Методическое пособие " Чему учит нас природа"
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Литвиненко Ольга Юрьевна
Разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста в познании природного мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metposobie_o_prirode.docx60.68 КБ

Предварительный просмотр:

            Методический материал на тему «Чему учит нас природа?»
                                             Пояснительная записка.

«Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна, всегда строга: она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей».

                                                                                                     И. Гете.


Мир природы таинственен и прекрасен. Радость неведомого захлёстывает. В природное окружение ребёнка – дошкольника входят различные объекты природы. Поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями не живой природы – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.Этот процесс проходит под целенаправленным руководством взрослых.

Возможности понимать и познавать окружающий мир возрастают. Познавая окружающий мир, ребенок, учится мыслить, чувствовать, жить среди людей. Наша задача – наполнить жизнь ребёнка светом добра, ласки, обогатить среду, в которой он растёт, расцветает всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. Главная роль в становлении личности ребёнка принадлежит окружающим его взрослым.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе, к окружающим людям.Одним из важных условий реализации системы экологического воспитания в детском саду является правильная организация и экологизация развивающей среды.

В настоящие время наблюдается определённое противоречие между естественной потребностью ребёнка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, что играет негативную роль с точки зрения экологического воспитания. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающий предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Целью экологического воспитания является – формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными.

Основные задачи экологического воспитания дошкольников :

1)формировать основы экологического мировоззрения и культуры;

2)развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней;

3) создавать условия для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

Осознанное правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития, отдельных живых существ, о приспособленных зависимостях существования живых организмов.

Процесс становления осознанно правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опытничество, вопросы, стремления рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их и воплощать в различную деятельность (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).В экологическом воспитании детей предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы.


Приложение 1


^ Знакомство с явлениями и объектами неживой природы




Вода

Дать представление о воде. «Я принесла воду. Её пьют, чтобы утолить жажду. Попейте и вы. Что вы пили? (Воду). Она вкусная?»

^ Наблюдения за водой во время умывания. «Из крана льется теплая вода. Подставим руки под её струю - они стали мокрыми, их намочила вода. Какие у вас руки? Почему они мокрые?» (Предложить открыть кран с холодной водой). Какая вода льется из этого крана? (Холодная. Руки мерзнут, неприятно умываться). Скорее включите горячую воду. Теперь вода льется теплая. Она приятная. «Льется чистая водица, мы умеем чисто мыться». Предложите детям потрогать теплу. И холодную воду. Какой водой приятно умываться?

Водичка, водичка, 

умой наше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток 

И кусался зубок.

^ Продолжать знакомить со свойствами воды (холодная, теплая, горячая). «От какой воды поднимается пар? Когда нельзя снимать крышку с кастрюли? Кран с горячей водой надо открывать осторожно - вода должна течь тонкой струйкой. Горячая вода может обжечь руки. Какая бывает вода? (Холодная, теплая и горячая). Какой водой приятно умываться? Какая вода может обжечь? Какую воду нельзя трогать? А где всегда есть горячая вода?» (В кипящем чайнике, в кастрюле, в которой варится суп. Когда его разливают по тарелкам - суп очень горячий, но быстро остывает).

«Когда вас мама моет, какую она воду наливает, чтобы вам было приятно мыться? (Теплую). Мы сегодня будем мыть куклу Катю. Какую воду нальем в ванну, чтобы Кате было приятно? (Теплую). Дети, принесите кувшин с теплой водой и налейте её в ванну. (Ребенок из двух кувшинов - с теплой и холодной водой - выбирают кувшин с теплой водой). А почему в ванну нельзя наливать холодную воду?». (В холодной воде Кат замерзнет, простудиться и заболеет).

Предложить детям смочить губкой туловище куклы, помыть, обтереть. Обратить внимание на свойства воды: льется, разливается.

^ Куклу Милу Лида мыла,

С куклы грязь всю отмыла.

В глаз попало Миле мыло,

Лида кукле говорила:

- Не сердись, дочурка, Мила.

- Не сержусь, - сказала Мила, 

- Я выплакиваю мыло.

Игра с водой. Предложить рассмотреть игрушки из разных материалов. Опустить их в таз с водой. Резиновые плавают - они легкие. А железная ложечка, камешек тонут - они тяжелые.

^ Продолжать знакомить со свойствами воды. Дети водой и мылом моют игрушки. Сравнивают чистые и грязные игрушки.

Мытье комнатных растений. Поставить на решетку в тазу бальзамин (его ещё называют «Ванькой мокрым» - он очень любит воду). Дети «делают» дождик для бальзамина - поливают листья из лейки. Почему цветы и листья стали чистыми?

