Допольнительное образование "История России"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кицун Наталья Анатольевна

Данная программа направлена  на ознакомление с историей России и культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon История России146 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идеи, в стремлении, в жажде стать настоящим патриотом, настоящим борцом. Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества».

Сухомлинский В.А

Направленность программы:

Данная программа направлена на ознакомление с историей и культурой России, по содержанию является познавательной;

-по функциональному предназначению – учебно-познавательной,

- по форме организации - кружковой;

-по времени реализации – 1 год.

Программа разработана в соответствии с законом РФ» Об образовании»; ФГОС ; на основе учебных пособий О. Ф. Горбатенко, О. Л. Князевой, Н. Ф. Виноградовой, Л. А. Соколовой, Н. В. Чудаковой, С. В. Новикова, а также моих собственных разработок по данной теме.                                                                                            Новизна программы: заключается в том, что каждый ребенок сможет более расширенно и углубленно узнавать о родной стране, ее природе, истории, культуре, великих открытиях, знаменитых людях.                                                                         В программе представлены современные методы и приемы по ознакомлению с народным искусством, а также краеведению и патриотическому воспитанию, путем изучения быта и традиций русского народа.                                                                         Актуальность программы:

Все большую актуальность приобретает проблема нравственно-патриотического воспитания детей, ведь среда, в которой растут дети, представляет собой беспорядочный  набор элементов различных традиций и культур. Очень часто, в наши дни, можно услышать: «Какие дети пошли!», «У нас таких проблем не было», «Неуправляемый ребенок», «Дети стали гиперактивные».

Действительно, настали времена, и не пустеет больше двор при выпуске детских передач и мультфильмов (их сейчас в избытке), мало помогают дети родителям по хозяйству – нет такой необходимости. Дети предоставлены зачастую сами себе, телевизору, компьютеру, родители занимают не ведущее место в воспитании своих детей. Данную функцию выполняют чужие тети и дяди, персонажи зарубежных мультфильмов с экранов ТВ, просторов интернета. Чего же мы хотим, если главным занятием ребенка сейчас является не дворовая коллективная игра, а скорее домашние игры в одиночку, а главное занятие матери – не дом, а карьера и статусность, яркое сияние супермаркетов, а не прогулки с ребенком. Смена приоритетов привела нас к тому, что мир и традиционная система семьи перевернулись. Вряд ли включив телевизор, ребенок сейчас выберет  добрый советский мультфильм или передачу о животных. Пришло время, задать себе и обществу вопрос: «Таким ли мы хотим видеть подрастающее поколение?», «Какова главная цель семейного воспитания?», «Стоит ли соответствовать европейским стандартам?». А может быть вернуться назад, оглянуться и напомнить людям о главном: о своих исконно русских традициях, своих кладезях нравственности и системы обучения. Ведь дети пресытились иностранной моралью, они так легко идут за своей исконно русской моделью поведения, им нужно только помочь. Именно сейчас в условиях всемирного конфликта, необходимо вспомнить о своих корнях, своих предках, устоях, обычаях, традициях.

Мы живем сейчас в непростое время, время перемен во всех отраслях, не обошло это и систему образования.  Мы стали мало уделять внимания духовному, нравственно-патриотическому воспитанию, приобщению к труду подрастающего поколения.  Во все времена дети получали в наследие знание родителей о своем роде, своей семье.  Спросите себя, что вы знаете о своих предках? Не все смогут ответить. Так  может быть просто каждому родителю  «отрыть зонт» и укрыть своих детей от  «информационного дождя» в виде ужасающих передач, пропаганды агрессии и равнодушия, закрыть границы для европеизации в жизни детей и дать возможность детям прочувствовать, что такое детство. Ведь социальные сети уже давно полны выражений: «Такого детства больше не будет». Все в наших руках и если хоть одна семья и один ребенок примут необходимость возвращения к русским ценностям и отстранятся от иностранных мотивов, тогда будет надежда полагать, что эту модель переймут их дети и внуки. Пришла пора вспомнить семейные вечера и совместные игры: русское лото, шашки, шахматы, морской бой, игра в слова, прятки, города……их ведь так много, но телевизор, компьютер и социальные сети быстро вытеснили все это. Они остались вне конкуренции.

Результаты проекта будут значимы для детей, родителей, педагогов и страны в целом. С помощью проекта достигается основная цель –  формирование духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе приобщения их к русской народной культуре. Дети и родители знакомятся и изучают русские народные традиции, обычаи, посещают культурные  места города, вместе выполняют  задания, участвуют в мероприятиях.

 

Программа направлена:

- на сохранение духовности и культуры детей;

-создание условий для успешного наследования традиционной и отечественной культуры;

- воспитание патриота, духовно-богатого, творческого с огромным потенциалом самореализации;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

Педагогическая целесообразность программы

Данная программа» Путешествие в историю» предназначена для детей 5-7-ти летнего возраста, весь предлагаемый материал доступен и понятен детям. Программа разработана в соответствии с ФГОС  и современными требованиями к образовательным технологиям, которые отражаются:

-В принципе обучения (доступность, индивидуальность); - формах и методах обучения (дифференцированное обучение); методах контроля (анализ результатов , викторины, выставки, и т. д.).

Цели программы:

- формирование и развитие у детей патриотического мировоззрения, социальной активности, четкой гражданской позиции;

- раскрытие способностей и возможностей каждого воспитанника;

- развитие способностей к личностному самоопределению.

Задачи программы:

- воспитывать детей в духе патриотизма, уважительного отношения к историческому наследию, русской культуре, к народным традициям и правилам;

- формировать общую культуру детей на основе усвоения знаний по обозначенным темам программы;

- создавать условия для расширения кругозора о природе, истории, культуре, великих открытиях и знаменитых людях,

-формировать умение использовать накопленный опыт в повседневной жизни.

Второй блок: «Человек, его место и взаимоотношения в семье».

Третий блок:» Человек и его вклад в историю и культуру Отечества».

На занятиях данного цикла мы опираемся на народную память о каждом историческом этапе и оцениваем его, с точки зрения значимости для жизни Отечества. Эта память запечатлелась и в особых именах, данных народом великим деятелям истории и культуры, (например, Александр Невский, Дмитрий Донской и т. д.). Данный материал мы преподносим знакомя детей с устными и летописными преданиями, сказаниями, легендами, историческими и солдатскими песнями и т. д. С богатством и яркостью художественных промыслов и памятников архитектуры мы знакомим детей, используя видеоматериал, посещая экспозиции выставочных залов, музеев города и передвижных выставок, созвучных с данной темой. Мы подводим детей к бережному отношению к духовному наследию нашей Родины, к напоминанию о нравственном долге потомков любить и беречь свое Отечество. В учебном процессе красной нитью проходит мысль о созидательном труде, как простого люда, так и тех, кто по роду своей профессиональной деятельности занимались определенными видами творческого труда. Для того чтобы подвести детей 5-7 лет к освоению материала по данному направлению, используются следующие методы и приемы: разъяснение, пояснение, иллюстративный материал, тематические видеосюжеты. Возраст детей, участвующих в данной образовательной программе 5-7 лет. Дети данного возраста на более высоком уровне осваивают материал и выполняют практические задания. Этому способствует совокупность возрастного психофизического, интеллектуального и эмоционально-эстетического развития дошкольника, имеющего небогатый жизненный опыт в области хозяйственной жизни, природы, семейных отношений и т. д., определенный объем знаний в этих областях.

Срок реализации образовательной программы 1 год.                                                         Данная программа отличается от аналогов тем, что родители являются постоянными ее участниками не только в реальном времени, но и в режиме онлайн. В этом нам помогает программа WhatsApp, и социальная сеть «В Контакте» через нее же и получаем обратную связь от родителей, т.к. данный вид общения является распространенной и доступной культурной практикой наших дней. Важным этапом работы является информирование родителей о наличии сайтов культурных центров нашего города, возможности получения рассылки о готовящихся народных праздниках и мероприятиях.                                                                                                 Это позволяет нам переключить родителей с виртуальной жизни, на реальность (при помощи излюбленного интернета), дает возможность посмотреть по сторонам, обрести хобби, задуматься о семейных ценностях. Начинать в любом случае надо с родителей.

Дети в процессе освоения программы получат представление:

  • о планете, на которой мы живем;
  • о своей нации, языке, традициях;
  • о столице нашей Родины – Москву;
  • осимволах (флаг, герб, гимн) России;
  • о природе родных мест, флоре и фауне (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • о народных традициях, праздниках, обычаях;
  • о представителях других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  • о жизни детей в других странах;
  • о семье, родственных отношениях, о ценности труда родителей и близких родственников;
  • о культурных местах своей малой Родины;.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 5-7лет                                                        Сроки реализации дополнительной образовательной программы 2018 –  2019 г.

Формы работы с детьми:

  • беседы;
  • игры; 
  • проведение совместных праздников;                                                 просмотр фильмов;
  • презентации;
  • организация выставок;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- наблюдение за детьми и родителями в ходе реализации программы;

- опросник (анкета) для детей, родителей;

- отзывы родителей;                                        

 - создание уголка России

Октябрь

Дата

Тема

Цель

2.10.18

«Знакомство с госпожой историей» «Что такое история

дать первоначальное представление об истории цивилизации. Познакомить с понятием «история». Рассказать о том, что у всех народов мира есть прошлое и все хотят знать, как жили их предки. Формировать знания о таких понятиях, как «прошлое», «настоящее»

4.10.18

Чтение глав из книги С. В. Новикова «Справочник дошкольника. История», Н. Майорова «Русская история».

Обсуждение по тексту

9.10.18

«Я и моя история». «Моя Родина – Россия»

Дать сведения о таких понятиях, как «имя, фамилия, отчество». Рассказать о разнообразии современных имен и имен в Древней Руси, их происхождении.

11.10.18

Познавательная беседа «Главный город нашей страны»

уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Оборудование и материалы: открытки с видами Москвы, фотографии; д/ игра «Найди герб (флаг) России»

16.10.18

Москва-столица нашей Родины

Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, воспитывать патриотические чувства.

18.10.18

Природа России

Закрепить знание детей о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

23.10.18

«Города России»

познакомить детей с крупными городами России, с историей, воспитывать патриотические чувства.

25.10.18

Государственные символы России: герб, флаг, гимн

закрепить знания детей о государственных символах России, формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.

Ноябрь

Дата

Тема

Цель

1.11.18

«История Московского Кремля»

познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: слайды с изображением древнего и современного Кремля; мультимедийный проектор, магнитафон.

6.11.18

«Белая береза - символ России».

Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России- берёзе. Познакомить детей с обычаями и обрядами , ритуалами ,связанными с березой. Приобщать детей к Русской народной культуре , воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.

8.11.18

«Какие народы живут в России»

познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

13.11.18

Чтение сказок народов России.

Дымковская игрушка

Расширение знаний детей о дымковской игрушке. Знакомство детей с историей возникновения дымковских игрушек. Воспитание интереса детей к изделиям народного промысла.

15.11.18

«Климатические зоны России»

Программное содержание: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.

20.11.18

Русский народный костюм

Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом. (2 занятия)

22.11.18

2 занятие

Декабрь

Дата

Тема

Цель

4.12.18

История возникновения Руси

2 занятия

формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории

6.12.18

2 занятие

11.12.18

«Былинные богатыри – первые защитники земли русской»

знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.

13.12.18

Чтение былинных и сказочных произведений.

Рассматривание картины «Богатырская застава» В.Васнецова.

Слушание песни А. Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская сила».

18.12.18

«Богатырская Русь»

закреплять и расширять знания детей о силе и славе Богатырской Руси, о любимых народных героях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, познакомить с новым богатырём - Дмитрием Донским, формировать историческую память; воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков, любовь к Отчизне, семье.

20.12.18

Итоговое занятие

«Викторина клуба знатоков истории «Что? Где? Когда?» Цель: обобщение знаний по теме «Богатыри Руси».

25.12.18

«Великие князья Руси»

познакомить детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России – Ярослав Мудрый, Александром Невским и Дмитрием Донским.

27.12.18

Чтение книг о князьях и их подвигах:

О. Тихомирова «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом». Главы энциклопедии «История», справочника дошкольника «История».

Январь

Дата

Тема

Цель

9.01.19

«Петр Великий»

Познакомить с деятельностью Петра Великого. Воспитывать чувство гордости за Россию.

Рассказ воспитателя « Первый император Всероссийский», «Рабочий день Петра I».

Беседа «Великие дела великого царя».

11.01.19

Полководцы и герои»

На примерах подвигов полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности.

14.01.19

 «Бородинская битва».

Беседа

16.01.19

«Быт и уклад жизни наших предков»

Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму.

18.01.19

«Народные традиции и промыслы»

4 занятия

Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.

23.01.19

2)

25.01.19

3)

30.01.19

4)

Февраль

Дата

Тема

Цель

30.01.19

«Работа с картой

Москвы»

Создать у детей целостный образ Москвы -  столице нашей Родины.

- Учить детей рассматривать карту Москвы, что изображено на ней

6.02.19

«Район, в котором

ты живешь»

 Формировать у детей представление о районе, в котором  они живут, вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему нашего района

8.02.19

«Знакомство

детей с главной площадью

Москвы – Красной площадью»

2занятия

Познакомить детей с главной площадью Москвы – Красной площадью.

- Познакомить с основными строениями на Красной площади: Собор Василия Блаженного, Памятник Минину и Пожарскому.

13.02.19

15.02.19

«Улицы Москвы»

Продолжить знакомство с историей и культурой города Москвы.

- Познакомить с историей возникновения названий некоторых улиц, с изменением их внешнего вида с течение времени.

20.02.19

Памятники Москвы

Презентация

22.02.19

«Театры и музеи

Москвы»

2занятия

Познакомить детей с самыми известными в Москве и во всём мире Большим театром, государственной Третьяковской галереей, кукольным театром им. Образцова.

27.02.19

Март

Дата

Тема

Цель

1.03.19

«Останкинская

башня»

Продолжить знакомство детей с Москвой и ее достопримечательностью, Останкинской телебашней.

6.03.19

«Москва –

город герой»

3занятия

Закрепить и обобщить знания детей о городах – героях (Москва, Ленинград, Брест).

13.03.19

2)

15.03.19

3)

20.03.19

Народные игры и игрушки

2 занятия

 детей с народными игрушками «скатка» - разновидность кукол, филимоновской игрушкой и т.д.

22.03.19

2)

27.03.19

Быт и традиции

Познакомить детей с русской избой. Воспитывать интерес к истории

29.03.19

Города Герои

Познакомить с городами героями

Апрель

Дата

Тема

Цель

3.04.19

«Народные и культурные традиции»

Воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству, интерес к искусству родного края, любви и бережного отношения, к произведениям искусства.

5.04.19

«Народные умельцы»

Познакомить детей с разнообразием народного искусства, художественных промыслов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта), различными видами материалов.

10.04.19

«Русская изба, быт»

Приобщать детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.

12.04.19

«Семья, труд людей на Руси»

формирование представлений об истории...

17.04.19

«Государственные праздники»

Приобщать к праздничной культуре. Отмечать государственные праздники:

19.04.19

«Природа России»

Формировать представление о разнообразии природы нашей страны, показать красоту родной природы, воспитывать бережное отношение к ней.

24.04.19

«Мои предки (родословная)»

Развивать интерес к истории своей семьи

26.04.19

Герои Великой Отечественной войны - наши земляки


Формировать представления о героических защитниках страны в годы ВОВ, познакомить детей с подвигом нашего земляка З.Прохорова, воспитывать чувство любви к малой и большой Родине.

Май

Дата

Тема

Цель

3.05.19

 Великая отечественная война

Воспитывать детей как патриотов своей Родины, знающих ее историческое прошлое.

8.05.19

Главные битвы войны;

познакомить детей с одним из величайших сражений Великой Отечественной Войны – Курской битвой. Дать детям первоначальные знания о начале ходе Курской битвы. Объяснить детям её значимость, объяснить, почему  город носит почётное высокое звание- Город первого салюта и Город Воинской Славы!

10.05.19

Герои Великой Отечественной войны;

Расширять представления детей о событиях и подвигах юных защитников Родины в годы Великой Отечественной войны;

Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны;

15.05.19

Презентация на тему Детям о Великой Отечественной войне

Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны

17.05.19

Презентация на тему День победы - 9 мая

Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны

22.05.19

Презентация на тему Мы помним, мы гордимся

Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны

24.05.19

Великие люди России

Расширить и закрепить знания детей о Знаменитых людях России ,чем они прославили Россию

29.05.19

Презентация на тему Россия ‒ наша родина

Итоговое занятие .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

В статье представлены преимущества открытия групп кратковременного пребывания (адаптационных групп). ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "йога для детей"

Рабочая программа дополнительного образования  по фгос "Йога для детей"....

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

ПРОГРАММА ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА» для детей старшей группы (5 – 6 лет) подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)

Данная Программа рассчитана на старший и подготовительный возраст.Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических  наук сре...

ПРОГРАММА ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Раз-ступенька» для детей от 5 до 6 лет

В данной программе раскрыта система работы по развитию математических представлений детей 5-6 лет. Данная программа составлена на основе курса «Игралочка» и «Раз- ступенька, два...

ПРОГРАММА ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мультстудия» для детей старшей группы (5 – 6 лет) подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)

Программа дополнительного обазования по созданию мультфильмов различными методами для детей 5-7 лет....

ДОПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИВАЙ-КА» по формированию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет на 2022- 2023 учебный год

ДОПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «РАЗВИВАЙ-КА»по формированию элементарных математических представленийу детей 6-7 лет на 2022- 2023 учебный год...