Деловая игра для педагогов ДОО «Что такое экологическое воспитание?»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Цель экологического воспитания дошкольника – познание живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon del_igra_chto_takoe.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов ДОО

«Что такое экологическое воспитание?»

Цель:

  • Активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;
  • Проанализировать состояние экологического воспитания детей дошкольного возраста и наметить пути совершенствования в данном направлении;
  • Совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Тренинг «Экологические интересности»

Ведущая предлагает каждому представить себя цветком, рассказать, какого он цвета, где растет, что его окружает. Каждый участник рисует цветок, с которым он себя ассоциирует, а затем объясняет, например: «Сегодня я приветливая и нежная, как ромашка, а завтра я буду колючая, как кактус».

Обозначение выбранного цветка:

Астра - печаль;

Василек - простота, нежность, (базилик);

Гвоздика - мужество, стойкость, солидарность, уважение;

Василек полевой - благодарность;

Лен - символ девичьей красоты;

Ландыш - скрытая любовь, таинственность;

Мак - красота, молодость, мудрость, доброжелательность;

Мальва - красота, холодность, педантичность;

Нарцисс - гордость, самовлюбленность;

Первоцвет - разочарование в чувствах, любви;

Пион - долголетие, здоровье;

Подснежник - чистота, верность;

Роза - чувственность, любовь, здоровье;

Ромашка - любовь, мир, нежность;

Фиалка - застенчивость, скромность, доверчивость, верность в любви;

Лилия - чистота, невинность, справедливость;

Ирисы - чистота, невинность, справедливость;

Орхидея - свобода, самостоятельность, уверенность в себе;

Хризантема - благоразумие, справедливость, критичность;

Лотос - уязвимость, чувствительность, эмоциональность;

Гербера - желание привлечь к себе внимание, демонстративность, уверенность.

Язык цвета выбранного цветка:

Красный - энергия, активность; символизирует жизнь, свободу, торжественность;

Белый - нейтральный; символизирует невинность, чистоту;

Голубой - холодный, пассивный; символизирует доверие, бесконечность.

Желтый - теплый, веселый; символизирует свет, жизнь, радость, уважение к старости;

Зеленый - спокойный; символизирует мир, покой, надежду;

Синий - спокойный, сентиментальный; символизирует доверие, бесконечность.

Оранжевый, - зрелость, стремление к цели;

Розовый - нежность, мечтательность, покой;

Фиолетовый - мудрость уравновешенность.

Организация и проведение  деловой игры

  1. Как вы понимаете термин «экология»? Каково значение этого слова?

 («Экология» образовано от греческого – «экос» - дом, «логос» - наука, т.е. экология в широком смысле этого слова – наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой»).

  1. Как, по вашему мнению, можно сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

Сформулируйте свою цель из приведенных вариантов:

  • Цель экологического воспитания дошкольников – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.
  • Цель экологического воспитания дошкольников – формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
  • Цель экологического воспитания дошкольников – изучение детей объектов живой и неживой природы, то что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.
  • Цель экологического воспитания дошкольника – познание живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

(Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.)

  1. Закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

  • Достаточно занятий по экологии;
  • Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно – образовательного процесса и т.д.

  1. На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?

  • на педагоге – экологе, который проводит занятия по экологии,
  • на воспитателе, который не ограничиваясь занятиями, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей

  1. Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе? Насколько оно важно для успешного усвоения детьми экологических знаний?

Воспитание эмоционально – ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста, признанного начальным этапом становления экологически направленной личности, является одной из актуальнейших проблем современной педагогики.

Маленький ребенок познает мир с открытой душой. Природу дети воспринимают очень эмоционально. Эмоции в этот период играют большую роль в формировании способов и приемов овладения деятельностью. Помимо них исключительно важную роль в становлении личности ребенка играют нравственные эмоции: гуманность, отзывчивость и т. д. (А. В. Запорожец).

Отечественные педагоги и просветители (К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева) выступали за общение детей с природой с целью формирования их мировоззрения. Эти педагоги рассматривали и положительное влияние научных знаний о природе на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе. Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, проявление симпатии к миру, стремление приблизить его к себе, познать, понять. В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

По мнению Т. А. Серебряковой, у дошкольников:

- ценности и чувства образуют сплав, представляющий собой «единство аффекта и интеллекта», на основе которого ребенок взаимодействует с природой;

- усваиваемые ценностные установки и чувства по отношению к природе постепенно становятся регулятором поведения и деятельности, при этом чувственная регуляция является ведущей;

- индикатором эмоционально - ценностного отношения являются проявления ценностных качеств личности и чувств непосредственно в реальной деятельности и реальном поведении;

- позитивные (гуманные) ценности в отношениях «человек – природа» складываются на основе положительных чувств и эмоций, включаются в эмоционально – ценностную сферу личности дошкольника и становятся мотивами поведения и деятельности по отношению к природе. Ценностное отношение к природе у детей дошкольного возраста можно определить как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия ребенка с природным окружением и переживаемое при этом чувства. Показателями ценностного отношения при этом являются эмоционально – чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Следовательно, основной задачей педагогов и родителей является создание условий, которые влияют на развитие эмоциональной сферы детей, и которая, в свою очередь, имеет огромное значение для регуляции правильного поведения в окружающей среде.

  1. Попробуйте расставить по значимости принципы создания экологической комнаты в ДОУ (на первое место поставьте самое актуальное, на ваш взгляд, положение):
  • Наличие как можно большего числа видов растений и животных.
  • Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины).
  • Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода.
  • Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых).
  • Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными.
  • Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.

  1. Совместная деятельность воспитателя и детей включает…?

- проектная деятельность;

- наблюдение в уголке природы, на прогулке;

- целевые прогулки в природу;

- чтение художественной литературы, рассказ воспитателя;

- беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам;

- опыты, поисковая деятельность;

- труд в уголке природы и на участке;

- работа с моделями;

- ведение календарей природы, дневников наблюдений;

- экологические досуги и праздники.

  1. Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в ДОУ по экологическому воспитанию?

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

- Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

-Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы и т.д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек.

- Проекты

  1. Решение педагогических ситуаций.

  • На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»

В: Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

  • Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины. Хлестнула ею девочку.

А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

В: Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

  • Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

В: Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?

  1.  Экспресс – вопросы «Почемучка» (Я - ребенок)
  • Зачем белке длинный и пушистый хвост?

(Хвост белки не только украшает, но и согревает белку. Распушив хвост, словно раскрыв парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево, смело пикировать с вершины на землю,           управлять хвостом, словно рулем.)

  • Зачем паукам патина?

(Для строительства жилища, делают из паутины кокон, в который помещают свои яйца, для ловли добычи, для передвижения).

  • У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
  • Дым столбом какую погоду предвещает? (к морозу, холодам)
  • Все лягушки расквакались к чему? (к непогоде, а если приятное кваканье -  к хорошей погоде)

  1.  4 октября – Всемирный день защиты животных.

  1. Ознакомление с планом ТМГ «Экологический калейдоскоп» и ГМО по эколого-краеведческому воспитанию дошкольников Руководитель - Шангина Ольга Викторовна

  1. Анкетирование (распечатать)

  1.  Словарь для общего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с педагогами "Экологический мост"

Деловая игра с педагогами "Экологический мост"...

Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"...

Деловая игра для педагогов Тема: «Экологическая гостиная»

    Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами; заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у п...

Деловая игра для педагогов «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников»

laquo;Прекраснее всего сама природа. В нее — то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... все это произведения иску...

Презентация :Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Данная презентация может быть полезна педагогам для семинаров, педсоветов или в качестве консультации...

Деловая игра для педагогов ДОО «Что такое экологическое воспитание?»

Цель: Активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;Проанализировать состояние экологического воспитания детей дошкольного возраста и наметить пути совершенствования в данном направлении...