Экологическое воспитание детей по средствам дидактических игр
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Крылова Ирина Владимировна

 «Экологическая игра» — это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности.

 Прежде всего, при организации экологической игры необходимо решать следующие задачи:

 − формирование системы экологических знаний;

− формирование экологически правильного поведения и деятельности в природе;

 − формирование коммуникативных умений и навыков.

Используя дидактические игры, воспитатель должен учитывать следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий, учет возрастных особенностей детей.

Свою работу по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста я строила с учётом ФГОС ДО.

Я поставила перед собой следующие задачи:

1) сделать подборку дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников экологической ответственности и отзывчивости по отношению к живой и неживой природе.

2) научить детей не только видеть красоту растений, но и вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.

3) воспитать основы экологического мышления, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира, как к живым, неповторимым организмам.

 

Основные задачи экологического воспитания детей:

− знакомить детей с доступными явлениями природы.

− Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.

− Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке; подкармливать птиц.

− Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

− Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

 − Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред;).

 

 

Лото «Чей малыш».  В игре знакомимся с названиями животных (млекопитающих, птиц, рыб), учимся соотнесению взрослых животных и их детенышей.

В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика.

Лото «Часть – целое». Игра знакомит с овощами, фруктами и ягодами, учит нахождению целого предмета по его части. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика.

Игра «Во саду ли в огороде». Знакомит детей  с тем, что где растет. В огороде: помидор, картофель, огурец, морковь, свекла, капуста. В саду: яблоко, груша, лимон, апельсин, персик, слива. В поле: рожь, пшеница, овес, кукуруза, подсолнух. В лесу: ель, сосна, береза, клен, дуб, рябина.

Лэпбук "Экология" содержит игры для экологического воспитания дошкольников: набор экологических знаков, Игра "Кто создал: природа или человек", лото "Сортировщик", интерактивные панно "От чего планета радуется - от чего грустит", "Хорошо и плохо", Переработка мусора, "Мама и детеныш", "Пищевые цепочки", энциклопедия "Почему исчезают животные?", экологические раскраски и театр.

Энциклопедия «Почему исчезают животные» Цели и задачи:

·         Показать роль человека в исчезновении многих животных

·         Познакомиться с теми животными, которые занесены в «Красную книгу»

·         Воспитать активную позицию человека в охране природы.

·         Научиться сопереживать   по отношению к вымирающим и редким видам животным.

 

Интерактивное окно «Хорошо и плохо» Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;

Содействовать накоплению у детей опыта доброжелательных взаимоотношений с окружающей природой;

Воспитывать внимательное отношение и любовь к людям и окружающему миру;

 

Игра «Кто создал человек или природа» систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

 "Пищевые цепочки". Цель: закрепить знания детей о питании и приспособлении животных к условиям обитания.

Переработка мусора

Гармошки и игра сортировщик

Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.

Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.

Формировать умение сортировать мусор при его сборе.

 Развивать умение логически мыслить, делать выводы, развивать коммуникативные умения.

Активизировать словарный запас за счёт новых слов (загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и т. д.)

 Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

 

Вращающийся диск «Мама и малыш» упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас. 

Интерактивные окошки «от чего планета радуется от чего грустит». Формировать представление детей дошкольного возраста об источниках возникновения мусора, о влиянии отходов на окружающую среду и здоровье человека.

Экологические знаки. Цель:Формирование у детей ответственного отношения к природе. Познакомить с правилами поведения на природе.

Задачи:Способствовать воспитанию любви к природе.

 

Экологический театр. Расширять знания детей о предметах и явлениях природы. Решение детьми ситуаций, которые могут произойти в природе. Составление совместно с детьми экологических рассказов и сказок.

 

 

В ходе проведенной работы, важным результатом явилось то, что дети заинтересовались жизнью растений, животных, неживой природы, стали бережно относиться к ним. Дети стали понимать значение растений в жизни человека и необходимость беречь растительный и животный мир. Это стало возможным благодаря созданию необходимых условий в группе, подбору материала для организации дидактических игр,. Экологические игры помогут ребятам лучше познакомиться с природой, оставят в их памяти яркий след, научат любить природу, сформируют чувство ответственности по отношению ко всему, что их окружает.

 «Экологическая игра» — это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности.

