Конспект НОД в средней группе Тема: «Зимнее путешествие»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе с использованием ИКТ
Тема: «Зимнее путешествие»
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие; физическое развитие.
Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру и
накопление знаний о многообразии диких животных зимой.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях: где живут, чем питаются;
- Расширить их знания о повадках диких жителей;
- Формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать;
- Обогащать словарный запас (“гайно”, мышкует, запасы, спячка)
Развивающие:
- Развивать у детей мышление (умение самостоятельно выделять существенные признаки животных, фиксировать и обобщать их по элементам модели для использования в игре);
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, интерес к животным
Материал и оборудование: Проектор, экран, компьютер, игрушки: лиса, белка, заяц; презентация «Дикие животные наших лесов»; ванночка со снегом (для проведения опыта); карточки - модели (оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат); еловая шишка, веточка; аудиозапись – вьюги.
Предварительная работа: наблюдения в природе; оформление в группе альбома “Дикие животные наших лесов”; рассматривание картинок с изображением диких животных; чтение сказок о животных; беседа о повадках животных зимой.
Ход НОД:
- Вводный этап. Вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель: - Ребятки, посмотрите в окно и скажите, пожалуйста, какое же время года у нас сейчас?
Ответы детей (зима)
Воспитатель: - Правильно. Сейчас у нас зима. А вы когда-нибудь были в зимнем лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте отправимся сегодня с вами в путешествие в зимний лес, но для начала нам нужно одеть теплую одежду, согласны? Что же нам необходимо надеть?
Ответы детей.
Подвижная командная игра «Оденься» с имитацией движений
Правила игры. Группу детей поделить поровну на две команды. Положить на два стула по одной кофте, шапочке и шарфику. Каждый из игроков по сигналу должен подбежать к стулу и одеться. Оделся, разделся и отходит в сторону. Дальше подбегает следующий игрок и проделывает то же самое. Побеждает та команда, в которой быстрей наденутся все игроки.
- Опыт со снегом, установление причинно-следственных связей. (звучит аудиозапись «Вьюга»)
Воспитатель: - Ветер дует, холодно зимой. Ребятки, посмотрите какие сугробы намело в лесу, а хотите потрогать снег?
Ответы детей
Воспитатель: - Какой же у нас снег – холодный или теплый?
Ответы детей
Воспитатель: - Почему он тает в наших руках?
Ответы детей
Воспитатель: - Правильно, ребятки, наши ручки теплые, а снежок – холодный, и поэтому он тает в наших руках. А еще наши ручки теплые, потому что мы зимой одеваемся тепло и не мерзнем, а скажите мне, как же животные живут в зимнее время?
Ответы детей)
Воспитатель: - Ну, раз мы пришли в зимний лес. Предлагаю посмотреть все своими глазами. Но для начала нам нужно отгадать загадки, чтобы узнать, к каким животным мы сегодня попадем в гости.
3.Беседа на обобщение и закрепление знаний детей о животных (белка, заяц, лиса) с параллельным применением презентационного материала) Знакомство с новыми словами, словарная работа.
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
Рыжий хвостик тут и там
Промелькнул вдруг по кустам
Смотрит в след ей девочка,
Знает это... (Белка)
Воспитатель: - Как белка выглядит? Чем питается? Где берет еду? Почему белка легко находит шишку под снегом? Куда белка прячется в сильные морозы? Чем утепляет свое гнездо, дупло?
Ответы детей (дети высказывают свои мысли, воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание на правильные ответы)
Воспитатель: - Да, гнездо у белки получается очень теплое, а я вам сейчас расскажу, как она его строит:
Сначала белка ищет укромное место на хвойном дереве. И сплетает из тонких веточек гнездо. Передними лапками она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья, друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар. А сбоку оставляет отверстие для входа. Такое беличье гнездо называют “гайно”. Как можно, по другому, назвать гнездо белки? Кто запомнил? Давайте ещё раз повторим – “гайно”. Иногда белка живет в старом гнезде вороны или сороки, часто зимует в глубоком дупле старого дерева.
Воспитатель: - Слушайте следующую загадку:
Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (Заяц) Автор В. Стручков
Воспитатель: - Как заяц утепляет свою нору? Скажите, как заяц готовится к зиме? Почему заяц меняет окраску на зиму? Как заяц спасается от врагов? А что же заяц кушает в лесу зимой?
