Проект "Осенняя пора, очей очарованье"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Алексеева Марина Александровна

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.

Одним из важнейших  условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.

Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения, формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников, что способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник. Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-_osennyaya_pora_ochey_ocharovane.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Осенняя пора, очей очарованье"

Вид проекта: познавательно-творческий, исследовательский, групповой

Продолжительность: среднесрочный

Возраст детей: 4-5 лет средняя группа

Участники проекта: воспитанники ДОУ родители, педагоги

Актуальность:

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.

Одним из важнейших  условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.

Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения, формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников, что способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник. Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Цель проекта:

  • выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе;
  • заинтересовать проблемой;
  • провести наблюдения за изменениями в неживой природе, в жизни животных, птиц, растений осенью;
  • сформировать исследовательские способности в процессе изучения;
  • формировать интерес к красоте окружающего мира
  • воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени (растительный и животный мир родного края, погодные явления)
  • обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову
  • формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
  • учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом слове, живописи.

Развивающие:

  • развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов
  • развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;
  • приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру детей
  • воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями)
  • воспитывать ребенка, как субъект детской деятельности.

Предполагаемый результат:

  • закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
  • дети будут узнавать приметы осени, выучат названия осенних месяцев;
  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
  • применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
  • отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой, исследовательской);
  • заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Используемые виды деятельности:

  • НОД;
  • Игровая;
  • Чтение художественной литературы;
  • Изобразительная;
  • Труд;
  • Конструирование из природных материалов;
  • Исследовательская.

Продукт проектной деятельности:

  • Праздник «Осенний калейдоскоп»;
  • Выставка «Разноцветная осень»;
  • Подведение итогов проекта.

Проект состоит из трех этапов:

I. Подготовительный этап:

Воспитатели:

  • изучение познавательной и методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников;
  • подготовить  подборку литературы для детей об осени;
  • составление плана совместной работы с детьми,  педагогами, родителями;
  • разработка конспектов НОД, сценария праздника «Осенний калейдоскоп»;
  • подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  праздника, игр с детьми;
  • подбор художественного материала;
  • подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», Ягоды, грибы», «Осень»; памятки: «Как собрать гербарий?»;
  • оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
  • беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Работа с родителями:

  • Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Дары осени», создание гербария;
  • сбор материала (фотографии, картинки, иллюстрации об осени для создания альбомов и стенгазет «Художественная осень», Дары осени», «Осенние фантазии»);
  • оформление выставки семейных работ по темам: «Осенние сюрпризы», интересные по форме плоды, коряги, листья необычной расцветки, поделки из природного материала;
  • организация сбора с детьми природного материала;
  • привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации;
  • «Домашняя мастерская слова»
  • совместное словотворчество детей и родителей (стихи, рассказы, загадки, сказки о природе и т. д.).

Оснащение предметно-развивающей среды:

  • выставка совместных работ детей и родителей
  •  подготовка выставки детского изобразительного творчества по теме «Художественная осень»
  •  создание стенда «Календарь осенних событий»
  •  подготовка коллекции гербариев осенних листьев и семян деревьев
  •  создание альбома  с семейными фотографиями для детей группы «Путешествие в осень».

II. Основной этап:

сентябрь - ноябрь

Мероприятия по работе с детьми:

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим:

  • «Осенний лес. Дары леса»
  • «Приметы осени»
  • «В гости к осени»

Чтение художественной литературы:

  • «Храбрый опенок» Э. Шим, «Грибная аптека А.Лопатина
  • «Осень» Т. Скребицкий
  • М. Пришвин «Листопад», «Осенние листочки»
  • К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
  • Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»
  • Стихи
  • К. Бальмонт «Осень»
  • И. А. Бунин «Уж небо осенью дышало…»
  • И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»

Конструирование и ручной труд из природного материала:

  • «Бабочка» (из листьев)
  • «Жар – птица» (из листьев)
  • «Лесовичок» (из шишек, желудей)

Беседы:

  • «Что мы знаем о лесе»
  • «Почему деревья сбрасывают листья»
  • «Осень. Что ты о ней знаешь?»

Дидактические игры:

  •  «Грибная полянка»
  • «Найди самый красивый листок»
  • «Узнай дерево по листочку»
  • «Слово об осени»
  • «Да или нет»
  • «Овощи»

Аппликация:

  • «Листопад»
  • Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»
  • Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке»,
  • Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.

Рисование:

  • «Нарядные грибочки»
  • «Золотая осень» (пейзаж)

Лепка

  •  Грибная полянка»

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность:

  • Аппликация «Ветка рябины»
  • Рисование «Чем нам осень нравится»

Наблюдения:

  • за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
  • за красотой и богатством осенних красок
  • за цветником
  • за перелетными птицами
  • за насекомыми
  • за деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки:

  • «Деревья и кустарники нашего детского сада»
  • «Ищем приметы осени»

Взаимодействие с родителями

  • сбор природного материала
  • экскурсии со своими детьми в лес
  • участие в создании гербария
  • выставка поделок из природного материала «Дары осени»
  • создание гербария «Осенняя сказка»
  • совместное рисование с детьми на тему проекта.
  • оформление выставки детских работ;

Подвижные игры:

  • «Съедобное - несъедобное!»
  • «Осенние листочки»
  • «Перелёт птиц»
  • «Гуси – лебеди»

Игра – соревнование:

«Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

«Клён»

- Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

- Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

«Грибы»:

- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

назад)

Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра:

«Узнай песенку»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сочини песню об осени»

«Сыграй песенку дождя»

Совместная работа детей и родителей

  • выставка совместных работ детей и родителей
  • выставка детского изобразительного творчества по теме «Художественная осень»
  • стенд «Календарь осенних событий»
  • коллекция гербариев осенних листьев и семян деревьев
  • альбом с семейными фотографиями для детей группы «Путешествие в осень».

Досуги, развлечения:

«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»)

  • «Осенний калейдоскоп»

3-й этап – заключительный.

  • Праздник «Осенний калейдоскоп»..
  • Выставка - «Разноцветная осень»
  • Подведение итогов проекта.

Оценка результатов проекта.

В  ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:

- у детей создано радостное, настроение;

- сформирован интерес к совместному творчеству, к изготовлению поделок из природного материала;

- установились партнерские отношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности;

- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, углубились знания об осени и ее признаках;

- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность,

ДЕТИ БУДУТ ЗНАТЬ: название времени года и осенних месяцев, название деревьев и кустарников, осенних цветов, ягод их разнообразие цвета, о природных явлениях осени.

БУДУТ УМЕТЬ: участвовать в наблюдениях, делиться своими познаниями, устанавливать простейшие связи, между явлениями происходящие в природе осенью, бережно относиться к растениям. Участвовать в совместной деятельности с родителями во время оформления гербария, поделок из природного материала и художественного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Осенняя пора, очей очарованье».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе....

Осенняя пора очей очарование...Приятна мне твоя прощальная краса..

Фото с прогулки с детьми. Дети собирают яркие осенние листья в букеты,читают стихи о осени...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: Беседа «Унылая пора! Очей Очарованье!...» Разработала: Воспитатель МБОУ д/с № 9 г.Славянска-на-Кубани Малютина Валентина Михайловна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему:  Беседа «Унылая пора! Очей Очарованье!...» Разработала:Воспитатель МБОУ д/с № 9г.Славянска-на-КубаниМалютина Валентина Ми...

МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 1 "ОСЕННЯЯ ПОРА ОЧЕЙ ОЧАРОВАНИЯ"

ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать любовь к природе родного края.2. Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев.3. Учить  детей сравнивать листья по величине: большой, маленький.4. Работать ...

Консультация для родителей "Унылая пора, очей очарованье..."

Консультация для родителей на тему "Унылая пора, очей очарованье..." (Ознакомление с окружающим)...

Унылая пора, очей очарованье.

Сценарий осеннего развлечения. Для детей подготовительных к школе групп....