История возникновения города Химки
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гаврина Ирина Владимировна

Краткая информация для воспитателя по теме: История возникновения города Химки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_goroda_himki.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:


«История города Химки»

В ожерелье подмосковных городов
Выделяется жемчужина одна.
Это Химки - город парков и садов, 
Город Космоса, а рядом - старина... (В.Сафонов) 

У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени.

Химки - наш маленький уютный город, история которого достаточно интересна. Начинается она с названия самого города.

      В 1939 году (78 лет назад) рабочий поселок Химки получил статус города. Годом позже, в 1940 году, образовался Химкинский район, границы которого с тех пор неоднократно менялись.

По различным данным в XIV веке между Москвой, Тверью и Великим Новгородом возникла дорога. Она пересекала речку Химку, у села Козьмодемьянского.  Это был уже довольно большой и оживленный торговый тракт, по которому проходило огромное количество обозов с товарами. Рядом с дорогой располагалось много сел и деревень. Ни выше, ни ниже по течению реки Москвы не было таких густонаселенных мест, как Химки.

      Собственно же имя городу Химки и району подарила речка Химка, просуществовавшая до тех пор (1937 года), пока по ее руслу не проложили канал Москва – Волга.

 В Химкинском районе в XV–XVI веках размещались села Стербеево (Тарбеево, Старбеево), Козодавлево (Успенское, Траханеево), Соколово, деревни Ивакина, Свистуха, Филина (Дашкина), сельцо Яковлево и другие. Свои названия они получили по имени владельцев.

      Одним из самых старинных сел, располагавшихся когда-то на химкинских землях, является Черкизово. Имя это селу дано в честь ордынского царевича Ивана Черкиза, который им владел.

 Села и деревни Химкинского района по меркам того времени были достаточно заселенными. Дома в селах строили деревянные. Первое же каменное здание в Химках появилось  340 лет назад (в 1678 году). Это была Владимирская церковь в селе Куркино.

 В XVI–XVIII веках в России стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство. Центром торговли стала Москва. Между столицей и крупными городами возникли тракты – улучшенные грунтовые дороги («большие дороги», как их еще называли). На них увеличились число ямов – почтовых станций, где меняли лошадей. Вдоль трактов устанавливали верстовые столбы.

        После основания Санкт-Петербурга Тверская дорога стала называться Санкт-Петербургским трактом. Вдоль этого тракта возникли деревни – Бутаково, Кобылья Лужа, Черная Грязь и др. Вот, например, как получила свое название деревня Кобылья Лужа, расположенная вдоль нового тракта. По преданию, столь неблагозвучно «окрестила» деревню российская императрица Екатерина II (1762–1796 гг.). Как-то царский «поезд» Екатерины двигался в Москву. Бревенчатый настил на дороге не выдержал тяжести царской кареты, и она застряла в грязи. Императрице пришлось выйти на обочину и ожидать, пока крестьяне и слуги вытащат ее экипаж. «Проклятая кобылья лужа», – изрекла Екатерина. Так и прилипло к деревне это название – Кобылья лужа. Местные крестьяне много раз обращались в Санкт-Петербург с прошением о ее переименовании, но разрешения так и не получили. Только в советское время деревня обрела другое название – Новая Лужа. Позже  началось строительство Санкт-Петербургского шоссе. На нем  была открыта небольшая почтовая станция «Химки». На станции содержали до 20 лошадей. Сюда приезжали в собственных и наемных экипажах, чтобы пересесть на казенный транспорт, отправляющийся в Северную столицу. Активная торговля между Москвой и Санкт-Петербургом привела к тому, что вдоль шоссе стали появляться новые деревни: Химки (Тимофеевка), Бутаково, Кобылья Лужа (ныне улица Родионова), Моложениновка, Новая Кирилловка. Почтовая станция Химки была первой на пути из Москвы.

 В конце XVIII века в Черной Грязи построили каменное двухэтажное здание почтовой станции (ныне Черногряжская больница), которое назвали путевым дворцом. В первой половине XIX века здесь неоднократно останавливались многие знаменитые россияне, ездившие из Москвы в Петербург: М.И. Глинка, А.С. Пушкин и другие.

 Здание почтовой станции сохранилось до настоящего времени. По территории города Химки и Химкинского городского округа проходит другая важная магистраль – Октябрьская железная дорога, одна из старейших в России.

Проект по тем временам оказался революционным – он предусматривал устройство железной дороги с паровой тягой, а не с конной, так как последняя была бы впятеро медленнее и втрое дороже.

 Сооружение дороги продолжалось 8 лет. Это была самая длинная в мире двухпутная дорога. Станция ныне Химки была открыта одновременно с Николаевской железной дорогой. На правом берегу речки Химки построили деревянные платформы, вокзал, каменную водокачку, железнодорожную будку и жилой дом для рабочих станции (ныне – здание ГИБДД), а на левом берегу – дом для смотрителя дороги. Станция была окружена лесом. Возникший у станции маленький поселок получил название «Химкинская станция». В нем проживало 39 человек, в том числе железнодорожные рабочие и служащие с семьями. Но постепенно поселок рос и расширялся. От станции к Петербургскому шоссе через лес провели дорогу, получившую название «Царское шоссе» (ныне – «Московская улица»). Дорога была шириной 3 метра и имела булыжное покрытие. Преобразился и сам поселок. Вдоль Царского шоссе стали строиться одно- и двухэтажные дома, открылись почта, телеграф, аптека – первое лечебное учреждение в поселке.

 После открытия станции Химки москвичи стали называть Химками всю прилегавшую к ней местность вместе с окрестными населенными пунктами. Во всех селах и деревнях в 1859 году насчитывалось 130 деревянных крестьянских изб и около 1000 душ крестьян обоего пола.

 Первые фабрики и заводы появились в окрестностях Химок. Около деревни Юрово существовала суконная фабрика, недалеко от нее была открыта красильная фабрика. При селе Никольском возникли кирпичный завод и шерстепрядильная фабрика. Недалеко от станции Химки появились четыре кирпичных завода.

   

     Первая мировая война нанесла серьезный ущерб крестьянскому хозяйству и задержали развитие поселков и деревень Химкинского района. Возросла смертность населения от многочисленных эпидемий и голода. Многие жители погибли в результате военных действий. Поселок Химки состоял тогда в основном из деревянных одноэтажных домов. В нем не было мощенных камнем улиц, кроме Царского шоссе. В поселке отсутствовали электрическое освещение, водопровод и канализация. Воду брали из обычных колодцев.

 После окончания Первой мировой и Гражданской войн жизнь в поселке Химки и окрестных деревнях постепенно налаживалась. Открылась первая железнодорожная пятилетняя школа на 150 человек.

Численность жителей поселка Химки постепенно увеличивалась.

Так, в Химках построили два больших авиационных завода. Одновременно с этим были открыты два научно-исследовательских института лесной и лесохимической промышленности. Помимо промышленных предприятий в Химках быстрыми темпами развернулось строительство жилья. На смену дереву пришел кирпич.

В 30-х годах ХХ века на территории Химкинского района развернулось грандиозное строительство канала Москва-Волга. Еще Петр I намеревался соединить Балтийское море и Волгу с Москвой-рекой. Он мечтал «ехать водой из Петербурга и в Головинском саду при реке Яузе встать». Но осуществить эту мечту ему не удалось.

Началось строительство канала. Его возвели за фантастически короткие сроки – четыре года и три месяца. Работы велись круглые сутки в любое время года. Несмотря на наличие техники, основными орудиями труда оставались кирка, лопата и носилки. Тяжесть круглосуточных земляных работ, негодное питание и жесткий лагерный режим приводили к высокой смертности строителей канала.

 В 1936 году через канал построили одноарочный железнодорожный мост. Это был один из первых железобетонных мостов в стране.

 Канал начал действовать одновременно с портом «Химки». Жители Химок и строители радостно встречали первый служебный теплоход. Канал открыли для пассажирского и грузового движения.

 Начали строить первые каменные многоэтажные здания. Вблизи Московской улицы появились двухэтажные дома для рабочих авиационного завода.

  Стали ходить автобусы между Москвой и станцией Химки. Улучшилось транспортное сообщение с окрестными населенными пунктами. Ленинградское шоссе заасфальтировали. На улицах поселка появилось электрическое освещение. Увеличилось количество пригородных поездов.

