Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воздух вокруг нас».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хабибуллина Ирина Владимировна

Расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах,  используя экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

«Воздух вокруг нас».

Старшая группа.

                                                      Воспитатель: Хабибуллина Ирина Владимировна.

Непосредственно образовательная деятельность

«Воздух вокруг нас».

Направление: "Познание".

Образовательная область: " Познавательное развитие ". 

Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации: групповая

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Вызвать интерес к исследовательской деятельности

формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. 

Задачи:

Образовательная:

- расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах,  используя экспериментирование;

Развивающая: развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

обогащать словарь детей (атмосфера, лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты),

Воспитательная: воспитывать интерес к исследовательской деятельности, самостоятельность.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественно-эстетическое»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская(детское экспериментирование), продуктивная.

Методы:

Наглядный (показ, демонстрация).

Словесный (беседа, обсуждение, пояснение).

Практический (экспериментирование как метод обучения для передачи детям новых знаний, дыхательная гимнастика, прием рисования - выдувание).

Словарная работа: атмосфера, лаборатория, эксперимент, прозрачный, бесцветный

Предварительная работа: игры с мыльными пузырями, чтение Т.А.Шорыгина «Южный ветерок», наблюдение за ветром, разучивание физкультминутки

Используемые материалы:

- Демонстрационный: картинки с изображением лаборатории, планеты Земля; шарик воздушный, апельсин, лук, кусочек резины, резиновая игрушка, прозрачные миски, 2 мандарина, 2 прозрачные баночки

- Раздаточный: одноразовые шапочки, бейджики с именами детей, бумажный веер, полиэтиленовый пакет, стаканы с водой, трубочки, перышки, крышки от фломастеров, бутылочки, краски, кисть, альбомные листы

Музыкальное сопровождение: запись шума ветра

Планируемый результат:

Содержание организованной деятельности детей.

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

А сейчас, послушайте загадку и отгадайте её:

                Он нам нужен, чтоб дышать

                Чтобы шарик надувать

                С нами рядом каждый час

                Но не видим он для нас. Что это? (воздух)

Основная часть.

Воспитатель: Для чего нам нужен воздух? (Дышать) воздух нужен не только людям, птицам, зверям, но и растениям, рыбам. Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Ребята, а хотите узнать много интересного о воздухе? (Да)

- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов и экспериментов, а помещение это называется лаборатория. Лаборатория – это помещение, где проводят опыты и эксперименты. Показываю картинку с изображением лаборатории. 

- Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Но прежде занять рабочие места мы должны надеть шапочки и прикрепить бейджики с именами.

- И так ребята, закрываем глаза, посчитаем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию», а мы станем молодыми учеными.  Дети считают до 5.

Я вас приглашаю в нашу лабораторию. дети рассаживаются за столы.

-В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Ну, что приступим к делу.

Дети, а  вы когда - нибудь слышали слово «атмосфера» (ответы детей). В переводе с греческого языка слово «атмосфера» означает «воздух вокруг Земли». Воздух состоит из нескольких различных газов. Один из них кислород, который необходим людям и животным для дыхания и жизни. Воздух, окружающий Землю, ее удивительная голубая «рубашка», благодаря которой, наша планета не перегревается от солнечных лучей, не стынет от космического холода. Воздух вокруг нас, но мы его не видим. Мы его чувствуем только тогда, когда ветер дует на нас. Ветер – это движущийся воздух. Показываю картинку ветра. 

- Возьмите в руки веер и помашите им. Что вы чувствуете? (воздух, холодок). Дети берут веера и машут им. 

- Посмотрите на эту модель, что здесь изображено? (глаз). Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? Как можно увидеть воздух?

Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

- А раз мы его не видим, значит какой воздух? (прозрачный, бесцветный)

- Давайте попробуем поймать воздух в ладошки! Ну, как, получается?! (ответы детей-нет). Чтобы увидеть воздух, его надо поймать ,для этого мы с вами  проведем 1–й экперимент:

Экперимент № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.

Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают) Тогда возьмите полиэтиленовый пакет, раскройте его, проведите по воздуху, (и резко зажмите - для самых ловких). Что вы видите? Пакет надулся, почему? (ответы детей). Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким  стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).

- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, занимает весь предоставленный объем. Мы его попробовали поймать.

- Давайте попробуем увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.  Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

- Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) - Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Значит, и в нас есть воздух.  

- Выходят пузырьки.

Мы дуем в трубочку, воздух попадает в воду и появляются пузырьки. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше нарисовано на модели? Руки. Как вы думаете, что руки могут обозначать? Как почувствовать воздух?

 

Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его. Как? (подули на ладошки)

Упражнение «Сдуй перышко».

Мы должны подготовиться к следующим экспериментам, для этого необходимо сделать дыхательные упражнения.

Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко сдвинулось с места и улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо», на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»

 

Эксперимент №4  «Слышим воздух»

- Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Включить запись ветра.

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «Нос». А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

 

Эксперимент №5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ» 

- Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук). Вы замечательно справились. Молодцы. Пример с освежителем воздуха.

Посмотрите у нас осталась одна модель, что это – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух?Кто как думаете? Давайте проверим?

 

Эксперимент № 6 «Имеет ли воздух вес?» (вариант 1, пригласить ребенка)

На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в

воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

 

Эксперимент №7 «Мандарин» (вес воздуха вариант 2, пригласить ребенка)

- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан — опустим мандарин с кожурой, во - второй стакан - очищенный.

Вывод: воздух не имеет вес, он легче, чем вода. В кожуре мандарина есть воздух, поэтому он не утонул.

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)

Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)

Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть )

Семь, восемь - лень отбросим. (Два хлопка )

Сел на дерево скворец,(присели)

И игре нашей конец.

Итог занятия 

Посмотрите на модели: (глаз, руки, ухо, нос, гиря) и давайте их запомним.

Увидели воздух:

- С помощью трубочек и ёмкости с водой.

 Почувствовали воздух;

- С помощью вееров, дули на ладонь.

Услышали воздух:

- С помощью бутылочек, баночек.

- С помощью шарика.

Воздух не имеет вес:

-.с помощью резиновой игрушки, мандарина

Воздух переносит запах

- смогли по запаху уловить аромат

_ Ребята, а вы знаете что с помощью воздуха  можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

-  Хотите попробовать?

- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)

Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность "Воздух вокруг нас"

Образовательная область: «Познавательное развитие», основной вид деятельности -  познавательно – исследовательскаяПрограммное содержание1....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Воздух вокруг нас" (старшая группа)

Конспект по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Воздух вокруг нас"

Конспект НОД образовательной области познание, для детей 4-5лет. В процессе познвательно-исследовательской деятельности у детей формируетсяпредставления о свойствах воздуха, его значимости в жизни чел...

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные

Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...