Программа кружка "Экологический знайка"
методическая разработка (старшая группа)

Хирамагомедова Илита Абдулаевна

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, формируются первоосновы экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, взаимоотношения с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_ekologicheskiy_znayka.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Когалыма детский сад «Золушка»

Программа кружка

 «Экологический знайка»

(старшая группа)

Воспитатель: Хирамагомедова И.А.

Пояснительная записка.

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

     Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.

В программе кружка используются дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста:

- Многообразие и разнообразии природных объектов, растений и животных.

-Взаимосвязь и взаимозависимость в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);

-Человек как часть природы.

-Культура поведения в природе.

Дидактические игры экологического содержания помогают ребёнку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности; понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости. Совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет детям творчески применять знания и умения в повседневном общении с природой.

Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.

Актуальность кружковой работы: системность сотрудничества ребенка с педагогом способствует накоплению у каждого ребенка эмоционально положительного отношения к растениям и животным, развитию познавательного интереса к природе.

Цель: Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умение бережно относиться к ней.

Задачи:

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.

Формировать целостное представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.

Знакомить с растениями и животными родного края.

Развивать самостоятельность и творческое воображение в процессе исследовательской деятельности. Создавать условия для развития творческих способностей каждого ребенка.

Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

 Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, понимание и любовь ко всему живому и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Формировать навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Привлекать к участию в посильных действиях по сохранению природы и улучшению её состояния.

Планируемый результат

1.Дети знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

2.Проявляют интерес, к природным явлениям и объектам; умеют анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

3. Проявляют доброжелательное отношение к природе

Кружковая работа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).

Срок реализации кружковой работы - 1 год.


График    работы кружка

День недели

Время

Четверг

15 - 45

Методы, используемые для реализации работы кружка:

1

Наглядные методы

экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- рассматривание книжных иллюстраций;

- проведение дидактических игр;

2.

Словесные методы

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя

- словесные игры

-Использование пословиц, поговорок, скороговорок

3.

Игровые методы

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.)

-пальчиковые игры, игры-забавы

- загадывание загадок;

-проведение викторин, конкурсов.

4.

Практические методы

-организация продуктивной деятельности детей, использование метода нетрадиционного рисования.

-оформление гербария растений, коллекции камней.

-исследовательская деятельность (опыты, эксперименты)

Виды деятельности:

                 Организованные                                       Совместная

  В процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения — наблюдение и эксперимент

Перспективный план работы кружка

Месяц

       Тема

Цель

Сентябрь

Осенние явления в неживой природе.                             Работа с календарем

Закрепить характерные признаки времени года осень. Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе.

«Цветы на участке»

 «Цветы в цветнике» нетрадиционное рисование

Закрепить знания детей о цветах: отличие по внешнему виду. Учить рисовать, используя метод рисование «Мятой бумагой». Закрепить названия цветов, их строение.

«Найди по описанию».

Закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Праздник «В гостях у царицы осени»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.        

Октябрь

Беседа «Дары природы»
(сравнительный рассказ об овощах и фруктах) 

Расширение представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.

 «Во саду ли, в огороде?»

        

 Закреплять умение детей классифицировать овощи и фрукты по месту произрастания; развивать внимательность.

«Осеннее дерево»

(рисование «Тычком»)

Уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому. Учить рисовать нетрадиционным методом «Тычок»

«Доброе, хорошее солнце»

Экспериментирование- «Ладошки».

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля        .

   Ноябрь

«Лес».  «Экскурсия на опушку леса»

Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений.

Воспитывать у детей любовь к природе

«Царство грибов»        

Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов.

Правила поведения в лесу «Экологические знаки»» 

Расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

Продуктивная деятельность « Гербарий из цветов и листьев»

Учить детей составлять гербарий, развивать познавательный интерес, закреплять названия цветов, узнавать дерево по форме листика.