^ Полив комнатных растений. Учить поливать растение - правильно держать лейку, так, чтобы носик касался края горшка, воду лить осторожно - это дождик льется, он прячется в землю.

^ Скрипит под окошком морозный денек,

Стоит на окошке цветок-огонек,

Его поливаю, его берегу,

Его подарить никому не могу!

Наблюдение за тем, как няня моет посуду. Предложить детям опустить пальцы рук в воду и сказать, какая вода в тазу. (Теплая). Осторожно потрогать пальцами второй кувшин - он горячий. Почему? Какая в нем вода? (Горячая). Няня моет посуду в теплой воде, а ополаскивает горячей (чашки чистые, блестят). Предложить дотронуться до чашек и почувствовать, что они стали теплыми от горячей воды.


Дождь

«Идет дождь. Вы уже знаете: выходя на улицу в дождь, люди надевают сапоги и берут зонтики. После дождя все мокрое: деревья, скамейки, земля. По земле бегут ручьи, они стекаются в одно место и образуют лужи. В дождь капли стекают по оконному стеклу. Давайте понаблюдаем за ними».

^ Дождик льет на улице —

Мне нельзя гулять.

И решил я капельки.

На окне считать.

Капельки, капельки, капельки – 

Мне не сосчитать.


Ручейки после дождя

«Дождь прошел. Земля и деревья стали чистыми и мокрыми. Вода ещё течет маленькими ручейками, стоит в лужах». Предложить детям пустить кораблики и понаблюдать: куда они плывут? Чья лодочка уплывет дальше?

^ Бегут, как змейки, по двору 

Ручьи и ручейки,

Веселые и звонкие,

Бегут вперегонки.


Весенний дождь

«Идет дождь - шумит, стучит по крыше, стекает по стеклу. Он нужен, чтобы быстрее росли трава и цветы. Вода быстро уходит в землю».


^ Летний дождь

«Когда гремит гром, сверкает молния, надо как можно скорее вернуться домой. Нельзя подходить близко к окнам - лучше играть подальше от них. Песок и земля после дождя сырые. Капли дождя крупные».

^ Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей.

Только нас не замочи,

К нам в окошко постучи.


Осенний дождь

«Дождь осенью холодный, мелкий, идет долго. Небо затянуто тучами». Предложить понаблюдать за тем, как капли дождя стекают по стеклу.

^ Дождь поздней осенью

«Дождь очень холодный. Иногда даже капли его замерзают, и тогда падают снежинки, белые и холодные».


Снег

Знакомство со снегом. «Посмотрите, как красиво падает снег. Он белый, и все стало белым. Снег всю землю укрыл».

^ Снег сегодня белый-белый,

От него кругом светло.

Рукавички мы надели,

В теплой шубе нам тепло.

Наблюдение за снегом. «Чем покрыта земля? (Снегом). Посмотрите, он такой белый, что даже глазам больно. На улице от снега светло. Он укрыл скамейки, землю. Стало холодно - дети надели шубы, валенки, рукавички. Давайте походим и оставим на снегу следы. Послушаем, как скрипит снег».

^ Наблюдение за снегом во время снегопада. «Снег идет тихо-тихо. Послушаем, как падает снег. Он тихо кружится и ложится на шапки, пальто, землю, дома, скамейки... Все вокруг стало белым — белым».


Лед

^ Замораживание льдинок. Продолжать знакомить детей со свойствами воды: она замерзает на холоде. Можно сделать разноцветные льдинки: в одном сосуде развести красную краску, а в другом - желтую, размешать их и налить в банки с водой. Какого цвета стала вода? (Желтого и красного). Затем разлить воду по формочкам и оставить их на улице, на холоде. В формочку нужно опустить нитку, чтобы потом можно было подвесить льдинку.

^ Размораживание льдинок. Продолжать знакомить со свойствами воды. Показать замерзшую воду. «Что же стало с водой? (Она замерзла, превратилась в льдинки). Как же льдинку вынуть из формочки? В ведерке горячая вода. Потрогайте его. Какое оно? (Горячее). Надо формочку ненадолго опустить в горячую воду и вынуть её. Льдинка сама выскочит. Сколько льдинок? Какого они цвета? (Желтого и красного). А сейчас мы привяжем их за ниточку к беседке. Красиво? Посмотрите, как льдинки блестят на солнце. А теперь положим льдинки в банку и возьмем их с собой». Дети наблюдают, как льдинки в тепле тают и превращаются в воду.


Солнце

^ Дать представление о том, что солнце греет, светит. «Почему тепло? Давайте подойдем к окну. Вам приятно греться на солнышке? Сегодня оно хорошо греет, ярко светит. Солнышко теплое, яркое».

^ Наблюдение за солнцем в пасмурную погоду. «Сегодня солнышко не смотрит в нашу комнату. Оно спряталось за тучкой. Стало прохладно».

