Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром" Подготовка птиц и животных к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Бомбасова Татьяна Викторовна

Дать представления о жизни птиц и животных осенью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_3_-.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

                  Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в    средней группе « Подготовка птиц и животных к зиме»

Цели: расширить представления детей об образе жизни лесных зверей и птиц осенью ;воспитывать любознательность.

Задачи:

Образовательные:

-продолжать способствовать желанию запоминать названия птиц;

-учить устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природы;

-дать детям новые знания об особенностях зимовки птиц и животных;

-формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, следуя описанию животных.

Развивающие:

-развивать интерес к особенностям зимовки животных и птиц;

-развивать интерес к животным и птицам;

-развивать любознательность.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к птицам;

-воспитывать желание помогать  птицам зимой;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображениями птиц и  лесных зверей осенью и зимой.

                                 Ход занятия:

В: Мы уже ходили с вами в парк .Кого мы там видели?

В:Ребята, как вы думаете, почему нам там не встретился заяц ,волк, лиса, медведь?

Д: В  парке много людей, вокруг него дороги. А животным нужна тишина.

В: Звери пугливы. Попросим лешего превратить нас в невидимок, на время, для того чтобы мы могли понаблюдать за обитателями леса.

         Раз, два, три, четыре, пять.

         Леший нас зовёт гулять.

          Где окрасилась листва.

          В ярко жёлтые цвета.

В:  Вот мы и в лесу. Садитесь ребята на пеньки. Здесь так тихо. Иногда шуршат листья. Не слышно птиц.

В:Как вы думаете, почему?

Д: Стало холодно, вот и птицы улетели.

В: А все птицы улетели? За окном у нас голуби, воробьи, синицы, вороны.

В: Чем питались птицы зимой? Кто-то мошками и жучками, кто-то ягодами и зелёными растениями. А потом не стало еды для птиц и они улетели на юг где тепло и сытно .Сначала улетели те, кто питался насекомыми ласточки и стрижи. Эти птички ничего кроме насекомых не едет. Зато тучи комаров и мошек поедают на лету. Перед дождём ласточки очень низко летают. Это такая примета. А у мошек от влаги становятся тяжёлые крылья. Тут-то их и ловят маленькие чёрные птички с раздвоенным концом. Умеют ласточки в полёте не только ловить насекомых, но и пить, и даже купаться. Коснулась белой грудкой и хвостом воды -искупалась.

В: Стрижи тоже очень интересные птицы. Они так хорошо летают, что даже могут спать в воздухе. Ловят они комаров и мошек высоко в небе. Осенью становится холодно, комары и мошки исчезают. И стрижи улетают в тёплые края.

В: После ласточек и стрижей улетают птицы, которые кормятся, собирая свою пищу на земле. Как вы думаете, что это за птицы

Д: Журавли и грачи.

В: А как вы думаете. Какие птицы улетают последними?

Д: Утки и гуси.

В: А как вы думаете почему?

Д: потому что замерзают водоёмы.

В: Все эти птицы перелётные. Почему они так называются?

Д:  Они улетают в тёплые края.

В: Во время перелётов многие птицы погибают. Выдерживают только сильные и крепкие. Поэтому не надо мешать птицам отыскивать себе корм, не пугайте их и не гоняйте.

В: А какие птицы остались у нас на зиму? Назовите их.

Д:Воробьи, синицы, вороны.

В: Ой, ребята посмотрите.

    Что это за зверь?

    Она по ёлкам ловко скачет.

    И в дупле орешки прячет,

    Сушит на зиму грибы.

Д:  Это белка.

В: Правильно ребята, это белка.( показывает изображение белки).

Но она уже не рыжая, а серая. Она шубку поменяла на более тёплую.

В: Но почему цвет шёрстки стал другим?

Д:  Так белка от врагов спасается.

В: Правильно. Главный её враг -ястреб. Деревья зимой голые, серые. А когда белка меняет цвет шубы, её не так заметно.

В: Чем же зимой будет питаться белка?

Д: Грибами, орехами.

В: Да, ребята. Грибы сушит, орехи прячет в ямки. Если вам попадётся такая кладовая, не трогайте её, белки  орешки нужнее.

В: В голодные годы, когда мало шишек и орехов, белки пускаются в опасные путешествия. Смело переплывают реки, перебегают открытые поля, забегают в деревни города.

В:  А что ещё нужно холодной зимой?

Д: Тёплый дом.

В: Давайте посмотрим её дом. В беличьем дупле сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом закрывает.

В: как вы думаете, зачем? Кто ещё так делает?

Д: Кошка. Чтобы было тепло.

В: А для чего белке ещё хвост нужен?(если дети затрудняются) воспитатель помогает.

В:Он у неё как парашют: прыгнет зверёк с ветки на ветку, распушит хвост и плавно опустится на ветку. А когда очень ветрено, садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается. Вы думаете, какие у белки коготки?

Д: Острые ,крепкие.

В: Как вы об этом догадались?

Д: Белки ловко по деревьям бегают.

В: Ребята, какие звери ещё готовятся к приходу холодов?

В: Вот ёжик бежит весь в сухих листьях. Изобразите, как ёж насаживает листья на иголки.(показывают). Выберет где листья совсем сухие и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Наберёт листья и опять к ямке.

В: Ребята, а как вы думаете, чем ёжик будет питаться зимой? Ягод нет, грибов нет, жучков нет.

Д: Правильно, ребята. Ёж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму спать.

В: Кто ещё из зверей в спячку впадает?

Д:Медведь.

В: Всё лето наедается и нагуливает жир на всю холодную и голодную зиму.

В: Где всю зиму спит медведь?

Д: В  берлоге под корнями упавшего дерева он устраивает себе дом. Натаскает

Молодых ёлочек, которых вырвал с корнем из земли, мха. Зимой берлогу накроет снежное одеяло. Тепло в ней медведю.

Музыкальная физкультминутка « Почему медведь зимой спит?».

В: А это волк( показывает картинку). Он тоже готовится к зиме. Шерсть его на лето и осень отрастает становится очень густой и тёплой. Это волку необходимо ,ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчатами. Это волчья стая. Днём они спят, а ночью охотятся по ночам.

В: Кто ещё живёт в лесу?

Д: Заяц.

В: Он тоже одежду поменял. Зачем зайцу одежду менять? Кого он боится?

От кого прячется?

Д:От лисы, волка.

В:  А если всё таки  выследила лиса зайца, что делать ему, как спастись?

Д: Он запутывает следы, быстро бежит.

В: Что помогает косому быстро бегать?

Д: Длинные и сильные ноги.

В: А где заячий дом?

Д: Он спит в снежной яме. В большие морозы зарывается в сугроб- так теплее. Ночью выходит еду добывать; обгладывает кору с веток опавших деревьев. Если деревья недалеко, заберётся заяц в сад полакомится корой яблонь. Вот почему люди на зиму обматывают кору яблонь тряпками.

В: А  вот заячий враг. Кто это, дети?

Д: Лиса.

В: Да это лиса. Идёт неслышно, тихо. Покажите как она это делает.

Она зимой как в валенках потому,  что отрастает у лисы на лапах густая шерсть, и они не мёрзнут.

В: Чем питается лиса?

Д: Мышами.

В: Лиса достаёт их из под снега. Слух у лисы хороший, слышит она , как под снегом мыши возятся и пищат. Начинает она снег лапами разгребать.

Чтобы насытиться, она должна съесть за день 20 мышей.

В: Вот ребята, наше путешествие по лесу подошло к концу.

Попросим лешего вернуть нас в детский сад.

         Лист осенний покрути,

         Нас скорее в сад верни.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Как птицы весну встречают"(образовательная область "Познание")

Итоговое занятие посвящено систематизации знаний у детей о перелетных птицах...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Птицы"

Закреплять знания детей о разнообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Узнавать звуки издаваемые птицами...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы прилетели»

Цель: Экологическое воспитание с элементами развитие речи.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,  «Художественное творчество», «Чтение художественной литератур...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. «Птицы»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. «Птицы»...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Птицы нашего края"

Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых....