Картотека циклов наблюдений (младшая группа)
картотека по окружающему миру (младшая группа) на тему

Жирнова Анжелика Анатольевна

В картотеке размещены циклы наблюдений на все сезоны за деревьями, травянистыми растениями, птицами и насекомыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ЦИКЛОВ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРИРОДЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СИРЕНЬЮ

 Цель: учить замечать изменения во внешнем виде  кустарников в зависимости от времени года, климатических изменений в природе

1. Наблюдение за набухшими почками

Задачи:

- формировать представления детей о связи между наступлением весны и набуханием почек на кустах сирени;

-развивать внимание, память, мышление, речь;

-воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.

Ход наблюдения:

Предложить детям вспомнить признаки весны. Как изменилась погода? (Ярче светит солнце, стало теплее, тает снег)

Художественное слово:

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.

Автор: И. Токмакова

Подойти к кусту сирени. Посмотреть на почки кустарника.

Загадка:

В каждом апреле

Всегда так бывает:

Прежде чем лопнуть,

Она набухает.

Лопнет, что скажет:

«Хочу вам представиться».

И потихоньку потом

Распускается.

 (Почка)

Сравнить, какие почки были зимой и сейчас. Разница есть или нет? (Почки стали большими, как будто раздулись, изменили цвет). Зимой почки на деревьях и кустарниках были плотно закупорены и не пропускали холодный воздух, они как бы спали. Деревья и кусты находились в состоянии покоя. Весной же  кусты начали просыпаться. Почему? (Стало теплее). Что произошло с почками? (Увеличились, набухли). Как расположены почки? (Одна напротив другой, как бы парами).

Что появится из почек? (Листочки). В почках находится запас питательных веществ, для будущих листьев.

Вопросы для беседы:

Какое время года наступило? По каким признакам вы это определили? Что произошло с кустом сирени? Что находится в почках? Почему они увеличились?

2. Наблюдение за появлением листьев на кустах сирени

Задачи:

-формировать представления детей о том, что кусты - живые, с наступлением весны они просыпаются и растут;

-развивать умение детей анализировать и делать выводы;

-воспитывать любовь к родной природе.

Ход наблюдения:

Предложить детям подойти к кусту сирени.

Как изменились кусты? Что произошло с почками? (Они лопнули, раскрылись; появились маленькие листья).

 Художественное слово:

На деревьях -
Ты взгляни, -
Там, где были почки,
Как зеленые огни,
Вспыхнули листочки.

Автор: Н. Гончаров

Рассмотреть появившиеся листья, потрогать, понюхать. Какие на сирени листья? (Маленькие, как будто свернутые, ярко - зеленые). Почки раскрылись на всех ветках? (Есть сухие ветки, на которых почки не раскрылись). Объяснить, что это сухие ветки, мертвые. Что будет происходить с листьями? (Они будут расти, становиться больше). Почему произошли эти изменения? (Стало тепло, наступила весна, солнышко ярко светит и греет, кусты «проснулись»)

Вопросы для беседы:

Как называется этот куст? Какие изменения произошли с ним? Почему?  Как вы думаете, что будет происходить с листьями дальше?

3. Наблюдение за цветущей сиренью

Задачи:

- закреплять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений;

- развивать внимание, расширять словарный  запас;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения:

Предложить детям понюхать воздух. Чем пахнет? (Сиренью). Предложить подойти  к кусту сирени. Что произошло с кустом? (Появились цветы, куст расцвел) Рассмотреть цветы сирени. Как расположены цветки? На что они похожи? (На кисть, на гроздь винограда). На одной маленькой веточке расположено много мелких цветов. Цветы сирени могут быть белого, светло - фиолетового цвета. Предложить понюхать цветы. Какой у сирени запах? (Сильный, приятный). Запах сирени невозможно спутать ни с каким другим. Его можно узнать даже с закрытыми глазами. Кусты сирени часто сажают для того, чтобы украсить территорию. Они красивые, радуют глаз и не требуют особого ухода, хорошо переносят зимние холода.

