Календари природы
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Петренко Татьяна Алексеевна

Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания, средством экологического развития детей, которые учатся любить и беречь родной край. Ребенок открывает для себя разнообразный и удивительный мир природы.

Систематические наблюдения сезонных изменений природы развивают также и умственную деятельность детей: восприятие и мышление, наблюдательность, устойчивый познавательный интерес. Дети учатся сравнивать, сопоставлять и устанавливать причину и временную зависимость явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendar_prirody_v_detskom_sadu.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петренко Татьяна Алексеевна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 2 «Праздник детства 

Календарь природы в детском саду.

Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания, средством экологического развития детей, которые учатся любить и беречь родной край. Ребенок открывает для себя разнообразный и удивительный мир природы.

Систематические наблюдения сезонных изменений природы развивают также и умственную деятельность детей: восприятие и мышление, наблюдательность, устойчивый познавательный интерес. Дети учатся сравнивать, сопоставлять и устанавливать причину и временную зависимость явлений.

Всем известно, что познание закономерностей сезонных явлений сопряжено с рядом трудностей. Это связано с усвоением качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. В природе не существует резкой видимой границы между временами года, и у детей создается обманчивое представление о постановке окружающей среды. Например, в конце осени они могут забыть, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Детям очень трудно без помощи взрослых уловить логику закономерных изменений. Они не всегда понимают скачкообразные изменения в природе. Например, выпал снег весной, значит, опять наступила зима и т.д.

Чтобы облегчить последовательное накапливание представлений о плавном течении сезона года, воспитатель может использовать в своей работе новые фомы календарей природы:

  • Фенологическое дерево;
  • Календарь дней недели и сезонов года;
  • Птичий домик;
  • Календарь цветов (животных, грибов, деревьев);
  • Календарь роста;
  • Календарь – пирамида «Времена года»;
  • Календарь – месяцеслов.

Можно использовать и наши традиционные календари, но с ними у ребенка нет возможности играть. А как нам известно, игра – лучший помощник при условии занятий. Ребенок легче запоминает названия зимующих и перелетных птиц, цветов, деревьев, быстрее научится замечать сезонные изменения в природе, погодные явления, если все это будет происходить в игровой форме.

Виды календарей, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста:

Календарь цветов

Этот вид календаря дает возможность познакомиться с цветовой палитрой, характерной для каждого времени года, с его помощью педагогу легче объяснить, сколько времен года, из каких месяцев они состоят, в какой последовательности располагаются, какие цветы, когда цветут, чем они похожи, чем отличаются. Знакомит детей и со знаково – символической системой народа (в середине расположен один из древнейших символов солнца).

Календарь «Птичий домик»

С его помощью ребенок открывает для себя мир птиц. Дети, играя усваивают знания о сезонных изменениях в жизни птиц, знакомятся с экзотическими птицами, закрепляют знания о домашних птицах, перелетных птицах, зимующих. Календарь можно использовать и как дидактическую игру. В этом календаре дети могут ежедневно делать свои отметки о том, каких птиц они видели на участке во время прогулок, экскурсий. Дети вспоминают стихи о птицах, народные приметы, пословицы, поговорки.

Календарь «Месяцеслов»

Этот календарь представляет собой стаю из двенадцати птиц. На каждое время года – три птицы, они разного цвета, у всех есть название – современное и старинное, народное. У каждой птицы по четыре крыла, что означает четыре недели месяца, на каждом крыле по семь перьев – количество дней недели, перья черно – белые (день, ночь).

В помощь воспитателям собраны пословицы, поговорки, заклички, кричалки, песенки, стихи, статьи из журналов «Дошкольное воспитание», которые помогут прикоснуться к мудрому народному слову и к поэтической образованности русской речи.

Календарь роста

Состоит из двух секторов. В одном отмечается рост лука, в другом – злаков. Чертят схемы, в которых еженедельно отмечается (рисунком) изменения, происходящие с растениями.

В календаре роста лука (рисуют) используются три схемы (по Николаевой), что позволяет сочетать проращивание с экспериментальной деятельностью.

В календаре роста злаков ведется наблюдение за пшеницей и ячменем (в сравнении).

Календарь- пирамида «Времена года»

Этот вид календаря поможет закрепить знания младшего и среднего возраста о временах года, сезонных изменениях в природе, погодных явлениях.

Каждая из четырех граней соответствует цветовой гамме времен года: лето – красная грань, осень – желтая, зима – голубая, весна – зеленая. В соответствии с наступившим временем года ребенок располагает необходимые знаки на нужной стороне пирамиды (солнце, облака, деревья, цветы, птицы, насекомые), тем самым создается коллаж осени, зимы, весны, лета.

Календарь-цветок

Используется в младшей и средней группе. У календаря цветок – восемь лепестков. На четырех лепестках расположены картинки с изображением времен года, на других четырех лепестках – значки изображающие погодные явления: солнце, дождь, ветер, солнце с облачками.

Посередине закреплены две стрелки (длинная короткая), одна указывает на время года (короткая), другая показывает, какая погода сегодня.

Календарь «Фенологическое дерево»

Один из видов календарей природы. Очень удобная форма на которой отмечаются погодные явления. Ежедневно дети рисуют погоду на маленьких листочках, затем лучший из рисунков вешается на веточку дерева.

Дерево используется и как календарь наблюдений за птицами. Фигурки птиц, наблюдаемых и увиденных на участке, дети размещают на ветках дерева.

Также ежемесячно с детьми закрепляются знания народного календаря: на вершину дерева прикрепляется значок, на котором имеется народное название месяца, рисуется астрологический символ, попутно вспоминаются народные приметы, стихотворения, присущие данному времени года.

Дерево обрастает листочками – рисунками и в конце месяц вместе с детьми проводится анализ погоды и наблюдаемых явлений за прошедшее время.

Календарь – дерево развивает еще и художественно – изобразительные навыки: ведь раньше мы в основном фиксировали изменения в природе, погодные явления схематично, по определениям. На фенологическом дереве ребенок может наглядно увидеть, что происходит с растительным миром в разные сезоны года (состояние покоя, цвет, листья, плод, желтая листва).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарь природы. Весна

автор Е.И. Жукова...

Календарь природы. Зима

автор: Е.И. Жукова...

Календарь природы. Осень

автор: Е.И. Жукова...

Календарь природы.Лето

автор: А.С. Карпова...

"Синичкин" Календарь природы

Календарь природы (перекидной) для средней группы на 12 + 1 листах А4, формат jpeg. Рекомендации: распечатать, заламинировать и брошюровать по верхнему краю. по желанию можно сделать кармашки для обоз...

Рабочая программа мультимедиа-курса “Календарь природы”

Мультимедиа курс “Календарь природы” разработан творческой группой Муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуще...

Проект "Календарь природы" по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с использованием народного календаря кукол- закруток.

Проект был реализован с целью повышения временных представлений старших дошкольников, для расширения развивающей предметно- пространственной среды.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17...