"Наш дом - природа"
материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

Никифорова Ольга Александровна

Данный доклад содержит материал, направленный на экологическое воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_doshkolnikov.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по экологическому воспитанию

 «Наш дом -природа»

Большая Родина начинается с малой – своей семьи, двора, детского сада, школы, речки, протекающей рядом… Но любовь к малой Родине не возникает сама по себе – ей надо учиться с детства. Человек только тогда могуч, когда твердо стоит на родной земле, чувствует и любит ее, дышит одним с нею воздухом.

В наше непростое время проблема экологического воспитания дошкольников встала на первое место. Так как именно в дошкольном возрасте мы учим бережному отношению ко всему окружающему. Ведь все, кто приносят вред окружающему миру, когда-то были маленькими детьми. Вот поэтому мы должны отнестись к экологическому воспитанию детей очень серьёзно. Ведь мы с вами являемся частью природы. И именно от нас зависит её будущее.

Дошкольное детство - ответственный период жизни человека. Закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста обладает большими возможностями и перспективой.

  

Цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребёнка. Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. Это - занятия, систематизированные наблюдения , экспериментально – опытническая работа, моделирующая деятельность, труд в природе, экскурсии, чтение природоведческой литературы, беседы, работа с родителями, связь со школой и т. д.

В нашем детском саду  экологическому воспитанию детей уделяется должное внимание.

В каждой группе созданы уголки природы, основная цель которых - самостоятельная исследовательская деятельность детей, игры, общение с живой природой и уход за растениями.

Оформлены паспорта комнатных растений, животных, насекомых в которых указано, какие растения  животные  должны быть в группе, как за ними ухаживать. Разнообразный видовой состав комнатных растений представлен как в групповых комнатах, так и в холлах, и коридорах детского сада.

Начиная с групп раннего возраста, воспитатели учат детей наблюдать за растениями уголка природы, участка, сезонными изменениями; организуют опытно-экспериментальную и игровую деятельность, знакомят с литературой о природе. Свои наблюдения дети отмечают в календарях природы и дневниках.

С помощью родителей и педагогов собран большой материал о природе родного края: красочные альбомы - «Озера, реки, родники нашего района», «Обитатели наших лесов», «Осторожно! Ядовитые!», «Правила поведения в природе», «Природы жалобная книга» и другие.

Данные пособия помогаю проводить интересные, познавательные занятия по экологическому воспитанию, побуждают детей к дальнейшему участию сбора материала.

Большой интерес у детей вызывают экскурсии в парк, к озеру, на луг, где они учатся наблюдать, экспериментировать, заниматься исследовательской деятельностью, знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. В процессе экскурсий дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

На территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. При путешествии по тропе обращается внимание на красоту природных объектов, их значимость для других, используются разнообразные формы и методы работы: экологические занятия, экскурсии, выставки, игры, праздники, развлечения. Видовыми точками нашей экологической тропы являются: «Муравейник»,  «Огород», «Птичья столовая» и др.

 Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. За одними и теми же объектами можно наблюдать в разные сезоны года.

У нас много клумб, которые радуют глаз цветущими растениями. Они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Дети стараются заботиться о цветах: рыхлят, поливают, пропалывают, опрыскивают.

Благодаря усилиям педагогов у детей лучше формируется экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность, гуманное отношение к живым существам. Мы глубоко убеждены, что прививать детям любовь к природе нужно с самого раннего возраста.

Но результат становится виден только тогда, когда прослеживается совместная работа детского сада и семьи. Без поддержки родителей, без их непосредственного участия невозможно закрепить знания и умения детей. Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями, привлекаем их к участию в экологических праздниках, развлечениях, в прогулках и экскурсиях в природу

Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать природу и

всё живое.

                                                             

                                                                «Человек стал человеком только тогда,

когда увидел красоту вечерней зари и облачков,

плывущих в голубом небе, услышал пение соловья,

пережил восхищение красотой пространства.

С тех пор мысль и красота идут рядом»

                                                                                                  ( В.А.Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...