Художественное слово:

Чудным запахом сирени

Напоён душистый сад.

Гроздья крупные сирени

Много звёздочек хранят -

Разноцветных, ярко-белых,

Фиолетовых, резных,

Нежных, свежих и душистых -

Мы покажем мамам их.

Автор: Н. Курочкин

Рассказать, что из-за красивых цветов и приятного запаха у сирени часто обламывают ветки и приносят их домой. Ветки стоят несколько дней, а потом увядают и их выбрасывают. А ведь куст сирени живой, и, ломая ветки, люди причиняют ему боль. Любоваться красотой цветов можно на улице, не причиняя вреда растениям. Нужно беречь природу.

Вопросы для беседы:

Что произошло с кустом сирени? Какие у него цветы? Можно ли обламывать ветки сирени? Почему?

4. Наблюдение за сиренью осенью

Цель:  учить замечать изменения во внешнем виде  кустарников в зависимости от времени года, климатическими изменениями в природе

Задачи:

- расширять представления детей о кустарниках, изменениях, происходящих с ними осенью;

-развивать внимание, мышление, речь;

-воспитывать любовь к родной природе.

Ход наблюдения.

Предложить детям посмотреть вокруг. Что произошло с лиственными деревьями? (У них  листья изменили свой цвет и опали). Почему деревья сбрасывают листья? (Наступила осень, стало холодно)

Художественное слово:

Поздняя осень

У берега несмело
Ложится хрупкий лёд.
Печально туча серая
По дну пруда плывёт.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Автор: Г. Ладонщиков

Обратить внимание на куст сирени. Чем он отличается от других кустов? (У него листья все еще зеленые). Листья сирени остаются зелеными до самых холодов. Часто можно увидеть, как снег лежит на зеленых листьях. Это очень красиво. Но поздней осенью листья сирени становятся сухими и постепенно отмирают. Куст как бы «засыпает». Почему? (Стало холодно, скоро наступит зима). Сирень будет всю зиму «спать», а когда наступит весна и солнце станет прогревать землю, сирень «проснется», начнется сокодвижение и набухнут почки. Так происходит каждый год.

Вопросы для беседы:

Какое время года наступило? По каким признакам вы это определили? Что происходит осенью с деревьями и кустами? Чем отличается сирень от других деревьев осенью? Почему деревья сбрасывают листья осенью?

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА БЕРЕЗОЙ

Цель: учить замечать изменения во внешнем виде  березы в зависимости от времени года, климатическими изменениями в природе

1. Наблюдение за почками березы

Задачи:

-формировать представления детей об изменениях, происходящих с березой весной;

-развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

-воспитывать любовь к родной природе.

Ход наблюдения

Загадка

С  белой корой стоит под горой.

(Береза)

Предложить детям найти на участке березу. Обратить внимание детей на набухшие березовые почки -  «домики листьев».  Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребенку набухшие почки: всю зиму спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи - когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся. Оживают деревья. Их соки, согретые теплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У всех деревьев есть почки, и все они разные. У березы почки мелкие и продолговатые (сравнить березовые почки с почками других деревьев).
Вопросы для беседы:
Как называются «домики листьев»?  Какие почки у березы?   Когда пробуждаются почки у березы? Почему?

2. Наблюдение за цветением березы

Задачи:

-дать представление об изменениях, происходящих с березой весной;

-развивать внимание, память, мышление, речь;

-воспитывать бережное отношение к деревьям.

Ход наблюдения

Предложить детям рассмотреть березку, полюбоваться ей, рассмотреть сережки.  Какие они? На что  похожи? (На червячков, на гусениц).  

Художественное слово:

Как у нашей у березки,
Очень славные сережки,
Как стройна, и как мила,
Это вновь весна пришла.

Автор: А. Тесленко

В мае  береза  зацветает: на  одних  деревьях  появляются  сережки желтые,  а на других - зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета появляются крылатые семена. Они падают на землю, и впоследствии из них вырастают молоденькие березы.

Вопросы для беседы:
Когда зацветает береза?  Как ветер помогает березке?  Когда у березы появляются семена?  Как появляются молоденькие березки?

