Рабочая программа «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников как средство формирования познавательного интереса»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Рогова Ольга Ильинична

В данной рабочей программе описана работа по организации и проведению кружковой работы в старшей группе детского сада по теме "Школа магов и волшебников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1 «Березка»

Принята решением

педагогического совета

протокол № 1 

от «28» августа 2015г.           

Утверждаю:

заведующий МБДОУ

детского сада общеразвивающего вида

№ 1 «Березка»

__________ А.В. Рогозникова

                                    «28» августа 2015г.  

Рабочая программа

Тема: «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников как средство формирования познавательного интереса»

                                                     

Кружок «Школа магов и волшебников»

Разработчик:

Рогова О.И., воспитатель

 

Заринск 2015


I Целевой раздел

Пояснительная записка

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте.

Проблема развития  дошкольника, подготовки его к школе, сложна и актуальна, она неразрывно связана с процессом формирования у детей познавательного интереса.

Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением наблюдать, исследовать для получения знаний об окружающем, а затем разумно использовать свои знания в практической деятельности.

Познавательный интерес характеризуется активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

- намечать план действий (проектировать);

- отбирать способы решения поставленной задачи;

- добиваться результата и анализировать его.

Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда от человека требуется не только владение знаниями, но и в главную очередность умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших детей пытливыми, общительными, умеющими не теряться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Занимательные опыты, эксперименты, фокусы побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Цель программы: создать условия для развития и формирования познавательного интереса дошкольников посредством организации их проектно – исследовательской деятельности.

Задачи программы:

1. Стимулировать обогащение познавательного опыта дошкольников в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей, схем).

2. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам исследования, эксперимента, фокуса.

3. Развивать коммуникативные навыки, способствующие успешной социализации детей.

4. Развивать у детей инициативность, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

5. Формировать умения выступать перед разной аудиторией зрителей (взрослых и детей), показывать простейшие «фокусы».

Принципы и подходы к реализации программы

1. Наглядность: у детей формируются умения в процессе наблюдений и просмотра видеоматериалов.

2. Научность: в совместной деятельности с детьми используется научная литература, периодические издания.

3. Последовательность: поэтапное освоение «сценического поведения» и демонстрации фокусов, экспериментов.

4. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

5. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество с семьей.

Значимые характеристики для реализации программы

Программа  предназначена для реализации в старшей группе детского сада.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

1.После реализации рабочей программы внесены изменения предметно – пространственной развивающей среды ОУ:

-обогащен групповой исследовательский центр (оборудование, схемы, материалы…);

-изготовлен наглядно-информационный материал (буклеты,  папки передвижки, картотека детских фокусов);

 - организован «исследовательский центр».

2. После реализации рабочей программы:

 - у детей повышается самооценка собственной значимости и роли в детском коллективе.

 - «застенчивые» дети учатся быть в центре внимания.

 - у дошкольников развиваются усидчивость, целеустремленность, настойчивость, терпение и трудолюбие.

 - развиваются навыки общения и коммуникации.

 - у детей развивается мелкая моторика рук, обогащается словарный запас.


II Содержательный раздел

Календарно-тематический план реализации рабочей программы

Месяц

Тема

Формы и виды детской деятельности

Предполагаемый результат

Октябрь

 Фокусник – иллюзионист:

1.Что такое фокус.

2.Внешний вид иллюзиониста.

3.Великие иллюзионисты – фокусники.

4.Музыкальное сопровождение фокуса.

-Просмотр мультфильмов «Приключение поросенка Фунтика» («серия «Фунтик в цирке», «Фунтик и сыщики»);

-беседы по содержанию мультфильмов;

-деятельность по поиску информации, материалов.

 -Оформлена выставка  рисунков «Цирк»;

-дети владеют простейшей терминологией  иллюзионистов.

Ноябрь

Простейшие фокусы без предметов:

1.Имя и облик ребенка - «артиста».

2.Фокус «Пропал палец».

3.Фокус «Угощение».

4.Первое выступление перед кружковцами.

- Подготовка реквизита для демонстрации фокусов;

-придумывание индивидуального образа каждого «артиста»;

- составление сценария детского выступления;

- упражнения в показе простейших фокусов.

- Владение техникой показа простейших фокусов;

-папка – передвижка «Фотознакомство с юными фокусниками».

Декабрь

«Волшебная палочка»:

1. Секрет «Волшебной» палочки.

2-4. Фокусы «Один взмах волшебной палочки»

- Обсуждение техники показа;

-беседа о предметах – помощниках;

-изготовление декораций и реквизита (х/труд, аппл.)

- Оформлен первый сценический реквизит;

- отработан фокус с «волшебной палочкой».

Январь

«Волшебная» шляпа:

1.Головные уборы настоящих магов.

2-4.Отработка фокуса с шляпой.

-Просмотр видеоматериалов с показом использования шляпы и др. головных уборов;

- обсуждение способов использования шляпы;

- экспериментирование.

-Изготовлена «волшебная» шляпа;

- готов к показу фокус с использованием шляпы.

Февраль

Накидка (плащ) фокусника:

1.Волшебство или «секрет» плаща.

2-4. Серия фокусов с использованием накидки.

- Просмотр видеоматериалов с показом использования накидки;

- обсуждение способов использования плаща;

- экспериментирование.

-Оформлены сценические костюмы;

-готов к показу фокус с использованием накидки;

-сформировано представление о «сценическом» поведении.

Март

Праздничный концерт:

1-3. Индивидуальная отработка лучших номеров.

4. Выступление перед взрослой аудиторией.

- Составление сценария выступления;

- обсуждение и выбор успешных номеров;

- демонстрация фокуса на сцене.

 - выступление на праздничном концерте для мам и бабушек.

Апрель

Фокусы с водой:

1-2. Вода – обманщица.

3-4. Цветная вода.

-Исследовательская деятельность;

-изготовление «волшебного» кувшина.

- Знание свойств воды.

- готовы алгоритм и схема проведения показа фокуса.

Май

Школа «Магов и волшебников»:

1. Наши успехи.

2. Презентация деятельности кружковцев.

- Отбор фотоматериалов;

- работа по созданию презентации (ПК);

- награждение детей и  их семей.

- Слайд – шоу с показом номеров;

-выступление - презентация перед детьми своей и подготовительной к школе группы.


Способы и направления поддержки детской инициативы:

-индивидуальные выступления с номерами;

-совместная творческая деятельность родителей с детьми;

-участие в праздничных мероприятиях группы, ОУ;

- совместная командная деятельность по организации выступлений, показов, концертов.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

-дни открытых дверей;

-наглядная информация для родителей об успешности участия детей в работе кружка «Школа магов и волшебников»;

-выступления на праздниках и других мероприятиях для родителей.


III Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение программы:

- центр творчества в малой игровой группы №3 «Матрешечка»;

- ноутбук с установленным ПО для просмотра видеоматериалов, создания слайд – шоу, детской презентации;

-фотоаппарат;

- материалы для творчества.

Место программы в режиме дня

Содержание рабочей программы реализуется во вторую половину дня в режимных моментах, в ходе кружковой деятельности «Школа магов и волшебников».

Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды

В малой игровой группы организовано место для деятельности детей - кружковцев; оформлен исследовательский центр в группе для проведения наблюдений и опытов.


Литература и источники:

1. Валерий Постолатий. "Веселая магия", М., "Панорама", 1992

2. "По ту сторону фокуса" М., "Слово", 1990

3. Сайт «Все для детей» http://allforchildren.ru/trick/ 


СПИСОК ДЕТЕЙ:

  1. Гаськова Дарья
  2. Дрововозов Илья
  3. Иванова Лилия
  4. Калягин Константин
  5. Копылова Анастасия
  6. Титова Анастасия
  7. Толстова Ксения
  8. Чернова Светлана
  9. Шарабарина Глафира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

Выступление в рамках секционного заседания городской конференции  «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...

"Проектно-исследовательская деятельность дошкольников, как основа развития познавательных интересов"

ВведениеДошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития:физического,интеллектуального,эмоционального,коммуникативного.Это период, ког...

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса дошкольников к изучению основ безопасности жизнедеятельности

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность жизни и здоровья ребенка, но...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ...

"Книжная графика, как средство формирования познавательного интереса у дошкольников

книжная графика при правильной организации обучения может стать одним из эффективных средств формирования интереса к книге....

«Интерактивный плакат как средство формирования познавательного интереса дошкольников»

Что же такое «Интерактивный плакат»;Каковы правила создания интерактивного плаката;Какие онлайн-сервисы для создания интерактивных плакатов существуют и многое другое вы узнаете из этой пр...

Публичное выступление по теме: «Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников»

Как формировать у ребенка познавательный интерес. Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что у них есть потребность в исследовательской деятельности. Я решила создать в группе для н...