 Прежде всего, при организации экологической игры необходимо решать следующие задачи:

 − формирование системы экологических знаний;

− формирование экологически правильного поведения и деятельности в природе;

 − формирование коммуникативных умений и навыков.

Используя дидактические игры, воспитатель должен учитывать следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий, учет возрастных особенностей детей.

Свою работу по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста я строила с учётом ФГОС ДО.

Я поставила перед собой следующие задачи:

1) сделать подборку дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников экологической ответственности и отзывчивости по отношению к живой и неживой природе.

2) научить детей не только видеть красоту растений, но и вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.

3) воспитать основы экологического мышления, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира, как к живым, неповторимым организмам.

 

Основные задачи экологического воспитания детей:

− знакомить детей с доступными явлениями природы.

− Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.

− Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке; подкармливать птиц.

− Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

− Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

 − Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред;).

 

 

Лото «Чей малыш».  В игре знакомимся с названиями животных (млекопитающих, птиц, рыб), учимся соотнесению взрослых животных и их детенышей.

В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика.

Лото «Часть – целое». Игра знакомит с овощами, фруктами и ягодами, учит нахождению целого предмета по его части. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика.

Игра «Во саду ли в огороде». Знакомит детей  с тем, что где растет. В огороде: помидор, картофель, огурец, морковь, свекла, капуста. В саду: яблоко, груша, лимон, апельсин, персик, слива. В поле: рожь, пшеница, овес, кукуруза, подсолнух. В лесу: ель, сосна, береза, клен, дуб, рябина.

Лэпбук "Экология" содержит игры для экологического воспитания дошкольников: набор экологических знаков, Игра "Кто создал: природа или человек", лото "Сортировщик", интерактивные панно "От чего планета радуется - от чего грустит", "Хорошо и плохо", Переработка мусора, "Мама и детеныш", "Пищевые цепочки", энциклопедия "Почему исчезают животные?", экологические раскраски и театр.

Энциклопедия «Почему исчезают животные» Цели и задачи:

·         Показать роль человека в исчезновении многих животных

·         Познакомиться с теми животными, которые занесены в «Красную книгу»

·         Воспитать активную позицию человека в охране природы.

·         Научиться сопереживать   по отношению к вымирающим и редким видам животным.

 

Интерактивное окно «Хорошо и плохо» Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;

Содействовать накоплению у детей опыта доброжелательных взаимоотношений с окружающей природой;

Воспитывать внимательное отношение и любовь к людям и окружающему миру;

 

Игра «Кто создал человек или природа» систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

 "Пищевые цепочки". Цель: закрепить знания детей о питании и приспособлении животных к условиям обитания.

Переработка мусора

Гармошки и игра сортировщик

Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.

Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.

Формировать умение сортировать мусор при его сборе.

 Развивать умение логически мыслить, делать выводы, развивать коммуникативные умения.

Активизировать словарный запас за счёт новых слов (загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и т. д.)

 Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

 

Вращающийся диск «Мама и малыш» упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас. 

Интерактивные окошки «от чего планета радуется от чего грустит». Формировать представление детей дошкольного возраста об источниках возникновения мусора, о влиянии отходов на окружающую среду и здоровье человека.

Экологические знаки. Цель:Формирование у детей ответственного отношения к природе. Познакомить с правилами поведения на природе.

Задачи:Способствовать воспитанию любви к природе.

 

Экологический театр. Расширять знания детей о предметах и явлениях природы. Решение детьми ситуаций, которые могут произойти в природе. Составление совместно с детьми экологических рассказов и сказок.

 

 

В ходе проведенной работы, важным результатом явилось то, что дети заинтересовались жизнью растений, животных, неживой природы, стали бережно относиться к ним. Дети стали понимать значение растений в жизни человека и необходимость беречь растительный и животный мир. Это стало возможным благодаря созданию необходимых условий в группе, подбору материала для организации дидактических игр,. Экологические игры помогут ребятам лучше познакомиться с природой, оставят в их памяти яркий след, научат любить природу, сформируют чувство ответственности по отношению ко всему, что их окружает.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей по средствам дидактических игр

 «Экологическая игра» — это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности.