3. Наблюдение за березой осенью

Задачи:

-продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

-развивать умение устанавливать причинно-следственные и временные связи;

-воспитывать интерес к природным явлениям.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на березу. Какие изменения произошли с ней? (Пожелтели листья, стали опадать). Почему? (Наступила осень, стало холоднее)

Художественное слово:

Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
Автор: А. Кулагина  

Осенью дни становятся короче и холоднее - происходят изменения в жизни дерева: желтеют листья, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Порывистый ветер, налетая на дерево, гнёт его, треплет ветви, срывает листья.

Предложить рассмотреть опавшие листья. Какой они формы? На что похожи? Почему их называю золотыми?

Опавшими листьями береза укрывает землю вокруг себя - так она спасает корни от мороза. Скоро выпадет снег, накроет опавшую листву, и дерево не замерзнет. Так береза готовится к зиме.

Вопросы для беседы:

Какое время года наступило? По каким признакам вы это определили? Что происходит с деревьями? Почему? Какие листья у березы? Почему не нужно убирать опавшую листву осенью? Как она помогает дереву?

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ЕЛЬЮ

Цель: учить замечать изменения во внешнем виде  ели в зависимости от времени года, климатическими изменениями в природе.

1. Красавица - ель (наблюдение за елью зимой)

Задачи:

-формировать умение детей узнавать ель, отличать ее от других деревьев;

-развивать внимание, мышление, речь;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Обратить внимание детей на деревья вокруг. Какие они? (Голые, без листьев). Почему у них нет листьев? (Потому что зима).  Рассказать детям, что не все деревья зимой стоят с голыми ветвями. Предложить найти дерево, отличающееся от других, у которого ветки не голые.

Загадка

Ее всегда в лесу найдешь

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая , как еж,

Зимою в платье летнем.

(Ель)

Это дерево - ель. Рассмотреть ель вместе с детьми. На что она похожа? (На пирамидку, на треугольник). Какой у нее ствол? (Прямой, коричневый). Чем покрыты ее ветки? (Иголками). Рассказать детям, что иголки - это видоизмененные листья. Предложить рассмотреть хвоинки поближе, потереть их между пальцев, понюхать. Какие они? (Острые, колючие, приятно пахнут). Рассказать, что ель не сбрасывает иголки осенью, она зеленая круглый год. Уточнить, по каким признакам можно узнать ель.

Вопросы для беседы:

Какое время года сейчас? Как выглядят зимой деревья? Чем ель отличается от других деревьев? Как называются ее иголки?

 2. Наблюдение за шишками ели (ранняя весна)

Задачи: 

-дать детям представление о том, что шишка - это плод ели, в ней созревают семена;

-воспитывать интерес к природным явлениям.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей, что после того, как снег растаял, на земле можно увидеть много шишек. Откуда они появились?  Предложить детям поднять головы и посмотреть на верхние ветки ели. На них видно много шишек. (Дети сделают вывод, что шишки упали с ели). Рассказать, что шишка - это плод ели. В ней созревают семена. Дать задание каждому ребенку найти на земле шишку и внимательно ее рассмотреть. Какого она цвета, формы, на что похожа? Какая на ощупь? (Жесткая). Шишка состоит из маленьких жестких чешуек. У нераскрывшихся шишек чешуйки плотно прилегают друг к другу, ведь под ними находятся семена. Когда семена созревают, чешуйки раскрываются, семена падают на землю и из них вырастает новая елочка. Некоторые животные и птицы употребляют семена ели в пищу. Например, белка, мыши, дятел, клест. Предложить детям собрать шишки, чтобы сделать из них поделки.

Вопросы для беседы:

Откуда берутся шишки? Для чего они нужны дереву? Кто питается семенами ели? Какие поделки можно сделать из шишек? На что они похожи?

3. Наблюдение за елью  поздней весной

Задачи:

-формировать представления детей об изменениях, происходящих с деревом поздней весной;

-развивать наблюдательность, умение сопоставлять и делать выводы;

-воспитывать любовь к родной природе.

Ход наблюдения

Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель) 

Предложить детям рассмотреть ель. Что изменилось? (На кончиках веток появились маленькие светло - зеленые побеги). Рассказать детям, что  весной у ели набухают почки, а из них появляется на свет кисточка светло-зеленых иголочек. Это молодой побег. Молодые иголочки отличаются от старых не только по цвету. Предложить детям потрогать зеленые кисточки. (Они мягкие и совершенно не колючие). Но скоро они потемнеют и  станут такими же колючими, как и другие ветки. Таким образом елка растет не только в высоту, но и в ширину.

Обратить внимание на красоту весенней ели, ее необычный красивый наряд.
Вопросы для беседы:

Какое время года сейчас? По каким признакам вы это определили? Что произошло с елью? Чем новая хвоя отличаются от старой? Откуда появляется молодая хвоя?

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ТРАВЯНИСТЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях природы; формировать умение устанавливать зависимость между изменениями погодных условий и ростом растений.

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ  ЗА ОДУВАНЧИКОМ

Цель: формировать представления детей о весенних цветах (одуванчиках)

1. Наблюдение за листьями одуванчика

Задачи:

-учить детей узнавать растение  в тот период, когда цветов еще нет, знакомить со строением одуванчика;

-развивать внимание, умение наблюдать;

-воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.

Показать детям изображение листа одуванчика и попросить назвать это растение. Дети, как правило, говорят, что это растение им не знакомо. Загадать загадку:

То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел!
(Одуванчик)

Это листья одуванчика. Как только пригреет весеннее солнышко, появляются такие листочки. Предложить детям найти на участке такое растение и  рассмотреть листья поближе. Какие они? (Зеленые, длинные, резные). Как они растут? (Прямо из земли, у них нет стебля). Скоро между этими листочками появится прямой длинный стебелек, на конце этого стебелька появится бутон. Позже он раскроется и мы увидим цветок, похожий на солнце - одуванчик.

Вопросы для беседы:

Что это за растение? Какие листья у одуванчика? Когда появляются одуванчики? Как вы думаете, почему их нет зимой? Что нужно, чтобы одуванчик стал расти?

2. Наблюдение за цветком одуванчика

Задачи:

-формировать умение детей узнавать одуванчик, находить его среди других растений;

-развивать умение устанавливать связь между сезонными изменениями погоды и появлением цветов;

-воспитывать чувства детей, умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений.

Ход наблюдения

Подвести детей к поляне с одуванчиками. Рассмотреть цветок одуванчика. Какой он? (Желтый, яркий, красивый). На что он похож? (На солнышко).

Художественное слово:

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик, первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

От большого солнца, маленький портрет.

Автор: О. Высотская

Познакомить детей со строением одуванчика: у него есть корни под землей, листья-зеленые резные, стебель, бутон, желтый цветок.

Частые гости одуванчика это насекомые, которые любят его и прилетают для того, чтобы полакомиться сладким нектаром. Предложить детям провести пальцем по цветку - палец окрасится в желтый цвет. Это и есть пыльца, которую собирают насекомые. Цветок очень любит солнышко, он поворачивает головку вслед за солнцем, а когда оно прячется, одуванчик закрывается. Это весенний цветок. Он появляется, как только пригреет солнышко. Одуванчик - лекарственное растение, из него делают настой, варят  варенье, оно повышает аппетит, улучшает работоспособность.

Вопросы для беседы:

Как называется цветок? Как устроен? Когда появляется? Какую пользу приносит? Для чего на цветок прилетают насекомые?

3. Наблюдение за созревшим одуванчиком

Задачи:

-учить описывать растение, закреплять знания о строении одуванчика;

-продолжать развивать умение устанавливать связи между живой и неживой природой.

Ход наблюдения

Привести детей на то же место, где наблюдали за желтыми одуванчиками. Обратить внимание детей на то,  что цветы, похожие на солнышко, исчезли. Почему их не видно? Что произошло? (Одуванчики стали белыми, пушистыми).