Декабрь

Беседа «Куда исчезли насекомые?» Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе»

Формировать общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям. Учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

«Перелётные птицы» Участие в Акция «Поможем городской синичке»

        

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Знакомить с конкретными видами птиц северного края

Беседа «Как живут дикие звери». «Животные Севера»

Формировать представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

 «Выложи птицу (животное, предмет) из геометрических фигур»

Продолжать учить детей выкладывать изображения животных, предметов, явления природы и. д., используя геометрические фигуры; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

Январь

Беседа «Растения зимой». Труд на участке «Утепляем корни деревьев»        

Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

«Природа и человек»        

Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных;

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой ,что создано человеком и что дает человеку природа.

Выставка  «Живая и неживая природа»

Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Февраль

«Снег» Беседа о защитных свойствах снега

 Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.

Опыты и эксперименты со снегом

Создать условия для проведения экспериментальной деятельности, поощрять самостоятельность в ходе работы

 «Снежный хоровод»

        

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.
Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д.

«Воздух, его значение», «Как обнаружить». (опыты и эксперименты»

Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы.

Март

«Весна в лесу»

Расширить и закрепить имеющиеся представления у детей о природе, животных домашних и диких.                                          

«Растения  весной»  «Рисование (коллективная работа) «Первые цветы  родного края»

 Развивать наблюдательность: набухают почки, появляются листья и цветы, трава…

Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе

«Как солнце жизнь дает земле». «Растения весной»        

Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава.  Формировать умение анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава.

«Встречаем птиц» Продуктивная деятельность педагоги-дети -родители «Домик   для птиц» (продуктивная деятельность)

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов). Привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности.

Апрель

Огород на окне «Витамины на грядке»

        

Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность за порученное дело.

Комнатные растения. Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения. 

Расширить знания о комнатных растениях, представление о потребностях комнатных

растений во влаге.  Рассмотреть особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым.                               

Лекарственные растения «Аптека Айболита»

Формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

«Планета Земля в опасности»

Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться.

Май

Создание коллекции «Речные и морские камни»

Расширить знания детей о многообразии камней. Заинтересовать зданием коллекции.

«Вода вокруг нас». Опыты и эксперименты с водой. Без воды нам не прожить. Презентация «Круговорот воды  в природе»

Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек её использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

«Почва и ее свойства»

Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы

Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Почему нельзя загрязнять почву. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Экологическая викторина «Знатоки природы»

Формировать у детей элементы экологического сознания, воспитывать уважительное, бережное отношение к природе и окружающему нас миру.

Диагностика

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 128 с.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 2014. - 320 с.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение –2014. . - 207 с.
  4. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
  5.  Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.

 

Приложение 1

Работая в кружке дети к концу года научаться

• соблюдать правила культуры поведения на природе;

• различать сезонные изменения, происходящие в живой и неживой природе; выделять существенные признаки неживой природы;

• способам и приемам бережного отношения к живым объектам природы.

• устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

• заботиться и ухаживать за объектами природы;

• самостоятельно и качественно выполнять знакомые трудовые процессы.

Будут иметь представления:

об условиях жизни растений и животных;

о сходстве и различии деревьев, кустарников, травянистых растений;

о зимующих и перелетных птицах;

о домашних птицах, характерных признаков их внешнего вида, повадках; об уходе человека за ними;

об особенностях природы в разное время года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗНАЙКИ» СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ПРОГРАММАКРУЖКА  «ЗНАЙКИ»СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Программа кружка «Знайка»

Программа кружка «Знайка»по развитию логического мышления и математических способностей детей посредством развивающих игр....

Рабочая программа кружка "Знайки" (подготовительная группа)

В программе спланирована деятельность педагога с детьми на весь учебный год.кружок "Знайки" поможет подготовить детей к школе....

Программа "Математический знайка"

Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта - развитие детей старшего возраста «Временных требований» к содер...

Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» естественнонаучной направленности для детей среднего возраста

Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие...

Рабочая программа "ПДД - знайки"

Ежедневно на дорогах происходят тысячи ДТП с участием детей. Особенно ситуация на дорогах ухудшается во время  каникул. Связано это с тем, что у детей отсутствует защитная реакция ...

Программа кружка "Знайка" Для детей Подготовительной группы

Детский сад – первая и очень ответственная  ступень общей системы образования. Перед педагогами  дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенст...