"Путешествие капелек"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Кильдюшкина Екатерина Владимировна

Открытое занятие в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_kapelki.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в средней группе

"Путешествие капелек"

Целы:  дать детям представление о воздухе как о природном явлении.

Задачи:         

  • Образовательные — создать целостное представление о воде как о природном явлении. Познакомить со свойствами воды. Дать понять о значимости воды и воздуха в жизни человека и в природе.
  • Воспитательные — научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека и для жизнедеятельности растении.
  • Речевые — тренировка дыхания, словарная работа.

Материал:  стаканы прозрачные с соломинками, воздушные шарики сдутые (на каждого), изображение капелек как персонажа, картинки с изображением воды в природе, чистая питьевая вода, чистые стаканчики для питья (на каждого), три бутылочки с чистой водой, с разведенными в них солью, сахаром, соком лимона, краска акварельная, сок как угощение.

Ход занятия

Дети становятся в круг.
В. - Ребята, что мы вдыхаем?
Д. - Воздух.
В. - Давайте вдохнем воздух. Через что он попадает к нам в
организм?  
Д. - Через нос.
В. - Правильно, через нос, после этого он спускается в
легкие. Давайте вдохнем воздух и выдохнем через нос, а теперь наоборот, вдохнем и выдохнем через рот.

Дети дышат носом и ртом (вдох, выдох).

В.- Ребята, давайте проведем опыт. (Детям раздают воздушные шарики, они надувают и сдувают). В. - Вот так работают наши легкие. Мы дышим всегда, и легкие работают постоянно. Все люди должны заботиться о них, стараться не простужаться. Людям нужен чистый воздух.
- Ребята, а что произойдет, если воздух исчезнет? ( Показывает сдутый шарик). Мы не сможем жить. Если в организм не поступает воздух, то человек погибнет.
- Давайте проведем эксперимент: пальчиками правой руки закроем нос, а ладошкой левой руки закроем рот. Нам было нечем дышать.
В. - Без воздуха нет жизни. Для того чтобы человек был здоров, нужен чистый воздух. Ребята, а кто же очищает воздух?
Д. - Деревья (Предположение детей)
В. - А как нам увидеть воздух?
Д. - Высказывают свои предположения.


Воспитатель вызывает нескольких детей к заранее подготовленному столу, где стоят стаканы с водой. Дает детям трубочки и объясняет, как нужно подуть в воду. Появляются пузырьки.

В. - Что мы увидели?
Д. - Пузыри.
В. - Вот эти пузыри и есть воздух, который мы выдыхали через трубочки.

Воспитатель благодарит детей, и они возвращаются на свои места.

В. - А без чего еще не могут жить растения, животные, человек?
Д. - Предположения детей. Должен прозвучать ответ " Вода".
В. - Правильно, ребята, это вода. Эта капелька путешествует по всему свету, много видела и знает много интересного о воде.

Капелька. - Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране …

Так ли это? Ответы детей.
Капелька предлагает поиграть в игру "Ручеек".
После игры дети встают полукругом.

В. - А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте я буду показывать вам картинки, а вы должны найти, где там спрятались капельки. (Пруд, озеро, море, река, лужа, аквариум).

Благодаря наводящим вопросам воспитателя дети пытаются сделать вывод: капелька — частица воды.

В. А кому нужна вода?
Ответы детей.
В. - А может ли человек прожить без воды?
Ответы детей.
В.- Конечно, вода необходима всему живому, без воды, как и без воздуха, не стало бы жизни на Земле.
В. - Хотите поиграть с водой?
Д. - Да.

Воспитатель вызывает несколько детей к заранее приготовленному столу, где стоит кувшин с водой. Дети делают ладошки лодочкой. Воспитатель льет воду в ладошки, а дети пробуют ее удержать.

В. - Что произошло?
Д. - Вода протекла между пальцами.
В. - Почему вы не смогли удержать воду в руках?
Д. - Вода течет, она жидкость.
В. - Какого цвета вода?
Д. - Прозрачная.
В. - Как вы думаете, можно ли изменить цвет воды?


Дети предлагают свои варианты.
Воспитатель предлагает нескольким детям подойти к столу, на котором стоят несколько стаканов с водой, кисточки и краски.
Дети предлагают последовательность работы (намочить кисточку, набрать на нее краску и окунуть в воду). Дети, проводящие опыт, выбирают любую краску.
В. - Что произошло?
Д. - Вода поменяла цвет. Значит, ее можно изменить.
В. - А как думаете, у воды есть запах?
Ответы детей.
В. - Сейчас мы проверим. Дает каждому ребенку стакан с чистой питьевой водой (один глоток). Дети нюхают и делают заключение: вода не пахнет.
В. - А есть ли вкус у воды?
Д. - Пьют воду и проверяют, есть ли вкус. Нет.
В. - А можно ли изменить вкус воды?
Ответы детей.
В. - Разливает в стаканчики каждой подгруппе детей заранее приготовленную разведенную — сладкую, кислую, соленую — воду. И спрашивает у каждой подгруппы, какой вкус у воды?
Ответы детей.
В. - Делает вывод:  вкус воды можно изменить.

Появляются капельки. Одна из капелек очень грустная. Воспитатель спрашивает — чем она опечалена? Капелька рассказывает историю своих подружек.

Родник иссяк,
Ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап.
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет,
И нет водицы - нет, нет, нет.

В. - Воду нужно беречь. Она нам очень нужна. Берегите воду. Дети успокаивают капельку и обещают бережно относиться к воде. Капельки прощаются и утекают.
В. - Подводит итог – Ребята, о чем мы сегодня узнали?
Д. - Для жизни человека нужна вода и воздух. Что вода не имеет цвета, вкуса и запаха. Но может менять цвет и вкус, если в ней
растворять разные вещества.
В. - Молодцы, ребята, все сегодня хорошо слушали и отвечали. Капелькам очень понравилось у нас в гостях, и, уходя, они оставили вам сюрприз. Дары природы. Детям раздают кружечки с соком. Дети пьют и стараются разгадать вкус — из какого фрукта сок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к НОД "Путешествие капелек"

В данной презентации идет ознакомление детей младшей группы с круговоротом воды в природе...

НОД "Путешествие капелек" во 2 младшей группе

Опыты и эксперименты со свойствами воды...

Мастер класс на тему "Путешествие капелек"

НОД по познавательно-речевому развитию...

Авторская экологическая сказка с применением ТРИЗ "Путешествие Капелек"

Сказка позволяет применить моделирование жидкого, газообразного, твердого состояния воды; знакомит детей с круговоротом воды в природе; доступна к инсценированию....

Конспект открытого занятия в младшей группе. "Весеннее путешествие капелек"

Предназначено для детей младшего дошкольного возраста. Это занятие поможет детям узнать о роли и значении воды для всего живого. Дети станут, бережнее относится к воде.Цель:  Формировать у детей ...

Путешествие капелек (презентация)

Цель: воспитывать доброе, заботливое отношение к природе; развивать наблюдательность, интерес к неживой природе; дать простейшие представления о круговороте воды в природе, уточнить представления...