Рассказать, что после цветения одуванчик изменяет свой внешний вид, вместо желтого яркого соцветия, привлекавшего насекомых, появляется пушистая головка, на ней вместо лепестков видны пушинки-парашютики. Предложить детям рассмотреть пушинки поближе. На конце видно маленькое семечко. Рассказать, что пушинка нужна для того, чтобы ветер разносил семена как можно дальше. Где упадет такой парашютик, там вырастет новый одуванчик.  

Художественное слово:

Одуванчик

Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Автор: Л. Квитко

Предложить детям подуть на одуванчики, изображая ветерок. Что произошло?

Когда ветер дует, парашютики отрываются от головки цветка и разносятся ветром.

Вопросы для беседы:

Как называется цветок? Как он изменился? Для чего нужны одуванчику такие «волосики» на головке? Как появляются новые одуванчики?

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КРАПИВОЙ

Цель:

-формировать умение детей узнавать крапиву, отличать ее от других травянистых растений;

-учить устанавливать зависимость между изменением погоды и появлением травы.

Оборудование: увеличительное стекло.

Ход наблюдения

Показать детям свою обожженную крапивой руку. Спросить их мнение, что случилось. Выслушать версии. Рассказать, что в дальнем уголке нашего участка, у забора выросла трава, которая жжется, как огонь. Подвести детей к месту, где растет крапива, предложить рассмотреть ее поближе.  Предупредить детей, что руками ее лучше не трогать. Рассмотреть листья крапивы. Какой они формы? (Заостренные на концах, с зубчиками по краям). Какого цвета? (Ярко - зеленого). Молодая крапива имеет ярко - зеленую окраску, а когда она вырастает, листья становятся темнее. Листья покрыты маленькими волосками, которые и обжигают руку при прикосновении.

Крапива - растение лекарственное. Из нее делают настои, отвары и принимают при различных заболеваниях. А еще крапиву употребляют в пищу, делают из нее салаты, добавляют в суп. Когда крапиву обливают горячей водой, она перестает «кусаться». В ней много витаминов, поэтому блюда из крапивы не только вкусные, но и очень полезные.

Художественное слово:

Хоть красива и нежна я
Раннею весною,
Жарким летом вырастаю
Сорною травою.
Вдоль заборов и дорог
Есть мой жгучий стебелек
Кто меня касается -
Тут же обжигается.
Автор: М. Пиудунен  

Вопросы для беседы: Как называется эта трава? Как ее узнать? Почему говорят, что она кусается, ведь зубов у нее нет? Чем она полезна? Как ее используют люди?

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОДОРОЖНИКОМ

Задачи:

-формировать представления детей о растении подорожник;

-учить узнавать подорожник среди других растений, устанавливать связь между наступлением теплого времени года и появлением травянистых растений;

-развивать внимание, мышление, речь.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на подорожник, растущий на участке. Предложить рассмотреть его поближе. Какие листья? (округлые, с прожилками, зеленого цвета). Как они растут? (Несколько листочков растут как бы «Букетиком») Это растение называется подорожник.

Художественное слово:

Подорожник

Вот листок растёт какой

Весь в прожилках, небольшой

Будто нитками прошит,

Подорожник – Айболит!

Хоть и топчут его ноги

Не уходит он с дороги!

По нему бегут, шагают

И совсем не замечают!

А напрасно! Лист полезный-

Лечит многие болезни!

Автор: Л. Герасимова

А как вы думаете, почему это растение  называют подорожником? (Потому  что его часто можно встретить у дороги). Он очень крепкий и может выживать даже в тех местах, где другие травы погибают - на обочинах дорог.

Подорожник - лекарственное растение. Его применяют для лечения кашля, а еще он помогает заживлять раны.

Вопросы для беседы:

Как называется это растение? Почему его так называют? Как можно узнать подорожник? Как люди используют подорожник?

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА НАСЕКОМЫМИ

Цель:

-формировать представления детей о насекомых;

-развивать умение детей устанавливать причинно - следственные связи (наступила весна - стало тепло - появились насекомые);

-воспитывать бережное отношение к природе.

1. Наблюдение за божьей коровкой

Задачи:

-расширять и закреплять представления детей о насекомом божьей коровке;

-развивать внимание, мышление, речь;

-воспитывать интерес к насекомым.

Оборудование: изображения божьей коровки (по одному на 3-4 человека)

Ход наблюдения

Показать детям изображение божьей коровки и предложить найти такого же жучка на участке. Предложить рассмотреть жучка поближе. Как выглядит божья коровка? (Красная, на спинке пятнышки, у нее много ног, на голове маленькие усики).

Божья коровка- это маленький жучок. У него на спинке крылья, может летать, ножки тонкие маленькие. Она никогда не прячется от врагов. Окраска божьей коровки предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской - несъедобные. При опасности жучок выделяет вещество, которое плохо пахнет. Оно-то и отпугивает его врагов. Божья коровка умеет ловко ползать и летать, у нее есть маленькие крылышки. Божья коровка - хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. Люди давно считают божьих коровок своими помощниками. Поэтому убивать их нельзя, их нужно беречь.

На зиму божьи коровки прячутся под корой деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю, а с наступлением весны, как только появляется первая травка и ярко начинает светить солнце, этот жучок просыпается и выползает из укрытия.

Художественное слово:

Божья коровка - полезный жучок,
В черный горох у нее пиджачок.
С тлей расправляется быстро и ловко,
Лечит растения божья коровка.
Автор: Т.  Коваль

Вопросы для беседы:

Как называется этот жук? Как его можно узнать? Почему птицы не употребляют в пищу божью коровку? Как зимуют эти жуки? Какую пользу приносят?

2. Наблюдение за майским жуком

Задачи:

- формировать  представления детей об особенностях внешнего вида майского жука;

- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: прозрачный контейнер для жука

Ход наблюдения

Показать детям майского жука в прозрачном контейнере. Кто это? (Жук). Как он выглядит? На что похож? Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. У них шесть лап, есть крылья, на голове небольшие усики. Майские жуки опасные вредители. Они поедают листья и побеги растений. Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Этих жуков называют майскими, потому что появляются они в конце весны, в мае.

У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве.

Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи - все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками. Выпустить жука из контейнера. Посмотреть, как он полетит, послушать звуки, которые он издает.

Художественное слово:

Чок-чок-чок-чок!

Прилетел в сад жучок.

На березу сел

- Все листочки съел.

Позову скворцов

Со всех концов,

Позову грачей

- Летите скорей!

Жука проглотите

И мой сад спасите!

Вопросы для беседы:

Как выглядит майский жук? Как он передвигается? Чем питается майский жук?

Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов?

Какие враги есть у майских жуков? Когда появляются майские жуки?

3. Наблюдение за муравьем

Задачи:

-расширять и закреплять представления детей о муравьях;

-развивать наблюдательность, внимание, память, речь;

-воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: сахар, разрезные картинки «Муравей» (по одному комплекту на 3-4 ребенка)

Ход наблюдения

Предложить детям собрать картинку из нескольких частей (изображение муравья). Кто это? (Муравей). А есть ли муравьи на нашем участке? Обследовать прогулочный участок и найти муравьев. Предложить детям рассмотреть муравья поближе. Как он выглядит? Какие части тела у него есть? (Голова, грудь, брюшко, шесть тонких ножек, усики). Ножки чтобы быстро бегать, а с помощью усиков узнает, нет ли на пути препятствий. Обратить внимание на то, что всегда муравьи встречаются группами. Они живут семьями. Насыпать рядом с муравьями немного сахара. Очень скоро к лакомству сбежится много муравьев. Откуда они узнали, что здесь есть что-то вкусное? Муравьи каким-то образом сообщают друг другу информацию.

Художественное слово:

У лесного муравья
Очень дружная семья,
И похоже, что не лень
Всем трудиться целый день.

Автор: Н. Хилтон

 Муравьи - полезные насекомые. Они с удовольствием поедают гусениц, червей, слизней, которые наносят непоправимый вред растениям. Своей добычей каждый муравей всегда делится с другими членами семьи, он никогда не ест ее в одиночку. А еще муравей - силач. Он может поднимать тяжести в 10 раз больше своего веса. Если представить, что кто-то из нас муравей, то он смог бы поднять 10 детей.

Вопросы для беседы:

Как выглядит муравей? Почему говорят, что муравей - семейное насекомое? Чем полезен муравей? Почему муравья считают очень сильным?

4. Наблюдение за бабочкой

Задачи:

- расширять знания о бабочке, её происхождении, строении, размножении и пользе,  ее связи с окружающей средой;

- воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: крупное изображение бабочки

Ход наблюдения

Для привлечения внимания загадать детям загадку:

Не птица,а с крыльями.

Не пчела,а над цветами летает.

(Бабочка)

Предложить детям внимательно посмотреть вокруг. В солнечный теплый день обязательно появятся бабочки.  У бабочек очень красивый узор на крылышках - один из самых красивых среди созданных природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать. Перелетая с цветка на цветок, она собирает нектар и опыляет их. У многих растений не появились бы семена, если бы бабочки и другие насекомые их не опыляли.

Бабочки бывают разной окраски и размера, называются они тоже по - разному.  Но строение тела у всех бабочек одинаковое. Что у них есть? (крылья, усики, голова, грудь, брюшко, ноги, большие глаза). А еще у бабочки есть хоботок, с помощью которого она питается. Показать картинку с крупным изображением бабочки. На картинке указать все части тела.

Объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из этих яичек потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки.

Вопросы для беседы:

Как выглядит бабочка, какие части тела у нее есть? Какую пользу приносит? Как появляются на свет бабочки? Почему их нельзя ловить и брать в руки?

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПТИЦАМИ

Цель: знакомить детей с птицами, прилетающими на участок в разные сезоны особенностями их поведения, учить различать птиц по двум- трем характерным признакам.

1. Наблюдение за синицей

Задачи:

- знакомить детей с синицей, особенностями внешнего вида, ее повадками;

-вызывать интерес к пернатым ;

-воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Оборудование: корм для птиц (пшено, сало, семена подсолнуха)

Ход наблюдения

Рассказать детям, что сегодня у нас приготовлено необычное угощение для птиц. Предложить положить в кормушку небольшой кусочек сала и посмотреть, кто прилетит лакомиться этим угощением. После того, как прилетят синицы, осторожно подойти поближе и понаблюдать за птицами.

Загадка:

С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется...
(синица)

Как выглядят эти птицы? (Небольшого размера, с желто - зеленой грудкой, черной головой, белыми щечками). Синицу легко узнать по яркому оперению. Самая заметная деталь оперения-желто-зеленая грудка. Эти птицы живут в лесу, а с наступлением холодного времени года прилетают поближе к человеку, чтобы найти пищу. Питаются они различными семенами, насекомыми. Зимой с удовольствием лакомятся крупой и салом. Понаблюдать за тем, как ведут себя птицы.

 Эта птичка просто не может усидеть на месте, она постоянно находится в движении. Предложить немного помолчать и послушать пение птиц. Песня синицы  очень звонкая, похожа на перезвон колокольчиков. Синица - птица полезная. Она поедает вредных насекомых, которые портят деревья. Синичка - настоящий санитар леса.

Вопросы для беседы:

Кого мы сегодня угощали салом? Как узнать синицу? Где живет синица? Почему ее называют зимующей птицей? Как ведет себя синица? Какая у нее песенка? Какую пользу она приносит?

2. Наблюдение за воробьем

Задачи:

- продолжать знакомить детей с воробьем, особенностями внешнего вида, его повадками;

-вызывать интерес к пернатым ;

-воспитывать заботливое отношение к  птицам.

Оборудование: корм для птиц (семена, крупа, крошки)

Ход наблюдения

Предложить детям насыпать в кормушку семена, крупу, хлебные крошки. Кто прилетел полакомиться угощением? (Воробьи). Как выглядит воробей? (Серые и коричневые перышки, небольшого размера). Воробья легко узнать по оперению.

