Проектно – исследовательская деятельность дошкольников.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Описание проекта "Здравствуй, дерево"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektgno-issledovatelskaya_deyatelnost.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно – исследовательская деятельность дошкольников.  

Огромную роль в ознакомлении с окружающим миром  детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. Большинство  современных детей, особенно жителей города, редко общаются с природой. И в работе  часто замечаешь, что дети знают неплохо растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь ознакомление с окружающим миром  начинается со знакомства  с объектом ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. В любом месте можно найти интересные для наблюдений природные объекты: вода, деревья, травы, насекомые, птиц и др. Из практики можем сказать, что дети с удовольствием и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа. Где одновременно затрагиваются и  творчество и интеллект и чувства детей. Еще  в середине 17 века Ян Амос Коменский утверждал, что нужно принимать меры к тому, чтобы постоянно детям было что делать «пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащут, складывают, перекладывают, нужно только помогать им, чтобы все, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы игр». При разработке проектно – исследовательской деятельности учитывается, что у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Знания, полученные детьми  на занятиях, помогают ребятам во время наблюдений самостоятельно понять происходящее в природе процессы, провести собственные исследования, обобщить материал, способствуют формированию экологически  грамотного, безопасного  для природы и здоровья человека поведения.  

Реализация проектов способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетическому развитию), оказывает оздоровительное влияние так как  работа проводится не только в группе, но и на свежем воздухе, проводятся подвижные игры  и т.д.

 Чем старше дети, тем менее значима роль воспитателя, тем больше объем и разнообразие выполняемых ребенком исследований. Разнообразнее становится и формы обобщения материала. Но здесь у нас бывают ошибки, т.е. мы меньше даем самостоятельности, больше руководим, опережаем ответы детей и т.д.

При разработке проектов  используем  интегрированный подход. Так как выполняя задания, дети ведут не только наблюдения и экспериментируют, но и рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют сказки, рассказы.

Участниками проекта являются дети, мы, воспитатели и стараемся привлечь родителей (придумать сказку, составить рассказ, поставить опыт дома и сделать свой вывод и т.д.)

Этапы проекта

Проект  включает три основных этапа:

1 – подготовительный: постановка цели  и задач, определение методов исследования, предварительная работа, выбор оборудования и материалов;

2 – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3 – обобщающий (заключительный): обобщение результатов в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и по возможности, составлений рекомендаций.

Содержание проекта: Что и как делать.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подготовка к работе по проекту

Воспитатель — главное «действующее лицо» в организации работы, так как именно мы постоянно работает с детьми: проводим экскурсии, организует исследования, игры, даем задания, привлекаем к участию в проекте родителей, оформляем вместе с детьми результаты исследований; создаем условия для развития творческих, умственных способностей детей.

Реализуя проект, соблюдаем определенные принципы.

1.Работу организовываем таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что проект — это интересные задания, которые, кроме него, никто не может выполнить.

2.Относимся к любым наблюдениям ребят серьезно. Как можно чаще хвалим их: за то, что они принимают активное участие в работе. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого — прекрасный стимул для развития познавательного интереса.

3.Проявляем доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Стараемся не говорить, что ребенок выполнил что- то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Ребенок не должен бояться ошибиться! К тому же в природе все так неоднозначно: одни и те же явления можно рассматривать с разных точек зрения.

4.Стараемся незаметно, доходчиво подвести их к пониманию правил поведения в природе. Экологически грамотное поведение основывается на понимании, а не на запоминании.

Пример, приевшиеся штампа «наш зеленый друг». Это взрослым сразу понятно, что речь идет о дереве, а спросили у детей, кто такой «зеленый друг», и они назвали и крокодила, и лягушку Их понимание многих слов, выражений шире, чем у нас, взрослых, оно более непосредственно. Не нужно его ограничивать рамками наших стереотипов.

5Стараемся постоянно поддерживать естественный интерес ребенка к природе, его любознательность, которые особенно характерны для этого возраста. Эти качества — залог успеха реализации проекта. Иногда кажется, что ребенок приводит факты, не относящиеся непосредственно к проблеме. Но у него своя логика и бывает что мы соглашаемся с ним.

6.В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе.

7.Помогаем  ребенку видеть необыкновенное в обыкновенном, повседневном. Надо дать ребенку возможность передать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям, в разных формах: рассказах, сказках, рисунках, пластических этюдах, музыке.  

 8.Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка. Стараемся  быть не руководителем, стоящим  над детьми, а соавтором проекта.

