Методическая разработка "Путешествие по реке Енисей"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Суровая Любовь Владимировна

Дошкольное детство является благодатным периодом для приобретения знаний о родном крае. Каждый ребенок должен знать родословную и уважать свои корни. Это наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе, есть свои природные особенности. Специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.

Помочь лучше узнать свой край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны одна из задач ДОУ.

Работу по патриотическому воспитанию начинаю с формирования у детей чувства любви к Родине, воспитания эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут, умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (познавательно-речевого), II (вторая) категория

«Путешествие по реке Енисей»

(старшей группа)

   

Подготовила методическую разработку:

Суровая Любовь Владимировна

                                             Должность:         воспитатель

г. Дивногорск, 2018 г.

Актуальность.

Дошкольное детство является благодатным периодом для приобретения знаний о родном крае. Каждый ребенок должен знать родословную и уважать свои корни. Это наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе, есть свои природные особенности. Специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.

Помочь лучше узнать свой край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны одна из задач ДОУ.

Работу по патриотическому воспитанию начинаю с формирования у детей чувства любви к Родине, воспитания эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут, умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. 

Цель: формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной значимости реки родного города и месте человека в ней.

Задачи:

  • обогатить знания дошкольников о реке Енисей, его истории, красоте природы, и значимости реки для жизни человека;
  • воспитывать патриотические чувства, духовно-нравственную культуру детей, через литературные, познавательные образы.

Предшествующая работа: экскурсия на набережную Енисея, просмотр слайдов, беседа «Что вы знаете о реке Енисей», чтение художественной литературы: «Голубая дорога» Н.В. Алешина; «Енисей Батюшка» С. Баруздин; «Три клада природы» С. Викулова.

Оборудование и материалы: экран для слайдового сопровождения, проектор, ноутбук, музыкальный центр; касса, билеты.

Ход мероприятия

Дети входят в зал друг за другом под песню «Родина моя»

Ведущая. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы совершить путешествие по нашему краю. Как вы думаете, на чем можно совершить путешествие? Для того чтобы отправиться в путь на теплоходе, необходимо в кассе приобрести билеты и сесть на место, которое указано в билете.

Дети рассаживаются

Чтение стихотворения Николая Гордеева о Сибири.

Сибирь моя, держава снеговая,

Отечество моё и колыбель

Зачем, когда в чужих краях бываю,

Меня зовет к себе твоя метель?

Зачем манят кедровники и плесы,

Трубит сохатый праздничным гудком,

Зачем твои чалдонушки – березы

Мне машут белым утренним платком?

Сибирь! И чаще бьётся сердце,

И тает грусть, как лёгкий дым,

Могла бы кажется согреться

Одним лишь именем твоим!

Беседа о Крае, в котором мы живём.

Воспитатель: - Ребята, в какой стране мы живем?

- Как называется столица нашей родины?

Матушка-Россия богата и сильна. Она славится большим количеством городов, деревень, сёл и поселков.

-  Ребята, как называется край, в котором мы живём? (Красноярский край)

- Какие города Красноярского края Вы знаете?

- Как называется город, в котором мы живём?

- Как называется река, на берегу которой построен наш город?

На берегу могучей реки люди любят рыбачить, загорать, отдыхать, играть в разные игры.

Физминутка «А над речкой - мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над речкой — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.) 

Мы теперь плывём рекою

И резвимся на просторе.

Веселее загребай, и рыбешек догоняй. (В.А. Шишкина)

(Дети делают плавательные движения руками.)

  Воспитатель: - Садитесь поудобнее, расскажу вам интересную легенду. (Слайд 1)

Давным-давно это было. В глуши лесной существовало одно королевство, которым правил принц Енисей. (Слайд 2)

В королевстве жили без горя, засухи и воин, люди обращались друг к другу

«Брат». В этом королевстве было много богатств деревья, животные, птицы, грибы, орехи, ягоды, много рыбы. (Слайд 3)

Но самым главным богатством была живая вода и плодородные земли. (Слайд 3)

Долго они жили без бед, но в один день в королевство пришли завоеватели. (Слайд 4). Они захватывали деревню за деревней, (добавляется анимация по щелчку 3 раза). Никто не мог дать им отпор, ведь в королевстве никто не мог сражаться, никто не знал, что надо делать.

Но принц Енисей не растерялся, он решил пойти к колдунье, которая жила

неподалеку. (Слайд 5 добавляется анимация по щелчку1раз).

Принц: Что нам делать, о, великая колдунья? Наше королевство погибает!

Колдунья: Не печалься принц. Есть один способ прогнать завоевателей. Но он очень дорого обойдется тебе и твоему государству.

Принц: Я на все пойду, чтобы спасти королевство.

Колдунья: Хорошо, Чужаков привлекает живая вода и плодородная почва. Если я лишу вас этого, то чужаки уйдут.

Делать было нечего, и Енисей согласился.

И тут, случилось, что-то, очень ужасное. (Слайд 6. Анимация по щечку 1раз).

Грянул гром, завыли ветры, и через несколько минут от цветущей долины не осталось ничего.

Река, протекающая по городу, высохла. (Слайд 7), фермы и поля выветрились. Долина стала пустынею. (Слайд 8)

Взглянув на это, завоеватели ушли, Енисей пришел в королевство, но народ был очень недоволен всем этим.

Енисей опять пошел к колдунье. (Слайд 9, добавляется анимация по щелчку1раз).

Принц: Великая колдунья, народ опять недоволен, ты не могла бы вернуть нам лес, деревья, животных, воду.

Колдунья: Увы, это мне не под силу. Но тебе сможет помочь колдун, который живет в далекой стране, за горами, за лесами, иди, не бойся.

Пошел Енисей искать колдуна. (Слайд 10)

Великое множество опасностей подстерегало принца на пути. (Слайд 10)

Дикие животные, дремучая тайга, высокие горы, зной и ветер, но выжить Енисею помогала вера в королевство, вера в справедливость, вера в будущее.

Наконец спустя несколько месяцев дороги Енисей нашел колдуна. (Анимация по щелчку 1 раз)

Принц: О, великий колдун, в моем королевстве было все хорошо, пока не пришли чужаки и не превратили королевство в пустыню. Сможешь ли ты вернуть, все как было? (Слайд 11)

Колдун: Я вижу, что ты готов на все ради своего королевства. Плодородие я смогу вернуть, а вот реку живой воды – нет.

Принц: Я готов пожертвовать собой, ради реки!

Колдун: Хорошо, это смелый поступок, будь по - твоему.

Снова над королевством грянул гром, (Анимация по щелчку 1 раз)

подул ветер. (Слайд12)

Пустыня превратилась вновь, в цветущую долину. (Анимация по щелчку 1 раз)

И появилась бурная могучая река. (Слайд 13)

Народ радовался и ликовал. (Слайд14)

Принцу так больше никто и не видел. Долго печалился народ, что не пришел принц домой, и решили назвать реку в честь своего принца-ЕНИСЕЙ. (Слайд 15)

Енисей-Батюшка славится своей красотой, силой и мощью. (Слайд16)

Это самая полноводная река в мире. По ней плывут большие и маленькие корабли, (Слайд17)

Сплавляют лес. (Слайд 18)

Очень много речной рыбы водится в Енисее. (Слайд 19)

Стоят большие гидра - электростанции, которые вырабатывают электроэнергию необходимую для жизни людей. (Слайд20)

Есть в мире много рек и речек.

Но эта быстрая   река,

Могучая, красива очень,

Стремительна и глубока.

Течёт та по меридиану, (Слайд21)

Провёл как специально кто,

Рекой важнейшей нашей станет,

Большая жизнь кипит на ней. (Слайд 22)

Проводится игра «Четыре стихии»

Играющие стоят. Ведущий договаривается. Если он скажет слова:

«земля» - Сибири, все должны опустить руки вниз;

если слово «вода», рыбы, которые водятся в Енисее - вытянуть руки вперед;

слово «воздух» - птицы Сибири - поднять руки вверх;

слово «огонь» - хлопки руками. Кто ошибается, тот проиграл.

Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие по реке Енисей? Какие самые интересные моменты в легенде вам запомнились? В группе нарисуйте пожалуйста рисунки, про то, что вам всего больше понравилось. Мы из ваших работ сделаем выставку о нашей могучей реке Енисей. Пригласим детей других групп и родителей на нашу выставку.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Совместная деятельность педагога с детьми "Откуда текут молочные реки" с использованием ИКТ.Старший дошкольный возраст

Методическая разработка включает в себя конспект совместной деятельности  по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром и медиа-презентацию "Откуда текут молочные реки?"...

«Путешествие по реке Енисей» (познавательная экскурсия)

В рамках регионального компонента образования,  природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания, усвоение материала, который позво...

Путешествие по реке Енисей

Цель – расширение представлений детей о диких животных Красноярского края. Основная образовательная область – «Познание». Задачи по основной образовательной области:-...

НОД "Путешествие по реке Енисей"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы дошкольного учреждения через игровую ситуацию "Путешествие по реке Енисей"...

Краткосрочный проект по исследовательской деятельности детей старшей группы «Мир рыб реки Енисей»

Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их мир на примере обитателей реки Енисей; проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения с родителями, педагогами, д...

Туристическая прогулка на набережную реки Енисей

Сценарий туристической прогулки на набережную реки Енисей...

Презентация эко-макета "Рыбы живущие в реке Енисей"

Эко макет "Рыбы живущие в реке Енисей"...