Экологическое воспитание дошкольников
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Наталья Исланкина

Развивать у детей чувство прекрасного,бережного отношения к природе. Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру путем эксперементирования и опыта, а также при помощи наблюдений за явлениями в природе вокруг нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников.

 С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой и живой природы. Более того, это просто необходимо, особенно если дошкольное учреждение занимается экологическим воспитанием.

В средней группе исследовательская деятельность направлена  на предметы живой и неживой природы с использованием опытов и экспериментов.

Деятельность реализуется в разных формах:

1.самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно,

2.непосредственная образовательная деятельность-организованная воспитателем.

3.совместная деятельность ребенка и взрослого – на условиях партнерства.

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Развитие речи стимулирует необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Цель  экспериментальной деятельности в средней группе - развивать у детей познавательный интерес путем включения в процесс экспериментирования в экологическом воспитании в повседневной и непосредственно-образовательной деятельности. Для достижения данной цели необходимо подобрать соответствующий материал экологического содержания. Это могут быть различные иллюстрации природы, изображения домашних и диких животных, просмотр диафильмов и слайдов о деятельности людей в экологической среде. Воспитатель должен способствовать познавательной активности дошкольников, любознательности, стремление к самостоятельному познанию.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми в средней группе, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксировали в дневниках наблюдений. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

В  средней группе опыты используют для ознакомления детей со свойствами живой и неживой природы. Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения. Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю, до двух в месяц, на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей. Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап. Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Основными задачами, использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с объектами живой и неживой природы ( из опыта работы) в процессе экспериментирования, являются:

  1. активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);
  2. группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);
  3. классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Основное содержание исследований, проводимых с детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

  • О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
  • О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы -  песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
  • О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
  •  О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
  • О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
  • О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.)

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

В начале учебного года, на первом родительском собрании мы сообщили родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Объявили результаты диагностики уровня познавательной активности детей. Заранее подготовили памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.

В родительский уголок мы поместила консультацию на тему: «Малыши познают мир вокруг себя!»

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...