 Постановка цели и задач, определение методов исследования.

Проект «Здравствуй, дерево»

Объект исследований

В качестве объекта исследований выбраны деревья, что обусловлено рядом причин.

  1. Эти растения окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники  проявляют к животным и к ярким, красиво цветущим растениям. Опыт показывает, что дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые, поскольку у последних нет способов передвижения, аналогичных животным.
  2. Деревья — прекрасный объект для фенологических наблюдений, в частности, лиственные имеют ярко выраженные сезонные изменения. На примере деревьев могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.
  3. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

Деревья — это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями.

 Длительность проекта

Проект «Здравствуй, дерево!»  долгосрочный, т.к он  длится не менее года, так как дети должны иметь возможность проследить изменения в жизни дерева в разные сезоны. Регулярность выполнения заданий зависит от времени года: наиболее выгодно проводить в период смены сезонов, например, в августе—сентябре, октябре—ноябре, марте—апреле Именно в эти периоды в природе наиболее ярко выражены изменения в жизни   деревьев.

Подготовка материалов и оборудования  

Для проведения исследований нам понадобятся: тетрадь или альбом для оформления результатов наблюдений, карандаши, фломастеры, листы бумаги, восковые мелки, линейка, веревка, лупы, бинокль, коробочки и баночки для оформления коллекций семян, соцветий; слайды, фотографии, репродукции картин с изображением разнообразных деревьев, лопатки, дождемеры, ловушки для почвенных животных, емкости для проведения экспериментов (например, упаковочные материалы: стаканчики из-под йогурта, сметаны, тортов), кормушки, скворечники.

  1. Дождемеры. Это нехитрое устройство для измерения количества осадков несложно сделать из больших пластиковых бутылок. Снимите пробки, разрежьте бутылку пополам, переверните верхнюю часть горлышком вниз (получится воронка) и вставьте в нижнюю половину. Вода будет стекать по стенкам емкости и скапливаться на дне. Чтобы дети случайно не порезались, нужно заклеить острые края бутылки клейкой лентой. Можно нанести на стенки дождемера шкалу (цветные полоски для наблюдений младших детей или же цифры — для старших).
  2. Ловушки для почвенных животных также изготавливаются из пластиковых бутылок, например, пятилитровых. Разрежьте бутылку пополам, верхнюю часть уберите, а края нижней обмотайте изолентой. Подойдут и различные банки с достаточно широким горлышком.
  3. Волшебный мешочек для игры «Угадай, что в мешочке», который используется во время исследований, экскурсий для определения предметов на ощупь (например, желудей, ягод рябины и т.п.).
  4. Ящик ощущений предназначен для тех же целей. Его применение целесообразно в групповых помещениях. В такой ящик можно положить более крупные предметы. Для его изготовления не потребуется много усилий. Можно взять коробку из-под обуви или некрупной бытовой техники. Хорошо, если

крышка ящика легко открывается — через нее предметы помещаются внутрь. По бокам ящика проделайте два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть в ящик руку. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепите рукав от старой детской кофты или верхнюю часть старого носка. Помните, как раньше фотографы перематывали пленку в темноте, засунув руки в рукава пальто или используя специальную конструкцию с «рукавами»? Что-то подобное получится и у вас. Ящик можно украсить разными наклейками (лучше с изображением деревьев, их цветков, плодов, листьев) или обшить красивой тканью, привлекающей внимание детей. Время от времени вы будете класть в ящик различные предметы, связанные с деревом. Задача детей: определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам это сделано. Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, в начале занятия, поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Дети также могут самостоятельно заниматься с ящиком ощущений.

  1. Модель дерева. Если есть возможность, сделайте модель дерева в группе 7.Набор «Что нужно нашему дереву». По мере проведения исследований изготовьте с ребятами плоские (бумажные) или объемные изображения объектов, которые нужны для жизни вашего дерева: солнышко, листик, дождевой червяк, бабочка, капелька воды и т.п. Этот же набор пригодится и для проведения праздника «День дерева».
  2. Коробка для коллекции. Подойдет любая коробка, например, из-под обуви, в которую дети будут складывать все предметы, связанные с их деревом (плоды, семена, сухие листья, камешки, найденные рядом, кусочки коры и т.п.).

Работа с литературой

Составить картотеку, подобрать стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы, поговорки о деревьях.

Подготовительная работа с детьми

Беседа. Перед началом работы проводится беседа о деревьях. Это поможет нам выяснить представления участников проекта об этих растениях, и отношение к ним, заинтересовать проблемой. Можно задать следующие вопросы:

  • Чем деревья отличаются от других растений?
  • Какие деревья вы знаете?
  • Деревья — живые или нет? Почему вы так считаете?
  • Сколько деревьев растет возле нашего детского сада? Как они называются?
  • Сколько деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
  • Как вы думаете, кто сажает эти растения в городе? Для чего?
  • Кто из ребят видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
  • Где вы видели деревья в нашем городе?
  • Как вы считаете, в нашем городе много или мало деревьев? Обоснуйте свою точку зрения.
  • Как вы думаете, где деревьям лучше живется—в лесу или в городе? Почему вы так считаете?
  • Как вы думаете, достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
  • Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле нашего детского сада? У вашего дома? Изменится ли тогда что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

В процессе обсуждения мы играем активную роль: направляем ход мысли детей в нужное русле, обобщаем сказанное, сравниваем разные точки зрения ребят. По окончании обсуждения обязательно делаем выводы.

Экскурсия. Проведение экскурсии на территории детского сада. Особое внимание уделить деревьям, их разнообразию, красоте, особенностям внешнего вида, сходству, различиям во внешнем облике.

Попросить детей определить настроение дерева, представить, о чем оно думает. Кто помогает этим деревьям? Есть ли у них друзья". Предложить детям погладить кору дерева, понюхают ее прижаться к ней щекой, обнять дерево.

Игра. Сделать из картона или бумаги несколько силуэтов деревьев. Повесьте их на деревьях вблизи детского сада. Предложить ребятам во время прогулок найти, где спрятаны эти символы растений. Предупредить, что силуэты можно обнаружить только на деревья. После того, как задание будет выполнено, выяснить, как ребята отличали деревья от кустарников трав. Подчеркнуть, что у первых из них есть только один ствол, покрытый корой.

 Объяснение задач проекта детям должно быть образным, эмоционально окрашенным. Ведь это дошкольники. Скажите ребятам, что люди всегда очень заняты своими делами и обращают на деревья мало внимания, поэтому иногда этим растениям бывает грустно, им не хватает нашей заботы. Вот мы и предлагаем всем нам подружиться с каким-либо деревом, узнать как можно больше о его жизни, выяснить, в чем оно нуждается. Для «общения» можно выбрать растение, которое нравится детям больше всего. Если каждый человек найдет себе друга среди деревьев, то на всей Земле люди и деревья станут друзьями. Это хорошо и для деревьев, и для людей. Подчеркиваем, что многие дети в разных уголках нашей страны уже подружились с деревьями.

Выбор объекта исследований

Важным моментом подготовительного этапа является выбор объекта исследований. Им может стать любое дерево. Это не имеет значения на стадии выбора, но найдет отражение в особенностях развития, внешнем облике растения, а следовательно, и в результатах наблюдений. Перед нами непростая задача: с одной стороны, нужно предоставить детям свободу выбора, с другой, сделать так, чтобы вся группа пришла к согласию. Мы можем ненавязчиво помочь детям сделать свой выбор, обратив внимание на то или иное растение, рассказав о нем что-нибудь интересное. Дерево-друг растет  на участке группы (Береза).

Выбираем дереву « имя». Поскольку дети общаются с деревьями на равных, предложим  им не только выяснить, как называется их растение, но и придумать ему «имя». Провести конкурс на самое интересное, оригинальное имя. Желательно, чтобы ребята называли дерево, учитывая его особенности, например, внешний облик или «характер» объекта исследований. Можно использовать существующие слова, можно придумывать свои. Дети любят сочинять, и в этом их следует поощрять. Таким образом они выражают свое отношение к дереву как к равному, как к другу.

Подготовка альбома «Наше дерево» (для записей результатов исследований)

  • 1.Для оформления результатов работы заранее надо приготовить «Дневник наблюдений» — отдельную тетрадь (достаточно объемную) или альбом. Удобно использовать и прозрачные файлы, из которых легко сделать папку. В файлы вкладываются листы с результатами наблюдений, детские рисунки, осенние листья и т.п. В тетради ребята сами или вместе нами или при помощи родителей фиксируют результаты исследований, рисуют. На отдельных страницах мы записывает их рассказы, сочинения, сказки. На титульном листе указывается название проекта: «Наше дерево». Можно предложить детям оформить лист обложки так, как им хочется — что-нибудь на ней нарисовать, наклеить. Условие одно: все рисунки, наклейки должны иметь отношение к рассматриваемой теме.
  • 2.На первой странице тетради дети изображают портрет дерева и подписывают (если умеют) его название и «имя», например: «Береза Беляночка». По желанию можно нарисовать себя рядом с деревом и написать свои имена. Рисунок может заменить фотография «Мы и наше дерево».
  • 3.Вторая страница тетради называется «Что нужно нашему дереву?». Предложите детям подумать над тем, что требуется их дереву для жизни, без чего оно не может прожить. Это может быть солнце (дереву нужны свет и тепло), воду (капелька воды или облако), комочек земли (почва), дождевого червя, ветер (он может разносить семена некоторых деревьев или опылять их цветки), пчелу ,шмеля, воздух.

 Перечисляя все эти объекты, мы закладываем в детях представление о взаимосвязи дерева (растения) с объектами живой и неживой природы (воздух, вода, свет, тепло, почва, животные) и формируем представление о том, что живой организм не может жить сам по себе, он обитает в определенной среде, а его жизнь зависит от многих факторов.

При обсуждении содержания второй страницы нужно обратить внимание на следующие моменты.

  1. Солнце — источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находится особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые и делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Пусть дети подумают, любит ли их дерево свет, где оно растет (на открытом или затененном участке). Солнечные лучи играют еще одну важную роль в жизни растений. Когда осенью световой день становится короче, деревья получают сигнал: нужно готовиться к зиме (в этом случае в экологии свет называется сигнальным фактором). В то же время на открытом месте некоторые деревья могут и пострадать от солнечных лучей, получить своеобразный солнечный ожог!
  2. Солнце — источник тепла. Разные деревья по-разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев.
  3. Вода. Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Обязательно обратить  внимание детей на этот факт, так как у многих ребят с раннего детства формируется уверенность в том, что чем больше поливать дерево, тем лучше. Этому заблуждению отчасти способствуют и многие рассказы, в которых повествуется о том, что люди (подразумевается, что они ведут себя правильно) сажают и постоянно поливают растения.

Для того чтобы делать добро, нужно не только любить природу, но и знать ее!

Воду дерево получает с дождем, пьет» ее из земли-почвы. Кроме дождей, бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град например, снег тоже можно нарисовать на второй странице, так как он укрывает корни, словно теплая шуба, спасает их от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

  1. Воздух. Деревья, как и люди, должны дышать. Этому служат маленькие отверстия на листьях, которые невозможно заметить невооруженным глазом. Растениям, как и нам, нужен чистый воздух. От грязного они погибают (например, если растут вблизи предприятий, автодорог). В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для дыхания человека и других живых существ.
  2. Ветер переносит пыльцу ряда растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).
  3. Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (Не называть последних «вредными», в природе нет «полезных» или «вредных»: и жуки, и гусеницы — все они необходимы для поддержания экологического равновесия!)
  4. Пчелы, шмели, бабочки и некоторые другие насекомые пьют сок-нектар из цветков и опыляют их (но не у всех растений!).
  5. Дождевые черви участвуют в образовании почвы, пропуская через себя комочки земли, сухие листья. Они рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений. Чем больше листьев переработают дождевые черви, тем больше появится «пищи» для деревьев.

Помимо природных факторов, дети (уже по собственной инициативе) могут нарисовать на второй странице альбома предметы ухода за деревом: лопату, лейку, грабли, а также собаку, кошку, которые «не дают дереву скучать». Все эти и другие подобные рисунки имеют право на существование, но нам следует сделать акцент не на них, а на природных объектах, без которых жизнь дерева невозможна. Символы неживой и живой природы должны обязательно присутствовать в тетради, а все остальное может изображаться по предложению и желанию юных исследователей. Дополнительные рисунки могут стать темой для дискуссий. Например: «Может ли дерево прожить без лейки, лопаты?»; «Кто ухаживает за деревьями в лесу?»; «Может ли растение прожить без помощи человека?».

Третью страницу можно условно назвать «Паспорт нашего дерева». Здесь указываются общие данные: возраст, высота, «ширина» (диаметр ствола), «соседи», наличие молодых деревьев * того же вида или его поросли («деток»), гнезд на дереве.

На остальных страницах альбома мы или родители периодически записываем впечатления, высказывания детей, результаты наблюдений, а сами участники проекта рисуют. (Например, страничка «Наше дерево под снегом». Земля-почва», «Листья», «Корни», «Кора», «Кто с деревом дружит» и т.д.) Названия страничек и их количество зависит от частоты наблюдений и их разнообразия. На отдельных листах изображаются «портреты дерева» в разное время года. Родителям поручить  оформить страничку с загадками пословицами, поговорками, стихами.

Таким образом, на подготовительном этапе перед нами и детьми ставятся следующие основные задачи.

  1. Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.
  2. Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и подобрать для него подходящее «имя».
  3. Узнать, кто посадил растение. Поинтересоваться, не связана ли с ним какая-нибудь интересная история.
  4. Познакомиться со своим деревом — подойти к нему, сказать «Здравствуй!», шепнуть свое имя, сказать, как его теперь зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно прошелестит в ответ.

 5.Подготовить оборудование для исследований и альбом, в котором отмечаются результаты наблюдений за жизнью дерева.    

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

На этом этапе ведем наблюдения за жизнью дерева (например, за сезонными изменениями в его облике, за птицами, которые к нему прилетают), проводим разнообразные исследования (детально изучаются листья, кора и другие части дерева, почва под ним, ее обитатели). Исследовательская деятельность детей обязательно сочетается с рисованием, лепкой, сочинением рассказов, сказок, играми и другими видами детской деятельности. Большое внимание уделяется эмоциональному восприятию дерева и природы в целом, умению видеть ее красоту и сопереживать. Дети также участвуют в трудовой деятельности и в случае необходимости оказывают растению помощь, создавая для него благоприятную среду (уход за деревом, изготовление кормушек, скворечников и т.п.).

Разработка занятия по разделу «Листья и крона».

Изучаем листья и крону

1. Загадка детям  о листьях.

Зеленые лоскутки повисли на прутки.

Летом вырастают, осенью опадают. (Листья.)

Выяснить как дети считают, на их дереве много или мало листьев? Густая у него крона или нет? Пусть попробуют объяснить свою точку зрения.

Комментарий. Густоту кроны можно определить, посмотрев сквозь нее на небо или изучив ее тень: чем она больше, темнее, однороднее, тем, как правило, гуще листва (с этим заданием тесно связано и следующее).

2. Возьмем лист бумаги (чем больше его размер, тем лучше) и в солнечный день встанем  под деревом. Много ли солнечных пятен на листе? Или он весь оказался в тени? Заштрихуем затененные участки бумаги. Так мы  получим «кусочек» тени своего дерева. Рассмотрим ее внимательно. Можно ли назвать это дерево тенистым? Или же у него ажурная крона?

3. Выясним, может ли тень дерева двигаться. Выслушаем мнения ребят по этому вопросу (но не комментируем их). Солнечным утром отметим контур тени. (Например, обведите его на земле мелом, палкой или положим  по контуру веревку.) В течение дня следим  за тем, как изменяются очертания тени, отмечаем  ее движение на земле. Обсуждаем с ребятами, почему тень движется.

4. В жаркий день постоять несколько минут на открытом месте, а потом спрячьтесь в тени дерева. Г де приятнее находиться? Почему? Где жарче — под листвой или на открытом месте? Где больше солнечных лучей? Пусть ребята «спрячутся» и в тени других деревьев. Какие из них лучше защищают от солнца?

Комментарий. Для этого задания желательно выбрать деревья с кронами разной густоты. Важно обратить внимание на то, что под деревом создаются особые условия: не такая температура воздуха, как на открытом месте, меньше солнечных лучей. Люди прячутся под листвой от жары и яркого света. Так делают и некоторые растения. Под густой листвой обитают виды, которые «любят» тень, а предпочитающие свет и тепло селятся на лужайках и других открытых местах. Проводится игра: одни ребята ищут растения, которые растут в тени, другие — те, которые любят свет. Каких больше на нашем участке?

5. Исследование  листьев своего дерева. Предложить ребятам погладить листочек руками: сначала сверху, а потом снизу. Какой он? (Гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твердый, мягкий.) Есть ли на нем волоски? (Если да, рассмотреть  их через лупу.)

6. Предложить детям потрогать поверхность листа с закрытыми глазами. Что они чувствуют? Ребенок может представить, что гладит не лист, а животное. Какое животное это могло бы быть? Нарисовать  его в альбоме.

Комментарий. У каждого ребенка свое восприятие окружающего, поэтому дети, ощупывая листья, называют разных животных. Чем больше будет разнообразных ответов, тем интереснее. Для того чтобы ответы детей не повторялись, предложить ребятам вначале по очереди «открыть свою тайну»

 только нам: шепнуть на ушко название зверя или птицы, которых они представили. Можно также попросить ребенка не называть животное сразу, а дать описание, по которому другие ребята отгадают его имя. Если такое задание представляет сложность, составить самим такие описания, а ребята будут отгадывать. На странички альбома должны попасть все упомянутые детьми животные.

7. Предоставить возможность каждому ребенку потрогать кончик листа: он острый или тупой? Мягкий или твердый? Пусть проведут пальчиком по его окружности. Какой у него край: ровный или с зубчиками, выемками? Что напоминает лист? С чем можно его сравнить по форме? Нарисовать в альбоме квадрат и круг приблизительно такого же размера, как листья. Кладем  поочередно лист на каждый из них. Куда он лучше всего вписывается? Возможно листочек вообще не похож ни на круг, ни на квадрат. Подумать, какую геометрическую фигуру он напоминает. Нарисовать  его в тетради.

Комментарий. При выполнении этого задания нельзя срывать листья! Пользуйтесь листьями, которые сбивает ветер, или осенними листьями.

 8. Выяснить, как лист прикрепляется к ветке. Внимательно рассмотреть его черешок. Какой он: округлый или плоский, где шире — у основания листа или ближе к ветке? Нарисовать  его.

9. На листе есть особенные линии — жилки. Зарисовать их в тетради. Дети проводят по ним пальчиком. Взять листок другого дерева (другого вида) и сравнить, как расположены у них жилки: одинаково или нет. В чем разница?

После того, как ребята детально познакомятся с листочком, поместим его с листьями других деревьев в волшебный мешочек или в ящик ощущений. Предложим каждому ребенку найти «свой» лист на ощупь (погладив поверхность, проведя пальцем по контуру и по жилкам).

 Засушим понравившиеся детям листочки (найденные под деревом!) и поместим  их в коробку для коллекций.

10. Жилки листьев отпечатывались на древних ископаемых, на камнях. Можно попробовать самому сделать такой «древний» отпечаток с листа своего дерева. Чем лучше на листе выделяются жилки, тем четче отпечаток.

Листок должен быть неповрежденным! Например, хорошие отпечатки получаются с листьев дуба, клена, каштана. Черенок перед началом работы надо отрезать. Отпечаток можно получить разными способами. Для более простого варианта понадобится пластилин. Надо намазать листок подсолнечным маслом, положить его между двумя кусками этого материала. Чтобы получить качественный отпечаток, надавить посильнее на пластилин с двух сторон. Затем аккуратно его снять  и рассмотреть  результат своего труда.

11.Второй вариант сложнее, но зато отпечаток больше похож на натуральный, поскольку застывший гипс напоминает камень. Надо взять деревянную дощечку (она должна быть больше листа) и положить на нее листок так, чтобы прожилки оказались внизу. Сверху накрыть его влажным гипсом. Для того чтобы материал не расползался, закрепить булавками или гвоздиками по краям дощечки рамку Добавить в гипсовый порошок воды чтобы получилась масса, по густоте похожая на сметану. Распределить ее слой внутри рамки Подождать, пока гипс не затвердеет, и осторожно убрать рамку. Затем снять с дощечки гипсовую отливку, перевернуть ее нижней стороной вверх. Отделить от гипса листок. (Делать это  надо осторожно!) Отпечаток будет готов. Чтобы линии были более четкими, сделать  их более глубокими  при помощи любого острого предмета.

Комментарий. Перед тем как выполнить это задание надо с детьми рассмотреть в энциклопедии древние отпечатки растений. Можно устроить выставку отпечатков листьев деревьев, за которыми наблюдают дети.

12.Какого цвета листья нашего дерева? Светло-зеленые или темно-зеленые? Есть ли на них пятнышки? С чем можно сравнить этот цвет? Все ли листья одинаково окрашены? Раздайте детям фломастеры и карандаши разных оттенков зеленого цвета и предложите сравнить с ними: а) цвет листьев своего дерева, б) цвет листьев произрастающих рядом деревьев. Чем они отличаются? Сколько оттенков зеленого цвета можно насчитать?

 В листьях есть особая «краска», которая делает их зелеными. Проводим опыт. (Дети только наблюдают!) Положим зеленые листья в емкость со спиртом. Жидкость позеленеет, а листья побледнеют (хлорофилл растворился). Добавим немного бензина и взболтаем. Жидкость при этом разделится на два слоя: более легкий бензин окажется сверху и останется зеленым, а более тяжелый спирт опустится в нижнюю часть емкости и станет желтым. На примере этого опыта хорошо видно, что в листе есть различные «краски». Осенью солнце светит по-другому, и зеленый цвет постепенно исчезает, желтый же становится заметнее.

13.Найти опавший листик и аккуратно растереть в руках его небольшой кусочек. Пусть дети определят, чем он пахнет, что им напоминает этот запах.

14.Сравнить цвет, форму «своего» листа и листьев других деревьев. Чем они похожи и чем отличаются?

Комментарий. Осенью для выполнения этого задания можно использовать опавшие листья, раскладывая их прямо на земле.

15.Есть ли на дереве листья, объеденные насекомыми? Какие насекомые могли оставить эти следы? Попытайтесь обнаружить их на дереве.

16.Сравнить размеры листьев, которые растут: а) в нижней части кроны и в верхней; б) внутри кроны дерева и снаружи. Отметить, есть ли у них различия. Какие из них более крупные? Если дерево высокое, желательно использовать бинокль.

Комментарий. В кроне дерева (если она густая) листья, получающие меньше света (внутри кроны и в ее нижней части), обычно бывают больше по размерам. Чем больше поверхность листовой пластинки, тем большее количество света она может улавливать. Эта закономерность хорошо прослеживается на примере липы. У деревьев с ажурной кроной листья получают практически одинаковое количество света, поэтому их размеры не зависят от этого фактора

17.Загадка  детям:

             На ветках — плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

18.Ранней весной начинается  наблюдения за почками, из которых развиваются листья. По возможности отметить дату их появления. Пусть ребята осторожно потрогают объект исследований.

Какие почки? (Пушистые, гладкие, клейкие, мягкие.) Можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут? Нарисовать , как из почки появляется листик.

Отметить  время появления первых листьев. Измерить размеры листа в начале весны и в конце лета. Как он увеличился за лето? Сделать  зарисовки в тетради.

 Как меняется цвет листьев нашего дерева с весны до осени? Нарисовать  лист в разное время года.

19.Сделать  цветные отпечатки листа.

-Первый вариант. Взять  листок, бумагу, карандаши, клейкую ленту (скотч). Положить  листик растения на стол, доску. Накрыть  его листом белой бумаги, приклеив ее края к поверхности стола при помощи клейкой ленты. А дети закрасят бумагу цветными карандашами (карандаши должны находиться в наклоненном состоянии).

-Второй вариант. Высохший листок положить на газету, покрыть  густым слоем краски. Затем переложить окрашенный листок на другую (не испачканную) газету, причем краской вверх. Осторожно накрыть его альбомным листом, прижать покрепче и подержать. Через некоторое время отпечаток будет готов. Можно собрать несколько опавших листьев и сделать из них своеобразную «коллекцию».

20. Осенью предложить детям выбрать «самые красивые» листья нашего дерева и поставить их в группе в вазу. Можно засушить их на память, ведь целую зиму наше дерево будет стоять без листьев. Сухой лист можно наклеить в альбом.

21. Загадка детям :

Сидит — зеленеет,

Падает — желтеет,

Лежит — чернеет. (Лист.)

22.В осенний период обсудить с детьми, куда деваются листья, опадающие на землю каждый год. Для того чтобы выяснить это, надо отыскать под деревом разные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых уже превратилась в «паутину» из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложить детям рассортировать их по цвету и по степени «старости»: сначала — зеленый лист, потом — желтый или красный, потом — слегка почерневший, коричневый и т.д.

Можно создать своеобразный «круг жизни», в котором самый молодой и зеленый лист соседствует со старым, похожим на темно-коричневую паутину. (Последний, превращаясь в почву, дает жизнь новому растению.)

23. Летом отметить, есть ли пыль на листочках дерева. Сначала дети могут просто протереть их пальцем и посмотреть, осталась ли на нем грязь. Можно провести и более сложное исследование: взять  клейкую бумагу (ленту), приложить к ней листочек верхней стороной, затем осторожно снять. Посмотреть, остался ли на бумаге пыльный след. Если пыль обнаружится, спросить у детей, откуда она могла взяться. Хорошо ли дереву жить в таком месте.

 ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

Третий этап проекта предполагает анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление знаний, поведенческих навыков детей. На этой же стадии разрабатываются различные рекомендации. В процессе работы поданному этапу дети сочиняют рассказы и сказки, иллюстрируют их, отражают результаты наблюдений в играх, составляют задачи, придумывают природоохранные знаки, проводят праздник «День дерева» и изготавливают для дерева подарки, вместе с родителями составляют рекламу дерева, ищут литературу о нем.

Примеры игр.

1Игра «Если бы я был деревом...». Игры такого типа могут быть проведены в качестве физкультминуток на занятиях, уроках, на прогулке, во время экскурсий. Ребята уже знают особенности своего растения. Деревья бывают высокими и низкими, тонкими и толстыми. У одних из них — раскидистая крона, у других — ветви опущены или приподняты.

-Первый вариант игры. Предложите ребятам изобразить своих новых друзей. В одном из заданий подготовительного этапа уже указывалось, что у ребенка есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: ноги похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на ветки, пальцы — на листья. Так, изображая

старый дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит руки. Пусть дети вспомнят, как шумела листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки; представят, что на ветви садятся птицы, идет дождь (или светит солнце), пришел человек и сломал ветку. Ситуации можно придумать самые разнообразные, главное, чтобы они были связаны с проводившимися наблюдениями. Главная задача детей — так или иначе отразить особенности дерева в предлагаемых нами ситуациях.

-Второй вариант: один ребенок изображают свое дерево, а остальные отгадывают его название. В этом случае дети пытаются отразить характеристики растения определенного вида.

-Третий вариант: предложить ребятам представить, что деревья научились ходить (эту игру уместно провести после чтения и обсуждения поэмы Б.Заходера «Почему деревья не ходят?»). Задание: показать, как могло бы ходить их дерево: тяжелым шагом или легкой поступью, медленно или быстро. Пусть дети объяснят свои движения. (Как правило, в своих пояснениях они ссылаются на особенности внешнего вида растения.)

2Игра «Дерево — это...» развивает мышление, актуализирует опыт ребят, их знания, позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения. Мы  предлагаем детям определить, какое значение имеет то или иное дерево в жизни разных животных, людей и т.п. Например: «Для птицы дерево — это...» (варианты ответов ребят: столовая, место для постройки гнезда, место, где она может спрятаться, и т.п.). «Для жука наша береза — это...» (его жилище, место, где он откладывает личинки, где может найти добычу). «Для художника дерево — это...» (объект для картины, источник вдохновения). «Для усталого путника раскидистое дерево — это...» (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть...). «Дерево для мебельщика — это...» (древесина, из которой можно сделать много разных предметов). «Дерево для зайца — это...» (пища — кора зимой, укрытие). «Дерево для горожанина — это...» (чистый воздух, прохлада в зной, «зонтик» от дождя, место для отдыха и т.п.). Слово «дерево» можно заменять конкретными названиями различных пород, в частности, тех, за которыми

дети наблюдали, работая по проекту.

3Игра «Что будет, если...». мы  предлагаем  детям подумать и ответить, что случится с их деревом, если... (исчезнут птицы, дождевые черви, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.).

4Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?». Разделить ребят на две команды. Участники первой будут называть все, что для дерева «хорошо», второй — все, что для дерева «плохо». Затем группы могут поменяться заданиями, а также нарисовать иллюстрации или знаки, отражающие содержание игры.

Последний этап проекта включает и составление рекомендаций. Какие же рекомендации могут составить дети? Нам кажется, они должны отражать прежде всего отношение ребят к природе, к деревьям, их представления о жизни этих растений, о необходимости их охраны, особенностях ухода за ними. В какой-то степени эти рекомендации могут служить и в качестве диагностики результатов работы по проекту, так как отражают изменения в поведении, знаниях, отношении ребят к окружающему миру. Так дети могут ответить на ряд вопросов: «Что я могу сделать для нашего (своего) дерева?», «Что я могу сделать для всех деревьев?», создать серию природоохранных знаков, отремонтировать старые книги, с родителями  собрать макулатуру, посадить деревья на территории детского сада или на даче и т.д..

Реализацию проекта лучше начинать  осенью и заканчивать летом, так как заключительный этап можно  приобщить к празднику «Русской берёзки» (Троице).

В заключение отметим, что проект «Здравствуй, дерево!» может послужить образцом для разработки проектов по самым разнообразным темам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность дошкольников

Формирование у дошкольников умений и навыков познавательной и творческой работы, появление и усиление интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья....

проектно-исследовательская деятельность дошкольников.

этапы работы над проектом, алгоритм оформления работ учащихся....

Проектно-исследовательская деятельность дошкольников в ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....

Рабочая программа «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников как средство формирования познавательного интереса»

В данной рабочей программе описана работа по организации и проведению кружковой работы в старшей группе детского сада по теме "Школа магов и волшебников"...

Формирование представлений о природе родного края через проектно-исследовательскую деятельность дошкольников

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привя...

Технология проектно-исследовательской деятельности дошкольника - все о проектах в дошкольных группах

Материал поможет понять "Что такое проектно-исследовательская деятельность?"...