Проект "Волшебная бумага"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Ганина Наталья Валерьяновна

В проекте представлены конкретные методы и приёмы, способствующие накоплению и обогащению знаний детей о бумаге,  разных её видах, качествах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_volshebnaya_bumaga.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 9  «Теремок»

633009, г. Бердск, ул. Рогачёва, 11; тел. (383-41) 4-73-97;

E-mail: bsk_du092@ mail.ru

ПРОЕКТ

«Волшебная бумага"

средняя группа «Кораблик»

                                                         

Разработчики:

                                                                          Гамова  Елена Ивановна, воспитатель;

Ганина Наталья Валерьяновна,

воспитатель.

г. Бердск

2018 г.

Оглавление

  1. Краткая аннотация                                                                      3                                                
  2. Постановка проблемы                                                                4                            
  3. Стратегия достижения поставленных целей                            5
  4. План мероприятий                                                                      6
  5. Прогнозируемый результат                                                       8        
  6. Выводы                                                                                        8
  7. Литература                                                                                  9
  8. Приложение к проекту                                                              10                                                            

Краткая аннотация

    Проект разработан воспитателями Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад комбинированного вида  №9 «Теремок» г. Бердска Гамовой Еленой Ивановной и Ганиной Натальей Валерьяновной. Он может быть использован воспитателями дошкольных учреждений. В проекте участвовали воспитатели группы, дети 4-5лет, посещающие  среднюю группу и их родители. Проект информационный, групповой, представляет организацию работы по формированию представлений у детей о бумаге.  В проекте представлены конкретные методы и приёмы, способствующие накоплению и обогащению знаний детей о бумаге,  разных её видах, качествах.  В проекте использованы как традиционные, так и инновационные формы работы. Работа охватывает период с сентября  по ноябрь 2017 года.

Паспорт проекта:

Тип проекта:

По доминирующему методу:

-информационный,

-познавательно-исследовательский.

По характеру содержания:

-включает ребёнка, его семью, общество.

По характеру участия ребенка:

-участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов:

-открытый (в ДОУ и за его пределами)

По количеству участников:

групповой и фронтальный

По продолжительности:

срок реализации проекта:

-краткосрочный

с сентября по ноябрь

Постановка проблемы

Потребность разработки проекта  «Волшебная бумага» заключается в накоплении и обогащении знаний у детей о бумаге, разных её видах, качествах и свойствах.

Целью проекта является создание условий для формирования у детей знаний и представлений о бумаге и её свойствах.

Согласно поставленной цели в рамках проекта решаются следующие задачи: 

  • Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
  •  Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
  •  Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований, опираясь на схемы, активизировать  речь детей. 

Характер проекта: информационный, организационный, познавательно-исследовательский, групповой, краткосрочный.

В проекте использованы:

  • Разработка и проведение непосредственно образовательной деятельности.
  • Сотрудничество с семьёй.
  • Проведение опытно–исследовательской деятельности .
  • Художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»


                          Список используемой литературы.

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.  Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика- Синтез 2011г.
  2. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

 -М.:Сфера,2006.

  1.  Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.

  -М.:Мозаика-Синтез, 2007.

4 . Комарова Т. С. Детское художественное творчество. –М.:Мозаика-Синтез,

    2005.

Приложение к проекту №1

Непрерывная

 непосредственно-образовательная деятельность

Тема: «Мы — исследователи»

Задачи:

  • развитие познавательных способностей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов;
  • развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы;
  • учить детей делать выводы по окончании опыта;
  • воспитывать аккуратность;
  • знать правила безопасности при работе с бумагой;
  • учить детей наблюдать.

Материал: ёмкости с водой, бумага разного вида, фактуры, ножницы, дидактическое пособие «Виды бумаг» ватные палочки, тарелочки с растительным маслом, карточки-схемы.  

Ход занятия: Сегодня мы поговорим о том, что всегда рядом с нами, но мы даже не задумываемся, с каким трудом она появляется. А вот что это?

Загадка: «Я белая как снег, дружу с карандашом. Где он пройдет - там след кладёт».

Правильно, это бумага. А что из неё делают, вы знаете? Дети называют предметы из бумаги (газета, журнал, книги, фотографии). И еще много другого.

