Программа кружка "Экологический знайка"
методическая разработка (старшая группа)
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, формируются первоосновы экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, взаимоотношения с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_ekologicheskiy_znayka.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Когалыма детский сад «Золушка»
Программа кружка
«Экологический знайка»
(старшая группа)
Воспитатель: Хирамагомедова И.А.
Пояснительная записка.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.
В программе кружка используются дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста:
- Многообразие и разнообразии природных объектов, растений и животных.
-Взаимосвязь и взаимозависимость в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
-Человек как часть природы.
-Культура поведения в природе.
Дидактические игры экологического содержания помогают ребёнку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности; понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости. Совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет детям творчески применять знания и умения в повседневном общении с природой.
Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.
Актуальность кружковой работы: системность сотрудничества ребенка с педагогом способствует накоплению у каждого ребенка эмоционально положительного отношения к растениям и животным, развитию познавательного интереса к природе.
Цель: Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умение бережно относиться к ней.
Задачи:
Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.
Формировать целостное представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.
Знакомить с растениями и животными родного края.
Развивать самостоятельность и творческое воображение в процессе исследовательской деятельности. Создавать условия для развития творческих способностей каждого ребенка.
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, понимание и любовь ко всему живому и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
Формировать навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Привлекать к участию в посильных действиях по сохранению природы и улучшению её состояния.
Планируемый результат
1.Дети знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
2.Проявляют интерес, к природным явлениям и объектам; умеют анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
3. Проявляют доброжелательное отношение к природе
Кружковая работа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).
Срок реализации кружковой работы - 1 год.
График работы кружка
День недели | Время |
Четверг | 15 - 45 |
Методы, используемые для реализации работы кружка:
1 | Наглядные методы | экскурсии, целевые прогулки; - наблюдения; - рассматривание книжных иллюстраций; - проведение дидактических игр; |
2. | Словесные методы | - чтение литературных произведений; - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя - словесные игры -Использование пословиц, поговорок, скороговорок |
3. | Игровые методы | проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.) -пальчиковые игры, игры-забавы - загадывание загадок; -проведение викторин, конкурсов. |
4. | Практические методы | -организация продуктивной деятельности детей, использование метода нетрадиционного рисования. -оформление гербария растений, коллекции камней. -исследовательская деятельность (опыты, эксперименты) |
Виды деятельности:
Организованные Совместная
В процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения — наблюдение и эксперимент
Перспективный план работы кружка
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | Осенние явления в неживой природе. Работа с календарем | Закрепить характерные признаки времени года осень. Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе. |
«Цветы на участке» «Цветы в цветнике» нетрадиционное рисование | Закрепить знания детей о цветах: отличие по внешнему виду. Учить рисовать, используя метод рисование «Мятой бумагой». Закрепить названия цветов, их строение. | |
«Найди по описанию». | Закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение. | |
Праздник «В гостях у царицы осени» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | |
Октябрь | Беседа «Дары природы» | Расширение представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие. |
«Во саду ли, в огороде?»
| Закреплять умение детей классифицировать овощи и фрукты по месту произрастания; развивать внимательность. | |
«Осеннее дерево» (рисование «Тычком») | Уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому. Учить рисовать нетрадиционным методом «Тычок» | |
«Доброе, хорошее солнце» Экспериментирование- «Ладошки». | Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля . | |
Ноябрь | «Лес». «Экскурсия на опушку леса» | Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений. Воспитывать у детей любовь к природе |
«Царство грибов» | Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов. | |
Правила поведения в лесу «Экологические знаки»» | Расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков. | |
Продуктивная деятельность « Гербарий из цветов и листьев» | Учить детей составлять гербарий, развивать познавательный интерес, закреплять названия цветов, узнавать дерево по форме листика. | |
Декабрь | Беседа «Куда исчезли насекомые?» Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе» | Формировать общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям. Учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. |
«Перелётные птицы» Участие в Акция «Поможем городской синичке»
| Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Знакомить с конкретными видами птиц северного края | |
Беседа «Как живут дикие звери». «Животные Севера» | Формировать представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. | |
«Выложи птицу (животное, предмет) из геометрических фигур» | Продолжать учить детей выкладывать изображения животных, предметов, явления природы и. д., используя геометрические фигуры; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать. | |
Январь | Беседа «Растения зимой». Труд на участке «Утепляем корни деревьев» | Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. |
«Природа и человек» | Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; Формировать представления о неразрывной связи человека с природой ,что создано человеком и что дает человеку природа. | |
Выставка «Живая и неживая природа» | Систематизировать знания детей о живой и неживой природе. | |
Февраль | «Снег» Беседа о защитных свойствах снега | Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега. |
Опыты и эксперименты со снегом | Создать условия для проведения экспериментальной деятельности, поощрять самостоятельность в ходе работы | |
«Снежный хоровод»
| Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | |
«Воздух, его значение», «Как обнаружить». (опыты и эксперименты» | Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. | |
Март | «Весна в лесу» | Расширить и закрепить имеющиеся представления у детей о природе, животных домашних и диких. |
«Растения весной» «Рисование (коллективная работа) «Первые цветы родного края» | Развивать наблюдательность: набухают почки, появляются листья и цветы, трава… Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе | |
«Как солнце жизнь дает земле». «Растения весной» | Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Формировать умение анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. | |
«Встречаем птиц» Продуктивная деятельность педагоги-дети -родители «Домик для птиц» (продуктивная деятельность) | Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов). Привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности. | |
Апрель | Огород на окне «Витамины на грядке»
| Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность за порученное дело. |
Комнатные растения. Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения. | Расширить знания о комнатных растениях, представление о потребностях комнатных растений во влаге. Рассмотреть особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым. | |
Лекарственные растения «Аптека Айболита» | Формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях. | |
«Планета Земля в опасности» | Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. | |
Май | Создание коллекции «Речные и морские камни» | Расширить знания детей о многообразии камней. Заинтересовать зданием коллекции. |
«Вода вокруг нас». Опыты и эксперименты с водой. Без воды нам не прожить. Презентация «Круговорот воды в природе» | Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек её использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. | |
«Почва и ее свойства» Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы | Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Почему нельзя загрязнять почву. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. | |
Экологическая викторина «Знатоки природы» | Формировать у детей элементы экологического сознания, воспитывать уважительное, бережное отношение к природе и окружающему нас миру. | |
Диагностика |
Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 128 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 2014. - 320 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение –2014. . - 207 с.
- Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.
Приложение 1
Работая в кружке дети к концу года научаться
• соблюдать правила культуры поведения на природе;
• различать сезонные изменения, происходящие в живой и неживой природе; выделять существенные признаки неживой природы;
• способам и приемам бережного отношения к живым объектам природы.
• устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
• заботиться и ухаживать за объектами природы;
• самостоятельно и качественно выполнять знакомые трудовые процессы.
Будут иметь представления:
об условиях жизни растений и животных;
о сходстве и различии деревьев, кустарников, травянистых растений;
о зимующих и перелетных птицах;
о домашних птицах, характерных признаков их внешнего вида, повадках; об уходе человека за ними;
об особенностях природы в разное время года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗНАЙКИ» СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ПРОГРАММАКРУЖКА «ЗНАЙКИ»СТАРШЕЙ ГРУППЫ...
Программа кружка «Знайка»
Программа кружка «Знайка»по развитию логического мышления и математических способностей детей посредством развивающих игр....
Рабочая программа кружка "Знайки" (подготовительная группа)
В программе спланирована деятельность педагога с детьми на весь учебный год.кружок "Знайки" поможет подготовить детей к школе....
Программа "Математический знайка"
Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта - развитие детей старшего возраста «Временных требований» к содер...
Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» естественнонаучной направленности для детей среднего возраста
Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие...
Рабочая программа "ПДД - знайки"
Ежедневно на дорогах происходят тысячи ДТП с участием детей. Особенно ситуация на дорогах ухудшается во время каникул. Связано это с тем, что у детей отсутствует защитная реакция ...
Программа кружка "Знайка" Для детей Подготовительной группы
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенст...