Конспект занятия "Волшебница - вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Суровая Любовь Владимировна

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой. Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.            

Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Данная работа представляет собой непосредственно образовательную деятельность по теме: «Волшебница - вода». Этот материал будет полезен воспитателям детских садов, но могут воспользоваться  учителя начальных классов. Данная деятельность позволяет дошкольникам через исследовательскую деятельность, узнать какая вода и её свойства. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_volshebnitsa-voda.docx27.59 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_nod_volshebnitsa-voda.pdf_1.pdf2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (познавательно-речевого), II (вторая) категория

Конспект НОД в старшей группе

«Волшебница-вода»

   Подготовила методическую разработку:

Суровая Любовь Владимировна

                                             Должность:         воспитатель

г. Дивногорск, 2017 г.

Актуальность:

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой. Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.            

Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Данная работа представляет собой непосредственно образовательную деятельность по теме: «Волшебница - вода». Этот материал будет полезен воспитателям детских садов, но могут воспользоваться  учителя начальных классов. Данная деятельность позволяет дошкольникам через исследовательскую деятельность, узнать какая вода и её свойства.  

Тема: «Волшебница-вода»

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса;
  • Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;
  • Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов: - закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности - учить пользоваться пипеткой;
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде, воспитание патриотизма, чувство гордости и любви к родине у детей;
  • Развивать у детей фонематический слух;
  • Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
  • Учить отгадывать загадки.

Материалы: коробка с глобусом и письмом, кубик, шарик, баночки, вода, кусочек лимона и сахара, чеснок, гуашь, кусочек льда, термос с кипятком, капелька, вырезанная из картона.

Ход занятия:

Организационный момент:

В круг скорее становись,

Дружно за руки возьмись,

И друг другу улыбнись.

(дети стоят в кругу, раздается стук в дверь. Вношу посылку (коробка с глобусом и письмо).

Воспитатель:

- Посмотрите, нам прислали посылку и письмо. Давайте прочитаем и узнаем от кого оно. Читаю: «Здравствуйте ребята! Посылаю вам подарок - красивый футбольный мяч. Незнайка».

- Ой, ребята, как здорово получать подарки. Сейчас мы посмотрим этот красивый футбольный мяч (открываю коробку и достаю глобус).

- Вот это мяч! (нет, это не мяч) - Что это такое? (глобус)  

- А что такое глобус? (это уменьшенная модель земли) (слайд №2)

- Правильно! Сейчас я покручу глобус, а вы посмотрите и скажете, какого цвета на глобусе больше? (голубого).

- А что обозначено голубым цветом? (вода, моря, океаны).

- Какой вывод мы сделаем? (что воды больше, чем суши).

- Правильно. В древности люди назвали свою планету землей, и когда научились строить большие корабли и стали на них плавать по морям и океанам, то узнали, что земли намного меньше, чем воды.

 Чтение стихотворения о ВОДЕ) (слайды 3-10)

(Звучит запись журчания ручейка)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты и ставят эксперименты.

Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места (дети рассаживаются по два человека за один стол).

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.

  • Опыт 1. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

  • Опыт 2 « Вода не имеет вкуса»

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей) А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? ( Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса.

  • Опыт 3 «Вода не имеет запаха»

Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей). Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком.

Вывод: вода не имеет запаха.

  • Опыт 4 «Вода без цвета, прозрачная»

Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды). Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы? (ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная (показ слайда 11)

Физкультурная минутка (слайд 12)

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр (дети располагаются на ковре в произвольном порядке).

- Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

- Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны) Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

- Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)

- Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)

- Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

- От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим работать.

  • Опыт 5

Дети, закройте глаза (по руке каждого ребенка проводится кусочком льда).

 - Что вы почувствовали? (холод).

- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке? (чем-то мокрым, холодным, льдом).

- Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.

(Лед начинает таять. Лед превращается в воду)

- Так что же такое лед? (Лед - это вода в твердом состоянии).

В каком состоянии может быть вода? (вода может быть в жидком и твердом состоянии) (слайд 13)

  • Опыт 6

А теперь посмотрите: Пар тоже вода. Откроем термос с кипятком. (Воспитатель открывает термос, дети наблюдают). Поместим над паром зеркальце или стекло, над которым образуются капельки воды. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим, когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. (слайд 14-15)

Вот так происходит в природе: «Круговорот воды в природе». Мы сейчас с вами сядем и рассмотрим схему: «Круговорот воды в природе».

(слайд 16)

Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, вода превращается в пар, как сейчас мы с вами видели, когда проводили опыт. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуется облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

А кто может рассказать, как образуются снежинки? Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли дождя превращаются в кристаллики льда-снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег, стекаются в ручьи, моря и океаны. Так пополняют свои запасы наши реки. Они питают Землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. Дети, как называется этот процесс?

Дети: Круговорот воды в природе.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нужна вода человеку?» (дети встают со стульчиков).

Я вам дам волшебную капельку, вы будете отвечать на вопрос: Для чего нужна вода», и передавать ее друг другу.

(Дети передают капельку и отвечают: пить, умываться, мыть посуду, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения и т.п.).

Воспитатель обобщает, что вода нужна не только человеку, но и всему живому (показ слайдов 17-21).

А теперь давайте загадаем нашим гостям загадки (встают в полукруг).

Загадки:

  • Очень добродушная,

Но когда я захочу,

Я мягкая, послушная,

Даже камень источу.                       (Вода)                                    слайд 22

  • Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

 И никуда я не пойду,

Покуда он идёт.                              (Дождь)                                слайд 23

  • Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём

Ищем, ищем, не найдём.                   (Роса)                                 слайд 24

  • На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина.                          (Град)                                слайд 25

  • Он пушистый, серебристый,

Белый, белый,

Чистый, чистый,

Ватой на землю лёг.                           (Снег)                                   слайд 26

Воспитатель:

- Ребята, в следующий раз мы проведём другие опыты и игры с водой. А теперь пора прощаться с гостями.

В природе путешествует вода,                          слайд 27

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – ВОДА!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"

Конспект занятия  в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....

Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»

Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...

Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."

Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......

Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»

Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...