Главные вкладки

    Проект по окружающему миру (старшая группа) по теме:
    Проект в старшей группе «Мир насекомых»

    Сидорович Виктория Викторовна

    развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_v_starshey_gruppe.docx27.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект в старшей группе «Мир насекомых»images.jpg

    Тип проекта: познавательно - исследовательский.

    Продолжительность проекта: 2 недели

    Возраст детей: 5-6 лет.

    По количеству участников: групповой.

    Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

    Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе.

    Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого, его уникальность.

    Актуальность проекта:

    Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят? »Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.

    Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

    Задачи проекта:

    Общеобразовательные:

    - Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;

    - Формирование познавательного интереса к насекомым.

    Воспитательные:

    - Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе.

    Развивающие:

    - Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

    - Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

    - Развивать коммуникативные навыки;

    - Развивать эмоциональную отзывчивость;

    Методы и формы работы:

    - наблюдения

    - беседы

    - рассматривание иллюстраций

    - настольные игры

    - подвижные игры

    - пальчиковые гимнастики

    - дидактические игры

    - заучивание стихотворений, пословиц

    Предполагаемый результат:

    - Консультации для родителей на темы: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».

    - Дидактические игры, пособия, методические материалы для проведения НОД.

    - Презентация собранных материалов (фотоотчёт).

    Работа над проектом:

    I этап – аналитический:

    1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.

    2. Вовлечь дошкольников в решении проблемы.

    3. Определить задачи и предполагаемый результат проекта.

    4. Наметить план движения к цели для поддержания интереса детей и их родителей.

    5. Обсудить план с родителями: о проведении и содержании возможных совместных мероприятий проекта.

    6. Обратиться за консультациями к узкими специалистам детского сада.

    7. Собрать материал, информацию.

    8. Дать домашние задания родителям и детям.

    II этап – созидательный:

    1. Проведение намеченных мероприятий.

    2. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.

    3. Сбор и обобщение материала, подготовка к презентации.

    III этап – обобщающий:

    1. Проведение намеченных мероприятий.

    2. Самостоятельные творческие работы.

    3. Сбор и обобщение материала, показ презентации - фотоотчёт по проделанной работе.

    Мероприятия по реализации:

    Игровая деятельность:

    Дидактические игры:

    1. «Собери насекомое» из многоугольников;

    2. «Четвёртый лишний»

    Воспитатель: Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».

    1)Заяц, еж, лиса, шмель;

    2)Трясогузка, паук, скворец, сорока;

    3)Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

    4)Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

    5)Пчела, стрекоза, енот, пчела;

    6)Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

    7)Таракан, муха, пчела, майский жук;

    8)Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

    9)Лягушка, комар, жук, бабочка;

    10)Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

    3. «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе). Например:

    - Муравей сидел около….

    - Божья коровка полезла по …

    - Жук спрятался под…

    - Муха села на…

    - Гусеница сидела на…

    - Муха ползла по…

    4. «Хорошо-плохо»

    Воспитатель: «Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?»

    Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые — это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.

    5. «Один – много».

    1 муха - много мух.

    1 комар - много комаров.

    Бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, шмель, пчела и др.

    6. «Закончи предложение»

    Майский жук большой, а божья коровка. маленькая

    У майского жука крылья короткие, а у стрекозы… длинные

    У жука усы толстые, а у бабочки. тонкие

    У шмеля спина широкая, а у водомерки. узкая

    7. «Назови ласково».

    Комар — комарик

    Жук – жучок

    Пчела – пчелка

    Усы – усики

    Лапы – лапки

    Голова – головка

    Муравей — муравьишка

    Муравейник – муравейничек

    Муха – мушка

    Стрекоза – стрекозка.

    8. Составление описательных загадок про насекомых.

    9. «Подбери признак»:

    бабочка какая? –,

    муравей какой? –,

    пчела какая? – …

    10. Игра «Божья коровка»

    http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskoe-posobie-po-fyemp-trenazher-bozhja-korovka.html

    Двигательная деятельность:

    - Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).

    - Физкультминутка «Кузнечики».

    - Физкультминутка «Божьи коровки» и т. д.

    - Подвижная игра «Поймай комара», «Птицы и бабочки»

    - Пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Паучок», «Червячки», «Жук».

    Познавательно-исследовательская деятельность:

    - Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.);

    - Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и на природе с родителями;

    - Подбор иллюстраций, картинок о насекомых из старых журналов, книг, из интернета.

    - Конструирование насекомых при помощи счётных палочек.

    Коммуникативная деятельность:

    - Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?»

    Беседы с детьми: «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?», «От чего зависит окраска насекомого?», «Польза муравьев, стрекоз, тараканов», «Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная, «Паук и дождевые черви – это насекомые или нет?»

    Составление рассказов про насекомых.

    Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».

    Примерные вопросы:

    1. Как вы думаете, что такое луг?

    2. Чем насекомые отличаются от птиц?

    3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?

    4. Как вы считаете, насекомые полезны?

    5. Если бы ты был насекомым то, каким?

    Чтение художественной литературы:

    - Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.

    -Чтение и обсуждение произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковского «Муха-Цокотуха»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится» и. т. д.

    - Чтение и заучивание стихов и четверостиший.

    - Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т. д.

    Продуктивная деятельность:

    Рассматривание иллюстраций к книгам;

    Рисование:

    Раскраски «Мир насекомых»

    Рисование красками «Бабочка» с использованием нетрадиционных методов.

    Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;

    Аппликация:

    «Божья коровка» (познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика, развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность)

    Трудовая деятельность:

    - Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых насекомых.

    Музыкальная деятельность:

    Музыкальная Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»

    Аутотренинг

    Взаимодействие со специалистами:

    1. Консультации медика «Первая помощь при укусах насекомых».

    2. Музыкальный руководитель: прослушивание произведений, разучивание песни «Бабочка, бабочка».

    Взаимодействие с родителями дошкольников:

    1. Осуждение плана проведения проекта, его мероприятий.

    2. Домашние задания по отбору и оформлению материалов к проекту.

    Список литературы

    1. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы.» М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

    2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

    3. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.

    4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М. : ВАКО, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"

    Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...

    занятие по окружающему миру в средней группе" Мир насекомых"

    В своём материале я достаточно просто, интересно и увлекательно ввожу детей в мир природы, а именно - в мир насекомых....

    Презентация проекта в старшей группе "Мир цветов"

    В презентации отражена моя  работа  по ознакомлению  детей старшей группы в летний период с цветущими  растениями, их многообразием, строением, классификацией, лечебными свойствами...

    Проект в старшей группе "Насекомые"

    Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с пр...

    Проект в старшей группе «Загадочный мир насекомых»

    Проект в старшей группе «Загадочный мир насекомых»...

    Познавательно творческий проект в старшей группе "Мир живописи"

    ldquo;Мир будет счастлив только тогда, когда у каждогочеловека будет душа художника. Иначе говоря,когда каждый будет находить радость в своём труде” Влияние различных видов искусства на ра...