Проект в старшей группе"Насекомые"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кияметдинова Юлия Владимировна
Проект «Насекомые» в старшей группе

Тип проекта: познавательный.

 

Продолжительность проекта: краткосрочный с 11.04.2016 по 17.04.2016.

 

Вид: групповой (старшая группа)

 

Участники: дети старшей группы,родители воспитанников, воспитатели.

 

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

 

Задачи:

1.Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;

 

2. Побуждать самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обоснованные умозаключения.

3.Обеспечение развития первичных представлений о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных) для человека, причинах их возникновения в природе.

4.Обеспечение развития первичные представлений о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения человека

5.Создание условий для приобретения опыта понимания текстов с описаниями и элементами научно-популярного стиля (фрагменты детских энциклопедий);

 

6.Создание условий для приобретения опыта  контекстуального восприятия книги, произведений музыкального и изобразительного искусства путём включения интересных сведений о писателе, композиторе, художнике, истории создания произведения;

 

 

7.Создание условий для приобретения опыта красивого, грациозного и ритмичного выполнения упражнений, сочетания движения с музыкой, демонстрации культуры освоения основных движений.

 

8.Создание условий для приобретения опыта составления композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги).

 

Выполнение проекта.

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

 «Собери насекомое» из многоугольников;

 «Четвёртый лишний»

 «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)

- Муравей сидел около….

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

 

«Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).

- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.

 

«Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая? - …

«Кто, что умеет делать?»(Цель:Расширять и активизировать глагольный словарь детей).

«На полянке» (Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под»).

Настольные игры:

   « Чей домик?»

   Лото «Мир природы»

 

Сюжетно-ролевые игры: «На приеме у врача после укуса насекомых»

Познавательное развитие

Наблюдение за насекомыми  на участке детского сада: (Особенности строения, способы передвижения, окраска, место обитания).

Рассматривание открыток с изображением насекомых.

Беседы:  «Насекомые в природе нашего края», «Полезные и вредные насекомые», «Правила поведения человека в природе», «Кто живет в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детенышами?».

Д/и  «Один – много», «Считай насекомых, не ошибись».

 «Кто где спрятался».

Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Дюймовочка», «Путешествие муравья», «Муха-Цокотуха», «Гагарин».

 

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций с насекомыми.

Составление описательных рассказов о понравившемся насекомом.

Чтение и обсуждение произведений: В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»; «Красная точка»

К.Чуковского «Муха-Цокотуха»;

В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»;

В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д.

Загадывание загадок о насекомых;

Рассматривание и чтение детских энциклопедий о насекомых.

Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.

- Помощь   взрослым в изготовлении декораций к праздникам, украшению зала.

- Посев семян цветов.

Художественно-эстетическое

развитие.

Разучивание песен, потешек о перелетных птицах.

Слушание звуков насекомых в CD-записи.

Разучивание русских песенок--закличек «Улита», «Божья коровка».

Раскрашивание раскрасок по теме недели с использованием разных художественных средств.

Лепка «Паук в паутине»

Аппликация «Божья коровка-черная головка»

Рисование «Бабочка» (монотипия)

Д/у «Дорисуй насекомое по образцу»;

 

Прослушивание аудиозаписей: 

Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля», А.Чайковский «Вальс цветов»

Физическое развитие

Физкультминутки: «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения),  «Вот выходим мы на луг…»

 

П/и на прогулке: «Ласточки и мошки», «Угадай, кого поймали»,«Медведь и пчёлы» .

Зарядка под песенку «В траве сидел кузнечик»

Развивающая среда.

Иллюстрации с изображением перелетных насекомых для рассматривания.

Коллекция насекомых для рассматривания в природном уголке.

Энциклопедии для детей «Жизнь леса», «Самые маленькие животные».

Раскраски по теме недели.

Цветная бумага, клей-карандаш, клеенки для намазывания, ножницы для аппликации.

Пластилин, стеки и дощечки для лепки.

СD-запись звуков насекомых для слушания.

CD-проигрыватель для прослушивания аудиозаписи в группе.

Портреты К.Чуковского, Н.Римского-Корсакова, А.Чайковского для ознакомления детей.

Контейнеры с землей для посева семян цветов в группе, лейки, лопатки.

Семена бархатцев, петуний и цинний для посева детьми.

Работа с родителями

Рекомендовать  совместно с детьми совершить прогулку в ближайший лес или парк, понаблюдать за поведением и голосами птиц.

Посмотреть дома мультфильм «Приключения пчелки Майи», «Как Ослик хотел бабочкой стать», «Лунтик», «Тараканище».

Совместно с родителями организовать выставку книг о перелетных птицах. 

 

Презентация проекта: КВН «Мир насекомых», развлечение «Мы весну встречаем», выставка творческих работ детей «Насекомые глазами детей».

 

 

Физкультминутка «Бабочки»

 

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают –

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

Руки на поясе, делаем шаги на месте

Делаем шаги вперёд – назад

Не отрывая рук от пояса, машем.

Двигаем локтями вверх-вниз

Руки вверх – вниз

Закружились на месте

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye.docx44.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Насекомые» в старшей группе

Тип проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный с 11.04.2016 по 17.04.2016.

Вид: групповой (старшая группа)

Участники: дети старшей группы,родители воспитанников, воспитатели.

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи:

1.Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;

2. Побуждать самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обоснованные умозаключения.

3.Обеспечение развития первичных представлений о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных) для человека, причинах их возникновения в природе.

4.Обеспечение развития первичные представлений о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения человека

5.Создание условий для приобретения опыта понимания текстов с описаниями и элементами научно-популярного стиля (фрагменты детских энциклопедий);

6.Создание условий для приобретения опыта  контекстуального восприятия книги, произведений музыкального и изобразительного искусства путём включения интересных сведений о писателе, композиторе, художнике, истории создания произведения;

7.Создание условий для приобретения опыта красивого, грациозного и ритмичного выполнения упражнений, сочетания движения с музыкой, демонстрации культуры освоения основных движений.

8.Создание условий для приобретения опыта составления композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги).

Выполнение проекта.

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

 «Собери насекомое» из многоугольников;

 «Четвёртый лишний»

 «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)

- Муравей сидел около….

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

«Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).

- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.

«Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая? - …

«Кто, что умеет делать?»(Цель:Расширять и активизировать глагольный словарь детей).

«На полянке» (Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под»).

Настольные игры:

   « Чей домик?»

   Лото «Мир природы»

 

Сюжетно-ролевые игры: «На приеме у врача после укуса насекомых»

Познавательное развитие

Наблюдение за насекомыми  на участке детского сада: (Особенности строения, способы передвижения, окраска, место обитания).

Рассматривание открыток с изображением насекомых.

Беседы:  «Насекомые в природе нашего края», «Полезные и вредные насекомые», «Правила поведения человека в природе», «Кто живет в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детенышами?».

Д/и  «Один – много», «Считай насекомых, не ошибись».

 «Кто где спрятался».

Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Дюймовочка», «Путешествие муравья», «Муха-Цокотуха», «Гагарин».

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций с насекомыми.

Составление описательных рассказов о понравившемся насекомом.

Чтение и обсуждение произведений: В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»; «Красная точка»

К.Чуковского «Муха-Цокотуха»;

В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»;

В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д.

Загадывание загадок о насекомых;

Рассматривание и чтение детских энциклопедий о насекомых.

Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.

- Помощь   взрослым в изготовлении декораций к праздникам, украшению зала.

- Посев семян цветов.

Художественно-эстетическое

развитие.

Разучивание песен, потешек о перелетных птицах.

Слушание звуков насекомых в CD-записи.

Разучивание русских песенок--закличек «Улита», «Божья коровка».

Раскрашивание раскрасок по теме недели с использованием разных художественных средств.

