НОД в старшей группе "Чудо-капелька"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ковалева Татьяна Владимировна

Окружающий нас мир широк и разнообразен, ребенок существо любопытное и чем больше он узнает сейчас, тем проще ему будет в будущем. Родители могут и сами ответить на вопросы своего чада, но лучше всего, если ребенок попробует все своими руками.Проведение лабораторных опытов для детей 5-6 лет в детском саду позволяет в доступной и понятной для ребенка форме объяснить многие физические явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo-kapelka.docx225.82 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 16 "Золотой ключик" города Сафоново Смоленской области   (МБДОУ д/с № 16)

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

для детей старшей группы

на тему: «Чудо - капелька»

                                                                                                                             Воспитатель:  Ковалева

                                                       Татьяна Владимировна

г. Сафоново

2017 г.

Цель: Закрепление свойства воды.

Задачи:

Образовательные: 1. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

2 . Закрепить знания о состоянии воды в разное время года.

Развивающие: 1. Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы.

2. Учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения.

Воспитательные: 1. Воспитывать у детей интерес к окружающей жизни и любознательность.

Коррекционные: 1. .Активизировать и расширять словарь по теме «Вода».

2. Совершенствовать умение детей использовать разные части речи точно по смыслу.

Демонстрационный материал: дидактическая кукла Капитошка, глобус, яблоко, нож, иллюстрации с изображением разных времен года, иллюстрации-таблицы, термос, стекло, картина «Что перепутал художник?». Птицы: ворона, воробей, голубь, грач, зонтик, магнитофонная запись и солнце.

Раздаточный материал: стаканы с водой, мешочки с солью, подносы, губки, салфетки.

Предварительная работа: наблюдение за свойствами воды на участке в различное время года, игры с водой в группе и на участке, проведение опытов.

Содержание организованной деятельности детей

 Организационный момент:

Воспитатель собирает детей около себя и загадывает загадку:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я.

Кто такая я? (Вода).

Воспитатель: «Дети, что у меня в руках? (Глобус, модель нашего общего дома).

Вспомните, что обозначено на глобусе голубым цветом? (Реки, озера, болота моря и океаны). Из чего состоит вода? (Из маленьких капелек).

Постановка цели: Сегодня мы продолжим проводить опыты с водой в своей лаборатории, и поможет нам в этом наша капелька «Капитошка».

Присаживайтесь, дети, на свои рабочие места и устраивайтесь удобнее.

Вступительная беседа. Воспитатель: Дети, много ли воды на нашей планете? Как вы думаете? Хватает ли всем? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель берет яблоко и на глазах детей разрезает на четыре части: «Три четверти этого яблока и будут «водой», и одна часть «сушей». Без воды не сделать очень многих простых дел. Воду ничем не заменить! По воде передвигается транспорт. Как он называется? Какой водный транспорт вы знаете? (Ответы детей). Но пресной воды, которой мы пользуемся - недостаточно на земле. Поэтому воду надо беречь. После пользования водопроводным краном его обязательно надо закрывать.

Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации-таблицы. «Содержание воды в организмах животных и человека» и «Содержание воды в организмах растений».

- Ребята, а знаете ли вы, что организм человека по большей части состоит из воды? Вода входит в состав крови, слюны, всех жидкостей и клеток организма, с помощью воды из тела удаляются вредные вещества. Даже можно подсчитать, сколько у каждого из нас в организме воды с помощью напольных весов.

Дети, а как человек пополняет запас воды в своем организме? Иллюстрация -таблица фруктов и овощей. (Ответы детей).

Вместе с нашей капелькой «Капитошкой» мы отправимся сегодня в путешествие по временам года. (Капелька «Капитошка» в зависимости от времени года меняет свой наряд – шапочку и фартук с кармашками, в которых лежат карточки с сезонными отличиями).

Вопросы к детям:

В какое время года переоделась наша капелька? Кто может загадать загадку об осени? (Дети загадывают загадку).

 Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я... (осень).

Где можно встретиться с капелькой воды осенью? Какие работы выполняют люди в саду и на огороде осенью? (Ответы детей). У Капельки есть картина, но что-то художник здесь перепутал, посмотрите и скажите что?

Дидактическая игра «Что перепутал художник». Дети объясняют, где и как растут овощи, какой овощ растет на поверхности земли, в земле и над землей.

Капитошка меняет свой наряд. Воспитатель просит детей загадать загадку о зиме.

Дел у меня немало: я белым одеялом землю укрываю,

В лед реки убираю, белю поля, дома зовут меня... (зима).

Вопросы к детям: Назовите зимние месяцы. Можем ли мы увидеть водяную капельку зимой? Почему? Какой она становится? Во что она превращается? Зимой вода в реках, озерах замерзает, как же птица может напиться? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

На наборное полотно выставляются зимующие птицы: воробей, ворона, голубь и перелетная птица - грач. Детям предложить - убрать лишнюю птицу, объяснить, почему она лишняя?

Капитошка меняет свой наряд. Воспитатель просит детей загадать загадку о весне. (Дети загадывают загадку).

Сошли снега, шумит вода, все оживает, когда это бывает? (Весной).

Где мы можем встретиться с нашей капелькой весной? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает детям  рассказать капельке Капитошке, какой бывает дождь и что он может делать.

Словесная игра «Подбери признаки и действия к слову «дождь».

Дождь (какой?) - проливной, грибной, медленный, холодный, грозовой, полосовой, обложной, нарастающий, висячий, скорый ... Дождь (что делает?) - капает, собирается, барабанит, моросит, стучит, крапает, припускает, накрапывает, начинается, хлещет ....

Палъчиковая гимнастика.

Капля раз, капля два, капля медленно сперва.

Кап-кап-кап-кап. (Дети большими пальцами попеременно касаются других пальцев)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять.

Кап-кап-кап-кап. (Темп касания пальцев ускоряется)

Зонтик поскорей откроем, от дождя себя укроем. (Дети изображают зонтик - ладонь правой рука над головой)

Воспитатель: Капитошка поручила, двоим детям рассказать сказку, которая произошла весной. Слушайте внимательно.

Сказка «Как ослик спасся» - рассказывают дети.

Как-то раз, два ослика возвращались домой с рынка, один вез тяжелые мешки с солью, а другой легкие поролоновые губки. Их путь лежал через реку. От растаявшего снега и льда речка переполнилась водой и вышла из берегов. Осликам пришлось переплывать речку. Одному было легко плыть, и он ее быстро переплыл, а другому приложить немало усилий, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик довез свою ношу. Прежде чем ответить на вопросы, Капитошка предлагаем провести опыт.

Опыт №1.

У вас на столах стоят стаканы с водой и лежат на подносах паралоновые губки. Налейте, пожалуйста, воду на губку. Что произошло? (Паралон впитал воду). А значит, какому ослику пришлось плыть тяжелее? Почему? (Который, нес поролоновые губки).

А сейчас возьмите мешочки из ткани. Что находится внутри них? (Соль). Рассмотрите ее. Опустите мешочки в стакан с водой. Что произошло? (Соль растворилась, и мешочек стал пустым).

Вопросы к детям:

Кому из осликов легко было переплыть речку? Почему? Кто же из осликов принес свою ношу домой? (Ответы детей).

Капитошка меняет свой наряд, воспитатель просит детей загадать загадку о лете. (Дети загадывают загадку).

Я соткана из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, купаться приглашаю.

Где мы в природе встречаемся с капелькой летом? (ответы детей).

Воспитатель: лучше всего мы знаем капельку дождя, давайте поиграем.

Физкультминутка

Воспитатель говорит, что она мама « тучка», а вы – «капельки». Звучит музыка. Из тучки закапали капельки на землю. Попрыгали, поиграли («капельки» прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками («капельки» составляют ручейки, взявшись по двое, трое за ручки). Встретились ручейки и стали большой речкой («капельки» соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в море («капельки» перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в море, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело (появляется солнышко). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие «капельки» поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме «тучке».

Опыт №2 (показывает воспитатель).

Наша Капелька приготовила такой опыт. Взять термос с горячей водой, открыть его и обратить внимание на пар.

Что это такое выходит из термоса? (Пар - это мельчайшие легкие капельки воды). Накрыть термос стеклом и посмотреть, что происходит?

Что вы видите на стекле? (Воду).

Вывод: пар поднимаясь вверх, соприкасаясь с холодным стеклом, превращается в воду. Так и в природе: случается, что в туче собирается слишком много капелек, туча становится тяжелой. Вот тогда-то на землю начинает капать дождик.

Опыт №3

Воспитатель предлагает детям «создать» дождь. Давайте представим, что губка - это пушистое и легкое облако. Давайте «облака» наши сожмем над подносами.

Что произошло? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт).

(Из губки-«облака» идет дождь). Сожмите наше облако еще раз, что происходит.

Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды мало).

Итог: в результате путешествия с Капитошкой, что нам стало понятно? (Ответы детей).

Воспитатель обобщает ответы детей:

  1. Капелька воды в течение года выглядит по-разному. Она может бежать ручейком, плескаться в море, становиться холодным снегом или горячим паром.
  2. Капелька воды в природе путешествует по кругу. Она не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.
  3. Нас окружает везде и всегда

Эта волшебница чудо-вода.

Давайте поблагодарим нашу капельку за то, что она рассказала нам еще о новых свойствах воды. Наша капелька на следующих занятиях расскажет нам о других свойствах воды.

Дидактическая игрушка «Капелька»

Цель: Данная игрушка предназначена для детей от 2 до 7 лет. Общаясь с игрушкой, они приобретают сенсорный опыт, знакомятся с основными цветами, учатся шнуровать, завязывать бантики, заплетать косички. В старшем дошкольном возрасте во время бесед о природе игрушка помогает понять сложную тему «Круговорот воды в природе», усвоить способы ухода за растениями. Играя с ней, дети закрепляют знания о временах года, о сезонных изменениях в природе. На занятиях по математике с помощью игрушки дошкольники закрепляют знания о геометрических фигурах, учатся ориентироваться в пространстве. На занятиях по развитию речи у них формируется творческое воображение, фантазия при составлении рассказов о Капельке. Игрушку можно использовать для ознакомления детей с различными эмоциональными состояниями человека (радость, равнодушие, удивление, испуг, злость). Играя с ней, они легче понимают окружающий мир. На спине у игрушки карман с застежкой «молния», где хранятся мелкие детали (брови, рот). Ноги и руки у нее на липучках. Внутри капельки вмонтирована спринцовка и проводок от капельницы, который маскируется среди волос. Это приспособление позволяет устроить сюрприз – «оживить» игрушку. Игрушка имеет набор одежды по временам года. Прозрачные кармашки на юбочках позволяют вставлять различные карточки для проведения игр.

PA292486


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

НОДв области познания

конспект занятия...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...