Поиграем с солнечными зайчиками. Воспитатель зеркалом ловит солнечного зайчика: У нас в комнате живет солнечный зайчик - маленькое солнышко. Попробуйте поймать его». Дети бегают за зайчиком, ловят его.

Ветер

^ Знакомство с ветром. «Помогает или мешает бежать ветер?» (Когда ветер дует в спину - бежать легко, а когда в лицо - трудно).

Наблюдение за ветром. «Ветер дует и приводит в движение деревья, флажки, султанчики». Предложить запустить бумажных голубей.

^ Наблюдение за сильным ветром. Показать силу ветра: обратить внимание на предметы, которые он приводит в движение, - летят листья, щепки, бумага...

Песок

^ Знакомство со свойствами сухого песка. Предложить потрогать сухой песок. Раздать банки с широким горлышком и предложить насыпать в них песок, а затем высыпать. «Сухой песок рассыпается, высыпается».

^ Знакомство со свойствами сырого песка. «Сырой песок хорошо лепиться, из него можно строить». Дать формочки, печатки, предложить слепить пирожное, пирожки, выложить печатками узоры, слепить берлогу для медведя, посыпать пирожное сверху сухим песком («сахаром»), «Песок сырой лепиться, а сухой рассыпается».

^ Продолжение знакомства со свойствами песка. «Сырой песок лепиться, а сухой сыплется». Предложить насыпать в баночки сухой и сырой песок. Сухой насыпается хорошо, а сырой - плохо. Полить сухой песок водой. Предложить слепить пирожное из сухого песка и из мокрого. (Из сухого песка лепить нельзя, а из сырого можно).

^ Озеро для уточек. В песке вырыть ямку и налить в неё воду. Вода уйдет в песок. Предложить предварительно закрыть ямку полиэтиленовым пакетом или поставить в неё таз с водой. Получилось озеро. По берегу насыпать сухой песок, разложить камешки. В воду опустить игрушки: рыбок и утят.


Приложение 2


^ Игры, используемые для формирования у детей экологических знаний.

Игра «Разведчики» может быть проведена и с целью закрепления знаний о цветах. Воспитатель раскладывает в разных местах групповой комнаты различные цветы: садовые, полевые, луговые, комнатные. Дети, разделенные на группы, ищут цветы, называют их и рассказывают все, что знают, а потом составляют из цветов букеты. Зимой эта игра может проводиться с использованием карточек, на которых изображены цветы, или с искусственными цветами.

Игра «Что было быесли из леса исчезли...»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Игра «Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям.

Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву - весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

Игра «Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»


  1. заяц, ёж, лиса, шмель;

  2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

  3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

  4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

  5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

  6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

  7. таракан, муха, пчела, майский жук;

  8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

  9. лягушка, комар, жук, бабочка;

  10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.


Игра в слова

Педагог: Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

Игра «Летаетплаваетбегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Игра «Гимн природе»

Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме.

Дети могут быть травинками, осенними листочками, капельками дождя.

Игра «Природа и Я»

Предлагаем детям закончить предложения:


  • Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую....

  • Солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне....

  • Капли дождя на стекле, словно....

  • Облака сегодня такие пушистые и нежные, будто....

  • Я иду босиком по земле, и мне кажется, что мои ноги....

  • Я дотрагиваюсь до капелек росы на деревьях и чувствую, как....

  • Этот цветок так благоухает, что....

  • Это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется, будто....


После этого делим детей на 2 группы. Дети из первой группы по очереди называют только ту часть предложения, которую они составили сами. Дети из второй группы догадываются, из какого предложения была сказана фраза. Затем группы меняются. Предлагаем детям нарисовать самые яркие из своих образов, а затем описать их по рисункам друг друга.

Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство» - чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом»; привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное можно использовать также прием используем экотренинга. Данный вид работы с детьми дает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность и настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность.

Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т.д. Человек для них - великан. «Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?»

Дети обычно отвечают так: «Я могу оглохнуть», «Я могу умереть».

Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому - это зло.

После этого они начинают бережно относиться к обитателям живого уголка. Экологические дидактические игры могут использоваться на занятиях по любым темам: при развитии речи, математических, природоведческих и т.д. Кроме того, они обязательно присутствуют в содержании специализированного экологического занятия.


«Природа и человек»

Дидактическая задача. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему.

Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

«Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время бережно относится к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.


«Вершки-корешки»

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.


^ Пластическая игра «Буря на море».

Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.


^ Игра «Изобрази».

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы:

Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю.


^ Пластическая игра «Танец бабочек».

К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить "одеяние" бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полёт бабочки.


^ Игра «Чья птица улетит дальше?»

Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу. Выигрывает тот, чья птица дальше всех улетела.