Лепка «Паук в паутине»

Аппликация «Божья коровка-черная головка»

Рисование «Бабочка» (монотипия)

Д/у «Дорисуй насекомое по образцу»;

Прослушивание аудиозаписей:  

Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля», А.Чайковский «Вальс цветов»

Физическое развитие

Физкультминутки: «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения),  «Вот выходим мы на луг…»

П/и на прогулке: «Ласточки и мошки», «Угадай, кого поймали»,«Медведь и пчёлы» .

Зарядка под песенку «В траве сидел кузнечик»

Развивающая среда.

Иллюстрации с изображением перелетных насекомых для рассматривания.

Коллекция насекомых для рассматривания в природном уголке.

Энциклопедии для детей «Жизнь леса», «Самые маленькие животные».

Раскраски по теме недели.

Цветная бумага, клей-карандаш, клеенки для намазывания, ножницы для аппликации.

Пластилин, стеки и дощечки для лепки.

СD-запись звуков насекомых для слушания.

CD-проигрыватель для прослушивания аудиозаписи в группе.

Портреты К.Чуковского, Н.Римского-Корсакова, А.Чайковского для ознакомления детей.

Контейнеры с землей для посева семян цветов в группе, лейки, лопатки.

Семена бархатцев, петуний и цинний для посева детьми.

Работа с родителями

Рекомендовать  совместно с детьми совершить прогулку в ближайший лес или парк, понаблюдать за поведением и голосами птиц.

Посмотреть дома мультфильм «Приключения пчелки Майи», «Как Ослик хотел бабочкой стать», «Лунтик», «Тараканище».

Совместно с родителями организовать выставку книг о перелетных птицах.  

Презентация проекта: КВН «Мир насекомых», развлечение «Мы весну встречаем», выставка творческих работ детей «Насекомые глазами детей».

Физкультминутка «Бабочки»

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают –

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

Руки на поясе, делаем шаги на месте

Делаем шаги вперёд – назад

Не отрывая рук от пояса, машем.

Двигаем локтями вверх-вниз

Руки вверх – вниз

Закружились на месте

В.Сухомлинский.

«Пусть будут соловей и жук»

В саду пел Соловей. Его песня была прекрасна. Он знал, что его песню любят люди и поэтому смотрел с гордостью на цветущий сад, на яркое синее небо, на маленькую Девочку, которая сидела в саду и слушала его песню.

А рядом с Соловьем летал большой рогатый Жук. Он летал и жужжал. Соловей прервал свою песню и говорит с досадой Жуку:

- Прекрати свое жужжание. Ты не даешь мне петь. Твое жужжание не нужно никому, и вообще, лучше бы, если бы тебя, жука, вообще не было.

Жук с достоинством ответил:

- Нет, Соловей, без меня, Жука, тоже мир невозможен, как и без тебя, Соловья.

- Вот так мудрость! -- рассмеялся Соловей.- 3начит, ты тоже нужен людям? Вот спросим у девочки, она скажет, кто нужен людям и кто не нужен.

Полетели Соловей и Жук к Девочке, спрашивают:

- Скажи, Девочка, кого нужно оставить в мире - Соловья или Жука?

- Пусть буду и Соловей и Жук, - ответила Девочка - И подумав, добавила: - Как же можно без Жука? 

Виктор Юзефович Драгунский

«Он живой и светится»

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы всё ещё не было...

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались тёмные облака - они были похожи на бородатых стариков...

Мне захотелось есть, а мамы всё не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждёт меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял её сидеть на песке и скучать.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

- Здорово!

И я сказал:

- Здорово!

Мишка сел рядом и взял в руки самосвал.

- Ого!
- сказал Мишка.
- Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Её можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

- Нет, домой не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее. Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придёт мама. Но она всё не шла. Видно, встретила тётю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лёг на песок.

Тут Мишка говорит:

- Не дашь самосвал?

Я говорю:

- Отвяжись, Мишка!

Тогда Мишка говорит:

- Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса.