 Накануне Великой Отечественной войны в Химкинском районе действовали более 30 заводов, фабрик и различных артелей, 4 железнодорожных станции (Ховрино, Химки, Сходня, Крюково) и 6 платформ. Значительно выросло число учебных заведений. В 1940/41 учебном году в районе работали 45 средних  и начальных школ. В районе работали: 9 клубов, более 20 библиотек. В Химках функционировали 4 больницы.

 В годы Великой Отечественной

 

На предприятиях района, производивших продукцию народного хозяйства, теперь изготавливали противотанковые бутылки с зажигательной смесью, ручные гранаты, сигнальные ракеты, лыжи, ящики для боеприпасов и многое другое, что было необходимо для воюющей армии. Летом и осенью 1941 года жители Химок и района принимали активное участие в строительстве оборонительных рубежей на подступах к Москве. На предприятиях района изготовили 1200 штук противотанковых ежей, которые были установлены на оборонительных рубежах.

 В конце ноября и начале декабря 1941 года бои развернулись непосредственно на подступах к Москве. Враг захватил 13 населенных пунктов Химкинского района (в настоящее время они входят в состав Солнечногорского района и Зеленограда). Разгорелись ожесточенные бои в районе поселка Крюково, в верховье реки Клязьмы, в районе Красной Поляны и Лобни. Во время боев на ближних подступах к Москве в Химках стояли батареи орудий большой мощности. Гул артиллерийской канонады доносился отсюда до самой столицы. Части Красной армии, сражавшиеся на территории Химкинского района.

 В результате ожесточенных боев они освободили от немцев Химкинский район.

 Возрождение нормальной жизни, восстановление деятельности промышленных предприятий и сельского хозяйства в Химках и районе началось сразу же после окончания Великой Отечественной войны.

Возобновилось автобусное сообщение между населенными пунктами района, города Химки с Москвой. Октябрьская железная дорога одна из первых в Советском Союзе была переведена на электрическую тягу. Был разбит городской Парк культуры и отдыха имени Л.Н. Толстого. Появилось много новых улиц.

В честь победы в Великой Отечественной войне появилась улица 9 мая, ул. Победы. Многие улицы города носят имена героев войны. К примеру, улица Кудрявцева, Родионова, Панфилова. В Новых Химках располагается улица Лавочкина. Семен Алексеевич Лавочкин был конструктором истребителей марки Ла.

 В Химках были представлены ведущие отрасли промышленности – машиностроение и деревообработка. Часть предприятий города имела всесоюзное значение. Среди них – НПО им. С.А. Лавочкина, «Энергомаш им. академика В.П. Глушко», «НПО МКБ Факел».

 

В Сходне был возведен Московский мебельно-сборочный комбинат.  Он поставлял  бытовую  мебель в Москву и Подмосковье, а медицинскую  мебель – во  всю страну. Мебель комбината на протяжении многих лет поставлялась в Венгрию, Египет, на Кубу и другие зарубежные государства.

 

На территории района в советское время было создано форелевое хозяйство «Сходня» – единственное в Московской области.

 В 50-90-х годах прошлого столетия изменилось и «лицо» Химок. На смену одно-двухэтажным домам вначале пришли пятиэтажки, позже появились здания повышенной этажности.

 Таким образом, в конце ХХ века Химки представляли собой крупный и красивый город, с широкими улицами и проспектами.

 

Сегодня Химки — второй по населению подмосковный город после Балашихи. Расположен на берегу канала имени Москвы, примыкает к Москве, отделяясь от неё Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД).

Вот так с маленького пристанционного посёлка началась история нашего замечательного города Химки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Город Нижневартовск» (история возникновения города)

   Нижневартовск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Я стремилась к тому, чтобы на этом занятии мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, про...

Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)

Конспект ООД по теме:  (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)...

История возникновения города Смоленска. Символика города.

Конспект занятия в подготовительной группе. История возникновения города Смоленска....

Конспект занятия в средней группе: «День города. История возникновения города Смоленска»

Цели и задачи:сформировать представления детей об исторических корнях города (об истории возникновения города).воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой и вели...

Конспект занятия в старшей группе: «День города. История возникновения города Смоленска»

Цели и задачи:сформировать представления детей об исторических корнях города (об истории возникновения города).воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой и вели...