Образовательный проект «Театр природы: народные куклы в календаре природы»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Презентация к проекту https://youtu.be/JehLoQ6rtTs
Данный проект посвящен расширению временных представлений дошкольников через изучение народного календаря на примере кругового календаря народных кукол. Овладение новыми знаниями детьми в процессе всего проекта происходит свободно и творчески, с использованием народных примет, фольклора, изобразительной деятельности с элементами прикладного народного искусства, вдумчивого наблюдения за природой, проверкой новых знаний и гипотез опытным путем.
Данный проект учавствовал в соискании премии губернатора Московской области "Наше Подмосковье" в 2019 году, ссылка на информацию по подаче заявки на сайт "Наше Подмосковье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_proekta_narodnye_kukuly_i_kalendar_prirody.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.
тел. 8(49643)3-29-55
Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru
Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru
Образовательный проект
«Театр природы: народные куклы в календаре природы»
Автор проекта:
воспитатель
высшей квалификационной
категории
Ломакина Ю.В.
г.о. Электрогорск 2019год
Описание проекта:
«Мы должны …готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. Для этого нужен эффективный механизм постоянного обновления содержания общего образования».
Президент РФ Путин В.В. (Заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации 28.12.2015г.)
Данный проект посвящен расширению временных представлений дошкольников через изучение народного календаря на примере кругового календаря народных кукол. Овладение новыми знаниями детьми в процессе всего проекта происходит свободно и творчески, с использованием народных примет, фольклора, изобразительной деятельности с элементами прикладного народного искусства, вдумчивого наблюдения за природой, проверкой новых знаний и гипотез опытным путем.
В проекте были использованы:
- круговой календарь народных кукол-закруток в мини - музее детского сада «Русская изба»;
- народный календарь природы,
- наглядные модели сезонов года, недели, дня;
- изучение модели «Солнце – Земля - Луна»;
- наблюдение за Солнцем и тенью во время прогулок;
- экспериментирование и создание различных видов часов (водяные, песочные и солнечные);
- дидактические игры и физкультминутки по данной тематике;
- взаимодействие со специалистами (тематические занятия на тему времен года и народной культуры);
-взаимодействие с родителями (консультации, мастер-классы, беседы, участие в конкурсах поделок, изготовление атрибутов к праздникам…);
- художественная литература о сезонных изменениях в природе, о народных приметах, о времени и о том, почему его нужно беречь.
Актуальность проекта:
Восприятие мира и временные представления неразрывно связаны. Как доходчиво и наглядно объяснить детям постоянную смену дня и ночи, времен года, их определенную последовательность? Почему за снежной зимой всегда следует цветущая весна, а за ней всегда идет жаркое лето, на смену которого приходит дождливая осень, а после нее опять наступает зима и так, как будто по кругу, все повторяется вновь.
Дети старшей группы - будущие воспитанники подготовительной группы. В следующем году им предстоит знакомство с часами, часовой стрелкой. Задача этого года - формирование временных представлений о чередовании времен года, частей суток и некоторых их характеристиках (Основная образовательная программа «От рождения до школы» с.87). А так как дополнительным направлением в образовательной деятельности ДОУ выбрано «Ознакомление дошкольников с народной культурой», то было принято решение, познакомить детей с календарем, углубить временные представления через изучение народного календаря.
В минимузее детского сада «Русская изба» педагогами был создан очень красивый круговой календарь народных кукол – закруток. Каждая кукла календаря являет собой символ определенного месяца в году. Этот народный календарь очень заинтересовал всех детей. Встал вопрос его планомерного изучения.
Вместе с природой, меняется и жизнь людей. Особенно тех людей, жизнь которых непосредственно связана с изменениями в природе, жизнью земледельцев, животноводов или как сейчас говорят «фермеров».
Издавна земледелие было основным видом деятельности на Руси. Несмотря на наличие обычного календаря, основным для людей был земледельческий (тесно связанный с церковным календарем имен), который отражал многовековые наблюдения людей за природой.
Люди издавна наблюдали, запоминали и записывали народные приметы, слагали пословицы и поговорки о природных явлениях и их связи между собой.
