Образовательный проект «Театр природы: народные куклы в календаре природы»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ломакина Юлия Викторовна

Презентация к проекту https://youtu.be/JehLoQ6rtTs   

Данный проект посвящен расширению временных представлений дошкольников через изучение народного календаря на примере кругового календаря народных кукол. Овладение новыми знаниями детьми в процессе всего проекта происходит свободно и творчески, с использованием народных примет, фольклора, изобразительной деятельности с элементами прикладного народного искусства, вдумчивого наблюдения за природой, проверкой новых знаний и гипотез опытным путем.

Данный проект учавствовал в соискании премии губернатора Московской области "Наше Подмосковье" в 2019 году, ссылка на информацию по подаче заявки на сайт "Наше Подмосковье"

http://inelgorsk.ru/novosti/obschestvo/tri-zayavki-na-soiskanie-premii-gubernatora-uzhe-podali-zhiteli-elektrogorska

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_proekta_narodnye_kukuly_i_kalendar_prirody.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.

тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru 

Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru 

Образовательный проект
«Театр природы: народные куклы в календаре природы»

Автор проекта:

воспитатель

высшей квалификационной

категории

 Ломакина Ю.В.

г.о. Электрогорск 2019год

Описание проекта:

   «Мы должны …готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. Для этого нужен эффективный механизм постоянного обновления содержания общего образования». 
Президент РФ Путин В.В. (Заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации 28.12.2015г.) 

   Данный проект посвящен расширению временных представлений дошкольников через изучение народного календаря на примере кругового календаря народных кукол. Овладение новыми знаниями детьми в процессе всего проекта происходит свободно и творчески, с использованием народных примет, фольклора, изобразительной деятельности с элементами прикладного народного искусства, вдумчивого наблюдения за природой, проверкой новых знаний и гипотез опытным путем.

    В проекте были использованы:

- круговой календарь народных кукол-закруток в мини - музее детского сада «Русская изба»;

- народный календарь природы,

- наглядные модели сезонов года, недели, дня;

- изучение модели «Солнце – Земля - Луна»;

- наблюдение за Солнцем и тенью во время прогулок;

- экспериментирование  и создание различных видов часов (водяные, песочные и солнечные);

- дидактические игры и физкультминутки по данной тематике;

- взаимодействие со специалистами (тематические занятия на тему времен года и народной культуры);

-взаимодействие с родителями (консультации, мастер-классы, беседы, участие в конкурсах поделок, изготовление атрибутов к праздникам…);

- художественная литература о сезонных изменениях в природе, о народных приметах, о времени и о том, почему его нужно беречь.

Актуальность проекта:

   Восприятие мира и временные представления неразрывно связаны. Как доходчиво и наглядно объяснить детям постоянную смену дня и ночи, времен года, их определенную последовательность? Почему за снежной зимой всегда следует цветущая весна, а за ней всегда идет жаркое лето, на смену которого приходит дождливая осень, а после нее опять наступает зима и так, как будто по кругу, все повторяется вновь.

   Дети старшей группы - будущие воспитанники подготовительной группы. В следующем году им предстоит знакомство с часами, часовой стрелкой. Задача этого года - формирование временных представлений о чередовании времен года, частей суток и некоторых их характеристиках (Основная образовательная программа «От рождения до школы» с.87). А так как дополнительным направлением в образовательной деятельности ДОУ выбрано «Ознакомление дошкольников с народной культурой», то было принято решение, познакомить детей с календарем, углубить временные представления  через изучение народного календаря.   

     В минимузее детского сада «Русская изба» педагогами был создан очень красивый круговой календарь народных кукол – закруток.  Каждая кукла календаря являет собой символ определенного месяца в году. Этот народный календарь очень заинтересовал всех детей. Встал вопрос его планомерного изучения.

      Вместе с природой, меняется и жизнь людей. Особенно тех людей, жизнь которых непосредственно связана с изменениями в природе, жизнью земледельцев, животноводов или как сейчас говорят «фермеров».

       Издавна земледелие было основным видом деятельности на Руси. Несмотря на наличие обычного календаря, основным для людей был земледельческий (тесно связанный с церковным календарем имен), который отражал многовековые наблюдения людей за природой.