^ Игра «Журавли-журавли».

Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" - вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всё возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.


^ Игра «Ласточки и мошки».

Играющие - мошки - летают по поляне и напевают:

Мошки летают!

Ласточку не замечают!

Жу-жу! Жу-жу!

Зу-зу! Зу-зу!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.




^ Игра «Птица без гнезда».

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. «Два...» - игрок-птица кладёт руки на плечи впереди стоящему, т.е. птица садится в гнездо. «Три...» - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: «Все птицы по домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счёт «три». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.




^ Игра «Пищевые цепочки на лугу».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь

трава - кузнечик - луговые птицы

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

травы (клевер) - шмель




^ Игра «Пищевые цепочки водоёма».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

ряска - малёк - хищная рыба


Приложение 3


^ ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ


Упражнение "Волшебные дощечки"

Цель. Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.

Материал и оборудование: на ребенка- комплект из 10 карточек размером 5 на 10 см. С одной стороны на карточках закреплен разнообразный природный материал: стебли растений разной толщины, листья и кора деревьев, семена растений, песок, насыпанный на клей, мелкие камешки, наклеенные на картон, рыбная чешуя, иголки ели и сосны, перышки птиц и др.

^ Рекомендации к проведению упражнения:

Детям раздается комплект карточек и предлагается обследовать каждую разными способами: рассмотреть, пощупать, понюхать и др. Определить природный материал, закрепленный на карточке, вспомнить, где его можно встретить в природе. Затем закрыть глаза, выбрать одну из карточек, обследовать ее и рассказать о своих ощущениях. Представить себя на том месте, где встречается этот материал, рассказать о воспоминаниях, связанных с данным местом, об опыте использования этого природного материала. Придумать название кар точке. Подобные упражнения проводятся и последующие дни. Постепенно каждая карточка получает свое название, связанное с чувственным опытом, ощущениями ребенка.

Затем упражнение усложняется. Воспитатель предлагает послушать не большой рассказ, стихотворение, связанное с описанием природы. Дети должны подобрать карточку, которая, по их мнению, подходит к этому описанию, и объяснить свой выбор.

^ Более сложный вариант упражнения: ребенку предлагается выбрать карточку, похожую на туман над рекой, осенний ветер, птичий щебет, грибной дождь и др. Ребенок должен не только объяснить свой выбор, но и зарисовать свой выбор.


^ Упражнение "Природный оркестр"

Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

^ Рекомендации к проведению упражнения.

Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте "природный оркестр". Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала "природный оркестр" составляется произвольно.

^ Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.


Упражнение "Поздороваемся"

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость. Способствовать развитию экологической эмпатии.

^ Рекомендации к проведению упражнения.

Воспитатель рассказывает детям: в старину люди относились к природе с глубоким уважением. Они приветствовали наступление нового дня, просили прощения у Земли-кормилицы за то,

^ Что рвала я твою грудушку

Сохою острою, разрывчатой,

Что не катом укатывала,

Не гребешком чесывала,

Рвала грудушку боронушкой тяжелою

Со железными зубьями ржавыми..."

Предложите детям придумать приветствие деревьям на участке детского сада, солнышку, водичке, другим объектам природы. Предложите произнести эти приветствия эмоционально, с разной интонацией. Обратите внимание на мимику во время произношения.

^ Упражнение "Забавные танцы"

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения.

Участникам тренинга предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

^ Упражнение "На участке дождь"

Цель. Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.

Детям предлагается вспомнить участок осенью во время дождя, рассказать как он выглядит, что на нем находится. (Деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и т. д.) Предложить каждому ребенку выбрать один из объектов, представить себя на его месте. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ о своих ощущениях от имени вы бранного объекта, передавая его настроение, эмоции.

Организовать диалог между двумя объектами, который мог бы состояться во время дождя, н-р, скамейкой и лужей, капелькой и деревом, листочком и ветром.

^ Упражнение "Лесовичок"

Цель. Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов взаимодействия с природой.

Материал и оборудование: бумага, карандаши, краски.

Рекомендации к проведению упражнения.

Рассказ воспитателя: "Лесовичок - хозяин леса. Он следит за порядком и чистотой. Когда в лес приходят друзья природы, он радуется и чувствует себя самым счастливым и веселым. А когда правила поведения в природе нарушаются, он сердится и становится хмурым и нелюдимым".

Детям предлагается нарисовать фигурки Лесовичка, превратив их в Веселого Лесовичка и Хмурого Лесовичка. Еще раз вспомнить, когда и какое у Лесовичка бывает настроение. Для закрепления предложите детям отобрать карточки с изображением разнообразных способов взаимодействия человека с природой (веселому Лесовичку положить карточки, где правила природы соблюдаются, а хмурому Лесовичку, где правила природы нарушаются.


^ Упражнение "Экологический пост"

Цель. Экологизация мировоззрения, расширение субъективного экологического пространства, коррекция способов взаимодействия с природой. 

^ Рекомендация к проведению упражнения.

Детям предлагается обойти территорию детского сада, парка, выявить место экологического неблагополучия, объяснить причину выбора. Организовать деятельность детей по устранению (по возможности) признаков неблагополучия. Предложить выполнить карточку-предупреждение. Объяснить свой выбор выразительных средств. Повесить карточку-предупреждение на место экологического поста.


Приложение 4

^ Материалы к занятиям по ознакомлению с природой

Приложение 4.1

Сказка о том, как Солнце, Вода и Почва между собой поспорили

Поспорили как-то Вода, Солнце и Почва между собой: кто из них главнее, кто большую пользу приносит для всего живого на земле.

- Я, — сказала Вода, - самая главная. Это я утоляю жажду у бегущего оленя, это меня ждут все растения в жаркий летний денек теплым дождиком, это я журчу бегущим ручейком, где живут рыбы и цветут красивые кувшинки. Это мне в пруду теплым тихим вечером квакают лягушки. Я главная, я утоляю жажду у всего живого.


  • Подумаешь, — засмеялось Солнце своим задорным смехом и весело тряхнуло своими золотистыми лучиками, — я согреваю все живое на земле. Лишь коснусь опушки своими лучиками, и уже виднеется первая зеленая травка, распускаются цветы на полянке, а с цветка на цветок уже порхают бабочки, летают пчелки, шмели, внизу копошатся жужелицы, божьи коровки, труженики-муравьи заняты своей работой с утра до вечера. Поглажу веточки у деревьев, и глянь — уж почки лопаются, и из них появляются первые листочки. И летят птицы с юга — весна пришла. Разбудило я весну, а значит, и всю природу от долгой зимней спячки. Не было бы меня — темно бы было на земле, как ночью, а лишь только я появляюсь — и день зарождается.

  • А как же я? — сказала почва, — я ведь дом родной и для растений и для некоторых животных. Во мне корни растений живут, да и ты, вода, во мне живешь, а растения тебя из .меня своими корнями высасывают. Не было бы меня, где бы ты была? Что, задумалась? А кроты, черви дождевые, личинки жуков и других насекомых где бы жили? Нет, что и говорить, главная я для всего живого на земле.

  • Как же так, — сказала вода, — все считают главным себя, кто же тогда самый - самый главный?


Задумались Солнце, Вода и Почва, да так и не выяснили — кто.

Педагог : А вы как считаете, ребята?


Приложение 4.2


^ Спектакль «Кому для чего нужны зубы»

(по Т. Шпатовой)

Действующие лица:

Заяц Коська;

Мышка Маша;

Лиса Алиса.

Коська: Как же здорово убежать далеко в поле в солнечный денек! (Принюхивается.) Что за странный запах? Трава так не пахнет! (Снова принюхивается.)

^ Мышка Маша: Не ешь меня, не ешь меня, пожалуйста, не ешь меня! Я вовсе не хотела забираться в твои зеленые владения! Я тебя больше не побеспокою, если ты только не съешь меня прямо сейчас!

^ Коська: Так-так... Это значит, я тебя сейчас нюхал? Твой запах здорово отличается от запаха травы.

Маша: О да! Да и на вкус мышки совсем другие. Они совсем не такие вкусные, как травка.

^ Коська: Ну, об этом мне никогда не узнать — я не ем мышей.

Маша: Пожалуйста, не ешь меня, не ешь... Ты ведь сказал, что не ешь мышей!

Коська: Конечно, я не ем мышей. Да я и не смог бы съесть мышку, даже если бы очень захотел.

Маша: Не смог бы? Почему?

Коська: Ты когда-нибудь видела заячьи зубы? Они совсем не годятся для того, чтобы кусать мышей или других животных.

^ Маша: Тогда для чего же они?

Коська: Они приспособлены для того, чтобы есть траву, листья и другие растения.

Маша: Я не знала этого. Теперь я не буду тебя бояться. Можно я еще вернусь на это поле побегать?

Коська: Пожалуйста, сколько хочешь. Может, в другой раз мы побегаем вместе. Пока!

Маша:^ Пока! (Убегает.)

Коська: Может, я должен был предупредить мышку о лисе, которая бродит по полю? Я знаю, что эта лиса была бы не прочь слопать меня на обед. А на десерт она закусила бы той маленькой мышкой. Пожалуй, будет лучше, если я найду ее и предупрежу об опасности. (Уходит.)

(На противоположной стороне сцены появляются мышка и лиса.)

Маша : Сейчас мне не надо заботиться о своей безопасности, я могу еще поиграть на этом поле. А кто это там? Это лиса! Больше я не боюсь ее. Она, наверное, тоже не может съесть меня, побегу к ней и поздороваюсь. (Бежит к лисе.)

^ Лиса Алиса: Ничего себе! Что это ты здесь прогуливаешься? Неужели ты не боишься меня? Знаешь ли ты, что я могу в один момент съесть тебя?

Маша: Ты не сможешь меня съесть! Даже если захочешь. Заяц Коська только что сказал мне, что зубы предназначены для пережевывания зеленых растений, а не мышек.

^ Алиса: Его зубы предназначены для пережевывания растений, а мои — для того, чтобы есть животных. Таких, как зайцы и мыши.

Маша: Так ты с-с-с-сможешь с-с-с-с-съесть м-м-м-меня? Ай- ай-ай... (Бежит прочь.)

Алиса: Ха-ха-ха! Этому маленькому мышонку повезло. Сейчас я не голодна. Подумать только, он вообразил, что мои зубы не годятся для того, чтобы есть животных. (Уходит.)

(Появляются Маша и Коська.)

^ Коська: О как я рад, что нашел тебя! Я торопился, чтобы кое о чем предупредить тебя.

Маша: Да, да! А я должна кое о чем спросить тебя. Почему ты мне не сказал, что твои зубы отличаются от зубов лисы?

^ Коська: Я как раз собирался сделать это. Но большинство животных знают об этом.

Маша: Как? Почему ты думаешь, что я должна была знать это?

Коська: Потому что лисы — плотоядные животные, а зайцы — травоядные.

Маша: Плотоядные, травоядные... О чем ты говоришь?

Коська: Плотоядные, такие как лисы, едят других животных. Поэтому зубы у них острые, чтобы легко было прокусить шкурку. Травоядные, как мы, едят только растения. Нам не нужны острые зубы. Наши зубы широкие и плоские, великолепно приспособлены для пережевывания листьев, травы и зерен. Кто что любит!

^ Маша: Теперь я поняла! Прежде всего надо взглянуть на зубы животного, и тогда я пойму, сможет ли оно меня съесть или нет.

Коська: Для тебя будет гораздо лучше, если ты спросишь меня. Я великолепно знаю плотоядных и травоядных зверей, даже не глядя на их зубы.

Маша: Вот замечательно! Я обязательно буду у тебя все спрашивать, но сейчас мне кажется, что нам с тобой пора скорее убраться отсюда. А то плотоядная лиса вернется и вонзит свои приспособленные зубы в травоядных нас!

Коська: Бежим!


Приложение 4.3


Б. Пластов

^ Сказка о каплях


Вечером, когда в доме все затихает и уже выключен свет, можно услышать: кап-кап-кап... Это капает вода из крана. Прозрачная, вкусная, питьевая. Откуда она появилась в кране? Послушайте сказочную историю, в которой все — чистая правда. Тогда и узнаете откуда...

Летели к земле дождевые капли. Они только что расстались с дождевой тучей и были полны планами на будущее.Как только приземлюсь, — говорила одна капля, — сразу же найду ручеек, вместе с ним сбегу к речке, оттуда — в другую реку, побольше. А уж потом впаду в море! И буду гулять на просторе с морской волной. Побываю в дальних краях, поиграю с корабликами. А надоест — опять испарюсь в тучку. А там посмотрим. Как это чудесно звучит: капля в море! (На фланелеграфе, на схеме круговорота водыэту капельку помещают в море.)

Ничего хорошего в такой судьбе нет, — возражала другая капля. — Плывешь себе по течению рядом с такими же каплями, как ты сама. Куда ручей — туда и ты, куда река — туда и ты. А капля в море и совсем незаметна. Море огромное, и капель в нем — тьма-тьмущая. То ли дело отправиться в путешествие по подземным лабиринтам и пещерам, просочиться к центру вулкана или вместе с горным ключом пробить скалу и низвергнуться с высоты, став разноцветными солнечными брызгами!

Смотрите не сядьте в лужу! Ишь, размечтались, бездельницы! — проворчала третья кайля. — Поля и сады сохнут, ждут нас не дождутся, а вы? Моря, реки, вулканы... Ерунда все это, игрушки, нам работать надо, напоить жаждущие корни, стать сладким соком спелых плодов!

Нет, нет, нет! — воскликнула четвертая. — Водяной пылью повиснуть над землей! Отразить солнечные лучи и стать разноцветной радугой. Вот настоящая судьба! А если земля примет холодно, то разлиться молочным туманом над заливными лугами, выпасть на траву серебристой росой и испариться обратно в облако с первыми лучами солнца.

Педагог: Испариться, превратиться в облако, а из облака — в тяжелые тучи и, не удержавшись, выпасть на землю — так в природе вода совершает круг. Это постоянное движение воды называется круговоротом...


Приложение 5

^ Конспекты занятий по ознакомлению с природой

Приложение 5.1

Конспект занятия по ознакомлению с природой детей 4-5 лет

Тема: « Почему деревья сбрасывают листья ».

Цели: 1. Закрепить знания детей об изменениях в неживой природе осенью.

2. Познакомить с изменениями в жизни растений с приходом осени (листопад, пожелтение травы).

Ход занятия


  1. Воспитатель рассказывает детям сказку от имени «жука» (по мотивам произведений А. Лопатиной, М. Скребцовой «Сказки о деревьях и растениях»:


«Все лето листья деревьев подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. До того напились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки — багряными и золотыми. Нарядились деревья в платья разных цветов. Красота в лесу — глаз не отвести!

Синий жук выбрал самый большой золотой лист березы и, тяжело гудя, опустился на него. Лист не выдержал и, оторвавшись от родной ветки, плавно спустился вместе с пассажиром в траву.


  • Спасибо за мягкую посадку, — загудел жук, — но я сам умею летать. Прости меня, если я оторвал тебя нечаянно. Ведь за лето я стал толстым и тяжелым.

  • Нет, ты, жук, не виноват, — зашуршал листик. Летом, когда я был зеленым и упругим, полным свежих соков, меня не оторвал бы даже самый сильный ураган. А сейчас березка сама отпустила меня. Она вырастила между веточкой и моим черешком специальный разделительный слой. Вот я и оторвался. Я и мои братцы-листики достаточно послужили матушке-березке. Теперь мы больше ей не нужны.


-Значит, поработали и не нужны стали, — прогудел сердито жук, — отрывает от себя ваша матушка-березка всех своих сыночков-листиков.

Ты зря, жук, сердишься! Мы и сами рады с березой попрощаться, устали мы, износились, пора и отдохнуть. Не дай бог, не успеем до снега с ней расстаться. Тогда горе случится. Матушка-березка рассказывала, как однажды снег выпал, когда листья еще были зелеными и крепко сидели на ветках. Снегу налипло столько, что ветки не выдерживали и обламывались. Матушка-береза еле выжила, а некоторые молоденькие деревца тогда погибли.


  • Неужели не горюет о вас совсем ваша матушка? — не унимался жук.

  • Как ты не понимаешь, жук, что матушка сама послала нас сослужить еще вторую службу.

  • Неугомонные вы, листья: только что отдыхать хотели, а теперь снова служить кому-то собираетесь, — удивился жук.

  • Вот тебе, жук, и послужим — ведь тебе тоже теплое одеяло нужно на зиму. Мы тебя укроем, а еще укроем корни разных трав, цветов и матушки-березы, — объяснил листок. Будем всех, кто живет в почве, греть и кормить. А когда истлеем совсем, снова нашей матушке — березе понадобимся. Истлевшие листья — лучшие витамины для нее. Мне матушка-береза рассказывала, что зимой она будет спать как настоящий медведь. До нового года она так сладко и крепко спит, что ее не добудишься, а потом она сквозь сон прислушивается, не начинает ли греть солнышко, не пора ли весну встречать.


Но жук про это уже не слышал. Он быстро вкапывался между корнями трав и цветов на зимовку, потому что осенний ветерок принес с собой настоящий морозец. А золотистый листочек заботливо прикрыл его собою».

Вопросы к детям:


  • В какой цвет окрашиваются листья разных деревьев?

  • Почему листья осенью так легко отрываются от веток?

  • Что произойдет с деревом, если выпадет снег тогда, когда листья еще не опали?

  • Что происходит с деревьями зимой?

  1. Воспитатель показывает карточки с новыми условными знаками: «листопад», «пожелтение травы» — и предлагает детям их скопировать для себя. Дети рисуют эти знаки для дальнейшего использования их в играх и на занятиях.




Приложение 5.2

Конспект занятия по ознакомлению с природой детей 4-5 лет


Тема: «Кто зимой не спит в лесу?»

Цели: 1. Познакомить детей с образом жизни животных, не впадающих в спячку.

2. Расширить представление об их внешнем виде.


^ Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картины о животных: «Заяц», «Лиса», «Белка» — и ответить на вопрос: «Как можно отличить этих животных друг от друга? » (Отвечая на вопрос, дети дают краткое описание животных.)

Возле картины воспитатель обнаруживает записку. В ней три загадки. 1-я загадка:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

А в деревне кур крадет.