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду…
А.С.Пушкин
Дошкольники, которые только начинают понимать окружающий мир, с огромным интересом наблюдают за природой. Они наблюдают, анализируют, делают выводы.
В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одной из таких моделей являются календари природы - круговые модели, которые отражают разнообразные события и длительно происходящие явления в природе.
Для лучшей ориентации детей во временных представлениях встала необходимость всестороннего изучения понятия «время». Как заметить времени ход? Почему меняется погода? Почему происходит смена сезонов?
Куклы, театрализованные и сюжетно-ролевые игры, экспериментирование и наблюдение – лучшие помощники дошкольников в познании окружающего мира.
Стадия проекта:
Проект реализован
Цель проекта:
1. Образовательная: расширение временных представлений старших дошкольников через использование инновационных форм обучения (использование и создание наглядных моделей), вариативных образовательных программ;
2. Социально-культурная: вовлечение воспитанников, их семей, специалистов ДОУ в участии в проекте и создании новых объектов развивающей предметно-пространственной среды, привлечение участников проекта к знакомству с народными традициями через круговой календарь народных кукол;
3. Личностная: формирование осознанного понимания природы через народный календарь;
4. Профориентационная: повысить интерес дошкольников к фермерским профессиям, профессии метеоролога, обеспечить возможность дальнейшего создания метеостанции и миниогородов на участках детского сада для наблюдений.
Задачи проекта:
Образовательные:
- учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность-труд людей);
- формировать представления о чередовании времен года, частей суток и некоторых их характеристиках;
- познакомить с народным календарем в минимузее детского сада «Русская изба»
(названием кукол - закруток, народными приметами, праздниками, фольклором);
- познакомить с важным значением солнца в жизни человека
Развивающие:
- закреплять временные понятия: год, время года, месяц, день недели,
сутки, время суток (утро, день, вечер, ночь);
- продолжать знакомить с постоянной сменяемостью сезонов в различных видах деятельности;
- продолжать знакомить с взаимодействием живой и неживой природы на примере народного календаря и календаря народных кукол;
- расширить представление детей о часах;
- развивать умение делать выводы по результатам наблюдений.
Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность, любознательность;
- воспитывать уважение к народным традициям, труду и декоративно-прикладному творчеству русского народа.
Достигнутые результаты:
3ачем нужна эта идея на практике?
С её помощью в МДОУ № 35 мы...
СОЗДАЕМ личностно-ориентированную образовательную среду;
ОБРАЗОВЫВАЕМ всех участников проекта, предлагаем использовать наш опыт всем дошкольным образовательным организациям;
РАЗВИВАЕМ взаимодействие и взаимную заинтересованность в союзе детский сад - и семья;
ВНЕДРЯЕМ инновационные педагогические технологии;
ВОСПИТЫВАЕМ любовь и уважение к традициям родного края, родной природе, уважение к труду людей, патриотизм;
ВОВЛЕКАЕМ в добровольчество и активное созидание, творчество, преображение развивающей предметно - пространственной среды дошкольников.
Социальная значимость проекта:
Этот проект доступен всем ДОУ Подмосковья. Обучая законам природы через календарь народных кукол, народный календарь, мы учим детей понимать природу, бережно к ней относится, понимать взаимосвязь человека и природы, при этом закладывая любовь и уважение к народным традициям, к Родине, чувство патриотизма.
План и мероприятия проекта:
Актуальность проекта состояла в том, чтобы в 2019 году, посвященному театру, с помощью старинной русской игрушки - народной куклы-закрутки, с помощью народного календаря, расширить познания участников проекта об окружающем мире. Для того, чтобы достигнуть поставленной цели, был реализован план проекта и соответствующие мероприятия.
План проекта.
- Подготовительный этап.
Изучение методической литературы по данной теме.
Анализ предметно - пространственной среды уголка природы
Составление плана мероприятий по реализации проекта.
Подбор детской художественной литературы.
Разработка плана работы с детьми: подбор и изготовление дидактических игр, подготовка игры и атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Ферма», подбор театрализованных игр по детским литературным произведениям, написание конспектов ООД по ознакомлению дошкольников с народной культурой «Народный календарь», плана работы по экспериментальной деятельности.
Разработка консультаций для родителей.
- Практический этап.
Взаимодействие с детьми.
Рассматривание иллюстраций в альбоме «Времена года», куклы в сезонной одежде.
Рассматривание и участие в оформлении центральной стены («Осень», «Перелетные птицы», «Народная культура», «Зимующие птицы», «Зимушка - зима», «Весна»)
Проведение дидактических игр.
Проведение народных игр.
Наблюдение на прогулках за живой и неживой природой.
Беседы и чтение художественной литературы о природе.
Беседы и чтение литературы о народной культуре и быте.
Экскурсия в музей «Русская изба», знакомство с календарем народных кукол.
Ежемесячное проведение занятий по ознакомлению детей с народной культурой, народными приметами, укладом русской избы по разработанным конспектам занятий.
Подготовка и проведение сюжетно-ролевой игры «Ферма».
Подготовка и проведение театрализованных игр по детским литературным произведениям.
Экспериментирование «Выращивание фасоли».
Экскурсия в познавательно - исследовательскую комнату, знакомство с моделью «Солнце – Земля - Луна».
Наблюдение за Солнцем с помощью солнечных часов.
Экспериментирование с различными видами часов (песочными, водяными, солнечными, электронными).
Итоговое занятие по ознакомлению с народной культурой «Май - кукла Пасха» с изготовлением календаря «Времена года».
Проведение викторины «Знатоки природы».
Самостоятельная продуктивная деятельность детей, в том числе по украшению «Дерева сезонов», «Огородной грядки».
Взаимодействие со специалистами.
С музыкальным руководителем:
- проведение музыкального осеннего праздника;
- проведение рождественских колядок;
- проведение квеста ко дню труда (секция «В гостях у Бабы Яги).
С логопедом - проведение тематических занятий по лексическим темам «Времена года».
Взаимодействие с родителями.
Беседа с родителями «Театр природы: народные куклы в календаре природы»- наш новый совместный проект.
Участие в совместной творческой деятельности по изготовлению скворечников, рисунков о природе, мягких игрушек (животные), работ по мотивам народных росписей.
Консультации для родителей на темы: «По дороге в детский сад…»(наблюдение за одеждой и сезонными работами людей, наблюдение за живой и неживой природой, природными), «Детям о народной культуре», «Народные приметы - наблюдаем вместе с детьми», выставка портретов Маковского К. Е. «Русские красавицы».
- Заключительный этап.
Пополнение уголка природы в группе: обновление и дополнение «Календаря природы», «Гербария растений средней полосы России», природного материал, создание макета «Дерево сезонов», солнечных часов.
Презентация проекта на педагогическом совете.
Презентация уголка природы и проекта родителям на родительском собрании.
Участие проекта в конкурсе «Наше Подмосковье».
Мероприятия проекта:
Викторина «Знатоки природы»
Организация дежурства в уголке природы (наведение порядка, ремонт и помощь в пополнении уголка дидактическими играми, полив и уход за комнатными растениями, заполнение календаря природы)
Рассматривание куклы в сезонной одежде.
Рассматривание центральной стены по тематическим темам «Осень», «Перелетные птицы», «Зима», «Народные промыслы», «Весна» и др.
Беседы, чтение художественной литературы о природе, русских народных и литературных сказок, детских книг о народной культуре и традициях русского народа, детская литература по теме временных представлений.
Рассматривание картин известных художников с изображением пейзажей в разное время года.
Рассматривание иллюстраций русских народных сказок и книг о природе известных иллюстраторов детских книг.
Рассматривание альбомов по различным видам народных росписей (Дымка, Филимоновская, Гжель, Городец, Каргопольская, Полхов-Майданская)
Дидактическая игра «Одежда для мальчиков и девочек: разложи по сезонам и назови»
Дидактическая игра «Назови» (русская старинная одежда)
Театрализованные игры по русским народным сказкам ( «Колосок», «Пых», «Петушок и бобовое зернышко», «Лисичка-сестричка и волк», «Баба Яга», «Гуси - лебеди» и др.)
Изобразительная деятельность по раскрашиванию одежды для бумажных кукол в национальных русских костюмах.
Дидактическая игра «Назови» (старинная утварь и посуда)
Знакомство и изобразительная деятельность с элементами народных росписей (Дымка, Филимоновская, Гжель)
Дидактическая игра «Угадай роспись», «Собери пазл»
Проведение народных игр.
Проведение дидактических игр «Что сначала, а что потом?» (время суток, дни недели, времена года, как растет фасоль)
Наблюдения на прогулке за живой и не живой природой по плану ООД.
Составление рассказов о временах года по схеме.
Беседы о семье. Беседы на тему «Как жили наши предки».
Проведение занятий по ознакомлению с народной культурой «Народный календарь».
Разгадывание загадок о временах года, животных, птицах, овощах и фруктах, явлениях природы.
Рассматривание картинок на тему: «Птицы и животные», «Овощи и фрукты», «Явления природы», «Назови явление природы и его символ».
Подготовка и проведение сюжетно - ролевой игры «На ферме».
Длительное наблюдение и экспериментирование по высадке фасоли «Огород на окне».
Экспериментирование в режимных моментах с различными видами часов.
Повторное проведение викторины «Знатоки природы»
Самостоятельная продуктивная деятельность.
Результат проекта:
Таким образом, цели и задачи проекта были успешно решены путем изучения календаря народных кукол, создания наглядных пособий («Дерево сезонов», «Огородная грядка», круговых календарей, солнечных часов), наблюдений, экскурсий, подготовки и проведения театрализованных игр по детским литературным произведениям, сюжетно-ролевой игры «Ферма» и сопутствующих дидактических игр, дидактических игр о природе, подвижных игр, изучения народного фольклора, познавательно - исследовательской деятельности, экспериментирования с различными часами.
Охват проекта: воспитанники МДОУ, члены их семей, воспитатели, специалисты.
Затраченные ресурсы: проект был реализован силами участников проекта, без дополнительных материальных затрат.
Дата старта и окончания проекта:01.09.2018 – 31.05.2019
Сайт проекта, ссылки на материалы проекта: https://nsportal.ru/user/1087215/page/proekt-narodnyy-kalendar
Документы, подтверждающие достижения соискателя, реализацию проекта, сроки и стоимость проекта.
Профессиональные награды соискателя https://lomakina-juliya-mdou35elg.edumsko.ru/portfolio/category/447861
Грамоты и дипломы соискателя https://lomakina-juliya-mdou35elg.edumsko.ru/portfolio/category/241002
Реализация проекта в фотоальбомах и конспектах
https://lomakina-juliya-mdou35elg.edumsko.ru/folders/post/1515638
https://nsportal.ru/user/1087215/page/proekt-narodnyy-kalendar
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный проект "История возникновения народной куклы"
Приобщение дошкольников к народной культуре ,через ознакомление с народной куклой....
Проект "Мини - музей народной куклы".
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Совр...
Отчет о проделанной работе по проекту: «Театр - природа - дети»
Отчет о проделанной работе по проекту: «Театр - природа - дети»...
План-программа образовательной деятельности по изготовлению народной куклы с детьми подготовительной группы
Предлагаю вашему вниманию результат моей многолетней работы по ознакомлению дошкольников с традиционной тряпичной куклой. Мною было изучено множество литературы по этой теме, на основе которой и родил...
Образовательный проект по взаимодействию с семьей «Семейный календарь»
Актуальность. Детские годы - самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых - родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями воспитаннико...
Презентации к проектам ,, Театр, День народного единства, Виды транспорта,, Улицы моего города,, Земля наш дом
презинтации...
Образовательное событие в старшей группе «Учимся заполнять календарь природы»
С детьми старшего дошкольного возраста в течение года ведётся календарь наблюдения за погодой, птицами, насекомыми. Конспект НОД "Учимся заполнять календарь погоды" поможет Вам грамотно позн...