Я говорю:

- Сравнил Барбадос с самосвалом...

А Мишка:

- Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?

Я говорю:

- Он у тебя лопнутый.

А Мишка:

- Ты его заклеишь.

Я даже рассердился:

- А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

- Ну, была не была! Знай мою доброту! На! И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял её в руки.

- Ты открой её, - сказал Мишка, - тогда увидишь!

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

- Что это, Мишка, - сказал я шёпотом, - что это такое?

- Это светлячок, - сказал Мишка.
- Что, хорош? Он живой, не думай.

- Мишка, - сказал я, - бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму...

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека... И я не мог ровно дышать, и я слышал, как быстро стучит моё сердце и чуть-чуть колет в носу, как будто хочется плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:

- Ну, как твой самосвал?

А я сказал:

- Я, мама, променял его. Мама сказала:

- Интересно! А на что?

Я ответил:

- На светлячка! Вот он, в коробочке живёт. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку.

Потом мама зажгла свет.

- Да, - сказала она, - это волшебство! Но всё-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

- Я так долго ждал тебя, - сказал я, - и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

- А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

- Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

Бианки Виталий

Красная горка

Виталий Валентинович Бианки

Красная горка

Чик был молодой красноголовый воробей. Когда ему исполнился год от рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домком.

- Чик, - сказала Чирика на воробьином языке, - Чик, а где же мы устроим себе гнездо? Ведь все дупла в нашем саду уже заняты.

- Эка штука! - ответил Чик, тоже, конечно, по-воробьиному. - Ну, выгоним соседей из дому и зай-мём их дупло.

Он очень любил драться и обрадовался такому удобному случаю показать Чирике свою удаль. И, раньше чем робкая Чирика успела его остановить, он сорвался с ветки и помчался к большой рябине с дуплом. Там жил его сосед такой же молодой воробей, как Чик.

Хозяина около дома не было.

"Заберусь в дупло, - решил Чик, - а когда прилетит хозяин, буду кричать, что он хочет отбить у меня дом. Слетятся старики - и вот зададим соседу!"

Он и забыл совсем, что сосед женат и жена его уже пятый день мастерит гнездо в дупле.

Только Чик просунул в дырку голову, - рраз! - кто-то больно щёлкнул его по носу. Пискнул Чик и отскочил от дупла. А сзади уже мчался на него сосед.

С криком сшиблись они в воздухе, упали на землю, сцепились и покатились в канаву.

Чик дрался на славу, и соседу его приходилось уже плохо. Но на шум драки со всего сада слетелись старики воробьи. Они сейчас же разобрали, кто прав, кто виноват, и задали Чику такую встрёпку, что он не помнил, как и вырвался от них.

В себя пришёл Чик в каких-то кустах, где прежде ему никогда не случалось бывать. Все косточки у него ныли.

Рядом с ним сидела перепуганнаяЧирика.

- Чик! - сказала она так грустно, что он, верно бы, расплакался, если б только воробьи умели плакать. - Чик, мы теперь никогда больше не вернёмся в родной сад! Где мы выведем теперь детей?

Чик и сам понимал, что ему нельзя больше попадаться на глаза старикам воробьям: они забьют его насмерть. Всё-таки он не хотел показать Чирике, что трусит. Поправил клювом свои растрёпанные пёрышки, немножко отдышался и сказал беспечно:

- Эка штука! Найдём себе другое место, ещё получше.

И они отправились куда глаза глядят - искать себе новое место для житья.

Только вылетели они из кустов, как очутились на берегу весёлой голубой реки. За рекой поднималась высокая-высокая гора из красной глины и песка. Под самой вершиной обрыва виднелось множество дырок и норок. У больших дырок сидели парочками галки и рыжие соколки-пустельги; из маленьких норок то и дело вылетали быстрые ласточки-береговушки. Целая стая их лёгкой тучкой носилась над обрывом.

- Смотри, как у них весело! - сказала Чирика. - Давай и мы устроим себе гнездо на Красной горке.

Чик с опаской поглядел на соколков и галок. Он думал: "Хорошо береговушкам: они сами копают себе норки в песке. А мне чужое гнездо отбивать?" И снова у него заныли сразу все косточки.

- Нет, - сказал он, - тут мне не нравится: такой шум, прямо оглохнуть можно.

И они полетели дальше. Дальше была роща, а за рощей - домик с дощатым сараем.

Чик и Чирика опустились на крышу сарая. Чик сразу заметил, что тут нет ни воробьёв, ни ласточек.

- Вот где житьё-то! - радостно сказал он Чирике. - Гляди, сколько разбросано по двору зерна и крошек. Мы будем тут одни и никого к себе не пустим.

- Чш! - шикнула Чирика. - Смотри, какое страшилище там, на крыльце.

И правда: на крыльце спал толстый Рыжий Кот.

- Эка штука! - храбро сказал Чик. - Что он нам сделает? Гляди, вот как я его сейчас!..

Он слетел с крыши и так стремительно понёсся на Кота, что Чирика даже вскрикнула.

Но Чик ловко подхватил у Кота из-под носа хлебную крошку и - раз-раз! опять уже был на крыше.

Кот даже не шевельнулся, только приоткрыл один глаз и зорко поглядел на забияку.

- Видела? - хвастал Чик. - А ты боишься!

Чирика не стала с ним спорить, и оба принялись искать удобное место для гнезда.

Выбрали широкую щель под крышей сарая. Сюда принялись они таскать сначала солому, потом конский волос, пух и перья.

Не прошло и недели, как Чирика положила в гнездо первое яичко - маленькое, всё в розовато-бурыхпестринках. Чик был так рад ему, что сложил даже песенку в честь своей жены и самого себя:

Чирик, Чик-чик,

Чирик, Чик-чик,

Чики-чики-чики-чики,

Чики, Чик, Чирик!

Песенка эта решительно ничего не значила, зато её так удобно было распевать, прыгая по забору.

Когда в гнезде стало шесть яичек. Чирика села их высиживать.

Чик полетел собирать для неё червячков и мух, потому что теперь её надо было кормить нежной пищей. Он замешкался немного, и Чирике захотелось поглядеть, где он.

Только она высунула нос из щели, как с крыши протянулась за ней рыжая лапа с растопыренными когтями. Рванулась Чирика - и целый пучок перьев оставила в когтях у Кота. Ещё чуть-чуть - и была бы её песенка спета.

Кот проводил её глазами, запустил в щель лапу и выволок разом всё гнездо целый ком соломы, перьев и пуха. Напрасно кричала Чирика, напрасно подоспевший Чик смело кидался на Кота, - никто не пришёл им на помощь. Рыжий разбойник преспокойно съел все шесть их драгоценных яичек. Ветер поднял пустое лёгкое гнездо и скинул его с крыши на землю.

В тот же день воробьи навсегда покинули сарай и переселились в рощу, подальше от Рыжего Кота.

В роще им скоро посчастливилось найти свободное дупло. Они снова принялись таскать солому и целую неделю трудились, строили гнездо.

В соседях у них жили толстоклювый и франтоватый Щегол со Щеглихой, пёстрые Мухолов с Мухоловкой. У каждой пары был свой дом, пищи хватало всем, но Чик успел уже подраться с соседями - просто так, чтобы показать им, какой он храбрый и сильный.

Только Зяблик оказался посильней его и хорошо потрепал забияку. Тогда Чик стал осторожней. Он уже не лез в драку, а только топорщил перья и задиристо чирикал, когда мимо пролетал кто-нибудь из соседей. За это соседи на него не сердились: они и сами любили похвастать перед другими своей силой и удалью.

Жили спокойно, пока вдруг не стряслась беда.

Первый поднял тревогу Зяблик. Он жил дальше других от воробьёв, но Чик услышал его громкое тревожное: рюм-пиньк-пиньк! рюм-пиньк-пиньк!

