Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для средней группы
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

Молчанова Татьяна Николаевна

В средней группе средней группе воспитатель организует и проводит дидактические игры, как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. И помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.

Таким образом, дидактические игры способствуют не только   формированию у детей  доброжелательного и одновременно осторожного отношения к животным и растениям, но и воспитанию эмоционального отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для средней группы

В средней группе средней группе воспитатель организует и проводит дидактические игры, как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. И помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.

“Что надо для гнезда»

1. Учить детей понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.

2. Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах. Активизировать словарь по теме «Птицы»: перелётные – аист, скворец, утка; зимующие – воробей, ворона, сова, дятел, синица.

3. Побуждать различать голоса птиц в грамзаписи.

4. Воспитывать интерес к окружающей природе, бережное, заботливое отношение к птицам.

Путаница. Дидактическое лото

Игра учит находить различные предметы по их контурным изображениям, развивает навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику. Элементы самопроверки позволят научить ребенка самостоятельно контролировать и анализировать свои действия.

Игра предназначена для детей 4-7 лет.

Дидактические игры: "Кто где зимует?", "Раздели птиц на перелетных и зимующих"

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Дидактические игры: "Хорошо - плохо", "докажи, что это птица".

Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.

Дидактические игры: "Чей это домик", "Кто чей?". 

Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.

Дидактическая игра «Улетает — не улетает». (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.) 

Цель: воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время

Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию».

Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.

Дидактическая игра «Чего не хватает?» 

Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;

Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвост.

Дидактическая игра «Что лишнее?» Обычно эта игра применяется для развития мышления, но её можно использовать ещё и для развития зрительной и слуховой памяти, в зависимости от того, как преподносится материал – наглядно или на слух.

 Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.

Оборудование: карточки с набором из 4-х слов (картинок): три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.

Ход игры:

Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок). Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки). Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему?». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки). После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.

Усложнение игры происходит за счёт увеличения количества запоминаемых слов или картинок, а также за счёт более тонкой дифференцировки обобщающих понятий (например, посуда – столовая, кухонная, чайная).

Примерный перечень оборудования для игры

Домашние – дикие птицы

Курица, гусь, индюк баран

Утка, петух, павлин лошадь

Цыпленок, утенок, гусенок свинья

Птицы – звери

Страус, пингвин, аист дельфин

Дельфин, морж, осьминог пингвин

Дидактическая игра  «Четвёртый лишний»

Цель:. развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок.

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7. таракан, муха, пчела, майский жук;

8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9. лягушка, комар, жук, бабочка;

10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

 Дидактическая игра  «Летает, плавает, бегает» 

Цель: продолжать закреплять знания детей о природе., развивать интерес к жизни пернатых

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы.

Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта.

Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Дидактическая игра «Выложи птицу (животное, предмет) из геометрических фигур»

Цель: продолжать учить детей выкладывать изображения животных, предметов, явления природы и. д., используя геометрические фигуры; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

Оборудование: карточки, набор геометрических фигур.

Педагог предлагает поиграть в игру, в процессе которой дети придумывают свои предметы и изображения, используя ранее полученные знания и умения.

 

Дидактическая игра  «Кто потерял?» 

Цель: продолжать знакомить детей в процессе игр с различными свойствами предметов, учить их учитывать эти свойства при выполнении игровых задач.

Научить детей распознавать, какой птице принадлежат перья (петух, гусь, павлин, утка) из данной коллекции. Д/И «Исправь ошибку» А недавно, ребята, на птичий двор к бабе Дусе приходил нерадивый художник. Посмотрите, каких нелепых птиц он нарисовал. Вы видели таких? (детям предлагаются картинки птиц, по которым они должны определить, какие ошибки допустил художник)

Дидактическая игра  «Береги природу» 

Цель: воспитывать чувство любви к родной природе;

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д.

Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.

Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

Дидактическая игра «Кто где живет» 

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах развивать речь детей, обогащать их словарь;

Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц.

Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.

Дидактическая игра «Птичья семейка» 

Цель: учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Петух – курица – цыпленок (цыплята)

Гусь - …. - …. Селезень - … - …. Индюк - …. - ….

Дидактическая игра «Кто как разговаривает» 

Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

Утка (кря-кря) – крякает;

Гусь ….) - ….

Петух ….) - ….

Курица) - ….

Дидактическая игра «Один – много» 

Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление

Цыпленок – цыплята

Курица - ….

Индюк - ….

Гусь - ….

Утенок - ….

Гусенок - ….

Дидактическая игра «Кто как передвигается»

Цель: развивать связную речь; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе

Утка (что делает) – ходит, плавает, летает;

Индюшка ….) - ….

Таким образом, дидактические игры способствуют не только   формированию у детей  доброжелательного и одновременно осторожного отношения к животным и растениям, но и воспитанию эмоционального отношения к природе.

Разработала: воспитатель ЧДОУ «Детский сад № 162 ОАО «Российские железные дороги»,  ТатьянаНиколаевна Молчанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по экологическому воспитанию в средней группе

Дидактические игрыпо экологическому воспитанию в средней группе...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для старшей группы

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

картотека дидактических игр по экологическому воспитанию в старшей группе

собраны дидактические игры по ознакомлению детей с природой и предметами окружающего мира...

Дидактические игры по экологическому воспитанию в средней группе

Дидактические игры по экологическому воспитанию в средней группе....

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию в средней группе

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию в средней  группе....

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию в младшей группе

laquo;Где спрятался зайчик!»Цель:описать,назвать,растенияпохарактернымпризнакамиизсвязисокружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки орастениях.Правила игры: назвать ...