Происхождение бумаги. А знаете ребята, бумага не всегда была такой, какой мы её знаем сейчас. В древние времена бумаги не было, но люди хотели писать и рисовать. И делали они это, высекая рисунки на камне. Но камень очень твёрдый, тяжелый и это делать было трудно.  Потом люди придумали глиняные дощечки, на которых  царапали буквы и картинки острыми палочками. А уже потом люди стали писать на бересте, т.е. на берёзовой коре.  И только потом, через много лет люди научились делать бумагу.

В:  А почему из бумаги не делают одежду, мебель, транспорт?

О: Да потому что она непрочная, ненадежная, тонкая. И сейчас мы это проверим.

Приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию.

Опыт 1

Возьмем емкость с водой и положим туда салфетку. Что мы заметили?

Вывод: бумага размокает. Она тонкая.

Опыт 2

Попробуйте смять кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага осталась мятой.

Вывод: бумага хорошо мнется и сама не распрямляется.

Опыт 3

Попробуйте порвать картон (это же тоже бумага?), а теперь бумагу.

Вывод: картон плотный и его порвать не просто. А бумага? давайте порвём её на мелкие кусочки. Чем плотнее бумага, тем она крепче.

Опыт 4

А теперь возьмите на ладошку кусочки бумаги и подуйте на неё. Она летит. Вывод: бумага лёгкая.

    Опыт 5

Ватной палочкой, обмокнув её в растительное масло, проведите по бумаге. Что вы заметили? На бумаге остался след.

Вывод: на бумаге остаются следы от карандаша, ручки, красок.

Опыт 6

Возьмем бумагу со стола и будем выполнять движение «Стирка белья». Что мы услышим?

Вывод: бумага издает звук, шуршит, скрипит.

Игра «Бывает — не бывает»

В: « Я называю предметы, если они из бумаги  — хлопните в ладоши, а если нет  — нужно присесть (книга, газета, лампочка, обои, стул, фотография, кукла, открытка)».

Рефлексия

Повторить всё, что дети узнали, используя карточки-схемы.

Бумага — материал непрочный, поэтому надо бережно и аккуратно относиться к вещам из бумаги.

Приложение к проекту №2

Непрерывная

 непосредственно-образовательная деятельность

Интегрированное занятие:

(познавательно - исследовательская деятельность

  + ручной труд)

           Тема: «Волшебная бумага» «лисичка»

Задачи:

  • расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах;
  • совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;
  • развивать воображение, сообразительность;
  • развивать мелкую моторику рук.

 Материал: образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.) листы оранжевой бумаги для поделки.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня  я вас приглашаю на выставку, которая называется «Волшебная бумага»

 Давайте посмотрим, что у вас лежит на столах?

Дети: Бумага.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим ее. Скажите, вся ли  ли она одинаковая? А как можно определить?

Дети: Она разная. Можно погладить, пощупать, потрогать ее.

Воспитатель: Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой,  мягкой и не очень. А кто знает виды бумаги? (цветная, альбомная, картон, салфетки, бархатная и др.).  А вы  знаете, откуда произошла бумага?

 Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Дети, кто знает на чём писали древние  люди? Ее изобрел в Китае примерно в 105 году человек по имени Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.

Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Позднее кто-то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в нее крахмал.

А сейчас люди  из чего бумагу  делают? Какие вы молодцы, знаете  что бумагу делают из дерева.

А сейчас я вам предлагаю небольшую экскурсию по нашей выставке, я хочу вам рассказать о видах бумаги  которые встречаются в нашей жизни.

Картон:    - этот плотный и толстый материал, из него можно изготавливать различные подделки:

  -  бывает разных цветов, а также  гладкий, блестящий и матовый;

 -  следует всегда помнить, что лист картона сгибают только один раз, и, если сгиб выполнен неровно, исправить уже ничего будет нельзя.

Цветной плоский картон просто незаменим для творчества наших детей.

  Газетная бумага:

  -  непрочная, тонкая, имеет желтоватый оттенок, шероховата на ощупь, такая бумага не пригодна к аппликации;

 -  бумага, предназначенная для печатания газет;

 - легко рвется и мнется.

Например, из газетной бумаги можно сделать шапочки, которые надевают в жаркий день, или сложить фигурки животных.

Оберточная бумага:

   -  эта яркая, гладкая и красочная бумага,  достаточно прочна и с трудом рвется руками.

 Благодаря разнообразию цветов и  хорошей  склеиваемости  -  эта бумага прекрасно подходит для создания аппликационных картин.

Обойная бумага:

   - различают гладкую с рисунком и рельефную обойную бумагу;

 -  самое широкое применение  конструирование поделок,  создают композиции хороводов кукол, матрешек, петрушек, по-разному  комбинируя цвета.

Журнальная бумага:

    - такая бумага имеет гладкую поверхность, устойчива к влаге и может быть окрашена в любой яркий цвет.

 Используется для журналов и обложек.

Бархатная бумага:

   -  немного напоминает картон с той лишь разницей, что с одной стороны ее поверхность покрыта мелкими цветными ворсинками, что и делает материал похожим на бархат.

 Использование такой бумаги в аппликации и силуэтных вырезках позволяет создать очень красивые и оригинальные произведения.

Гигиеническая бумага:

  -  этот вид включает в себя туалетную бумагу, бумагу для салфеток и полотенец;

 - бумага тоненькая, мягкая, приятная на ощупь.

Такую бумагу зачастую используют для создания забавных поздравительных открыток.  Впрочем, капелька фантазии – и вы найдете ей применение при работе над различными поделками.

Гофрированная  бумага:

   - эта тонкая, мягкая, нежная, пластичная разноцветная бумага;

 -  приятная на ощупь;   -  матовая, рыхлая, полупрозрачная, эластичная

 Просто идеально подходит для детского творчества

  Фольга:

 - блестящая, разноцветная, сверкающая и переливающаяся на солнце обертка от шоколадки, конфеты или шоколадного яйца.

 Фольга - удивительный материал, который притягивает внимание не только малышей, но и радует взор взрослых.

 Но помимо красивого внешнего вида, у фольги есть еще немало полезных и интересных  свойств,  на ощупь фольга прохладная, скользкая, гладка;

-  при зрительном восприятии фольга блестит, серебристого цвета, сверкает;         невероятно податливый материал; фольга  легко рвется, мнется, сворачивается, складывается, скатывается в колбаски, шарики и легко режется ножницами.

Цветная бумага

-  бумага бывает белая, красная, синяя и всяких других цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая;

 -  бумага шуршит, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить;-  бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная.

прекрасный материал для детского творчества, позволяющий создавать красивые красочные и интересные поделки.

Тетрадная бумага: 

- бумага хорошо поддается обработке:

 - легко складывается, скручивается, склеивается, прекрасно окрашивается.

Эти качества и свойства бумаги позволяют рекомендовать ее для широкого применения в детских аппликациях.

Копировальная бумага:

 - тонкая, темная, одна сторона у копировальной бумаги - жирная, с краской, а другая – матовая.

Рисовать на ней нельзя, но и она все-таки немного волшебная. С ее помощью можно перевести рисунок.

Альбомная бумага:

 - белая, толстая, жесткая, непрозрачная;

 - А еще она гладкая, плотная, матовая, прочная, упругая, если ее согнуть в кольцо, а потом отпустить, полоска опять станет прямой;

 - с ней можно делать:  размечать, резать, складывать, сгибать, окрашивать, склеивать.

 - сминается, все ребра  четко выражены,  разутюживанию  не поддаются;

 -  выгорает — теряет белизну на ярком солнце.

Из нее делают альбомы, иллюстрации, рамки, обложки.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в такую игру

 Игра «Угадай из какой бумаги?». 
— Давайте посмотрим на предметы на столе. Скажите, из какой бумаги  они сделаны?  (Картонная коробка, цветок из цветной бумаги, шляпа из газеты и т.д.).

 Бумага – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Оглянитесь вокруг книги, газеты, тетради, обои, различные упаковки –все это бумага. Приглядитесь по внимательней, потрогайте ее пальцами, сожмите в кулак, порвите: она пластична, готова принять любую форму. Постарайтесь, и лист бумаги будет послушен вашим рукам, вы сможете создать фантастический, сказочный мир! 

Воспитатель: Ребята,  а какими видами бумаги мы сегодня познакомились? Какие поделки можно сделать из картона? из газеты? из цветной бумаги?  

Да, из бумаги можно делать разные поделки: цветы, картины, животных. Я вам предлагаю сделать из цветной бумаги лисичку, это техника называется  оригами. Проходите за столы, присаживайтесь поудобнее.

Посмотрите, какой формы лист бумаги перед вами?

Сейчас лист сложите так, чтобы у вас получился треугольник, аккуратно прогладьте линии сгиба, сложите ещё раз лист, чтобы уголки встретились, а сейчас загибайте один уголок вверх, прогладим и другой уголок точно так же.

Сейчас возьмите фломастеры и нарисуйте нашей лисичке мордочку: глазки, носик, усы и ротик, вот наша забавная лисичка и готова.

Приложение к проекту №3

Беседа на тему «Как бумага в наш дом пришла»

         Задачи:

  • познакомить детей с производством бумаги
  • воспитывать уважение к работникам бумажного дела
  • воспитывать у детей желание беречь природу и деревья.

Начиная производство бумаги, лесорубы спиливают деревья и везут на машинах или сплавляют по рекам (слайд№1)

Везут на бумажные фабрики .Если раньше делали всё вручную то сейчас

Выполняют машины. Для производства бумаги требуется древесина и много воды, поэтому бумажные фабрики строят обычно на берегах рек. Специальные машины очищают дерево от сучков, веток, коры (слайд№2)

Потом промывают водой, пилят и измельчают в щепу или опилки.

Помещают в огромные, огромные  металлические котлы  при очень высокой температуре варят эту щепу(слайд№3). Полученную  кашицу распределяют в бумагоделательную машину, после этой машины, после отжима и отутюживания, отглаженная бумага отправляется в типографию для печатания книг, газет, журналов, а потом развозят в магазины и киоски.(слайд№4)

Ежегодно для производства бумаги в мире вырубают миллионы деревьев.

Наша страна богата лесами, но это не говорит о том, что лес не надо беречь. Лес это наше богатство, его надо очень беречь.

             Игры и игровые упражнения с бумагой

                        Игра: «Смятая бумага»

Предложить ребенку лист бумаги, помять ее (нужно помнить, что мы учим детей не мять и не рвать книги). А вот листочек бумаги можно помять, порвать и скатать в комочки, тогда может получиться снежок; их можно  бросать в цель, катать, складывать в корзину, можно приклеивать, получив снеговую тучу или даже снеговика.

Итак, сначала ребенку можно дать мягкие сорта бумага, например салфетки. Сминая кусочки бумаги, ребенок с помощью взрослого может научиться делать цветы, собрать браслет на нитку. Тем самым уже в 3-х летнем возрасте  мы приучаем ребенка к творчеству.

Игра «Колобок»

Предложить ребенку поиграть в «колобка». Для этого нужно смять кусочек бумаги и скатать его в шарик. Катать по полу «колобки» и сделать их целое семейство (папа- самый большой, мама – поменьше и малыш – самый маленький). Так мы и ручку развиваем и величины изучаем.

Игра «Найди сюрприз»

Завернуть в бумагу небольшой предмет. Для детей 3-4 лет можно взять мишку, собачку и обыграть: «Привет, Тимошка! Я принес тебе сюрприз. Хочешь посмотреть что здесь?»Дать ребенку развернуть сверток, изобразить радость вместе с ребенком. Игру можно усложнить. Подарок нужно не только открыть, но и угадать по описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может катиться и прыгать. Что это? Молодец – это мячик!!!»

Игра « Обед для кукол»

Приготовить обед для игрушек. Рассадите кукол, зверушек, поставьте перед ними тарелочки и чашечки. Ребенок пусть отрывает пальчиками маленькие кусочки от целого куска бумаги. Получаются «конфетки» или пирожки. Дети складывают их в тарелки и угощают своих гостей. С детьми постарше можно посчитать порванные части, сравнить у кого больше всех конфет, у кого меньше всех.

Игра «Тропинка»

Для данной игры подойдет любая бумага: страницы из журнала, тетради, туалетная бумага. Вместе с детьми соорудите тропинку,  выкладывая листы друг возле друга. Например, от дивана к столу, от стола к шкафу и т.д. Дорога может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем разной ширины. Задача не выйти за ее пределы. На другом конце тропинки положите приз, который ребенок получит , успешно до него добравшись .

Игра «Веселая полянка»

Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Смажьте его клеем. Дайте ребенку цветную бумагу, покажите как ее можно разорвать на кусочки и наносить на лист. Пусть кусочки будут самые разнообразные – и маленькие и неровные, и длинные полоски. Разрешите ребенку украсить «полянку» по своему усмотрению.

Игра « На что это похоже?»

Предложить ребенку нарвать много кусочков бумаги. Рассмотрите эти части. Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая? А на что похож этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и прочие детали, так будет еще увлекательней.

Игра «Угадай пальчиками» (3-4 года)

Эта игра является продолжением игры «Чудесный мешочек». Дайте ребенку потрогать и поводить пальчиками по глянцевой, бархатной  бумаге, картону. Расскажите ребенку о свойствах , называю эту бумагу. После того как ребенок запомнит эти ощущения с ним можно поиграть в такую игру. Попросите его закрыть глаза и определить на ощупь какая это бумага. Возьмите его пальчик и скажите что это самолетик.  Полетели и сели. На какую полянку сели? Или можно сложить различную бумагу в «волшебный» мешочек. Предложите достать по одному листу бумаги, о которой вы говорите (описываете).

 Игра « Бахрома для шарфика»

Вырежьте несколько полос бумаги, напоминающие форму шарфа. Раскрасьте их. Сделайте небольшие надрезы по краям. Аналогичная игра «Дорожки»

чтобы не наступить на снежинки или не промочить наши «ножки». «Ходим» указательным и средним Игра «Рулончики»

Интересной забавой для малышей является скатывание бумаги в рулончики. Хотя это не так просто, как кажется на первый взгляд. Скатали? Теперь пофантазируйте – это и подзорная труба, с помощью которой мы рассматриваем звезды, и бинокль, и дудочка, и сладкие рулетики,  которыми мы накормим куклу Катю и т.д.

Игра « Дождь и снег»

Сделать из порванных кусочков «снег» или «дождь». Подбрасывайте их вверх и наслаждайтесь полетом «снежинок».

— Когда же у нас лежит снег? Правильно зимой. Наши пальчики решили пойти погулять. А на улице много снега. Давайте походим нашими пальчиками так, пальчиками, переступая через «снег», поднимая высоко ножки-пальчики. Считаем по пути «снежинки: «одна, две, три…».

Игра «Полет в космос»

Возьмите пластиковую бутылку. Она будет у вас ракетой, которая полетит в космос. Предложите посадить в нее «пассажиров». Пусть ребенок засовывает порванные кусочки в горлышко бутылки. Предварительно их можно будет скомкать в шарики.

Игра «Снежные войны»

Зима – одно из любимых времен года детворы. И неудивительно: можно играть в снежки, кататься на салазках, коньках, лыжах. Для «снежных» игр приготовьте бумагу, сомните ее в комочки. Сделайте каждому участнику игры по 10 снарядов. Постройте укрепления, обстреливайте «противника» снежками. Кто попал, тот и побеждает.

 Игра « Самый  меткий »

Соревнование на меткость. Для этой игры нужно скомкать из бумаги мячики и попытаться попасть ими в корзину, коробку. Постепенно увеличивать расстояние. Каждому участнику сделать снаряды разного цвета (красные, желтые, синие). После окончания матча посчитайте, кто же оказался победителем – забросил наибольшее количество мячей в корзину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему  МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника...

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»

Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»                                    [[{"type":"med...

Мастер-классы для родителей, воспитанников и воспитателей: «Волшебный мир бумаги и великолепных цветов из крепа» (гофрированной бумаги) гиацинты. Подмосковье. г.Красногорск 2016г.

Мастер – классы – это организованная деятельность, которая развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления детей, уси...

Бумага. Применение бумаги

Мастер - класс для педагогов и родителей....