- Скорей, скорей! - крикнул Чик Чирике. - Слышишь: Зяблик запинькал опасность!

И правда: кто-то страшный к ним приближался. После Зяблика закричал Щегол, а там и Пестрый Мухолов. Мухолов жил всего за четыре дерева от воробьёв. Если уж он увидел врага, - значит, враг был совсем близко.

Чирика вылетела из дупла и села на ветку рядом с Чиком. Соседи предупредили их об опасности, и они приготовились встретить её лицом к лицу.

В кустах мелькнула пушистая рыжая шерсть, и лютый враг их - Кот - вышел на открытое место. Он видел, что соседи уже выдали его воробьям и ему теперь не поймать Чирику в гнезде. Он злился.

Вдруг кончик его хвоста зашевелился в траве, глаза прищурились: Кот увидел дупло. Что же, ведь и полдюжины воробьиных яиц - неплохой завтрак. И Кот облизнулся. Он вскарабкался на дерево и запустил в дупло лапу.

Чик и Чирика подняли крик на всю рощу. Но и тут никто не пришёл к ним на помощь. Соседи сидели по своим местам и громко кричали от страха. Каждая пара боялась за свой дом.

Кот зацепил когтями гнездо и вытащил его из дупла.

Но в этот раз он пришёл слишком рано: яиц в гнезде не оказалось, сколько он ни искал.

Тогда он кинул гнездо и сам спустился на землю. Воробьи провожали его криком.

У самых кустов Кот остановился и обернулся к ним с таким видом, точно хотел сказать:

"Погодите, миленькие, погодите! Никуда вы от меня не денетесь! Устраивайте себе новое гнездо, где хотите, выводите птенцов, а я приду и слопаю их, да и вас заодно".

И он так грозно фыркнул, что Чирика вздрогнула от страха.

Кот ушёл, а Чик с Чирикой остались горевать у разорённого гнезда. Наконец Чирика сказала:

- Чик, ведь через несколько дней у меня непременно будет новое яичко. Летим скорей, найдём себе местечко где-нибудь за рекой. Там уж Кот не достанет нас.

Она и не знала, что через реку есть мост и что Кот частенько хаживает по этому мосту. Чик этого тоже не знал.

- Летим, - согласился он. И они полетели.

Скоро очутились они под самой Красной горкой.

- К нам, к нам летите! - кричали им береговушки на своём, на ласточкином языке. - У нас на Красной горке житьё дружное, весёлое.

- Да, - крикнул им Чик, - а сами драться будете!

- Зачем нам драться? - отвечали береговушки. - У нас над рекой мошек на всех хватает, у нас на Красной горке пустых норок много - выбирай любую.

- А пустельги? А галки? - не унимался Чик.

- Пустельги ловят себе в полях кузнечиков и мышей. Нас они не трогают. Мы все в дружбе.

И Чирика сказала:

- Летали мы с тобой, Чик, летали, а краше этого места не видели. Давай тут жить.

- Что ж, - сдался Чик, - раз норки у них есть свободные и драться никто не будет, можно попробовать.

Подлетели они к горе, и верно: ни пустельги их не тронули, ни галки.

Стали норку себе по вкусу выбирать: чтобы и не очень глубокая была, и вход пошире. Нашлись такие две рядом.

В одной они гнездо выстроили и Чирика высиживать села, в другой Чик ночевал.

У береговушек, у галок, у соколков - у всех давно уже вывелись птенцы. Одна Чирика терпеливо сидела в тёмной своей норке. Чик с утра до ночи таскал ей туда еду.

Прошло две недели. Рыжий Кот не показывался. Воробьи уж и забыли о нём.

Чик с нетерпением ждал птенцов. Каждый раз, как притаскивал он Чирике червяка или муху, он спрашивал её:

- Тукают?

- Нет ещё, не тукают.

- А скоро будут?

- Скоро, скоро, - терпеливо отвечала Чирика.

