РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. «ПРЕДМЕТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017 - 201
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Зенина Марина Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavat-issledovat_6-7.doc480 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 13 «ВИШЕНКА»

ПРИНЯТО  

На педагогическом совете

МБДОУ № 13 «Вишенка»

от «___»____________2017г.

                    УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МБДОУ № 13 «Вишенка»

__________С.З.Тлехусеж

___«__»______2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

                                       ПО НАПРАВЛЕНИЮ

 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

«ПРЕДМЕТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

(в соответствии с ФГОС ДО)

                                     на 2017 - 2018 учебный год

http://moziru.com/images/laboratory-clipart-child-scientist-7.jpg

                                                       

Воспитатели подготовительной

               группы №1:

Зенина М.В.

пгт. Яблоновский 2017 г.

Составители программы:

  1. Заведующий МБДОУ № 13 «Вишенка» - С.З.Тлехусеж

  1. Заместитель заведующего по ВР МБДОУ № 13 «Вишенка» - Е.А.Абу Аль-Нади

 3.  Воспитатель второй младшей группы №1 МБДОУ № 13 «Вишенка» - Г.И.Левченко., А.Н.Макарова.

  1. Воспитатель второй младшей группы №2 МБДОУ № 13 «Вишенка» - А.Б.Ташу, О.Л.Антонова

  1. Воспитатель средней группы  МБДОУ № 13 «Вишенка» - А.А.Кетух, О.О.Кузьменкова,

 6.Воспитатель старшей группы  МБДОУ № 13 «Вишенка» -   Р.Р.Ловпаче, О.В.Куценко.

7.Воспитатель подготовительной группы №1 МБДОУ № 13 «Вишенка» - Р.Р.Уджуху, С.Г.Схаплок

8.Воспитатель подготовительной группы №2 МБДОУ № 13 «Вишенка» - М.В.Зенина, А.С.Баяндурян.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………….….4

2. Формы реализации рабочей программы..…………….……12

3. Условия реализации рабочей программы…………………..16

  1. Значимые для разработки и реализации ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка». Характеристика особенностей развития детей четвёртого года жизни……………………………………………17

  1. Образовательная деятельность по реализации национально-регионального компонента…………………...21
  2. Учебно-тематический план…….………………………………22

  1. Ппрогнозируемые результаты, мониторинг  достижения целевых ориентиров дошкольного образования…………………….27

  1. Паспорт функционального модуля «ознакомление с

    предметным и социальным миром»………..……………….36

  1. Часть, формируемая участниками образовательных

отношений………………………………………………….….37

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с Основной Образовательной Программой Дошкольного Образования МБДОУ

№ 13 «Вишенка». ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка» определяет содержание  и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

ООП ДО разработана на основе:

- Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2012 г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея»;

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобр-науки России от17.10.2013г. № 1155;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.

Цели и задачи реализации ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка»

Ведущие цели ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка»:

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

- формирование основ базовой культуры личности;

- всесторонне развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;

- обеспечение жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка» уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

- патриотизм;

- активная жизненная позиция;

- творческий подход в решении жизненных ситуаций;

- уважение к традиционным ценностям.

ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка» направлены на решение следующих задач:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей ребенка);

- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка ка субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности  и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологиическим  и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы и подходы

К формированию ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка»

В ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» построена на позициях гуманноличностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность:

- комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей;

- всестороннее воспитание;

- обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Особая роль в ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» строится на принципе культуросообразности, реализация которого обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка»:

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие как важнейший результат успешности воспитания и образования ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

ЦЕЛИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА

 «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Познавательное развитие предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

ЦЕЛИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.)

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

ЗАДАЧИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Первичные представления об объектах окружающего мира.

  • Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
  • Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Расширять представления о качестве поверхности предметов и объектов.
  • Учить применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т.д.).
  • Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментам и наблюдениям.

Сенсорное развитие.

  • Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.
  • Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
  • Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.
  • Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.).
  • Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).
  • Закреплять знания детей о хроматических ахроматических цветах.

Проектная деятельность.

  • Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную).
  • В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.
  • Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.
  • В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм.
  • Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.

Дидактические игры.

  • Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего.
  • Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
  • Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
  • Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки», «Шуршалки» и т.д.). Развивать и закреплять сенсорные способности.
  • Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического  мышления, воображения, познавательной активности.

ПРИНЦИПЫ

Реализация рабочей программы по  ознакомлению с предметным и социальным окружением основываются на основных принципах  общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  •  принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям  возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • принцип культуросообразности,  который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • принцип единства  воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач  образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые  качества  в развитии дошкольников;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принцип комплексно-тематического  построения образовательного процесса;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где  основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  • варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
  •  принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Занятия проходят 1 раз в неделю продолжительностью  30 минут. В заданиях активно используются сказочные сюжеты, так как сказки и подвижные игры позволяют детям не только переживать, но и изучить различные процессы преобразования. Структура занятий позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.

ИГРОТЕКА

Цель:

- приобщение ребенка к игровому взаимодействию;

- развитие любознательности и инициативности;

- обеспечение условий индивидуализации в процессе познавательного развития.

Задачи:

- обогащать математические представления детей дошкольного возраста, представления об окружающем мире и мире природ;

- развивать мышление детей в процессе познавательной деятельности;

- расширять сферу применения математических представлений, представлений об окружающем мире и мире природы в ситуациях познавательно-игрового общения;

- актуализировать коммуникативные навыки.

ПОИСКОВО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Цель:

- создание условий для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности;

- обогащение партнерской и самостоятельной поисковой деятельности.

Задачи:

- развивать восприятие и наблюдательность детей дошкольного возраста;

- стимулировать развитие аналитических навыков, устанавливать причинно-следственные связи;

- расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций;

- развивать эвристические способы познания окружающего;

- обогащать познавательно-исследовательское общение со сверстниками.

«СОБРАНИЕ ВЕЛИКИХ ИДЕЙ И ЗНАМЕНИТЫХ ИСТОРИЙ»

Опосредованное  обучение является одним из важных элементов, составляющих педагогическую технологию, которая разработана для программы. В процессе познавательного общения ребенка с интересным собеседником, во  время путешествий, наблюдений, опытов, событий повседневной жизни, во время содержательного досуга расширяется кругозор ребенка. Специальное изучение коллекционирования как известной сферы человеческой деятельности не только доступно дошкольникам, но и привлекательно для них.

Коллекционирование в общем понимании представляет собой собирание однородных предметов: книг, марок, игрушек, предметов быта целевого назначения, предметов старины или искусства, образцов определенного производства и много другое.

Главное в коллекционировании не только собирание большого количества объектов или отыскание редких экземпляров, а их систематизация,  а также расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Процесс составления и пополнения коллекции, как правило, эмоционален, потому что коллекционированием занимаются люди тогда, когда им это очень интересно.

При реализации образовательной области «Познавательное развитие» могут использоваться своеобразные формы коллекционирования:

- собирание великих идей;

- изучение истории научных открытий и изобретений;

- истории создания полезных вещей, которыми пользуется человечество.

Тематика такого коллекционирования многообразна и бесконечна.

 В процессе «собирания» и обсуждения коллекции дети

- определяют достоинства и недостатки каждого нового прибора, нового принципа работы часов;

- наблюдают за развитием человеческой мысли;

- анализируют;

- находят объяснение выражению, послужившему названием темы;

- делятся своими знаниями с родителями и другими детьми, знакомя их с «экспонатами» коллекции.

КЛУБ ИГР, ПРАЗДНИКОВ, ТУРНИРОВ И ЗАБАВ

Цель:

- создание условий для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности;

- обогащение партнерской и самостоятельной поисковой деятельности;

- приобщение к игровому взаимодействию в процессе познавательного развития.

Задачи:

- обогащать математические представления детей         дошкольного возраста, представления об окружающем социальном, предметном мире и мире природы;

- расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций;

- актуализировать коммуникативные навыки, обогащать познавательное общение со сверстниками.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цель:

- формирование предпосылок обще учебных и регулятивных универсальных учебных действий.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Материально – техническое обеспечение

В группе имеется:

  • Компьютер;
  • DVD;
  • Телевизор;
  • Магнитафон.

Методическое обеспечение

Методическая литература для педагога:

  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.  2014г;
  •  Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет);
  • Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет).

                           ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ

ООП ДО МБДОУ № 13 «ВИШЕНКА»

Характеристика особенностей развития детей

седьмого года жизни

Основные достижения возраста:

- освоение мира вещей как предметов человеческой культуры;

- освоение форм позитивного общения с людьми;

- развитие половой идентификации;

- формирование позиции школьника;

- высокий уровень познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Игра

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Изобразительная деятельность

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Конструирование

 К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала:

- свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек;

- не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.

Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети:

- быстро и правильно подбирают необходимый материал;

- достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка;

- способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предвари-тельному замыслу, которые могут:

- передавать сложные отношения,

- включать фигуры людей и животных.

Восприятие

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Мышление.

 Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Воображение

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в т. ч. и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Внимание

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Речь

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика; связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды моно-логической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.

Цель включения НРК в содержание психолог-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального изобразительного и литературного искусства Адыгеи.

Реализация НРК в МБДОУ № 13 «Вишенка» предусматривает следующие направления деятельности:

- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих РА;

- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;

- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих РА, праздниками, событиями общественной жизни республики, ее символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ

- игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);

- экскурсии;

- организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;

- театрализованная деятельность, народные праздники.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения 6 – 7 лет

Учебный план составлен в соответствии с расписанием НОД на

2017 -2018 учебный год, утвержденным приказом заведующего от 01.09.2017.

Дата

Кол-во заня тий

№ занятия по прог рамме

Вид и тема

Кол-во часов

СЕНТЯБРЬ

05.09.

2017

1

1

Введение в проблемную ситуацию.

30 мин

12.09.

2017

1

2

Формирование представлений о движении, его признаках (удаление от точки отсчета, наблюдателя; меняющиеся картины за окном движущего автобуса и т.д.); о внутреннем единстве движения и покоя. Развитие диалектического мыслительного действия объединение.

30 мин

19.09.

2017

1

3

«Превращение». Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.

30 мин

26.09.

2017

1

4

Схема превращений. Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения».

30 мин

ОКТЯБРЬ

03.10.

2017

1

3

«Движение и покой». Формирование представлений об отсутствии абсолютного покоя.

30 мин

10.10.

2017

1

5

        «Лед – вода». Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете.

30 мин

17.11.

2017

1

6

«Морозко». Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе.

30 мин

24.10.

2017

1

7

«Твердое – жидкое». Формирование представлений о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать  различные вещества.

30 мин

НОЯБРЬ

07.11.

2017

1

4

«Движение тела человека». Формирование представлений о движении на примере движения собственного тела. Развитие умения находить противоположности.

30 мин

14.11.

2017

1

9

«Жидкое – твердое». Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

30 мин

21.11.

2017

1

10

«Нагревание – охлаждение». Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердении.

30 мин

28.11.

2017

1

11

«Испарение». Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита, солнце).

30 мин

ДЕКАБРЬ

05.12.

2017

1

6

«Движение». Формирование представлений о неразличимости движения и покоя в некоторых ситуациях.

30 мин

12.12.

2017

1

13

«Выпаривание соли». Формирование представлений об испарении воды.

30 мин

19.12.

2017

1

14

«Стирка и глажение белья» Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.

30 мин

26.12.

2017

1

15

«Конденсация» Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара.

30 мин

ЯНВАРЬ

16.01.

2018

1

7

«Движется или нет?». Формирование представлений о единстве движения и покоя. Развитие диалектического мыслительного действия опосредствование.

30 мин

23.01.

2018

1

18

«Игра в школу». Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения.

30 мин

30.01.

2018

1

20

«Свойства веществ». Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию.

30 мин

ФЕВРАЛЬ

06.02.

2017

1

8

«Можно ли нарисовать движение?». Формирование представления о неразличимости движения и покоя в конкретную единицу времени.

30 мин

13.02.

2018

1

21

«Строение веществ». Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы.

30 мин

20.02.

2018

1

9

«Непрерывность движения». Формирование представлений о движении как о сумме состояний покоя. Развитие диалектических мыслительных действий превращение, объединение.

30 мин

27.02.

2018

1

10

«Покой и движение». Формирование представлений о движении как о сумме состояний покоя.

30 мин

МАРТ

06.03.

2018

1

23

«Воздух и его свойства». Формирование представлений о воздухе и его свойствах.

30 мин

13.03.

2018

1

24

«Воздух вокруг нас». Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека.

30 мин

20.03.

2018

1

25

«Водолаз Декарта». Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей.

30 мин

27.03.

2018

1

11

«С чего начинается движение». Формирование представлений о состоянии покоя как о начале и конце движения.

30 мин

АПРЕЛЬ

03.04.

2018

1

12

«Смена движения покоя». Формирование представлений о движении, как о процессе, состоящем из смены состояний покоя.

30 мин

10.04.

2018

1

27

«термометр». Знакомство с термометром». Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении.

30 мин

17.04.

2018

1

28

«Нагревание проволоки». Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела.

30 мин

24.04.

2018

1

29

«Иванушка и молодильные яблоки». Формирование представлений об испарении воды, паре.

30 мин

МАЙ

15.05.

2018

1

13

«Противоположные состояния». Формирование представлений о собственном движении, как о процессе, состоящем из смены состояния покоя. Закрепления понятия диалектической природы движения.

30 мин

22.05.

2018

1

30

«Письмо к дракону». Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию.

30 мин

29.05.

2018

1

31

«Незнайка и мороженое».Закрепление знаний о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию.

30 мин

ИТОГО

31

31

17 ч

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются:

- основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей;

- основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

- аттестацию педагогических кадров;

- оценку качества образования;

- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в т. ч. в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников детского сада

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих задач:

- индивидуализации образования, в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории, профессиональной коррекции особенностей его развития;

- оптимизации работы с группой детей.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

1. Педагогическая диагностика строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях).

2. Педагогические оценки дают взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение, т. е. педагоги (воспитатели и специалисты), работающие в группе.

3. Педагогическая оценка должна быть максимально структурирована.

4. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.

Инструментарий для педагогической диагностики – нормативные карты наблюдений детского развития, разработанные Н. А. Коротко-вой и П. Г. Нежновым.

В основу нормативных карт положены два критерия оценки: интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте и активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в раз-личных жизненных сферах.

Первый критерий – это интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте, а именно – интеллектуальные и мотивационные характеристики его деятельности. Развитие ребенка фиксируется в двух крайних нормативных точках, соответствующих началу и концу дошкольного детства – в 3 года и в 6 – 7 лет, а также в точке качественного сдвига в психическом складе ребенка – между 4 – 5 годами.

В диапазоне дошкольного возраста выстраиваются три целостных «образа» ребенка, последовательная смена которых служит самым общим ориентиром для воспитателя в оценивании продвижения детей. Происходит переход от ситуативной связанности окружающим предметным полем и процессуальной мотивации к появлению замысла-цели (осознанного намерения делать что-то уже вне прямой зависимости от наличной предметной обстановки) с тенденцией к его воплощению, пока еще неустойчивой, и далее – переход к достаточно оформленным

в соотносимых с ними результатах (т. е. к смене процессуальной мотивации мотивацией достижения результата).

Качественные сдвиги в развитии ребенка в диапазоне дошкольного возраста предстают в виде трех ступеней (уровней): 

I уровень – ситуативная связанность наличным предметным полем, процессуальная мотивация;

II уровень – появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным сохранением процессуальной мотивации (неустойчивость замысла, нет стремления к достижению определенного результата);

III уровень – четко оформленный замысел (цель), воплощающийся в продукте (результате), мотивация достижения определенного результата.

Второй критерий оценки, положенный в основу нормативной карты развития, – это активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.

Наблюдения за тем, что собственно делает ребенок, дают возможность выделить сферы его инициативы:

- сферы, обеспечивающие развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста);

- сферы, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника.

Нормативная карта развития задана как индивидуально-групповая, так как образовательный процесс в детском саду ориентирован на группу детей. Это позволяет видеть групповую картину:

- доминирующий уровень развития детей в группе,

- детей, развитие которых отклоняется в сторону запаздывания или опережения.

Наличие такой картины достаточно для принятия эффективных мер по индивидуализации образовательного процесса.

Поскольку речь идет об инициативе ребенка, воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, а не на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается педагогом.

Воспитателю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот «образ» ребенка, который у него сложился).

Карта заполняется воспитателем три раза в год:

первый раз – по прошествии первого месяца учебного года;

второй раз – в середине года (в январе);

третий раз – в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.

Заполняя карту, воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:

«обычно» (данный уровень – качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего):

«изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);

«нет» (данный уровень - качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем). Прежде всего, из описаний трех уровней на бланке воспитатель выбирает тот, который характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере, и в данном столбце проставляет маркировку «обычно». Маркировка «обычно» проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть. В двух других столбцах воспитатель проставляет маркировки «изредка» и «нет». Каждую из них допустимо ставить против фамилии ребенка один или два раза. Главное, чтобы все столбцы были заполнены. Оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровень-качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы. Если при заполнении карты воспитатель хочет проставить маркировку «обычно» сразу в двух или трех столбцах или проставить маркировки «изредка» и «нет» во всех трех столбцах, не используя маркировку «обычно», это означает, что относительно данного ребенка у него еще не сложился определенный «образ» и с оцениванием следует повременить, поставив перед собой задачу в ближайшую неделю понаблюдать за ребенком в данной сфере активности. В итоге заполнения карты развития у воспитателя появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого ребенка по всем сферам инициативы и картина всей группы по отношению к обще-принятые возрастным нормативам. Заполнив бланк, воспитатель прежде всего ориентируется на маркировки «обычно». В результате для каждой сферы инициативы проявляется как бы «профиль» группы, означающий наличный уровень развития детей.

К концу года дети должны уметь:

  • Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
  • Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
  • В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
  • Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
  • Иметь  элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас.
  • Знать что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
  • Иметь  элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.
  • Знать о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.
  • Иметь представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна, представления о Москве — главном городе, столице России.
  • Называть Флаг, герб и гимн России.
  • Иметь представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).
  • Иметь представления о родном крае,  достопримечательностями региона, в котором живут дети.
  • Иметь возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).
  • Иметь представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.).
  • Иметь  элементарные представления о свободе личности как достижении человечества.
  • Иметь представления о людях разных профессий.
  • Иметь целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Дети имеют представления о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
  • Умеют применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т.д.).
  • Развит познавательно-исследовательский интерес.
  • Развито зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.
  • Более совершенствована координация руки и глаза; развита мелкая моторика рук в разнообразных видах деятельности.
  • Развито умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).
  • Сформировано умение уделять внимание анализу эффективности источников информации.
  • Формируется  проектная деятельность индивидуального и группового характера.
  • Дети умеют использовать в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.
  • Умеют играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Развито умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. Могут изготавливать простейшие дидактические игры.
  • Умеют согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
  • Умеют самостоятельно решать поставленную задачу.
  • У детей проявляются качества произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического  мышления, воображения, познавательной активности.

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:

Диагностика уровня познавательно-исследовательской деятельности и критерии оценки уровня развития  соответствует авторской методике Вераксы Н.Е., Галимова О.Р. по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).  

Код

Сфера инициативы

ФИО

Т

Творческая инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

Ц

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

1 уровень

2 уровень

2уровень

К

Коммуникативная инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

П

Познавательная инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

Д

Двигательная инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

обычно

изредка

нет

КАРТА РАЗВИТИЯ

КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОНА РАЗВИТИЯ

Код

Составляющие психологического фона

Показатели благополучия

ФИО

Б

Растущая независимость в бытовом плане

Уверенно справляется с бытовыми задачами

стремиться к самообслуживанию

В

Контакты со взрослыми

Легко обращается за помощью

Делится впечатлениями и эмоциями

С

Контакты со сверстниками

Легко вступает в контакты

Имеет близких друзей

Я

Демонстрирует свои достижения

Защищает себя и свои права

обычно

изредка

нет

Дата заполнения___________________________________________

ПАСПОРТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Назначение функционального модуля

Для педагогов

Для родителей

- Проведение опытов (постановка проблемы, выдвижение предложений, проверка гипотез, подведение итогов, фиксация результата, вопросы детей, вывод.) - Беседы, наблюдения, игры, экскурсии, экспериментирование

исследование, рассказ воспитателя, тайна, сюрприз.

- организация различной деятельности дошкольников, предполагающей исследовательскую деятельность;

- Беседы познавательные, экскурсии.

Источник требований по организации модуля

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды

Реализуемые образовательные области

Социально-коммуникативное

Познавательное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физическое

х

х

х

Реализуемые виды деятельности

игровая

коммуникативная

 познавательно-исследовательская

изобразительная

музыкальная

двигательная активность

восприятие художественной литературы и фольклора

конструирование из различных материалов

трудовая

х

х

х

Х

Целевой возраст детей

Возрастная группа

вторая группа раннего развития

младшая группа

средняя группа

старшая группа

Подготовительная группа

Возраст

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

х

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Ведущие цели:

- создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);

- обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

ВЗАИМОПОЗНАНИЕ И ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ

Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают:

- специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений;

- посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду;

- разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

Постоянное взаимоинфмормирование о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений происходит:

- при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях);

- опосредованно, при получении информации из различных источников:

стендов, газет, журналов (рукописных, электронных),

семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием),

переписки (в том числе электронной).

СТЕНДЫ

          К стратегической относятся сведения:

  • о целях и задачах детского сада на дальнюю и среднюю перспективы,
  • реализуемой образовательной программе,
  • об инновационных проектах дошкольного учреждения;
  • дополнительных образовательных услугах.

К тактической информации относятся сведения:

  • педагогах и графиках их работы;
  • режиме дня;
  • задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год.

Оперативная стендовая информация включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе: акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т.д.

Информация (особенно оперативная) дублируется на сайте детского сада, а также в семейных календарях.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ

Направления просвещения родителей: правовое, гражданское, художественно-эстетическое, национально-патриотическое, медицинское, научное, ориентированное на ознакомление воспитывающих взрослых с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников.

Просвещение ориентировано родителей и специалистов на саморазвитие и самосовершенствование.

Основные формы просвещения: конференции, родительские собрания, родительские и педагогические чтения.

Принципы разработки и реализации программ родительского образования:

- целенаправленность – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;

- адресность – учет образовательных потребностей родителей;

- доступность – учет возможностей родителей освоить предусмотренный программой учебный материал; - индивидуализация – преобразование содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;

- участие заинтересованных сторон (педагогов и родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.

Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.

 под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и х воспитания, гармонизация семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей строиться не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированной.

Основные формы просвещения:

- родительские собрания;

- родительские и педагогические чтения.

Родителям предоставляется право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (педагогом-психологом, старшим воспитателем, группой родителей и пр.). Они привлекаются к участию в планировании и формировании содержания образовательных программ «родительской школы».

Программы родительского образования разрабатывается и реализуются исходя из следующих принципов:

- целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;

- адресности – учета образовательных потребностей родителей;

- доступности – учета возможностей родителей освоить предусмотренный программой материал;

- индивидуализации – преобразования содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;

- участия заинтересованных сторон (педагогов, родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ  и его корректировки.

Основные формы обучения родителей:

- лекции;

- семинары;

- мастер-классы;

- тренинги;

- проекты;

- игры.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ,

 РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ

Определяющая цель разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги – родители - дети»: удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

Формы совместной деятельности воспитывающих взрослых: акции, вечера вопросов и ответов, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность.

Семейные праздники

Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны и Республики Адыгея. Семейный праздник в детском саду – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.

Проектная деятельность

Проекты помогают взрослым научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Идеями для проектирования становятся любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.

Образовательная деятельность

по реализации национально-регионального компонента

Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.

Цель включения национально-регионального компонента в содержание психолого-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального, изобразительного и литературного искусства Адыгеи.

Реализация НРК в МБДОУ № 13 «Вишенка» предусматривает следующие направления деятельности:

- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея;

- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;

- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, её символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

Работа с семьей по тематическому блоку «познание»

- обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду;

- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми, сверстниками;

- обращать их внимание на ценность детских вопросов;

- побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов;

- показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.);

- совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха;

- привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности;

- проводить совместные с семьей конкурсы, игры–викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ  ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО)  на 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО для детей 2-7 лет

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО для детей 2-7 лет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях логопедического пункта для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

Тенденция к стремительному росту количества детей с дисграфическими нарушениями в начальной школе в последние годы сместил акцент исследований в детской логопедии в сторону более раннего выявления отк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях логопедического пункта для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

Выявление и коррекция фонетико-фонематических нарушений речи с использованием нетрадиционной  формы выполнения артикуляционной гимнастики и с применением логопедического массажа....