НОД "Путешествие капелек" во 2 младшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Змеева Татьяна Геннадьевна

Опыты и эксперименты со свойствами воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_puteshestvie_kapelek.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

 средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Конспект

непосредственно- образовательной деятельности

по познавательной деятельности

во 2-й младшей группе

на тему: «Путешествие Капелек»

                                                           

                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                 

выполнила:

Змеева Т.Г. воспитатель

 ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани

 

г. Сызрань, 2015 год

Форма НОД: игровая, познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации (подгрупповая,  индивидуальная, парная).

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое  развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель образовательной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Образовательная область «Познавательное  развитие»:

  1. Расширять представления о свойствах воды (текучесть, не имеет вкуса и запаха, прозрачность, об изменениях свойств воды с помощью различных веществ).
  2. Закреплять  представления  о  сенсорных  эталонах (цвет, запах, вкус)   и развивать тактильные ощущения.

Образовательная область «Речевое  развитие»:

 1. Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

2. Обогатить словарь детей: журчит, безвкусная, жидкость, бесцветная

3. Активизировать словарь детей: прозрачная, льётся.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

1. Формировать у детей чувство сплочённости, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

2. Побуждать  проявлять  интерес  к действиям  партнёра: взрослого и детей.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, аккуратность при работе с водой.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

1. Прививать интерес к малым фольклорным формам.

2. Развивать умение отгадывать загадки, способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения. 

Образовательная область «Физическое развитие»:

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического    здоровья детей средствами физкультминутки, пальчиковой гимнастики.

Материал и оборудование:

Прозрачные стаканчики с водой, тарелочки с сахаром, гуашь, кисти, салфетки из ткани, соломинки для коктейля, чайные ложки, мелкие игрушки, аквариум с золотой рыбкой, схема «Водоворот воды в природе».

Предварительная работа:

- Наблюдение за дождём.

- Рассматривание воды до и после рисования красками, иллюстраций в книгах о воде, схемы «Водоворот воды в природе».

- Дидактическая игра «Разные капельки».

- Беседы: «Значение воды для живого организма», «Как сохранить воду»,  «Как ты думаешь, зачем нужна вода?»

  • Чтение произведений художественной литературы и фольклора: М. Д. Перина «Живая вода»; К.Чуковский «Мойдодыр»; песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно - исследовательская

Проведение экспериментов.

Цель: закреплять знания о свойствах воды, (текучесть, не имеет вкуса и запаха, прозрачность, об изменениях свойств воды с помощью различных веществ). Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы,  осуществлять эксперимент.

Рассматривание  схемы «Водоворот воды в природе».

Цель: закрепление знаний о свойствах воды, взаимодействии с предметами. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. 

Игровая

Игровая ситуация «Прятки».

Цель: побуждать детей включаться в совместную с взрослым и сверстниками в игровую ситуацию. Воспитывать доброжелательные отношения.

Сюрпризный момент (появление золотой рыбки).

Цель: доставить детям радость. Создать положительную атмосферу.

Коммуникативная

Беседа, рассказ, диалог в проблемно-игровой ситуации.

Цель: обогащать и активизировать словарь детей. Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Развивать коммуникативные навыки.

Музыкальная

Слушание музыкального произведения.

Цель: приобщать детей к музыкальным произведениям. Создать положительную атмосферу.

Восприятие

художественной литературы и фольклора

Отгадывание загадки.

Цель: прививать интерес к малым фольклорным формам. Развивать умение отгадывать загадки, способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения.

Слушание сказки.

Цель: прививать интерес к сказкам, внимательно слушать, понимать их смысл, народную мудрость. Воспитывать доброту, умение сопереживать.

Двигательная

Динамическая пауза.

Цель: Развивать двигательную активность детей, предупредить утомляемость воспитанников.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: Развивать мелкую моторику рук, предупредить утомляемость воспитанников.

Логика образовательной деятельности

п/п

Действия

педагога

Действия воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

  •  «Ребята, вам нравятся сказки?»
  •  Рассказывает сказку:  «Жила – была Тучка со своими детками Капельками. Загрустили как – то раз Капельки, захотелось им посмотреть, что же там творится на Земле, и они отпросились у мамы Тучки погулять. Мама Тучка отпустила своих деток. Ветерок подхватил Капельки, и они полетели на землю».

Отвечают на вопрос.

Дети рассаживаются полукругом и слушают сказку.

Появление у детей заинтересованности,

познавательного интереса.  

Эмоциональное включение детей в образовательную деятельность.

2.

  • Демонстрация схемы «Водоворот воды в природе».
  • «Ребята, мне кажется, Капельки долетели до нас, посмотрите, они у нас на ладошках».
  • (Запись шума дождя).

Рассматривают схему.

Проявляют интерес. Слушают шум дождя.

Созданы условия для развития образного мышления.

Проявление познавательной активности.

3.

  •  Проводит динамическую паузу «Дождик»:
  • Капля раз, капля два,                     Очень медленно сперва.
  • А потом, потом, потом
  • Все бегом, бегом, бегом.
  • Мы зонты свои раскрыли,  
  • От дождя себя укрыли.                         

Выполняют движения в соответствии с текстом:

(Прыжки на носочках, руки на поясе).

(Развести руки в стороны)

 (Сомкнуть руки над головой полукругом)

Снимается мышечное напряжение, создаётся готовность для занятий познавательно- исследовательской деятельностью.

4.

«Дождь закончился, выглянуло солнышко. Послушайте,  как поют птицы».

(Запись щебетания птиц).

Продолжает рассказывать сказку,  демонстрировать схему «Водоворот воды в природе»:

«Напоили Капельки всё живое на Земле, стали стекаться в лужицы, из лужиц в ручьи, в реки, моря, океаны. Капельки журчат, разговаривают друг с другом».

(Запись журчания ручья). 

«Солнышко своими тёплыми лучами пригрело Капельки,  и они вновь вернулись к своей маме Тучке. Они рассказали, как им было интересно путешествовать на Земле».

«Ребята, вам понравилась сказка?»

Проявляют интерес.

Слушают запись.

Рассматривают схему. 

Слушают сказку.

Слушают запись.

Слушают сказку.

Участвуют в беседе, высказывают своё мнение.

Эмоциональное включение детей в образовательную деятельность.

Созданы условия для развития образного мышления.

Проявление познавательной активности.

Эмоциональное включение детей в образовательную деятельность.

Проявление познавательной активности.

Созданы условия включения детей в образовательную деятельность. 

5.

«Я вас угощу, а вот чем, догадайтесь сами». Загадывает загадку:

«Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я
Кто я такая?» «Правильно, это вода».

Отгадывают загадку.

Проявляют способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения.

6.

Предлагает детям пройти к столам и сесть на стулья.

Задаёт вопрос: «Что мы видим в стаканчиках? Давайте проверим. Возьмите стакан с водой. Понюхайте воду. Чем она пахнет?» Предлагает обследовать объект на запах.

«Давайте попробуем воду из стакана. Есть ли у нее вкус?»

Предлагает обследовать объект на вкус.

«А что находится в тарелочках? Сахар,  какого цвета? Возьмите ложкой сахар и опустите в стаканчик с водой. Что получилось? Как вы думаете,  куда девался сахар? Возьмите соломинки и попробуйте воду из стаканчика. Какая вода?»

Рассматривают, высказывают предположения.

 

Дети нюхают воду. Проводят обследования объекта, анализируют, делают вывод.

Дети пьют воду через соломинки.

Проводят обследования объекта, анализируют, делают вывод.

Дети пьют воду через соломинки.

Созданы условия для исследовательской деятельности.

Созданы условия для формирования представлений о свойстве воды: не имеет запаха.

Созданы условия для формирования представлений о свойстве воды: не имеет вкуса.

Обогащается словарный запас детей словом 

«безвкусная».

Развивается познавательная активность.

Знакомятся со свойством воды: при помощи сахара стала сладкой.

7.

Напоминает правила работы с водой:

«Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело,

Если разлилась вода –

Салфетка под рукой всегда!»

Проговаривают правила.

Имитируют движения в соответствии с текстом.

Закреплены правила безопасности при работе с водой.

8.

Предлагает обследовать объект: «Что делает вода?»,
«Значит,  вода,  какая?»

 «Вода – это жидкость».

 

«Теперь опустите в стакан с водой ложку. Вы ее видите?»

Проводят обследования объекта, анализируют, делают вывод.

Дети опускают в воду ложку. Высказывают предположения. 

Знакомятся с состоянием  объекта: вода – это жидкость.

Обогащение словаря: журчит, безвкусная, жидкость, бесцветная.

Активизация словаря: детей: прозрачная, льётся, журчит. 

Знакомятся со свойством объекта: вода прозрачная.

Развивается познавательная активность.

9.

«А сейчас вода хочет поиграть с вами в «Прятки». Мы будем прятать мелкие игрушки в стаканчиках с водой. Опустите свои игрушки в воду».

«Вы видите игрушку, которую опустили в стаканчик?»

«Теперь опробуйте окрасить воду с помощью краски. Что стало с водой?»

«Какого цвета стала вода?»

Слушают указания воспитателя и  действуют по инструкции

Проводят обследования объекта, анализируют, делают вывод.

Созданы условия для исследовательской деятельности.

Развивается логическое мышление.

Знакомятся со свойством воды: окрашивается  при помощи краски.

10.

«А сейчас мы отдохнём». Проводит пальчиковую гимнастику:
«Рыбка плавает в водичке,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка озорница,
Мы хотим тебя поймать!».

Имитируют движения в соответствии с текстом.

Создано эмоциональное настроение, снята утомляемость.

11.

Сюрпризный момент – под спокойную мелодию воспитатель вносит аквариум с золотой рыбкой и ставит на стол.

«Кто у нас в гостях? Как называется домик для рыбки? А почему в аквариуме вода, как вы думаете? Вода,  в аквариуме какая? Только в чистой воде могут жить рыбки. А где ещё живут рыбы? К воде нужно относиться бережно, не засорять водоёмы, не лить напрасно».

Читает стихотворение:

Говорят, она везде:

В луже, в море, в океане:

И в водопроводном кране

Без неё нам не умыться

Не поесть и не напиться

Смею вам я доложить

Без чего нам не прожить?»

«Интересно было познакомиться с Капельками и путешествовать с ними? Много, много капелек, что это?

Под спокойную мелодию воспитатель предлагает детям «поплавать»  как  рыбка. 

Рассматривание объект.

Участвуют в беседе, высказывают своё мнение.

Имитируют движения в соответствии с текстом.

Создан фон положительного эмоционального удовлетворения от НОД.

Проявляют способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения.

Создано эмоциональное настроение, снята утомляемость.

Развёрнутый конспект образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, вам нравятся сказки?

Воспитатель: Я знаю одну интересную сказку, я думаю, она вам понравится: «Жила – была Тучка со своими детками Капельками. Загрустили как – то раз Капельки, захотелось им посмотреть, что же там творится на Земле, и они отпросились у мамы Тучки погулять. Мама Тучка отпустила своих деток. Ветерок подхватил Капельки, и они полетели на землю».

Воспитатель: Ребята, мне кажется, Капельки долетели до нас, посмотрите, они у нас на ладошках.

(Запись шума дождя).

Физкультминутка «Дождик»:

Капля раз, капля два,                     (Прыжки на носочках, руки на поясе).

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,              (Развести руки в стороны).

От дождя себя укрыли.                   (Сомкнуть руки над головой полукругом).

Воспитатель: Дождь закончился, выглянуло солнышко. Послушайте,  как поют птицы.

(Запись щебетания птиц).

Воспитатель: «Напоили Капельки всё живое на Земле, стали стекаться в лужицы, из лужиц в ручьи, в реки, моря, океаны. Капельки журчат, разговаривают друг с другом».

(Запись журчания ручья).

Воспитатель: «Солнышко своими тёплыми лучами пригрело Капельки,  и они вновь вернулись к своей маме Тучке. Они рассказали, как им было интересно путешествовать на Земле».

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка? Пока вы слушали сказку, наверно захотели пить. Я вас угощу, а вот чем, догадайтесь сами.

Воспитатель загадывает загадку:

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я
Кто я такая?
             (Вода).

(Воспитатель предлагает детям пройти к столам и сесть на стулья).

Воспитатель: Что мы видим в стаканчиках? Давайте проверим. Возьмите стакан с водой. Понюхайте воду. Чем она пахнет?    

 ( Дети нюхают воду).
Воспитатель: Вода не имеет запаха. Давайте попробуем воду из стакана. Есть ли у нее вкус?

(Дети пьют воду через соломинки).
Воспитатель: Вода безвкусная.

Воспитатель: А что находится в тарелочках? Сахар,  какого цвета? Возьмите ложкой сахар и опустите в стаканчик с водой. Что получилось? Как вы думаете,  куда девался сахар? Возьмите соломинки и попробуйте воду из стаканчика. Какая вода?

(Дети пьют воду из стаканчиков  через соломинку).

Воспитатель: Сахар растворился в воде,  и вода стала сладкая. 

Воспитатель: А сейчас перельём воду из одного стакана в другой. Возьмите пустой стакан и налейте в него аккуратно воду. Но сначала давайте вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело,

Если разлилась вода -

Салфетка под рукой всегда!

Воспитатель: Что делает вода? (Льется, плещется, журчит, течет, переливается).
Воспитатель: Значит,  вода,  какая? Вода – это жидкость.

Воспитатель: Теперь опустите в стакан с водой ложку. Вы ее видите?

 (Дети опускают в воду ложку).
Воспитатель: Почему? Посмотрите друг на друга через стаканчик. Вы видите через воду? Какая вода?

 Воспитатель: А сейчас вода хочет поиграть с вами в «Прятки». Мы будем прятать мелкие игрушки в стаканчиках с водой.

(Дети опускают мелкие игрушки в стаканчики с водой.)

Воспитатель: Вы видите игрушку, которую опустили в стаканчик?

Воспитатель: Теперь опробуйте окрасить воду с помощью краски. Что стало с водой?

Воспитатель: Какого цвета стала вода?

Воспитатель: Воду можно покрасить в любой цвет. А сейчас мы отдохнём.

 Пальчиковая гимнастика.
«Рыбка плавает в водичке
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка озорница
Мы хотим тебя поймать!».

(Сюрпризный момент – под спокойную мелодию воспитатель вносит аквариум с золотой рыбкой и ставит на стол. Дети наблюдают,  как плавает рыбка.).

Воспитатель: Кто у нас в гостях? Как называется домик для рыбки? А почему в аквариуме вода, как вы думаете? Вода,  в аквариуме какая? Только в чистой воде могут жить рыбки. А где ещё живут рыбы? К воде нужно относиться бережно, не засорять водоёмы, не лить напрасно.

Воспитатель читает стихотворение:

Говорят, она везде:

В луже, в море, в океане:

И в водопроводном кране

Без неё нам не умыться

Не поесть и не напиться

Смею вам я доложить

Без чего нам не прожить?

Воспитатель: Интересно было познакомиться с Капельками и путешествовать с ними? Много, много капелек, что это?

(Под спокойную мелодию воспитатель предлагает детям «поплавать»  как  рыбка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

Материал по окружающему миру (младшая группа):интегрированное занятие в первой младшей группе: «Домик из камней для черепашки Наташки».

Интегрированное занятие по окружающему миру (младшая группа): "Домик для черепашки Наташки"...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «У Незнайки в огороде.» Возрастная группа- 2 -я младшая группа.

Задачи:Образовательные-продолжать учить взаимодействовать с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе;-учить видеть красоту окружающего мира;-развивать самостоятельность, активность ...

Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...

Диагностика педагогического процесса В первой младшей группе (с 2 до 3 лет) на 2021 /22 учебный год во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на 2022/23 учебный год в средней группе (с 4 до 5 лет) на 2023/24 (февраль) учебный год дошкольной образователь

: Оценка индивидуального развития детей для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для д...