Летают чаще всего стайками. Зимой они не улетают в теплые края, остаются зимовать рядом с нами. Когда кругом снег, очень трудно найти пищу, поэтому люди подкармливают птичек. Воробьи едят крупу, семена, хлебные крошки. Весной они могут есть насекомых, ими же кормят своих маленьких птенчиков.

Художественное слово:

Воробьишка - воробей,
Чик-чирик! - между ветвей,
Словно серенький комок
С дерева на ветку - скок!
Тут взлетит, туда вспорхнёт.
С мостовой зерно клюёт,
У скамеек ищет крошки,
И боится очень кошки.
Автор: Е. Панкратова

Летом они  едят зерно, вишню, малину, иргу и другие ягоды, семечки подсолнечника.  Весной очень приятно послушать громкое чириканье воробьев. Даже удивительно, как такая маленькая птичка может издавать такие громкие звуки. Предложить детям послушать звонкую песню воробья.

Вопросы для беседы:

Как называется эта птица? Как можно узнать воробья? Чем питается воробей? Это птицы зимующие или перелетные? Как человек может помочь воробьям пережить холодную зиму? Какие звуки издает воробей?

3. Наблюдение за трясогузкой

Задачи:

-знакомить детей с трясогузкой, особенностями внешнего вида, ее повадками;

-вызывать интерес к пернатым ;

-воспитывать заботливое отношение к  птицам.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на прилетевшую на участок трясогузку. Предложить рассмотреть эту необычную птицу. Видели ли дети таких птиц зимой? (Нет). Действительно, эту птичку зимой увидеть невозможно, потому что осенью она улетает в теплые края и возвращается только весной, когда растает снег. Называется эта птичка трясогузка. У нее  яркая, запоминающаяся внешность. Какие у нее перышки? (Серые, белые и черные). Сама она небольшая, а хвостик очень длинный.  Птичка ловко и быстро бегает по земле, беспрестанно потряхивает своим хвостом, выражая свое беспокойство. За это ее и прозвали трясогузкой.  Что она делает на нашем участке, почему ходит по земле и что хочет найти? (Насекомых).

Художественное слово:

По дорожкам сада
Ходит
трясогузка -
Пёстренькая шапочка,
Беленькая блузка,
Серенькая спинка,
Ножки словно спички.
Быстро пробегает
Птичка-невеличка.
Хвостиком качает.
Хоть и не певунья,
Мошек поедает
Птичка - хлопотунья.
Автор: Н. Меркушова 

Эта птица ест насекомых-жуков, пауков, бабочек, мух, а также червячков и гусениц. Она ходит по земле, чтобы найти насекомых. Птичка эта очень осторожная, близко к ней не подойти. Почувствовав опасность, она сразу улетает. 

Вопросы для беседы:

Как называется эта птица? Как ее можно узнать? Почему ее нельзя увидеть зимой? Чем питается трясогузка? Почему ее так назвали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека по физкультуре (младшая группа) по теме: картотека "Подвижных игр. 1 младшая группа" Выполнила Власова Ю.Ю.

Картотека по физкультуре (младшая группа) по теме: картотека "Подвижных игр. 1 младшая группа" Выполнила Власова Ю.Ю.РАЗВИТИЕ  БЕГА, ПРЫЖКОВМедведь и дети (1 год 6 месяцев — ...

Наблюдения. Младшая группа (3-4).

Наблюдения. Младшая группа (3-4)....

Краткосрочное наблюдение (младшая группа)

Краткосрочное наблюдение. Младшая группа.Наблюдение за птицами....

"Развивающие смарт игры для сенсорного развития детей младшей группы картотека по математике (младшая группа)"

Включение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении- это одна из новых и актуальных проблем в отечественной дошколь...

Картотека прогулок 2 младшая группа Прогулка 1 Наблюдение за снегопадом

Картотека прогулок 2 младшая группаПрогулка 1Наблюдение за снегопадомЦели: Знакомить со свойствами снега П Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие Воспитывать любознательностьХод набл...