НОД по экологическому воспитанию "Путешествие муравья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Юлия Витальевна Капралова

Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста. Дети получают удовольствие от таких занятий, сами придумывают новые сюжеты, различные истории с животными и растениями, что помогает развивать фантазию и речь ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие муравья»


Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.
Задачи:
1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о пользе насекомых.
2. Формировать связную речь, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок, развитие творческого воображения.
3. Познакомить детей со строением тела насекомых.
4. Учить находить решение проблемно-поисковых задач.

5. Пополнить активный словарь детей – туловище, голова, грудь, брюшко.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель. Мы с вами сегодня поговорим о насекомых, узнаем про них что-то новое, вспомним как они выглядят. Вы готовы отправиться вместе со мной в увлекательное путешествие и узнать много нового? (ответы детей) Тогда слушайте. Слайд 1
Когда я была такой же, как вы, мы гуляли с папой в лесу и увидели странное зрелище. Около трех березок, муравьями был сооружен муравейник, по которому прыгала большая птица. Я хотела спугнуть ее, но папа не разрешил. Птица сидела, вытянув в стороны свои крылья, и не шевелилась минут несколько. Оказывается, муравьи помогают птицам быть чистыми, они быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями. Многие птицы принимают такие ванны. Я стала наблюдать за муравьями. Как вы думаете и что же они делали?
(Ответ детей). Слайд 2, 3, 4
Мне понравился один муравей, но вдруг поднялся сильный ветер и сорвал моего муравьишку с листочка и куда - то унес его.  Я очень переживала за него. А хотите посмотреть каким он был?


(Воспитатель предлагает детям подойти к столу, организует дидактическую игру «Собери картинку». Дети собирают картинку «Муравей»). Слайд 5
Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравьишку в его домик и понаблюдать за ним? (Ответ детей).
Воспитатель. Тогда закройте глаза, вспомните что - нибудь смешное и посмейтесь. (Дети выполняют).
(Воспитатель достает из коробки игрушечного муравья)

- Как мы назовем нашего друга? (Дети называют).
- Я предлагаю нести муравья к себе в домик всем по очереди. Только помните, что в лесу нужно вести себя тихо, не мусорить и не разрушать жилища насекомых.
Слайд 6
(Дети шагают по тропинке, впереди речка)
Воспитатель. А вот и речка! Но вот беда, наш герой плавать не умеет. Как же нам переправить его на другой берег?
Дети. Нужно посадить его на листок или на дощечку, и он переплывет. А еще можно набросать много камешков или сделать мостик, связав много веток, и он перейдет.

Физкультминутка (дети имитируют стоя около речки)

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз - это брасс,
Один, другой - это кроль.
Все как один -
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Отведем муравьишку домой.

Дети садятся на стульчики. Слайд 7
Воспитатель. Ребята, а вот лужайка, на ней красивые цветы. Ах, какой запах!

Почувствуйте его. (Можно брызнуть освежителем воздуха) (Дети, сидя на стульчиках, вдыхают носом воздух). Скажите, а на лугу можно встретить насекомых?

Дети: Да

Воспитатель: Отгадайте загадки, кого из насекомых можно увидеть на лугу?
Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)


Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья у морошки,
Ножки у блошки. (Кузнечик)


Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку,
И комар и мошка. (Лягушка)


Многорукий царь Гордей,
Наплел ловушек и сетей.
Как расставит он ловушки,
Побыстрей ловитесь
Букашки да мошки.(Паук)
слайд 8


Воспитатель. Ребята, скажите кто в загадках лишний? Почему? (Лягушка, потому что она не насекомое) слайд 9
- На земле великое множество насекомых. У насекомых три части тела и шесть ног. Все насекомые обжоры, они едят все: зелень, личинки, мелких насекомых, тлю. Насекомые бывают мелкие и большие, одни летают, другие прыгают, одни живут несколько лет, другие один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как…(пчела, муравей), назойливый как…(муха).

Этюд «Божья коровка»

Воспитатель. Представьте себе, что вам на руку сел маленький жучок. Голова черненькая, крылья красные на них точки - пятнышки. Он иногда умеет притворяться мертвым, сложит свои ножки, спрячет усики и ждет, чтобы его отпустили. О ком я говорю? Слайд 10
Дети. Это божья коровка.
Воспитатель. Покажите, как ползает жучок по вашей руке, щекочет лапками ладонь, пальчики.
Воспитатель. Ну, а теперь нам нужно найти муравейник. Как мы это будем делать?
Дети. Можно забраться на дерево и посмотреть кругом. Спросить у птиц, может они видели. Понаблюдать за другими муравьями, они нас приведут к муравейнику.
В зал вбегает ребенок-сорока: Беда-беда-беда.
 Медведь на муравейник наступил. Что же делать? Что же делать? (Улетает)
Воспитатель. Это очень плохо, в лесу, нужно быть очень аккуратным, чтобы не нарушать природу. Давайте построим новый муравейник. (Дети выполняют).
- Теперь нам нужно придумать какое - нибудь фантастическое животное для охраны муравейника. Давайте возьмем различные части насекомых и соединим их вместе.
1 ребенок - Жало от осы.
2 ребенок - Большие глаза от стрекозы.
3 ребенок - Крылья от бабочки.
4 ребенок - Рога от жука.
5 ребенок - Туловище от пчелы.
Воспитатель. Что же у нас получилось? Что это насекомое должно делать?
Давайте придумаем ему название. (Дети называют). Вот наш муравьишка и дома, а наше с вами путешествие закончилось.
Воспитатель:  Скажите, ребята, вам понравилось путешествовать? А что вам понравилось больше всего? Что нового вы сегодня узнали?

Воспитатель предлагает детям нарисовать волшебное насекомое.
Дети выполняют задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие муравьев"

Занятие напавлено на обобщение представлений детей о многообразии насекомых. Детям предложены упражнения с целью обучения называть насекомых, различать их. На занятии используются игровые моменты, худ...

ПРОЕКТ ЭКСКУРСИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ В ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД «БОЛЬШИЕ СЕКРЕТЫ МАЛЕНЬКОГО МУРАВЬЯ»

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ –ФОРМИРОВАНИЕ РЕБЕНКА, КАК НОСИТЕЛЯ НОВОГО ТИПА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ....

Экологический проект "Интересная жизнь муравья"

Знакомство детей с образом жизни муравья и устройством муравейника....

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие муравья»

Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста. Дети получают удовольствие от таких занятий, сами придумывают новые...