Однажды утром Чирика позвала его из норки:

- Лети скорей: один тукнул! Чик сейчас же примчался в гнездо. Тут он услышал, как в одном яйце птенчик чуть слышно тукал в скорлупу слабым клювиком. Чирика осторожно помогла ему: надломила скорлупку в разных местах.

Прошло несколько минут, и птенчик показался из яйца - крошечный, голый, слепой. На тоненькой-тоненькой шейке моталась большая голая голова.

- Да какой он смешной! - удивился Чик.

- Совсем не смешной! - обиделась Чирика. - Очень хорошенький птенчик. А тебе нечего тут делать, бери вот скорлупки да закинь их куда-нибудь подальше от гнезда.

Пока Чик относил скорлупки, выклевался второй птенчик и начал постукивать третий.

Вот тут-то и началась тревога на Красной горке.

Из своей норки воробьи услышали, как пронзительно вдруг закричали ласточки.

Чик выскочил наружу и сейчас же вер-нулся с известием, что Рыжий Кот карабкается по обрыву.

- Он видел меня! - кричал Чик. - Он сейчас будет здесь и вытащит нас вместе с птенцами. Скорей, скорей летим прочь отсюда!

- Нет, - грустно ответила Чирика. - Никуда я не полечу от маленьких моих птенчиков. Пусть будет, что будет.

И сколько ни звал Чик, она и с места не тронулась.

Тогда Чик вылетел из норки и стал, как сумасшедший, кидаться на Кота. А Кот лез и лез по обрыву. Тучей вились над ним ласточки, с криком летели на выручку к ним галки и пу-стельги.

Кот быстро вскарабкался наверх и уцепился лапой за край норки. Теперь ему оставалось только просунуть другую лапу за гнездом и вытащить его вместе с Чирикой, птенцами и яйцами.

Но в эту минуту одна пустельга клюнула его в хвост, другая - в голову и две галки ударили в спину.

Кот зашипел от боли, повернулся и хотел схватить птиц передними лапами. Но птицы увернулись, и он кубарем покатился вниз. Ему не за что было уцепиться: песок сыпался вместе с ним, и чем дальше, тем скорей, чем дальше, тем скорей...

Птицам стало уже не видно, где Кот: с обрыва неслось только облако красной пыли. Плюх! - и облако остановилось над водой. Когда оно рассеялось, птицы увидели мокрую кошачью голову посредине реки, а сзади поспевал Чик и клевал Кота в затылок.

Кот переплыл реку и выбрался на берег. Чик и тут от него не отстал. Кот был так напуган, что не посмел схватить его, задрал мокрый хвост и галопом помчался домой.

С той поры ни разу не видели на Красной горке Рыжего Кота.

Чирика спокойно вывела шестерых птенцов, а немного погодя и ещё шестерых, и все они остались жить в свободных ласточкиных гнёздах.

А Чик перестал задирать соседей и крепко подружился с ласточками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект с детьми старшей группы "Насекомые тоже хотят жить"

Экологический проект с детьми старшей группы "Насекомые тоже хотят жить"Актуальность.Почему исчезают насекомые? Выделение этого вопроса не случайно. Данный объект природы наиболее доступен непосредств...

Проект в старшей группе «Загадочный мир насекомых»

Проект в старшей группе «Загадочный мир насекомых»...

Проект в старшей группе «Мир насекомых»

развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы....

Летний проект в старшей группе по теме "Ознакомление с Насекомыми"

План летнего проекта в средней  группе детского сада №1 "Светлячок" города Александровск-Сахалинский "Здравствуйте-это кто такие маленькие?!" 2017 год...

Проект для детей старшей группы "Насекомые-наши друзья"

Расширить знания детей о насекомых....

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Насекомые»

Проект поможет узнать детям больше о насекомых и научить бережному  отношению к ним. Цель проекта: Формирование  познавательного интереса и бережного отношения к насекомым.Задачи п...

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Насекомые-маленькие обитатели нашей природы»

Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. ...