ПРОЕКТ по экспериментальной деятельности в средней группе «Нам интересно все знать!»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Качалова Екатерина Игоревна

Краткосрочный проект в средней группе "Нам интересно всезнать!"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_opyty.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ МО Динской район «Детский сад № 14»

ПРОЕКТ

по экспериментальной деятельности

в средней группе

«Нам интересно все знать!»

Воспитатель:

Качалова Е.И.

ст. Новотитаровская

Актуальность: Для современного этапа развития системы образования

характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания

детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельности подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в

процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для  исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности.  Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных  математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Общая характеристика проекта

Тип проекта: исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта: дети средней группы родители, педагоги.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Срок реализации проекта: краткосрочный  (1 месяц-апрель).

Цель: создание необходимых условий для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику пальцев рук посредством пальчиковых упражнений и взаимодействия с природными материалами;

-Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

- Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.

Воспитывающие:

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Образовательные:

- Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности;

- Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента;

- Формировать представления детей о свойствах воды, песка, земли и воздуха;

- Расширять представления детей об окружающем мире.

Формы взаимодействия:

1. Формы образовательной работы с детьми:

* Продуктивная деятельность;

* Игровая деятельность.

2. Формы работы с родителями:

* Консультации;

* Буклеты.

3. Формы работы с педагогами:

*Мастер-класс;

* Консультации.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.

Очень взаимосвязаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.

Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Предполагаемый  результат:

1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

2. Проявление познавательного интереса к экспериментированию, улучшение речевого развития;

3. Сформированность основ диалектического мышления;

4. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения;

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира;

6. Сформированность коммуникативных навыков;

7. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена

необходимыми материалами и оборудованием.

Подготовка к реализации проекта:

1. Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность

данной темы;

2.Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности;

4.Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.  

Работа с родителями:

1.Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром»;

2. Консультация для родителей «Изготовление цветного песка в домашних условиях»;

3. Мастер-класс «Опыты и эксперименты»

4. Оказание помощи в создании детской лаборатории;

5. Подбор материалов, предметов для коллекций;

6. Фотоотчет на тему: «Хотим все знать!»

Основное оборудование мини-лаборатории:

  1. Приборы: мерные ложки, пипетки, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  2. Природный материал: песок, земля, ракушки, камушки;
  3. Красители: пищевые, гуашь;
  4. Прочие материалы: сито, соль, сахар

Практическая деятельность проекта:

1 неделя апреля

1.

«Как вытолкнуть воду?»

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже).

2.

«Как окрасить воду?»

Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи.

3.

«Какие особенности у тёплой и холодной воды?»

Выявить, в какой воде (холодной или тёплой) быстрее растворяются вещества. Развивать умение размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Содействовать положительному отношению к опытнической деятельности.

2 неделя апреля

1.

«Что такое пар?»

Формировать представления детей о таком состоянии воды как пар; показать, как образуется пар. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать простейшие выводы. Содействовать развитию интереса к миру природы.

2.

«Зачем нужна земля?»

Формировать представления детей о свойствах земли (мягкая, состоит из

мелких комочков, легко пропускает воду, бывает сухой и влажной). Развивать речь, умение выдвигать предположения и с помощью воспитателя делать выводы. Содействовать доброжелательному отношению к объектам природы.

3.

«Как покрасить песок?» ИЗО-песок

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (с добавлением гуаши). Развивать координацию движений, умение обозначать действие словом, делать красивые куличики; закреплять основные цвета. Содействовать доброжелательное отношение к сверстникам.

3 неделя апреля

1.

«Есть ли в почве воздух?»

Показать, что в почве есть воздух. Развивать мыслительные процессы, активизировать словарь детей (пузырьки, сжимаются, вытаптывать). Содействовать бережному отношению к природе.

2.

«Цветной дождь»

Показать круговорот воды в природе. Познакомить с природным явлением – дождем

3.

«Цветные капли»

Показать свойства воды и масла, то, что они не смешиваются.

4 неделя апреля

1.

«Цветные льдинки»

Познакомить со свойствами льда. Лед посыпанный солью – прокрашивается глубоко, а обычный лед – только по поверхности.

2.

«Как поднимается вода»

При нагревании воздуха в вакууме -  вода втягивается, а свеча тухнет. Познакомить со свойствами кислорода и углекислого газа

3.

«Матрешка с маслом и водой»

Продолжать знакомить со свойствами масла и воды.

Выводы

Эксперименты были подобраны самые разнообразные, но самое главное – они интересные и привлекательные для детей, а также они соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, на участке, сравнительные эксперименты, позволяющие научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.

В ходе проектной деятельности у детей расширились представления об окружающем мире, о свойствах неживой природы. Появился интерес и желание заниматься исследовательской работой. Активный словарь пополнился новыми словами.

Мини – лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.

Источники:

  1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»;
  2. Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ;
  3. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;
  4. Журнал «Ребенок в д/с» №2, 2014 год
  5.   «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко.
  6. maam.ru, nsportal.ru.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности, (средняя группа) ТЕМА : "Красивое платье для водички”

1. Расширять представление детей о воде. 2. Закрепить понятие свойства воды - умеет течь, жидкая, жидкость, не имеет формы, но может занимать форму в которую она попадает, бесцветная, но может пр...

перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности. средняя группа

Планирование разработано на год поблочно. Указаны название опыта, цель, материал....

План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы

Пояснительная запискаОсобое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная ...

План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.С помощью взрослого и самос...

Перспективное планирование работы по познавательно-экспериментальной деятельности средней группе.

Перспективное планирование работы по познавательно-экспериментальной деятельности средней группе....

План по опытно-экспериментальной деятельности средней группы

План по опытно-экспериментальной деятельности средней группыМесяцТемы игр-экспериментированийПервая неделяВторая неделяТретья неделяЧетвёртая     неделяСентябрьПутешествие с капель...

Проект с детьми средней группы «Нам интересно всё знать!» Разработала воспитатель: Магдаш Р.Н.

Проектс детьми средней группы«Нам интересно всё знать!»Разработала воспитатель:Магдаш Р.Н.Актуальность. Для современного этапа развития системы образованияхарактерны поиск и разработка нов...