ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
статья по теме

Мельник Ольга Александровна

В статье представлены преимущества открытия групп кратковременного пребывания (адаптационных групп).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filimonova_melnik_statya.doc100.85 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Филимонова Е.С.

Мельник О.А.

(Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 86 «Былинушка», г.Нижневартовск)

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня профессиональная активность родителей очень высока, поэтому решения в пользу посещения групп кратковременного пребывания детей дошкольного учреждения принимаются легко, без долгих обсуждений. Это своеобразная помощь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.

В городе Нижневартовске многие дошкольные образовательные учреждения пытаются решить данную проблему путем открытия групп кратковременного пребывания (адаптационных групп). Функционирование вышеуказанных групп рассматривается как предоставление услуг дополнительного образования. Цель работы таких групп: адаптация и социализация ребенка, установление  взаимодействия между семьей и дошкольным образовательным учреждением. Создание партнерских отношений с общими целями воспитания и развития ребенка.

Основные направления работы адаптационных групп (дети с 1,5 лет до 3 лет):

  • Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению (снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии);
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • Развитие внимания, речи, воображения, сенсорных способностей;
  • Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Образовательный процесс выстраивается довольно компактно, так, чтобы реализовать основные линии развития: физическую, познавательно- речевую, социально -личностную, художественно- эстетическую.

При организации занятий с детьми устанавливается учебная нагрузка в соответствии с нормами СанПиН. На каждом занятии дети раннего дошкольного возраста:

  • становятся участниками игр, направленных на развитие: восприятия, мелкой моторики,  речи, мышления, памяти и воображения;
  • получают практический опыт сенсорного развития;
  • осваивают комплексы  физических упражнений;
  • в увлекательной форме расширяют знания об окружающем мире;
  • раскрывают свой творческий потенциал через лепку, рисование, конструирование  и аппликацию.

Образовательный процесс строится как сумма быстро сменяющихся различных видов деятельности. Специфика организации групп заключается в том, что здесь время “сжато”, и у детей нет таких возможностей “обжиться” в группе сверстников, как в детском саду с полным днем. В связи с этим время распределяется равномерно: на самостоятельную деятельность детей и на развивающие занятия с педагогами.

Такие занятия проводятся в непринужденной партнерской форме (парами, малыми группами (3- 7 человек), что способствует свободному общению детей и педагогов.

Важнейшим моментом является организация предметно -пространственной среды, несмотря на то, что деятельность организуется в различных помещениях, соблюдаются основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития).

В групповом помещении выделены рабочая часть для занятий и пространство для свободной деятельности. Физкультурный зал оснащен различным оборудованием для выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений для детей раннего дошкольного возраста. В музыкальном зале имеются все необходимые инструменты для занятий малышей музыкой.

С психологом дети работают в сенсорной комнате, где с помощью различных элементов обеспечивается комфорт и безопасность, что способствует быстрому установлению контакта между педагогом и детьми.

Среда носит стабильный, разнообразный, вариативный, динамичный характер и предполагает возможность преобразования. Она постоянно обновляется эстетически и интеллектуально с учетом специфики возраста и восприятия детей.

Деятельность групп кратковременного пребывания осуществляется в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного возраста и другими нормативно-правовыми актами по вопросам образования, социальной защиты прав и интересов детей

Преимущества открытия групп кратковременного пребывания (адаптационных групп) в том, что данная форма дополнительного дошкольного образования пользуется достаточно большим спросом среди населения. Это обусловлено рядом причин, основными из которых являются невысокая оплата образовательных услуг, возможность выбирать определенные занятия и посещать их вместе с ребенком. Участие родителей в занятиях, совместных играх коренным образом меняет их отношение к дошкольному образованию в целом и к конкретному образовательному учреждению в частности, вследствие переход на качественно новый уровень взаимопонимания, поскольку родители владеют гораздо большей информацией об образовательных и материально-технических возможностях образовательного учреждения.

Занятия в адаптационных группах не только с ребенком, но и с его родителями заставляют педагогов более критично относиться к своей деятельности, тщательнее готовиться к предстоящей встрече, проводить каждодневную рефлексию, совершенствовать свое мастерство без каких либо воздействий со стороны администрации. Все это положительным образом сказывается на профессиональном росте педагогов.

Для открытия группы кратковременного пребывания (адаптационной группы) в дошкольном образовательном учреждении предполагается, прежде всего, подготовка нормативной базы функционирования группы:

  • Разработка положения о группе. Положение о группе определяет нормативную базу работы группы, направление, цель и задачи деятельности группы, организацию работы (комплектование, распорядок и. т.д.), содержание и основные формы работы. Практически положение о группе представляет собой модель работы группы и является одним из основополагающих документов.
  • Определение должностных обязанностей сотрудников. Вариативность направлений и моделей групп кратковременного пребывания (адаптационных групп) накладывает отпечаток и на функционал воспитателей, профильных специалистов, работающих на группе.
  • Разработка договора дошкольного образовательного учреждения с родителями. Поскольку группы кратковременного пребывания (адаптационные группы) открываются с целью оказания семье и ребенку конкретной услуги, то и условия договора будут несколько иными, чем в обычных группах. Обязательными пунктами договора являются наименование группы, в которую зачисляется ребенок, перечень получаемых услуг, график посещения ребенком данной группы, плату за содержание ребенка в образовательном учреждении – дополнительное образование (в зависимости от перечисленных выше пунктов).
  • Составление рабочей программы занятий с детьми раннего дошкольного возраста адаптационной группы. Наименование вида деятельности и количество занятий по ним определяются в соответствии положения о группе.
  • Выбор программно-методического сопровождения группы.

Кадровая подготовка. Побор педагогических кадров должен производится с учетом готовности их к выходу на качественно новый уровень педагогической деятельности, способности адаптировать современные методики к условиям работы данной группы.
В конце учебного года необходимо проводить
анализ и оценку эффективности работы группы кратковременного пребывания детей, наметить перспективы развития данного дополнительного вида деятельности в образовательном учреждении. Анализ можно провести используя основные критерии оценки?

  • Соотношение фактического и предполагаемого результата, т. е. в какой степени вам удалось реализовать задуманное, в чем проявилось несоответствие и его причины. Могли ли эти причины быть преодолимыми или они явились факторами риска, которые вы не учли в самом начале пути.
  • Соответствие сроков реализации предполагаемым срокам.
  • Качество образования: повышение качественного уровня образовательного процесса будет одним из самых главных критериев оценки успешности проделанной работы. Недостаточно полагаться только на данные педагогического и психологического обследования детей раннего дошкольного возраста, они могут быть субъективными. Очень важно провести исследование среди родителей на определение степени их удовлетворенности процессом развития ребенка посещая группу кратковременного пребывания (адаптационную группу) в течение учебного года в дошкольном образовательном учреждении. Еще одной составляющей этого критерия является оценка уровня адаптации и развития детей данной группы, педагогами групп образовательного учреждения, которые будут посещать данный контингент дошкольников. Количество предлагаемых услуг: расширение спектра услуг и качество их предоставления даст возможность оценить содержательную сторону работы открывшейся группы и продумать новые направления ее развития, например, возможность предоставления платных услуг.
  • Рейтинг дошкольного учреждения в городе: его увеличение вы сможете оценить по притоку числа воспитанников именно в данное дошкольное учреждение, а так же собирая сведения о том, откуда родители получают информацию о группах кратковременного пребывания (адаптационных группах) в данном учреждении (социологический опрос).
  • Профессиональный уровень педагогов: рефлексия организации образовательного процесса покажет, как работа в новых условиях повлияла на деятельность педагогов, смогли ли они использовать ее в качестве средства профессионального роста (подготовились к аттестации на более высокую категорию, подготовили методические материалы к изданию и т. д.) или нагрузка оказалась непосильной.
  • Результатом заключительного этапа может стать программа развития детского сада.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воронина С.В. Кухаренко Р.Ю. «Кенгуру». Тренинг раннего развития в паре мама – ребенок (для родителей и детей от 1 года до 3 лет). СПб.: Речь, 2008.
  2. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / Заводчикова О. Г. - М. : Просвещение, 2007. - 79 с.
  3. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
  4. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада. - М., 1983 г.
  5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Группа кратковременного пребывания - одна из альтернативных форм дошкольного образования (из опыта работы)

В настоящее время проблема получения дошкольного образования  волнует каждого родителя. Группа кратковременного пребывания является одной из форм решения данной проблемы...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Я - МИР» ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Образовательная программа создана на основе ФГОС ДО для детей раннего возраста. Структура программы соответсвует требования ФГОС ДО и включает в себя 3 раздела ( Целевой, содержательный, организационн...

Новые формы дошкольного образования. Группа кратковременного пребывания (ГКП)

Реализация подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период 2012 – 2016гг. «Развитие образования г.Москвы» («Столичное образование»)Приказ ДО г.Москвы о...

План недели «Неделя детской книги» Группа кратковременного пребывания .Конспект открытого занятия в группе кратковременного пребывания «Путешествуем вместе с солнышком» по стихотворениям А.Барто из цикла «Игрушки»

открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любви к книге; становление детей как будущих читателей. Воспитание у детей способностей и умение эстетически воспринимать произведения л...