-кап-кап. Кап-кап-кап. (Наклоны. Дети касаются

     Нет покоя нам никак. капельками пола)

     (Г. Байрамукова)

    А теперь снова превратимся в ребятишек и сядем на стульчики.

    Скажите, что произойдет, если дождик будет лить только в одном месте?

    -Засохнут леса, трава, сады.

    - Конечно, вы правы. Хорошо делает ветерок, что гоняет тучки по небу?

    -Да.

    -А теперь, давайте подумаем, а сам-то ветерок отчего возникает?

    -В одних местах воздух теплый, а в других – холодный. Теплый устремляется вверх, холодный - вниз, вот и подул ветер.

    - Воздух движется с разной силой и скоростью. Давайте посмотрим картинки на этом плакате.

    Определите, какой силы ветер они изображают. Сначала найдем самый слабый, потом самый сильный. Как называется сильный ветер?

    - Смерч, ураган.

    - А теперь посмотрим, что они приносят людям. Это последствия смерча и урагана. (рассматриваем плакат) .

    - Но ведь ветер не всегда приносит разрушения. От него бывает и большая польза.

    Посмотрите на этот плакат и объясните, на какие добрые дела способен ветер, кроме того, что он гоняет тучи.

    - Разносит семена растений, вращает крылья мельницы, приносит с моря чистый воздух.

    - Но, к сожалению, даже самый чистый воздух содержит в себе много пылинок, различных вредных веществ.

    Сейчас мы с вами вспомним о них, поиграв в игру «Загрязняет - очищает».

    Вы должны взять на столе картинку, объяснить, что на ней изображено и сказать, загрязняет это воздух или очищает.

    Дети играют.

    Вот видите, как много всего, что загрязняет воздух, которым мы дышим.

    Взрослые люди должны заботиться о том, чтобы воздух стал чище, а вы болели реже.

    А как мы все в группе: няня, воспитатели, дети – заботимся о том, чтобы воздух стал чище и микробов – меньше.

    - Проветриваем, протираем пыль, пылесосим, кварцуем, сажаем комнатные растения, которые очищают воздух; заботимся о них, моем игрушки.

    - Молодцы, ребята! Вы все знаете.

    А сейчас давайте поиграем еще в одну игру: «Я начну, а ты продолжи» и повторим то, о чем вы узнали или вспомнили сегодня. Готовы?

    -Да.

    1. Наша планета окружена воздушной оболочкой – атмосферой.

    2. В воздухе содержатся: кислород и углекислый газ.

    3. Без воздуха жизнь на Земле была бы невозможна.

    4. Вырабатывают кислород растения.

    5. Воздух передает запахи и звуки.

    6. Когда воздух дрожит, возникают звуки.

    7. Воздух невидим, потому что он прозрачен.

    8. Воздух занимает место.

    9. Ветер – это движение воздуха.

    10. Воздух загрязняют: дым пожаров, дым заводских труб, выхлопные газы автомобилей, дым сигарет курильщиков.

    11. Самый надежный природный очиститель воздуха – растения.

    - Спасибо вам, ребята за умные ответы. Думаю, когда вы вырастете, то придумаете много различных способов, чтобы сделать воздух, которым мы дышим, чище, а вас всех – здоровее.

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2002

     2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010

     3. Вострухина Т. Н. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет / Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская. – ТЦ Сфера, 2012

     4. Костюченко М. П. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012

     5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2008

     6. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Пилотный вариант. Мозаика-Синтез, М. 2014

     7. Тугушева Г. П., Чистякова А. К. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

    План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. «Путешествие с Красной Шапочкой». Приоритетная образовательная область: познание.

    Систематизировать  элементарные  математические представления у детей,    дать  понятие о ломаной линии, через виды деятельности:  игровую, двигательную (путешествие); ко...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми страшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема «Парусные гонки» Образовательная область «Познание

    Абдулина Гуяйда АхатовнаТема занятия "Парусные гонки"Цели данного занятия  является выявление и обобщение знаний, умений и навыков  детей при формировании познавательных  исследовательс...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности «А» по образовательной области «Коммуникация» на тему: "Насекомые""

    Тема: «Насекомые».Направление: познавательно-речевоеЦель образовательной деятельности: познакомить и закрепить знания детей о насекомых.Интеграция и задачи образовательных областей:Коррекционно-образо...