(Лиса)

Из-за картины появляется игрушка-лиса. Здоровается, спрашивает, нет ли тут чего-нибудь поесть. Рассказывает детям, как холодно и голодно стало зимой в лесу: очень трудно по глубокому снегу гоняться за зайчиками и птичками. Мышки (основная еда лисы в зимнее время) глубоко запрятались под снегом, поэтому лиса ходит и прислушивается; а как только услышит мышиный писк, сразу начинает раскапывать снег, чтобы достать добычу. Однако и этого оказывается мало. Вот и приходится лисе чаще наведываться в деревню, чтобы своровать кур.

Воспитатель проводит подвижную игру «Лиса и куры». Дети — «куры» — гуляют по «двору», а водящий — «петушок» — внимательно наблюдает за «лисой». По сигналу «Ку-ка-ре-ку!» дети прячутся в условленные места, а «лиса» пытается их поймать. По окончании игры «лиса» ни с чем уходит.

После этого воспитатель загадывает 2-ю загадку:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Зайчик)

Появляется игрушка-зайчик, который рассказывает детям, как трудно и голодно ему живется зимой в лесу, однако он может спрятаться от своих врагов, так как он белый и на снегу не виден.

Дети вспоминают, чем питаются зайчики (морковью, капустой, веточками). Воспитатель предлагает «накормить» зайчишку.

Подвижная игра «Заинька, подкормись!»:

Заинька, подкормись!

Беленький, подкормись!

Зайка, зайка, подкормись!

Вот так, вот так подкормись!

Заинька, съешь морковку!

Заинька, съешь морковку!

Вот так, съешь морковку!

Вот так, съешь морковку!

Далее дети предлагают «зайке» поскакать, поплясать, поклониться, убежать. «Заяц» благодарит детей и убегает «в свой лес».

Воспитатель предлагает 3-ю загадку:

Кто в дупле живет,

Орешки грызет,

На деревьях резвится,

Упасть не боится?

(Белка)

Появляется игрушка-белка и рассказывает о том, как все лето и осень она трудилась, собирая семена, орешки, желуди, сушила грибы, накалывая их на ветки. Все, что собирала, она прятала в дуплах и других укрытиях. Но однажды мальчики Витя и Коля заметили ее хлопоты, залезли на дерево, достали из дупла орешки и съели. Остальные припасы уже закончились. Сейчас зима, и белочке стало голодно.

Воспитатель стимулирует детей дать оценку поступкам мальчиков. После этого предлагает собрать на импровизированной полянке разложенные заранее бумажные грибы, желуди, орехи. Мальчики складывают в корзинку для белочки грибы, а девочки — орехи и желуди. Белочка «благодарит» за доброту и убегает.

Воспитатель подводит итог занятия, говоря о том, что зимой всем зверям и птицам трудно добывать корм, поэтому их надо подкармливать, и предлагает детям пойти на прогулку, подкормить птиц.


Список используемой литературы:


Доронова Т.Н., Арзанбаева Б.О., Левченко Т.А. и др. Кайнар: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада – Алматы: Просвещение-Казахстан, 2007. - 88 с.

Программа воспитания и обучения детей «Балбобек». – Астана, 1999.

Проект «Концепция экологического образования Республики Казахстан» // Наука и высшая школа Казахстана. - 2002. - № 14. – С. 1- 4.

Иванова А.И., Бельгибаева Г.К. /Что должны знать о живой и неживой природе дети разных возрастных групп детского сада.- Алматы: Изд-во «Рауан», 1998.

Иванов А. И.«Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений»М: ТЦ Сфера 2004г.

Маханева М. Д.«Экологическое развитие детей дошкольного возраста»М: АРКТИ; Москва 2004г.

М. М. Марковская «Окружающий мир» Москва: Просвещение 1989г.

С. Н. Николаева.«Методика экологического воспитания дошкольников»М: Издательский центр «Академия» 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Играя,учим татарский язык".

Февраль аенда Татарстан Республикасы Министрлар Кабинеты карары белән гамәлгә куелган 2010-2015 нче елларда Татарстан Республикасында мәгарифне үстерү стратегиясе “Киләчәк” программасы кысаларында мәк...

Экологический проект "Чему учит мудрая природа нас в любое время года?"

Технологическая карта.Создание условий для экологического воспитания дошкольников через организацию центра "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДА"...

Образовательная деятельность "Чему учит природа"

Представление об экологических проблемах О влиянииэкологии на здоровье человека....

проект "Чему мы учимся у природы"

исследовательская работа...

Презентация для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающему миру "Чему учит нас природа. Часть 2"

Презентация "Чему учит нас природа. Часть 2" предназначена для расширения представлений дошкольников подготовительного к школе возраста об окружающем мире, в частности по ознакомлению с наук...

Методическое пособие к дидактической игре «Природа России» для детей старшего дошкольного возраста

Методическое пособие к дидактической игре «Природа России» для детей старшего дошкольного возраста...