Опытно – экспериментальная деятельность. «Химия для малышей».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лопатина Елена Викторовна

Проведение опытов с водой и солью. Соль растворяется в воде, но не испаряется. Способ выпаривания.

Тонет – не тонет. Опыты с яйцом, соленой и пресной водой. Опыты с мандарином в кожуре и очищенным.

Опыт, как надуть шарик с помощью уксуса и соды.

 

Цель:

  • пробудить у детей интерес к естественно – научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств;
  • способствовать формированию умений проводить опыты, добиваться результатов, делать выводы;
  • привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование; 
  • познакомить детей с некоторыми свойствами соли и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
  • учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; учить договариваться между собой;
  • дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт 1. «Соль - кристаллическая».

Загадка. Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна.

На лист тёмно-синего картона насыпаем немного соли разной величины крупную и мелкую. Берём лупу и рассматриваем соль.

 – Какая соль? Она похожа на снег, вся кристаллическая. Имеет свойство скрипеть. Если на соль нажать, то слышен хруст.

Вывод: соль состоит из минеральных кристаллов, разной величины. Имеет свойство скрипеть.

Соль – минеральное вещество, которое люди употребляют в пищу. Мы ее знаем, как мелкие белые кристаллы, а в природе она бывает сероватая.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2018/06/13/img-20180201-wa0084_0.jpg?itok=36srUcfR

Опыт 2. «Соль растворяется в воде».

В одну прозрачную баночку наливаем теплой воды.   

- Рассмотрим воду.  Какая она? Жидкая, прозрачная, без запаха, без цвета, без вкуса.

- Что будет, если мы добавим соль в воду?

Положим в нее 2 чайные ложки соли. И хорошо размешаем полученные растворы ложкой. Убедились, что в воде соль растворилась.

Вывод: соль растворяется в воде.

- Что получилось? Какая стала вода? Куда делась соль? Осталась ли соль в воде?

-  Можно ли отделить соль от воды?

Опыт 3. Выпаривание соли в ложке.

Над горящей свечкой подержим капельку раствора из банки. Вода начинает закипать и выпариваться. На ложке остается соль.

Вывод: соль растворяется в воде, но не испаряется вместе с водой.

Опыт 4. Тонет – не тонет.

Теперь ребята выльем всю соленую воду в большую банку. На столе стоят 2 большие емкости с водой. Только не понятно, где вода пресная, а где соленая?

- Как мы сможем это узнать? А помогут нам 2 сырых яйца.

Ответы и предположения детей.

Положим сырое яйцо в банку с пресной водой – яйцо опустилось на дно.

А в банке с соленой водой - яйцо остается плавать на поверхности воды.

Вывод: плотность соляного раствора выше, поэтому яйцо поднимается вверх.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

Опыт 5. Плавающий мандарин.

Положим в пресную воду нечищеный мандарин. – Что с ним происходит?

Теперь почистим фрукт и опять опустим в воду.  – Что мы видим теперь?

- Какой вывод можно сделать? Почему мандарин утонул? Чем является для него корка?

Вывод: под корочкой мандарина находится воздух. Он не дает мандарину утонуть. Корочка как спасательный круг держит его на поверхности.

Опыт 6. Надуваем шарик с помощью соды и уксуса.

В пустую литровую бутылку наливаем полстакана уксуса. В воздушный шарик всыпаем 5 столовых ложек соды. Надеваем шарик на горлышко бутылки. Поднимаем шарик, чтобы содержимое высыпалось в бутылку. При добавлении соды в уксус выделяется углекислый газ. Он и наполняет шарик. Готово!

Вывод: шарик надулся благодаря химической реакции.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2018/06/13/img-20180201-wa0071.jpg?itok=7MLpzuGt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познание» опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе Тема: «Поиграем с Малышом»»

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ«Познание»опытно-экспериментальной деятельности в младшей группеТема: «Поиграем с Малышом»»...

Консультация для родителей опытно– экспериментальная деятельность малышей

Консультация для родителейОпытно – экспериментальная деятельностьв группе раннего возраста....