Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности "Приключения Буратино"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Александра Евгеньевна Голубева

Данный материал можно использователь в работе с детьми средней группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vozduh.docx59.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней группе                            по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»

Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи:

- развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;

- развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;

- учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Расширять словарный запас: воздух, прозрачный, невидимый, опыты, веер, упругий, легкий;

Материалы и оборудование: 

  • пакеты по количеству детей,
  • резиновые игрушки,
  • таз с водой,
  • мяч и воздушный шар,
  • стеклянный стакан,
  • пластмассовые стаканчики с водой,
  • трубочки для коктейля,
  • горох,
  • бумажные салфетки  по количеству детей,
  • по 2 одинаковых листа бумаги на каждого ребёнка,
  • мыльные пузыри,
  • баночки в которых лежал апельсин, кофе, духи,  чеснок;  
  • схема – подсказка для закрепления знаний детей
  • кукла Буратино.

Содержание:

(Напоминаю детям правила безопасности: дети берут предметы со стола только с моего разрешения и только те, которые назову.)

- Ой, ребята, вы не слышите, кто-то стучит.  Да это же Буратино! Что случилось?

- Ребята, он говорит, очень торопился, чуть не опоздал, ведь он помогал мне к занятию готовиться, и хочет тоже с вами позаниматься? Что это у тебя в руках, Буратино? Он говорит, что  приготовил для вас загадку. Вы любите отгадывать загадки?

«Через нос проходит в грудь         (глубокий вдох носом),

И обратный держит путь                  (выдох ртом),

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем»             (воздух)

Правильно, сегодня мы поговорим о воздухе: 

- Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)

- Давайте сделаем глубокий вдох и затем выдох (губы вытянуты). Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)

- Ребята, а вы видите воздух? (нет)

- Я тоже не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим? (он прозрачный, невидимый, через него все видно).

- Так значит, какого он цвета? (бесцветный).

- Для того чтобы проверить, правда ли, что воздух бесцветный, невидимый, он  есть везде вокруг нас, предлагаю провести опыт.

ОПЫТ  1.

- Как вы думаете можно ли воздух потрогать? Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.) Получается? И у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?

- Хотите, я вас научу ловить воздух?

Раздаю детям пакеты.

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст).  Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри? Это ребята в пакете – воздух? А скажите, вы видите воздух (нет). Значит, воздух какой? (Бесцветный и невидимый).

- Пакет наполнился воздухом и стал похож на подушку. Каким стал пакет? (Он стал упругим и плотным). Мы смогли потрогать воздух? (Да). Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Внутри  каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины, шарик).

- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха).

Какой мы можем сделать вывод? 

ВЫВОД 1. Воздух невидимый, прозрачный.

 (Дети садятся за столы)

- Воздух вокруг нас, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта. Возьмите трубочку и подуйте через неё в воду. Что же происходит?  (В стакане появились пузырьки). Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

-  Значит, внутри нас тоже есть воздух? (Да).

Вывод 2:  Воздух есть внутри нас. 

- Почему пузырьки не тонут? (потому что воздух легче воды). А сейчас я брошу мяч и воздушный шар в воду, почему они не тонут? (В них есть воздух, воздух легче воды)

- А какие можно еще попускать пузырьки? (Мыльные) (Пустить мыльные пузыри).

- Ребята, как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?                            (Предположения детей) - Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Вывод 3:  Воздух  лёгкий, поэтому в воде он поднимается вверх в виде пузырьков, а мыльные пузыри парят в воздухе.

- А хотите посмотреть как с помощью воздуха перемещаются предметы? Бросьте аккуратно горох в воду. Подуйте в трубочку и посмотрите как пляшут горошины, а потом скажите, может ли воздух двигать предметы в воде.

Вывод 4:  Воздух может двигать предметы в воде.

Предлагаю взять бумажные салфеточки, подуть на них.  

- Салфетки колышутся. Откуда же ветер появился тут, сейчас? (Ответы детей).  Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Вывод 5:  Ветер – это перемещение воздуха.

- Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? (Ответы детей).  Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает

чужие запахи.

- Чем может пахнуть воздух (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т. д.)

- Предлагаю в этом убедиться. В баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках.

Вывод 11: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Физкультминутка « Воздушный шар».        

-  Мы узнали, что воздух не имеет цвета, запаха, лёгкий, но его можно почувствовать. А есть ли у воздуха вкус?

- Ребята, вспомните, какой вкус у конфет? А у лимона?  А у воздуха есть вкус? Давайте попробуем вдохнуть и поймать ртом воздух? Получилось?

Вывод 6: Воздух не имеет вкуса.

- А как вы думаете, человек может жить без воздуха? (Нет, не может).

- Почему? (Человеку нужно дышать).

-  Ребята, давайте проверим, так ли это? Наберите побольше воздуха и не дышите. Пальчиками закройте нос, а ладошкой другой руки закройте рот одновременно. (Дети на время задерживают дыхание)

- Что же вы почувствовали? (Что нам нужно дышать).

- Скажите, а кто ещё не может прожить без воздуха? (Люди, животные, птицы, рыбы, растения тоже не могут прожить без воздуха).

Вывод  7: Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.

Ребята, а Буратино принёс для вас интересную картинку, давайте посмотрим, что это? Глядя на неё мы можем подвести итог нашим исследования:   Что же мы знаем о воздухе?

C:\Users\Val\Desktop\Свойства воздуха.jpg

Воздух бесцветный, прозрачный, поэтому мы его не видим;

Чтобы увидеть воздух, его надо поймать;

Воздух есть везде; внутри пустых предметов; и даже внутри людей;

Воздух не имеет своего запаха, только переносит чужие запахи.

Воздух легче воды.

Воздух не имеет вкуса;

Без воздуха ничто живое не может жить; он нужен для жизни людям, животным и растениям.

Физкультминутки

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок…

потянулись

делаем движение руками - берем шарик

надуваем шарик, постепенно разводим руки

разводим руки шире

разводим шире

хлопок руками

опустили руки вниз

Дует ветер с высоты  

Гнутся травы и цветы

Вправо-влево, влево         вправо

Клонятся цветы и травы.

Выше, веселей, вот так!  

Переходим все на шаг  

Вот и кончилась игра,

Заниматься нам пора!

руки вверх-вниз

наклоны вперёд-назад

наклоны влево-вправо

прыжки

ходьба на месте

садятся за столы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана.

Конспект открытого занятия познавательно­экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана».Провела: Водопьянова Александра Сергеевна2015г Конспект позна...

Конспект НОД по познавательно – экспериментальной деятельности " Магнитные игры со смешариками"

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.Задачи:Образовательные1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.2. Расширять з...

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Игры с губкой»

Цель занятия- создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста....

Конспект ОД по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»

Конспект ОД по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»...

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности "Удивительная соль"

Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он польз...

Конспект ОД по познавательно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Царственная осанка: может ли её иметь каждый?»

Конспект ОД по познавательно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Царственная осанка: может ли её иметь каждый?»...

Конспект занятия по познавательно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Волшебный камень - магнит»

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе« Волшебный камень - магнит»Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе эк...