Экологическое воспитание дошкольников
статья на тему

Самарина Оксана Викторовна

Статья для воспитателей и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников

Окружающий мир – это самый богатый источник знаний для ребенка.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное.

Экологическое воспитание дошкольников — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в:

– воспитании гуманного отношения к природе;

– формировании системы экологических знаний и представлений;

– развитии эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участии детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Общаясь с живой природой, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Дети особенно чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения (не бросят камень в кошку, не оставят после себя мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок).

Без системы непрерывного экологического образования нельзя решить экологические проблемы.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.

Если ребёнок не знает ничего о том, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может.

Одной из участников экологического воспитания ребенка, является его семья. Необходима организация соответствующей работы с родителями: консультации и беседы экологического содержания, например, «Прогулки с ребёнком», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», и так далее, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи.

В помощь родителям может быть оформлен «Экологический стенд», со стихами, загадками по теме, играми для разучивания и игровыми занятиями с детьми дома.

Рекомендуются родителям домашние задания в виде ребусов, викторин, развивающих экологических игр. Родители привлекаются к изготовлению практического материала. Проведение конкурсов рисунков по теме, побуждают родителей активно участвовать в экологическом образовании детей.

Именно мы, взрослые, должны всесторонне развивать детей: расширять их кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы – показывая их необычность, взаимосвязь, обращать внимание детей на красоту природы, отмечать разнообразие формы и окраски растений, изысканность соцветий, ловкость и грациозность движений животных, на закаты солнца и высокие перистые облака, на красивые пейзажи во все времена года. Вовлекать детей в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений, давая посильные поручения по уходу за кошкой, собакой, птицей. Тем самым, мы развиваем в ребёнке чуткость, умение понимать другую жизнь, её само ценность, побуждает ребёнка к сочувствию, переживанию, воспитывает готовность помогать делом.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Список литературы

1.        Кокуева Л.В Воспитание дошкольников через приобщение к природе. М.:АРКТИ, 2013.

2.        Масютина А.В. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников: Ср. и ст. дошкольный возраст /.В.Масютина, Е.В. Горбунцова //Ребенок в детском саду.–2013.– № 5.–С.49–50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...