проект "Чему мы учимся у природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Рогинская Светлана Владимировна

исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательская работа220.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 50

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников

«Я – исследователь»

Исследовательская работа

Тема: «Чему мы учимся у природы»

Автор:

Подопригора Мария Романовна,

Научный руководитель:

Рогинская Светлана Владимировна,

Воспитатель

 ст.Анастасиевская

2021 г.

Введение.

 Летом, играя на веранде,  мы с  ребятами увидели вьющихся над головою ласточек, они были так увлечены постройкой  гнезда, что ничего не замечали вокруг, даже нас не боялись. В своих маленьких клювиках они  носили глину и воду и усердно мастерили гнездо, а мы все три дня наблюдали за ними.  Воспитатель рассказала нам интересную историю. Первобытные люди жили в пещерах. Однажды в пещеру залетела ласточка.  Ей очень понравилось в пещере. Там было сухо и тепло.  Вот  она и  решила построить в пещере  себе гнездо.  Несколько дней трудилась ласточка, носила в клювике мокрую глину и траву, а человек с интересом наблюдал за ней.

C:\Users\Администратор\Desktop\IMG-20170526-WA0000.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\IMG_20170627_111504.jpg

Так люди научились у ласточек строить дома из глины. У нас на Кубани такие дома назывались мазанками. В таких  домах  зимой было тепло, а летом – прохладно. Узнав о таких свойствах глины, человек начал делать глиняную посуду. В такой посуде пища долго остается горячей.

Мы даже провели эксперимент:  Из чайника налили горячей воды в глиняный горшочек и в железную кастрюлю. Через некоторое время выяснили, что вода быстрее остыла в железной кастрюле. Глиняный  горшок дольше остывает.

                 

После этой истории мне захотелось  узнать, чему еще звери, птицы и насекомые научили человека.

Цель: выявление сходства между предметами рукотворного мира и живой природой.

Задачи:

- Познакомиться с разнообразием живой природы и определить ее взаимосвязь с человеком;

-Найти в природе растения, насекомых, птиц, животных, у которых  человек научился чему-то полезному;  

- Анализировать внешний облик животных, птиц, насекомых и искать сходство с окружающими предметами, окружающими нас в быту;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Гипотеза. Мы предположили, что все, что изобрел человек, он увидел у растений,  насекомых, животных и птиц.

Актуальность. Люди веками наблюдают за чудесами природы и черпают идеи для своих изобретений. Так появилась отдельная наука бионика. Мы мало о ней знаем, но если с нею поближе познакомиться, то можно совершить много открытий. В каждом творении природы мы можем искать подсказки и использовать их в нашей жизни.

 

Методы: беседы с воспитателями и родителями, рассматривание энциклопедий, наблюдения, опыты.

Объект исследования: обитатели живой природы

Предмет исследования: предметы рукотворного мира

Основная часть.

Очень интересно, как человек изобрел столько всего нужного, что делает нашу жизнь удобной?  Воспитатель  подсказала мне, что в природе  светит солнышко, а в нашем доме свет идет от лампы. Но солнце не только светит, но еще и греет. Значит, его можно сравнить еще с домашним обогревателем, плитой, батареей отопления. В природе идёт дождь, а в нашем доме есть душ, настоящий тропический ливень. В природе - ветер, а в доме вентилятор. У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь вырывается из вулкана. В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах, а  в обычном доме человек научился «делать снег» в холодильнике.

 1.1 Наблюдение за насекомыми.

Стали мы  внимательнее ко всему на прогулке присматриваться и увидели   паука. Я заметила, какую прочную паутину он плетет, как добывает себе пищу, ловит насекомых. Точно! Паутина очень на сеть похожа, а человек сделал себе такую, чтобы рыбу ловить.

Мы решили провести эксперимент, чтобы  узнать, для чего паук плетет мелкую паутину. Взяли сачки с разными сетками (крупной и мелкой) и из таза выловили предметы. Так мы выяснили, что сачки с мелкой сеткой легко вылавливают предметы, а через крупную сетку все выпадает.

               

Любуясь цветами на клумбе, я увидела стрекозу. Воспитатель подсказала мне, что у нее есть особенность взлетать вверх с места. Мы с ребятами догадались, что так взлетает вертолет. Значит, человек это у стрекозы подсмотрел! 

1.2 Наблюдение за птицами.

А ласточки все летают, трудятся, уже птенцов мошками кормят, летают так быстро. Интересно, а что мог придумать человек, наблюдая за птицами? Ну, конечно же, самолет!  Что общего есть у самолёта и птиц? Крылья! Я смастерила самолет, и посмотрим, как он умеет летать.

1.3 Наблюдение за растениями.

Как же нам с подружками нравится плести венки из одуванчиков! Это так красиво. А уж если попадется белый пушистик – обязательно буду на  него дуть. Семена разлетаются, словно маленькие парашютики. Наблюдая за такими семенами – пушинками, человек изобрел большие парашюты для людей и грузов.

Мы решили провести эксперимент: взяли пакет и сбросили его с высоты. Он повернулся боком и упал. Это не было похоже на парашют. Я поняла, чтоб смастерить парашют, нужен груз под куполом. На пакет с ручками мы  прицепили прищепку и сбросили сверху вниз. Воздух, попадая в пакет, надувает его, словно купол парашюта,  и пакет плавно опускается вниз. Вот так обыкновенный одуванчик надоумил человека изобрести парашют.

       

После дождя у нас   на площадке  вырос гриб. Воспитатель не раз нам говорила, что грибы ядовитые и их  нельзя трогать руками. Мы позвали Светлану Владимировну, и она сорвала его. Под шляпкой гриба, словно под зонтиком, сидела маленькая божья коровка. Ну конечно зонтик! Посмотрел человек на гриб и изобрел зонтик.

             

Эксперимент: Гриб полили из лейки. Божья коровка, которая сидела под грибом не намокла. У гриба широкая непромокаемая шляпка, как крыша. Она защищает от дождя все, что находится  под ней.

   

1.4 Рассматривание энциклопедии

Воспитатель предложила посмотреть энциклопедию. Рассматривая  картинки, я увидела у медведя мощные когти, у слона огромные бивни, у тигра острые зубы. Светлана Владимировна говорит, что  древний человек, который жил много тысяч лет назад, также смотрел на этих животных и думал: «А не сделать ли мне такие когти, как у медведя, такие бивни, как у слона, такие зубы, как у тигра?» и я догадалась, точно, он сделал себе нож.

Воспитатель напомнила мне, как кошка умеет выпускать и прятать коготки. Именно эта ее особенность подсказала человеку изобрести перочинный нож.

 

А еще глаза кошки видят в темноте и отражают свет. Это помогло изобрести прибор ночного видения и светоотражатели на дороге.

Цветок росянки липкий  и зубастый.  Человек посмотрел на нее и придумал капкан  для  ловли крыс и липкую ленту мухоловку.

   

                                 

Ноги тюленя и лягушки помогли  сделать человеку ласты.

   

Акула своим обтекаемым телом похожа на  подводную  лодку.

   

Свернувшаяся змея  помогла изобрести человеку  мягкий  шланг .

 

Рыба прилипала выделяет липкое вещество, при помощи которого она прилипает к морским обитателям. Именно она помогла изобрести суперклей.

Способность светлячков светиться в темноте помогла человеку придумать светодиодные лампочки.

Способность репейника липнуть ко всему помогла изобрести застежку липучку.

А интересное строение пера птицы помогло изобрести человеку застежку молнию.

   

Человек изобрел шприц, увидев жало осы.

 

А червяк подсказал человеку придумать буровую установку.

 

Наблюдая за перелетом птиц, человек изобрел навигатор.

Вывод. 

Очень часто человек отгораживается каменными стенами дома от природы и забывает о том, что рядом с ним живут птицы и звери, растут леса и шумят деревья. А ведь в природе так много всяких тайн, загадок, столько всего интересного! Поэтому как можно чаще нужно общаться с деревьями и травами, птицами и жуками, научиться слушать шум дождя и ветра, и природа еще долго будет делиться с нами своими секретами.

 

Заключение.

В результате своей работы я удивилась такому разнообразию живой природы. С помощью наблюдений, Интернета,  энциклопедий и экспериментов мы  нашли в природе растения, насекомых, птиц, животных, с помощью которых  человек  сделал столько открытий. Наше предположение оказалось верным. Наблюдая за природой, человек учится у неё, используя свои наблюдения с пользой для себя. Теперь я знаю, что это целая наука, называется бионика. Если в лесу  гулять да не по сторонам зевать, а присматриваться и прислушиваться – много интересного и полезного заметишь. Природа тебе всегда  поможет и подсказку даст. За это природу любить и беречь нужно.

Нас в любое время года учит мудрая природа:

Птицы учат пению, паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

И к тому же в их труде все по справедливости.

Отражение в воде учит нас терпимости

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте:

Каждый день, зимой и летом, дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого не попросит ничего!

У природы круглый год обучаться нужно.

Весь большой лесной народ  нас  учит крепкой дружбе.   (В.Н.Орлов)

Список использованной литературы:

1. Книга для любознательных.- М.: Махаон, 1998.- 93 с.

2. Энциклопедия для любознательных «Потомучка»

Г. Юрмин, А. Дитрих, АСТ. М.: АСТ: Астрель, 2002. — 335 с.

3. Брюс Д. Все, что вы хотели знать о животных. Спросите у тигра. –М: «Росмэн Пресс» 2010

4.Моя планета.ру Телеканал «Чему мы учимся у природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся беречь природу.

Занятие для детей дошкольного возраста (подготовительная группа), с целью воспитания эмоциональной отзывчивости, умения видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства, воспит...

Учимся восхищаться природой.

рекомендации родителям....

мастер - класс Шумских Н.А. "Учимся рисовать природу"

Актуальность выбранной темы мастер-класса:Изобразительная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить ...

Проект "Учимся любить природу"

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.Воспитание любви к природе через экологический проект....

Семинар- практикум «Учимся любить природу» для родителей и детей 2 младшей группы

Данный материал познакомит родителей младших дошкольников с приемами ознакомления детей с природой, воспитания у них бережного отношения к природе.ю даст представление  родителям об игровых метод...