       Люди издавна наблюдали, запоминали и записывали народные приметы, слагали пословицы и поговорки о природных явлениях и их связи между собой.

                              Пастух и земледел в младенческие леты,

                              Взглянув на небеса, на западную тень,

                              Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

                              И майские дожди, младых полей отраду,

                              И мразов ранний хлад, опасный винограду…

А.С.Пушкин                    

       Дошкольники, которые только начинают понимать окружающий мир, с огромным интересом наблюдают за природой. Они наблюдают, анализируют, делают выводы.

      В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одной из таких моделей  являются календари природы - круговые модели, которые отражают разнообразные события и длительно происходящие явления в природе.

      Для лучшей ориентации детей во временных представлениях встала необходимость всестороннего изучения понятия «время». Как заметить времени ход? Почему меняется погода? Почему происходит смена сезонов?

Куклы, театрализованные и сюжетно-ролевые игры, экспериментирование и наблюдение – лучшие помощники дошкольников в познании окружающего мира.

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

1. Образовательная: расширение временных представлений старших дошкольников через использование инновационных форм обучения (использование и создание наглядных моделей), вариативных образовательных программ; 

2. Социально-культурная: вовлечение воспитанников, их семей, специалистов ДОУ в участии в проекте и создании новых объектов развивающей предметно-пространственной среды, привлечение участников проекта к знакомству с народными традициями через круговой календарь народных кукол; 

3. Личностная: формирование осознанного понимания природы  через народный календарь; 

4. Профориентационная: повысить интерес дошкольников к фермерским профессиям, профессии метеоролога, обеспечить возможность дальнейшего создания метеостанции и миниогородов на  участках детского сада для наблюдений.

Задачи проекта:

Образовательные: 

- учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность-труд людей);  

- формировать представления о чередовании времен года, частей суток и некоторых их характеристиках;  

- познакомить с народным календарем в минимузее детского сада «Русская изба»

(названием кукол - закруток, народными приметами, праздниками, фольклором);

- познакомить с важным  значением солнца в жизни человека

Развивающие: 

- закреплять временные понятия: год, время года, месяц, день недели,

сутки, время суток (утро, день, вечер, ночь);

- продолжать знакомить с постоянной сменяемостью сезонов в различных видах деятельности;

- продолжать знакомить с взаимодействием живой и неживой природы на примере народного календаря и календаря народных кукол;

- расширить представление детей о часах;

- развивать умение делать выводы по результатам наблюдений.

Воспитательные: 

- воспитывать наблюдательность, любознательность;

 - воспитывать уважение к народным традициям, труду и декоративно-прикладному  творчеству русского народа.

Достигнутые результаты:

3ачем нужна эта идея на практике? 
С её помощью в МДОУ № 35 мы... 

СОЗДАЕМ личностно-ориентированную образовательную среду; 

ОБРАЗОВЫВАЕМ всех участников проекта, предлагаем  использовать наш опыт всем дошкольным образовательным организациям;
РАЗВИВАЕМ взаимодействие и взаимную заинтересованность в союзе детский сад -  и семья; 
ВНЕДРЯЕМ инновационные педагогические технологии; 
ВОСПИТЫВАЕМ  любовь и уважение к традициям родного края, родной природе, уважение к труду людей, патриотизм; 
ВОВЛЕКАЕМ в добровольчество и активное созидание, творчество, преображение развивающей предметно - пространственной среды дошкольников. 

Социальная значимость проекта:

   Этот проект доступен всем ДОУ Подмосковья. Обучая законам природы через календарь народных кукол, народный календарь, мы учим детей понимать природу, бережно к ней относится, понимать взаимосвязь человека и природы, при этом закладывая любовь и уважение к народным традициям, к Родине, чувство патриотизма.

    План и мероприятия проекта:

   Актуальность проекта состояла в том, чтобы в 2019 году, посвященному театру, с помощью старинной русской игрушки - народной куклы-закрутки, с помощью народного календаря, расширить познания  участников проекта об окружающем мире. Для того, чтобы достигнуть поставленной цели, был реализован план проекта и соответствующие мероприятия.

План проекта.

  1. Подготовительный этап.

Изучение методической литературы  по данной теме.

Анализ предметно - пространственной среды уголка природы

Составление плана мероприятий по реализации проекта.

Подбор детской художественной литературы.

Разработка плана работы с детьми: подбор и изготовление дидактических игр,  подготовка игры и атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Ферма», подбор театрализованных игр по детским литературным произведениям, написание конспектов ООД по ознакомлению дошкольников с народной культурой «Народный календарь», плана работы по экспериментальной деятельности.

Разработка консультаций для родителей.

  1. Практический этап.

Взаимодействие с детьми.

Рассматривание иллюстраций  в альбоме «Времена года», куклы в сезонной одежде.

Рассматривание и участие в оформлении центральной стены («Осень», «Перелетные птицы», «Народная культура», «Зимующие птицы», «Зимушка - зима», «Весна»)

Проведение дидактических игр.

Проведение народных игр.

Наблюдение на прогулках за живой и неживой природой.

Беседы и чтение художественной литературы о природе.

Беседы и чтение литературы о народной культуре и быте.

Экскурсия в музей «Русская изба», знакомство с календарем народных кукол.

Ежемесячное проведение занятий по ознакомлению детей с народной культурой, народными приметами, укладом  русской избы по разработанным конспектам занятий.

Подготовка и проведение сюжетно-ролевой игры «Ферма».

Подготовка и проведение театрализованных игр по детским литературным произведениям.

Экспериментирование «Выращивание фасоли».

Экскурсия в познавательно - исследовательскую комнату, знакомство с моделью «Солнце – Земля - Луна».

Наблюдение за Солнцем с помощью солнечных часов.

Экспериментирование с различными видами часов (песочными, водяными, солнечными, электронными).

Итоговое занятие по ознакомлению с народной культурой «Май - кукла Пасха» с изготовлением календаря «Времена года».

Проведение викторины «Знатоки природы».

Самостоятельная продуктивная деятельность детей, в том числе по украшению «Дерева сезонов», «Огородной грядки».

Взаимодействие со специалистами.

С музыкальным руководителем:

- проведение музыкального осеннего праздника;

- проведение рождественских колядок;

- проведение квеста ко дню труда (секция «В гостях у Бабы Яги).

С логопедом - проведение тематических занятий по лексическим темам «Времена года».

Взаимодействие с родителями.

Беседа с родителями «Театр природы: народные куклы в календаре природы»- наш новый  совместный проект.

Участие в совместной творческой деятельности по изготовлению скворечников, рисунков о природе, мягких игрушек (животные), работ по мотивам народных росписей.

Консультации для родителей на темы: «По дороге в детский сад…»(наблюдение за одеждой и сезонными работами людей, наблюдение за живой и неживой природой, природными), «Детям о народной культуре», «Народные приметы -  наблюдаем вместе с детьми», выставка портретов Маковского К. Е. «Русские красавицы».

  1. Заключительный этап.

Пополнение уголка природы в группе: обновление и дополнение «Календаря природы», «Гербария растений средней полосы России», природного материал, создание макета «Дерево сезонов», солнечных часов.

Презентация проекта на педагогическом совете.

Презентация уголка природы и проекта родителям на родительском собрании.

Участие проекта в конкурсе «Наше Подмосковье».

Мероприятия проекта:

Викторина «Знатоки природы»

Организация дежурства в уголке природы (наведение порядка, ремонт и помощь в пополнении уголка дидактическими играми, полив и уход за комнатными растениями, заполнение календаря природы)

Рассматривание куклы в сезонной одежде.

Рассматривание центральной стены по тематическим темам «Осень», «Перелетные птицы», «Зима», «Народные промыслы», «Весна» и др.

Беседы, чтение художественной литературы о природе,  русских народных и литературных сказок, детских книг о народной культуре и традициях русского народа, детская литература по теме временных представлений.

Рассматривание картин известных художников с изображением пейзажей в разное время года.

Рассматривание иллюстраций русских народных сказок и книг о природе известных иллюстраторов детских книг.

Рассматривание альбомов по различным видам народных росписей (Дымка, Филимоновская, Гжель, Городец, Каргопольская, Полхов-Майданская)

Дидактическая игра «Одежда для мальчиков и девочек: разложи по сезонам и назови»

Дидактическая игра «Назови» (русская старинная одежда)

Театрализованные игры по русским народным сказкам ( «Колосок», «Пых», «Петушок и бобовое зернышко», «Лисичка-сестричка и волк», «Баба Яга», «Гуси - лебеди» и др.)

Изобразительная деятельность по раскрашиванию одежды для бумажных  кукол в национальных русских костюмах.

Дидактическая игра «Назови» (старинная утварь и посуда)

Знакомство и изобразительная деятельность с элементами народных росписей (Дымка, Филимоновская, Гжель)

Дидактическая игра «Угадай роспись», «Собери пазл»

Проведение народных игр.

Проведение дидактических игр «Что сначала, а что потом?» (время суток, дни недели, времена года, как растет фасоль)

Наблюдения на прогулке за живой и не живой природой по плану ООД.

Составление рассказов о временах года по схеме.

Беседы о семье. Беседы на тему «Как жили наши предки».

Проведение занятий по ознакомлению с народной культурой «Народный календарь».

Разгадывание загадок о временах года, животных, птицах, овощах и фруктах, явлениях природы.

Рассматривание картинок на тему: «Птицы и животные», «Овощи и фрукты», «Явления природы», «Назови явление природы и его символ».

Подготовка и проведение сюжетно - ролевой игры «На ферме».

Длительное наблюдение и экспериментирование по высадке фасоли «Огород на окне».

Экспериментирование в режимных моментах с различными видами часов.

Повторное проведение викторины «Знатоки природы»

Самостоятельная продуктивная деятельность.

Результат проекта:
   Таким образом, цели и задачи проекта были успешно решены путем изучения календаря народных кукол, создания наглядных пособий («Дерево сезонов», «Огородная грядка», круговых календарей, солнечных часов), наблюдений, экскурсий, подготовки и проведения театрализованных игр по детским литературным произведениям, сюжетно-ролевой игры «Ферма» и сопутствующих дидактических игр, дидактических игр о природе, подвижных игр, изучения народного фольклора, познавательно - исследовательской деятельности, экспериментирования с различными  часами.

Охват проекта: воспитанники МДОУ, члены их семей, воспитатели, специалисты.

Затраченные ресурсы: проект был реализован силами участников проекта, без дополнительных материальных затрат.

Дата старта и окончания проекта:01.09.2018 – 31.05.2019

Сайт проекта, ссылки на материалы проекта: https://nsportal.ru/user/1087215/page/proekt-narodnyy-kalendar

Документы, подтверждающие достижения соискателя, реализацию проекта, сроки и стоимость проекта.

Профессиональные награды соискателя https://lomakina-juliya-mdou35elg.edumsko.ru/portfolio/category/447861

Грамоты и дипломы соискателя https://lomakina-juliya-mdou35elg.edumsko.ru/portfolio/category/241002

Реализация проекта в фотоальбомах и конспектах

 https://lomakina-juliya-mdou35elg.edumsko.ru/folders/post/1515638

https://nsportal.ru/user/1087215/page/proekt-narodnyy-kalendar


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "История возникновения народной куклы"

Приобщение дошкольников к народной культуре ,через ознакомление с народной куклой....

Проект "Мини - музей народной куклы".

Мир народной  куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Совр...

Отчет о проделанной работе по проекту: «Театр - природа - дети»

Отчет о проделанной работе по проекту:  «Театр - природа - дети»...

План-программа образовательной деятельности по изготовлению народной куклы с детьми подготовительной группы

Предлагаю вашему вниманию результат моей многолетней работы по ознакомлению дошкольников с традиционной тряпичной куклой. Мною было изучено множество литературы по этой теме, на основе которой и родил...

Образовательный проект по взаимодействию с семьей «Семейный календарь»

Актуальность.        Детские годы - самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых - родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями воспитаннико...

Образовательное событие в старшей группе «Учимся заполнять календарь природы»

С детьми старшего дошкольного возраста в течение года ведётся календарь наблюдения за погодой, птицами, насекомыми. Конспект НОД "Учимся заполнять календарь погоды" поможет Вам грамотно позн...