 Прежде всего, при организации экологической игры необходимо решать следующие задачи:

 − формирование системы экологических знаний;

− формирование экологически правильного поведения и деятельности в природе;

 − формирование коммуникативных умений и навыков.

Используя дидактические игры, воспитатель должен учитывать следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий, учет возрастных особенностей детей.

Свою работу по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста я строила с учётом ФГОС ДО.

Я поставила перед собой следующие задачи:

1) сделать подборку дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников экологической ответственности и отзывчивости по отношению к живой и неживой природе.

2) научить детей не только видеть красоту растений, но и вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.

3) воспитать основы экологического мышления, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира, как к живым, неповторимым организмам.

Основные задачи экологического воспитания детей:

− знакомить детей с доступными явлениями природы.

− Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.

− Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке; подкармливать птиц.

− Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

− Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

 − Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред;).

Лото «Чей малыш».  В игре знакомимся с названиями животных (млекопитающих, птиц, рыб), учимся соотнесению взрослых животных и их детенышей.

В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика.

Лото «Часть – целое». Игра знакомит с овощами, фруктами и ягодами, учит нахождению целого предмета по его части. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика.

Игра «Во саду ли в огороде». Знакомит детей  с тем, что где растет. В огороде: помидор, картофель, огурец, морковь, свекла, капуста. В саду: яблоко, груша, лимон, апельсин, персик, слива. В поле: рожь, пшеница, овес, кукуруза, подсолнух. В лесу: ель, сосна, береза, клен, дуб, рябина.

Лэпбук "Экология" содержит игры для экологического воспитания дошкольников: набор экологических знаков, Игра "Кто создал: природа или человек", лото "Сортировщик", интерактивные панно "От чего планета радуется - от чего грустит", "Хорошо и плохо", Переработка мусора, "Мама и детеныш", "Пищевые цепочки", энциклопедия "Почему исчезают животные?", экологические раскраски и театр.

Энциклопедия «Почему исчезают животные» Цели и задачи:

  • Показать роль человека в исчезновении многих животных
  • Познакомиться с теми животными, которые занесены в «Красную книгу»
  • Воспитать активную позицию человека в охране природы.
  • Научиться сопереживать   по отношению к вымирающим и редким видам животным.

Интерактивное окно «Хорошо и плохо» Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;

Содействовать накоплению у детей опыта доброжелательных взаимоотношений с окружающей природой;

Воспитывать внимательное отношение и любовь к людям и окружающему миру;

Игра «Кто создал человек или природа» систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

 "Пищевые цепочки". Цель: закрепить знания детей о питании и приспособлении животных к условиям обитания.

Переработка мусора

Гармошки и игра сортировщик

Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.

Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.

Формировать умение сортировать мусор при его сборе.

 Развивать умение логически мыслить, делать выводы, развивать коммуникативные умения.

Активизировать словарный запас за счёт новых слов (загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и т. д.)

 Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

Вращающийся диск «Мама и малыш» упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас. 

Интерактивные окошки «от чего планета радуется от чего грустит». Формировать представление детей дошкольного возраста об источниках возникновения мусора, о влиянии отходов на окружающую среду и здоровье человека.

Экологические знаки. Цель:Формирование у детей ответственного отношения к природе. Познакомить с правилами поведения на природе.

Задачи:Способствовать воспитанию любви к природе.

Экологический театр. Расширять знания детей о предметах и явлениях природы. Решение детьми ситуаций, которые могут произойти в природе. Составление совместно с детьми экологических рассказов и сказок.

В ходе проведенной работы, важным результатом явилось то, что дети заинтересовались жизнью растений, животных, неживой природы, стали бережно относиться к ним. Дети стали понимать значение растений в жизни человека и необходимость беречь растительный и животный мир. Это стало возможным благодаря созданию необходимых условий в группе, подбору материала для организации дидактических игр,. Экологические игры помогут ребятам лучше познакомиться с природой, оставят в их памяти яркий след, научат любить природу, сформируют чувство ответственности по отношению ко всему, что их окружает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.Результатом экологическ...

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошк...

Статья из опыта работы."Дидактическая игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к ...

Семинар--практикум для воспитателей ДОУ "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию семинар- практикум "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста" На этом семинаре я поделилась...

Консультация «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания.Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе...

Дидактические игры, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Дидактические игры, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста....