В гости к мамонтам.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Песчаная Ульяна Сергеевна

Цель данного занятия: воспитывать любовь и уважение к Родине и к её  достопримечательностям;

формировать у старших дошкольников представление о внешнем облике и быте первобытного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия26.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР - детский сад №132»

ИНТЕГРИРОВАННАЯ   НОД

по патриотическому воспитанию

в разновозрастной группе для детей с ЗПР 5-7 лет

«В гости к мамонтам»

(путешествие в прошлое)

Учитель - логопед: Песчаная У.С.

Учитель – дефектолог: Копытина Г.Н.  

Педагог доп. обр. по ИЗО: Авдеева Н.А.

Воспитатели: Красникова Г.Д.

Кириченко И.В.

Воронеж

2014 год

Цель: 

воспитывать любовь и уважение к Родине и к её     достопримечательностям;

формировать у старших дошкольников представление о внешнем облике и быте первобытного человека.

Задачи:

Образовательные:

 1.  Расширить представление детей о Родине.

2. Познакомить с внешним обликом первобытного человека

3. Познакомить с достижениями первобытного человека: добывание огня, изготовление орудий труда и охоты, наскальная живопись; бытом первобытного человека.

4. Расширить словарный запас новыми словами: мамонт, шкура, вождь, племя, старейшина, археолог, чум, древний человек, предки, настоящее, прошлое, будущее.

5. Совершенствование фонематических процессов и навыков чтения.

Коррекционно - развивающие:

  1. Развивать мыслительную и речевую деятельность детей.

 2. Развивать конструктивные способности.

 3. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

 4. Развивать способность концентрировать, распределять и переключать внимание.

5. Развивать мелкую и общую моторику.

6. Закреплять умение ориентироваться во времени.

 Воспитательные:

 1. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия с сверстниками и взрослыми.

 2. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

3. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.

Образовательная деятельность в режимных моментах:

 1. Беседы: «Наша большая  Родина - Россия», «Малая Родина - Воронеж», «Село Костёнки – начало истории наших предков», «Кто такой первобытный человек», «Жизнь первобытного человека».

 2. Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «От костра до котла», Р. Подольный «Как человек огонь приручил», Николас Харрис «Первобытные люди».

4. Рассматривание иллюстраций с изображением наскальной живописи.

5. Изготовление орудий труда первобытных людей.

6. Предварительное рисование.

Предметно-развивающая среда:

 Импровизированный кинозал: проектор, экран, видеофильм «История человечества», слайды «Древние животные», картинки наскальных рисунков, «река времени», заготовки для орудий труда и охоты - модули разной формы и размера, нитки, восковые мелки, тонированная бумага, шнурки, мешочки с песком  для метания в цель, макет жилища (чум),  игрушки (мамонт, тигр белка),  музыкальное сопровождение.

Предполагаемый результат сформированности интегративных качеств у детей:

 - интересуются новым, неизвестным в окружающем мире,

 - принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе,

- способны решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),

 - могут  применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и ими самими; в зависимости от ситуации могут  преобразовывать способы решения задач.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Слайды 1-4

 Дети рассматривают  природу Росии под музыку «С чего начинается Родина» и читают стихотворение «С чего начинается Родина». Педагог подводит детей к выводу о том, что всё чем мы любовались – это природа нашей большой Родины.

5 слайд

- А как называется наша Родина, наша огромная страна?

- Главный город нашей Родины - России?

- Кроме большой Родины у каждого человека есть и малая Родина - это место где находится ваш дом, ваши родители, где вы растёте, учитесь, играете с друзьями. Как называется город в котором мы с вами живём? Воронеж – это ваша малая Родина.

- А вот моя малая Родина – это не Воронеж, а местечко расположенное недалеко от этого города – село Костёнки – там я родилась, росла, ходила в садик и в школу, там живут мои родители, там мой родной дом.

6 слайд

У нас очень красиво,посмотрите какая живописная природа. В Костёнках много достопримечательностей.

7 слайд

 Одна из них волшебная лечебная гора под названием Лысуха, на ней практически ничего не растёт, отсюда и название – лысая гора, люди верят в то, что эта гора исцеляет, т.е. лечит от болезней. Они приезжают сюда и гуляют по ней, летом даже ставят палатки и остаются на ней ночевать. Другая наша красота - это река Дон.

8 слайд

Ещё у нас есть меловые пещеры, у которых тоже есть своя история. Я очень люблю свою малую Родину и горжусь ей.

9 слайд

Костёнки -это небольшое село, но оно знаменито на весь мир, потому что здесь находится главная наша гордость – музей- заповедник.  Название моей малой Родины – Костёнки произошло от слова….кость. С давних времён здесьв земле находили огромные кости невиданного тогда зверя – мамонта.К нам приезжают экскурсии со всего мира чтобы посмотреть на них.

10 слайд

Посмотрите как учёные археологи раскапывают кости. Они выкапывают очень глубокие ямы, чтобы найти в них различные вещи древних людей.

11 слайд

Огромные кости мамонтов. Стоянки древнего человека. Кстати, на одной из таких стоянок и был построен наш музей.

12 слайд

Различные статуэтки людей и фигурки животных, которые делали древние люди.

13 слайд

Однажды археологи  глубоко в земле нашли  хорошо сохранившийся скелет мамонтёнка, они бережно его откопали, собрали и покрыли шкурой. С тех пор он стоит у нас в музее, а зовут его Снежок.Ребята, а вы хотите попасть в то время, когда на Земле жили мамонты? Давайте вместе с вами подойдём к реке времени.

Вы хотите побывать в прошлом? Давайте мы  превратимся в древних людей и попробуем  пожить так, как они жили в те далёкие времена. Река времени уносит нас далеко в прошлое.Теперь мы с вами древние люди. Давайте уже как древние люди пройдём и сядем на шкурки, ведь стульев у них не было и они сидели на земле прикрытой шкурами или на брёвнах. Все сядьте удобно и закройте глазки.

14 слайд

Представьте, что давным  –  давно на нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Прилетел  ли из космоса, произошёл от обезьяны или его сотворил Бог мы не знаем, но всё – таки он появился…

15 слайд

И был он вот такой, наш далёкий предок.  Откройте глазки и посмотрите,  во что  был одет древний человек? Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

16 слайд

А кто догадается зачем человеку  шкура?
А вам для чего ваша одежда?
Раз мы с вами тоже древние люди, оденем шкуры как они, чтобы не замёрзнуть.
(Одеваем шкуры.). Теперь мы с вами не замёрзнем от холода.
А где мы с вами будем жить?

17 слайд

Первыми жилищами человека были пещеры или землянки, выложенные камнями. Иногда строились «чумы» из костей мамонтов и других крупных животных и покрывались шкурами.Посмотрите на наше жилище, это пещера или чум?Конечно чум! В нём мы будем жить все вместе.

18 слайд

Первобытные люди жили стадами. Это было человеческое стадо. У него был свой вождь, а также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых разным видам деятельности …делать оружие, собирать съедобные плоды, добывать огонь, готовить. Давайте я буду  вождь, а Галина Николаевна , Галина Дмитриевна  и Наталья Анатольевна старейшины. Давайте отгадаем название нашего племени, выделяя звуки в словах.

19 – 23 слайды

Разгадывание названия племени «МАУЧИ».

Выделить первый звук в слове «мамонт», шестой звук в слове «пещера», третий звук в слове «шкура», первый звук в слове «чум», последний звук в слове «предки». Прочитать название племени с ударением на первом слоге.

24 слайд

Со временем люди научились делать вот такие орудия для охоты и труда. Что мы здесь видим? Как их можно применять? Давайте с вами изготовим сами орудия труда… (игра – делаем орудия).
Вот и готовы наши орудия. У кого что получилось? Теперь нам не страшны хищники. И мы с вами сможем защититься от них. Для чего на ещё нужно оружие? Чтобы охотиться. На кого?  Какие животные жили в те времена?

25 слайд

Мамонт был самым крупным животным в то время. Посмотрите насколько мамонт больше нашего слона, а насколько меньше человек, по – сравнению с ним.

26 слайд

Саблезубый тигр.

27 слайд

Шерстистый носорог.

28 слайд

Пещерный медведь.

29 слайд

Охотились мужчины, а женщины собирали ягоды, грибы, корешки и готовили еду. Чтобы добыть еду мужчины должны быть какими? (сильными, ловкими, меткими…).  А для этого нужно много тренироваться. Старейшины племени обучали этому всему людей. Вот и сейчас девочки идут собирать ягоды, а мальчики охотиться вместе со старейшинами. Посмотрим кто в нашем племени самый меткий и самый быстрый.

(Дети со старейшинами играют.)

30 слайд

Идём в чум. Что мы видим на этой картине? Что нам нужно для того чтобы приготовить еду? Для этого нам нужен …. огонь. Как вы думаете, где древние люди брали огонь?

31 слайд

Раньше люди ждали когда будет извержение вулкана или когда молния ударит в дерево. Тогда брали палку, поджигали её и разводили костры, которые потом берегли и поддерживали.

32 слайд

Потом наши предки научились добывать огонь сами с помощью сухих палочек и сухой травы или с помощью двух камней, которыми стучали друг о друга и появлялась искра. Потрите ручки друг о друга. Что вы чувствуете. От трения палочки нагревались и  загорались. Чтобы огонь не навредил людям, они танцевали вокруг него ритуальный танец. Давайте  встанем вокруг костра и исполним ритуальный танец.

33 слайд

Музыка из балета «Тодес» «Танец огня». (дети танцуют вокруг костра)

34 слайд

Когда древние люди были сыты, обогреты и им не угрожала опасность, они любили рисовать. Рисовали они всё чем занимались, всё что видели вокруг себя. Эти рисунки нашли археологи на раскопках, смотрите ка хорошо они сохранились до наших дней.

35 слайд

Быки, лошади, медведи, олени.

36 слайд

Мамонты, саблезубые тигры, гиены и многое другое. И вы сейчас оставите след в истории. (рисование)

37 слайд

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое, пора возвращаться в настоящее время. Давайте снова подойдём к «реке времени». Она несёт нас по течению вперёд и мы с вами снова становимся обычными мальчиками и девочками, которые живут в настоящем. А в следующий раз мы отправимся путешествовать в будущее и узнаем какая будет наша Родина Россия.
Скажите, что вам больше всего понравилось в  нашем путешествии?
(ответы детей)
Давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им в будущем здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Жил-был мамонт"

Конспект занятия по окружающему миру "Жил- был мамонт"...

Исследовательская работа "Мамонты"

Мамонт- древнее животное, предки слонов, его тело покрыто густой и длинной шерстью, а уши и хвост меньшего размера.Имеют гигантские бивни....

ООД "Охотники на мамонтов"

Конспект  образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте....

"Охотники на мамонтов"

Презентация к конспекту организованной образовательной деятельности "Охотники на мамонтов" (развитие речи и обучение грамоте)...

Развитие речи и начало грамоты «Охотники на мамонтов»

Развитие речи и начало грамоты«Охотники на мамонтов»Задачи. Обогащать содержание речевого общения детей. Побуждать их вступать в игровое и речевое взаимодействие друг с другом, рассуждать,...

" В гости к мамонтам"

Конспект занятия подготовительной группы  составила Максименко Н.Ю...