Ответы детей
Воспитатель: - Да, еды для зайчика в лесу маловато. Поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают старые капустные кочерыжки, могут погрызть стволы яблонек. Бывает, что в лесу зайцы скачут за лосями, лоси объедают можжевеловые кусты. А зайка терпеливо ждет. Вот осинка помешала лосю, он махнул головой – ветка обломилась и воткнулась в снег. Зайка не боится, с удовольствием грызет обломки ветки – подарок лося.
4. Продолжение беседы о животных
Воспитатель: - Есть у меня еще одна загадка:
Летом, осенью, зимой
Идет по тропочке лесной.
След хвосточком заметает.
А как её зовут, кто знает?
Ответы детей (Лиса)
Воспитатель: – Почему говорят: “Лиса – всему свету краса!”? Как меняется лисий наряд к зиме? Как называется жилище лисы? Чей дом может занять лиса? Чем питается лиса зимой?
Ответы детей
Воспитатель: – Конечно, главным кормом лисички становятся мыши –полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо. Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она “мышкует”. Что наша лисичка делала сейчас? Правильно – “мышковала”.
Воспитатель: - Ну, что, ребятки, интересно нам в зимнем лесу? А давайте мы немножко отдохнем и поиграем.
5. Подвижная игра «Лиса и зайцы»
По лесной лужайке («Зайцы» играют на «полянке»)
Разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки - побегайки.
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок, (Приседают на корточки, «роют» лапками корешок )
Вот какие зайки, зайки - побегайки.
Вдруг бежит лисичка, (Прибегает «лисичка», ищет зайчиков бегает между ними.)
Рыжая сестричка
Ищет где же зайки. (Дети закрываются лицо ладошками)
Зайки-побегайки? (Лисичка находит из и ловит, дети убегают) Вот они!
6. Подвижная игра с моделями «Кто, где живет»
Воспитатель: - Ну, вот мы с вами и увидели, где живут звери, вспомнили, чем они питаются и почему не мерзнут зимой. А хотите поиграть со зверятами в игру?
7. Дидактическая игра «Найди свой домик»
Правила игры. Детям раздать по карточке-модели: оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат. Треугольник – лиса, круг – белка, квадрат – заяц. Под музыку дети начинают имитировать движения животных, с окончанием музыки – занимают свои домики.) Повторить 2-3 раза.
8. Дидактическая игра «Кто чем питается в лесу.»
Воспитатель: – Устали, наверное, а вот и дерево поваленное (скамейка), давайте сядем, отдохнем. Поиграем еще в одну игру “Кто и чем питается в лесу” (на столе лежат предметы: шишки, веточки, мышки. Нужные предметы дети относят животным)
9. Заключительный этап
Воспитатель: - Ну, что, ребятки, засиделись мы что-то с вами в зимнем лесу, а ведь нам пора возвращаться в детский сад, в нашу группу. Давайте попрощаемся с нашими новыми лесными друзьями. Понравилось вам наше зимнее путешествие?
(рефлексия, ответы детей, под бодрую музыку дети выходят из группы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения в подготовительной группе Тема: «Зимнее путешествие»
Конспект развлечения в подготовительной группеТема: «Зимнее путешествие». Веселые игры для детей с участием Зиушки - зимы и снеговика...
План - конспект непосредственно - образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе Тема: «Зимнее путешествие» (с использованием ЭОР)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», Задачи: 1. Обобщить и закрепить знания детей о жизни диких животных зи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: « Зимнее путешествие». ( с использованием мнемотаблиц и ИКТ)
Цель: Обобщить знания детей о зиме, приспособлении диких животных к зимним условиям обитания....
Конспект совместной деятельности в средней логопедической группе. Тема: «Зимнее путешествие»
Цель: Создание условий для профилактики дискалькулии у детей 4 – 5 лет, имеющих речевые нарушения, в процессе формирования элементарных математических представлений.Задачи: 1.Образовательные: фо...
Конспект ОД в средней группе тема: «Космическое путешествие»
Конспект ОД в средней группетема: «Космическое путешествие»...
Конспект комплексного занятия в средней группе. Тема занятия: «Путешествие в зимний лес»
Конспект комплексного занятия в средней группе.Тема занятия: «Путешествие в зимний лес»Цель занятия: Расширять представление детей о диких животных и о зимних явлениях в природе.Задачи:Обу...
Конспект НОД для средней группы Тема: «Невероятное путешествие по организму»
Уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов;Объяснить, что внутри тела есть жизненно важные органы: сердце, лёгкие, желудок и т.д.; что организм надо ...