Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность. Тема: «Кора дерева»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кардаш Оксана Петровна

Данная НОД направлена на уточнение, расширение и обогащение представления детей о мире растений, о деревьях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pid_kora_dereva1.docx392.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.

Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность.

Тема: «Кора дерева»

Программные задачи: Расширять представления детей о мире растений, о деревьях. Уточнить с детьми названия частей дерева, понятие «кора», для чего она служит дереву, какими свойствами обладает, рассказать о лечебных свойствах коры и деревьев. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева). Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными. Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев. Закрепить названия деревьев, растущих у нас в детском саду. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности. Воспитывать экологическое сознание, развивать интерес к экспериментированию. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

Методы и приемы: беседа - диалог, художественное слово, рассматривание иллюстраций, опыты, продуктивная деятельность дошкольников, выводы, умозаключения, подведение итогов.

Предшествующая работа: беседы о деревьях, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, наблюдение за деревьями на участке, дидактические игры.

Материалы и оборудование: кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы; веточки тополя; лист бумаги, краска; схема сухого дерева, нарисованные листья березы; образцы предметов, сделанных из бересты, из коры дуба, липы, картинки по теме.

Ход НОД:

- Ребята, в выходные дни я была в парке и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с туеском. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево.)

- Совершенно верно, это дерево (показывает плакат).

 C:\Users\777\Pictures\1.png

- Из каких частей состоит дерево?

- Правильно, корни, ствол, ветки, листья.

-  Как вы думаете, дерево живое или нет? (предположения детей)

- Почему вы считаете, что дерево неживое? (дерево не может ходить)

- Почему вы считаете, что дерево живое? 

- Да, дерево не умеет ходить, но оно дышит, питается, растет, размножается, а значит оно живое. 

- Как дышит дерево?

- Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

- Но мы с вами забыли еще об одном подарке лесника.

- Что это? (Туесок.) 

- Откроем туесок и посмотрим (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). 

- Дети, как вы думаете: что это?

- Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?

- Верно, кора защищает дерево. А от чего она его может защищать? 

Да, дети, кора защищает дерево от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок, от вредных насекомых. 

- Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки.) 

- Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы). 

- А что находится под корой деревьев? (Древесина).

- Правильно, а в древесине находятся сосудики, по которым течет сок.

- А какая сама кожица? (Тонкая, гибкая, мягкая.) 

- Да, мы легко отделили ее от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица? 

- Потому что кора - жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.

-  Кожица - это тоже кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре?

- Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже. Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете. Какая она?

- Найдите кору старого дерева. Объясните, почему вы так думаете. Какая она?

- Обратите внимание ребята на стволах старых деревьев трещин больше, чем на стволах молодых (как и морщин на лицах людей). С возрастом кора у этих растений лопается, так как не способна растягиваться. Под старым слоем нарастает новый.

- Возьмите и опустите кусочек коры в емкость с водой и понаблюдайте, что происходит.

- Почему кора не тонет? Откуда берутся пузырьки воздуха? Для чего в коре находится воздух? (предположения детей)

- В коре много мелких полостей, заполненных воздухом, который не пропускает тепло и холод. Поэтому летом дерево не перегревается на солнцепеке, а зимой уберегается от стужи. К тому же кора не пропускает ни влагу, ни пыль, ни вредные газы, ни споры грибков.

- Дети, а вы знаете, что деревья растут всю жизнь. Внутри ствола есть кольца, которые хорошо видны на срезе, например, на поверхности пней. Посмотрите на этот спил дерева. На нем тоже есть кольца. Эти кольца называются годичными, по ним можно узнать возраст дерева и историю его жизни. Рассмотрите внимательно кольца через лупу и посчитайте их. На поверхности спила выделяются светлые и темные полоски. Более светлые образуются весной, более темные - летом. Если у дерева кольца широкие, - значит, оно росло быстро, в хороших условиях, когда было много тепла и дождей. Узкие же говорят о том, что растение переживало засушливые или холодные годы, бывает так, что кольца с одной стороны широкие, с другой - узкие. Возможно, возле дерева росло другое растение, которое затеняло часть его ствола. Отдельные темные участки на срезе рассказывают о том, что дерево пострадало от пожара. Если с одной стороны кольца вытянуты, - ствол был наклонен, если кольца сжаты -
замедлился рост.

- Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.)

- А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные.) 

- Как определить, узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается.) 

- А от чего деревья болеют? (Поселились вредные насекомые.) Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредителями, и покажите другим.

- Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел.) 

- У дятла язычок с зазубринами и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола.

- Кто знает, как называют дятла? (Лесной доктор.) 

- Кроме насекомых на коре дерева могут поселиться грибы – паразиты. Самый известный и очень красивый - гриб трутовик. (показ картинки). Эти грибы разрушают древесину деревьев, нанося большой вред лесному хозяйству, садам и паркам. Их споры проникают в дерево через раны, появляющиеся в коре. Споры прорастают в грибницу, которая распространяется по древесине, разрушает её, делает трухлявой. В стволах поражённых трутовиками деревьев появляются дупла, они становятся хрупкими и легко ломаются. Срок жизни дерева сильно сокращается. Когда дерево погибает, грибница трутовика продолжает жить на мёртвой древесине, разрушая её. Вот почему нельзя использовать стволы деревьев, поражённые трутовиками, и полученные из них материалы при строительстве различных сооружений.

 C:\Users\777\Pictures\2.jpg

- Посмотрите на этот кусочек коры, вот этот нарост и есть гриб - паразит.

- От чего еще болеют деревья? (Кто-то порезал кору, сломал ветку)

- Да, дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям.

- Посмотрите это кусочек коры березы. (показываю кору березы). На белой бересте четко выделяются темные черточки – полоски, через которые береза дышит. Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сбора сока необходимо замазать ранку на стволе глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Березовый сок, ребята, очень полезен, богат витаминами. Веники из веток березовых используют в бане, считается, что они хворь выгоняют. Из березовых почек и бересты готовят лекарство, мази.

- А вот кусочек коры ели. У сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Из смолы делают клей, сосновая смола применялась для смоления лодок и деревянных кораблей. Смолы хвои называют «живица лечебная» - это мощный естественный антисептик, стимулирующий иммунную систему, он заживляет раны и оказывает противовоспалительный эффект. Лечат кашель, простуду. Хвойные ванны успокаивают организм человека.  Из смолы хвойного дерева можно сделать свечу – она хорошо горит. Вот так собирают смолу хвойного дерева.

 C:\Users\777\Pictures\3.png

- Давайте понюхаем кусочки коры.

- Что нам напоминает этот запах? Кто по запаху определит сосновую кору? Как ты догадался? (Она пахнет смолой.)

- Посмотрите и скажите, с какого дерева эта кора? (показываю кору тополя, катальпа или другие на усмотрение воспитателя.)

- Высокий, стройный тополь с зеленовато серым гладким стволом и густой зеленой кроной, украшает площади и улицы. Тополь прекрасно очищает воздух от пыли и копоти и выделяют больше чем другие древесные деревья кислорода. Из древесины тополя делают бумагу. А из почек тополя крема, духи, одеколон.

- Сейчас мы немного поиграем - я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите. (ель, клен, береза, черемуха, лимон, апельсин, липа, ива, баобаб, пальма, кедр, пихта) 

- Молодцы! Но это только начало. Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, тополь, сосна, калина...) 

- Хорошо все с заданием справились. Как вы думаете, дети, наша кора (показывает) с какого дерева снята? С живого или неживого?

- Конечно, со спиленного, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и за деревьями.

- Кто знает, как называется эта профессия? (Лесник.) 

- Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать.

- Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Что же можно сделать из коры дерева?

- Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы.

- Верно, из коры березы изготавливают различные художественные поделки, туески. В древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали письма, грамоты на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти.

 C:\Users\777\Pictures\4.jpg

 Пробки для термоса делают из коры пробкового дуба.

  C:\Users\777\Pictures\5.jpg C:\Users\777\Pictures\6.jpg

А кора обыкновенного дуба используется как лекарство для лечения десен. Кора болиголова идет для дубления кожи. Многие ваши мамы используют такую приправу, как корица, - это измельченная кора дерева, растущего в Азии.

  C:\Users\777\Pictures\7.jpg C:\Users\777\Pictures\8.jpg

Включается магнитофон с голосами птиц (встревоженных).

- Что мы слышим? (Птичий переполох.) Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает изображение сухого дерева).

  C:\Users\777\Pictures\9.jpg

- Как вы думаете, что случилось с этим деревом? (Оно погибло.) 

- Почему вы так решили? (Нет коры, нет листьев.) 

- Чем мы можем помочь ему?

- Давайте сначала «оденем его». Детям предлагается схема сухого дерева.

http://www.maggie.hu/ujlak/autumn/autumncrafts/autumntrunk.gif

- Как сделать кору, похожую на настоящую? (Смять бумагу, покрасить.) Будем делать кору дерева.

- Вот мы и «подлечили дерево». А чем еще можем ему помочь?

- Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева. (Дети называют: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей; сделать скворечники, чтобы прилетели птички собирать жуков; замазать ранки глиной, если это молодое дерево; привязать к нему палочку, чтобы не сломал ветер...)

Воспитатель приклеивает листочек к дереву.

-  Посмотрите, как наше дерево ожило. К нему прилетели птички. Может быть, они совьют себе гнезда и выведут птенцов.

- Послушайте, как они поют? (Радостно, весело.) 

Физминутка «Деревья»

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем.

Крылья мы сложим назад.

- Назовите деревья, которые растут в детском саду и рядом с ним.

(Клен, тополь, рябина, береза, катальпа).

- Послушайте интересный рассказ «Одежда на любой вкус» Н. Осипова:

В болотистых лесах Южной Америки — там, где течет царица рек Амазонка, растут деревья с удивительно тонкой корой. И это не случайно. Во влажных тропиках нет различия между зимой, весной или осенью. Там круглый год — лето. Воздух жаркий и влажный, как в парной бане. А раз нет ни холода, ни засухи, растениям незачем зря тратиться на теплую «шубу».

Деревьям северных мест толстая кора просто необходима. Иначе им не перенести суровую зиму. Дед-Мороз шутить не любит — заморозит до смерти.

Кора — замечательная одежда, прикрывающая наготу дерева. Она пронизана мелкими полостями, заполненными воздухом. А воздух, как известно, плохо пропускает тепло и холод. Поэтому летом дерево не перегревается на солнцепеке, а зимой уберегается от стужи. К тому же кора не пропускает ни влагу, ни пыль, ни вредные газы, ни споры грибков.

В северных краях деревья не скупятся на одежду. Лиственница отвела под «шубу» четвертую часть ствола. Потому и стала самым распространенным деревом в суровой Сибири. Хорошо переносит сильные морозы и сибирская кедровая сосна, угощающая нас вкусными кедровыми орешками. Люди нашли доброе применение ее толстой «шубе» — стали делать плиты и утеплять ими жилища на Севере.

Из деревьев, растущих в нашей стране, самая теплая одежда — у амурского бархата, который встречается в лесах Дальнего Востока. Его мягкая, бархатистая на ощупь кора толщиной чуть ли не с подушку.

В горах Испании, Италии и на острове Корсика растет пробковый дуб — чемпион по толщине коры. Качеством пробки он превосходит все прочие деревья. Раз в десять лет его «раздевают» — снимают пробку, как пальто. Но даже после такой жестокой операции лесной богатырь находит в себе силы выжить. Через какое-то время дуб обрастает новой «шубой».

Не удивляйтесь, но есть деревья, чья кора способна противостоять пламени. В Америке есть деревья, называемые мамонтовыми. Так вот на этих деревьях после пожара только лишь кора подверглась огню. Внутренняя часть дерева не пострадала.

- Вот видите, сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья - это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия с ребенком подготовительной к школе группы по развитию познавательных процессов с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича и информационных технологий «Письмо от лесных зверей»

Занатяие  направлено на развитие памяти, произвольности внимания, формирование навыков создавать целое из частей, способствует развитию творческой активности детей, воспитанию доброжелательного о...

Авторский конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе в области «Познавательное развитие» «Путешествие по лесной полянке ».

Авторский конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе в области «Познавательное развитие» «Путешествие по лесной  полянке »,...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию зрительного восприятия на тему: "Моделирование картины "Дед Мазай и зайцы".

Дети с нарушением зрения задают вопросы педагогу, чтобы узнать, что изображено на картине. Опираясь на словесное описание составляют макет картины  "Дед Мазай и зайцы"из готовых фрагмен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 47 по познавательному развитию «Космос»

Данный конспект занятия направлен на формирование представлений у детей подготовительной группы о космическом пространстве, Солнечной системе, понятиях «космос», «звезды», &laq...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 47 по познавательному развитию «Битва под Прохоровкой»

Данный конспект занятия позволяет познакомить с событиями В. О. войны "Битва под прохоровкой" . Углубить и уточнить представления детей о праздновании в нашей стране Дня Победы. Во...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 47 по познавательному развитию «Эхо войны»

Данный конспект открытого занятия позволяет закрепить знания детей о Великой Отечественной войне. А именно:  обобщить знания о ВОВ по средствам беседы и экскурсии в музей «Эхо вой...