«Морское путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Михно Марина Ивановна

Обобщить и систематизировать знания детей о жизни подводного мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_mihno.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие в средней группе

на тему «Морское путешествие»

Воспитатель: Михно МаринаИванова

Приоритетная образовательная область:

«Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей:

«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни подводного мира; формировать у дошкольников установку на защиту окружающей среды.

Задачи:

Образовательные:

-продолжать уточнять и систематизировать представления детей о морских обитателях;

- уточнить и закрепить знания о свойствах песка и воды; учить определять свойства песка по внешнему виду.

Развивающие: 

- развивать связную речь детей, расширять словарный запас;

-побуждать детей создавать из различных материалов общую композицию, добиваясь целостности, художественной выразительности.

- вызвать интерес к жизни морских обитателей;

- развивать память, мышление, воображение детей.

Воспитательные: 

- развивать бережное отношение ко всему живому;

- развивать любознательность;

-формирование навыков сотрудничества, инициативности.

Предварительная работа:

В течение недели были проведены беседы, различные виды продуктивной деятельности, рассматривали иллюстрации и фотографии «Морские обитатели»,проведены дидактические игры: «Кто лишний?», «Что общего, чем отличается?», подвижные игры: «Рыболов», «Морские обитатели».

Методические приемы: показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям, игровая ситуация, музыкальное сопровождение, напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми.

Развивающая предметно-пространственная среда:

- фотографии морских обитателей;

- макет «Морское дно»;

- аудиозапись «Шум моря».

Оборудование и материалы: два стола для работы с песком: в одном сухой песок, во втором влажный, вода, морская соль, стаканы и ложечки по числу детей, тонированный голубым и желтым цветом лист ватмана, пластилин, стеки, цветная бумага, краски, гуашь, салфетки, кисточки, ватные палочки.

 

Содержание:

 

Воспитатель: Для начала встанем в круг!

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Мы готовы поиграть!

Не пора ли нам начать?

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? А куда мы отправимся, нам подскажет загадка:

В нём солёная вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда. (Море)

Итак, мы отправляемся в морское путешествие! Согласны?

А на чем же мы туда доберемся? Какой водный  транспорт вы знаете?

Воспитатель: Мы поплывем на корабле.  Давайте все вместе его соберем. (собираем из крупного конструктора)  

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и наш корабль. Что нужно сделать, прежде чем сесть на корабль? (купить билеты)

Воспитатель: Где покупают билеты? (в кассе)

Воспитатель: Как называется человек, который продаёт билеты? (кассир)

Воспитатель: Сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать вместе? (столько же, сколько и пассажиров)

Воспитатель: Проходим на корабль. Занимайте места, мы отправляемся с вами в путешествие (дети садятся на «корабль», одевают морские бескозырки и воротники) Все готовы? Итак, в путь. Давайте начнем отсчет от 1 до 10. (Дети считают. На доске появляется слайд с морем и шумом волн) Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями (имитация «биноклей»).

От зелёного причала оттолкнулся пароход.

Он шагнул назад.

Он потом шагнул вперёд.

И поплыл, поплыл по морю

Набирая полный ход.

- Посмотрите, как красиво вокруг! А сколько красивых слов можно найти, если присмотреться и подумать. Ведь слова можно найти везде.

Я слова найду везде –

И на небе и в воде.

Д/и « Найди слова»

- Что у нас над головой? Найдите слова на небе.

( Облака, птицы, ветер, тучи, самолёт, молния, солнце).

- А что у нас впереди? Найдите слова в море.

( Вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, корабль, дельфин, медуза).

Но вот смотрите, впереди остров. Давайте сойдем на него и посмотрим, кто на нем живет. Вот мы и на берегу моря. Давайте погуляем, посмотрим, что здесь интересного. Сколько у нас под ногами песка! Я люблю рисовать, а вы любите?

А чем вы любите рисовать? А я люблю рисовать на песке, а еще люблю лепить из него всякие фигурки. Я предлагаю попробовать нарисовать что - нибудь интересное. Но прежде чем мы начнём рисовать, напоминаю, что во время работы с песком нужно быть осторожным. Как вы думаете почему (ответы детей). Правильно, ребята, при рисовании песком, нужно соблюдать следующие правила безопасности:

- Нельзя брать песок в рот и вдыхать его, потому что, что может случиться? Правильно, будет трудно дышать и можно задохнуться!

- Нельзя бросать песок в лицо, почему? Можно повредить глаза!

-После игры с песком – помой руки! Почему? Чистота- залог чего? Здоровья!

Я предлагаю вам подойти к этому необычному столику, где мы будем играть с песком.

(Звучит спокойная музыка.)

Давайте познакомимся с песком. Песок, ребята - это природный материал, опустите руки, потрогайте песок, Какой он? Ощущаете, какой он мягкий, можно почувствовать каждую крупицу. Посмотрите, как он струится между пальчиками, на что похоже? Вам нравятся эти ощущения. Попробуйте что-нибудь слепить (сухой песок не лепится). Песок какой? (дети: сухой, холодный, рассыпается, щекочет пальчики, не лепится)

 (второй стол с влажным песком накрыт платком)

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, что находится под платком? Для этого нужно просунуть руки под платок и угадать, что это? А какой этот песок? (Дети: холодный, мокрый).

(платок снимается)

Воспитатель:  Ребята  давайте подумаем, чем отличается мокрый песок от сухого? (Дети: сухой песок рассыпается, а мокрый лепится). Еще они отличаются по цвету: сухой песок светлый, а мокрый – темный. Давайте польем водичкой сухой песок. Какой он стал? (мокрый, темный)

А теперь давайте поиграем с песком: одни из вас будут лепить из песка разные фигуры (вторая младшая подгруппа), а другие нарисуют на песке «Морской пейзаж» (старшая подгруппа).

Ребята, посмотрите, какое красивое море! Кто знает стихи о море?

Дети: Море бывает разным,

Черным бывает и красным.

Бывает море веселым,

Чаще бывает соленым.

А я люблю синее море

С ласковой, нежной волною.

Люблю, как рыба, плескаться,

Плавать, нырять, кувыркаться.

Воспитатель: Море очень широко. (дети широко разводят руки в сторону)

Море очень глубоко. (приседают, коснувшись руками пола)

Рыбки там живут, друзья, (выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя. (разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Почему нельзя пить морскую воду?

(морская вода – солёная)

Воспитатель: Правильно, дети, вода в море очень соленая, а давайте мы с вами сами сделаем морскую воду. Вы согласны? (подходят к стаканам с водой)

Воспитатель: Посмотрите, я вам каждому поставила стаканчик с водой, давайте попробуем, какая вода на вкус, а какая вода на цвет? (ответы детей). А что нам нужно сделать, чтобы вода стала солёной? Правильно, дети, нам нужно воду посолить.

Ребята, а если мы с вами возьмём немного соли и положим её в воду и размешаем, то какая вода получится? (малосолёная).

Правильно, а если мы положим соли полную ложку, то какая вода будет сейчас? (сильно солёная).

Правильно, ребята, вода получилась сильно солёная, как в настоящем море, а теперь давайте мы эту воду перельём (дети подходят и выливают воду), посмотрите у нас с вами получилось настоящее море.

Воспитатель: Но что-то странная тишина на этом острове? Где же все жители? Ребята, посмотрите, к нам пришло видео письмо, давайте посмотрим?

(Смотрят презентацию: изображена Русалочка, она просит помощи: «Ребята, помогите мне расколдовать моих друзей. Их заколдовала злая волшебница. Вам необходимо отправиться в подводное  путешествие. Чары спадут, если вы выполните правильно все задания».

Воспитатель:  Ну что, ребята, поможем Русалочке и её друзьям?

Воспитатель: Для перемещения в подводное царство необходимо встать в круг, зажмурить глаза, закрыть носики и на счет три сделать прыжок! Открывайте глаза! Вот мы и на дне! Как здесь красиво, вода прозрачная, спокойная!

Воспитатель: Друзей  Русалочки злая волшебница превратила в геометрические фигуры. Назовите эти фигуры. Ребята после каждого правильно выполненного задания один из друзей Русалочки будет расколдован.

Задания (презентация):

1. Отгадай загадки.

2. Далее одновременно проводятся по подгруппам игра «Собери и назови рыбок» (вторая младшая подгруппа) и игра «Укрась рыбок» (старшая подгруппа)

Ребята, посмотрите, нам навстречу приплыли рыбки. Давайте их нарядим. На каждой  рыбке вы видите цифры. Прицепите на хвостик рыбкам столько же прищепок.

3. Д/и «Помоги очистить морское дно».

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, выполнили все задания. Вместе мы с вами справились. Расколдовали друзей Русалочки. Посмотрите, как они рады. Ребята, в море кроме рыб и животных есть еще и растительный мир, как называются морские растения? (водоросли)

Воспитатель: Правильно, водоросли! А для чего нужны водоросли?

 (на экране появляется акула)

Воспитатель: Ребята, что случилось? Куда подевались все морские обитатели? (появилась акула, страшно им стало, они испугались и спрятались)

Воспитатель: Как же нам помочь рыбкам? Давайте их вернем.

(воспитатель проводит пальчиковую гимнастику)

«Осьминожки»:

Жил осьминог со своей осьминожкой,

Было у них осьминожков немножко.

Все они были разного цвета:

Первый – зеленый, второй – фиолетовый,

Третий – как зебра, весь полосатый,

Белые оба – четвертый и пятый,

Шестой – темно – синий от носа до ножек,

Желто – прежелтый седьмой осьминожек,

Восьмой – словно спелая ягода красный…

Словом не дети, а тюбики с краской.

Воспитатель: В нашем подводном царстве скучно и неинтересно. Давайте будем заселять его подводными обитателями.  Давайте разделимся на группы.

Несколько детей рисуют на листе ватмана камни (штампом), рыбок простыми карандашами.

2-3 ребёнка  вырезают из цветной бумаги водоросли и приклеивают их.

2 ребёнка делают ракушки из пластилина, узор рисуют стеками, украшают бусинками.

3-4 ребенка лепят из пластилина морских животных.

2 ребенка заплетают косички осьминогам.

4 ребёнка разрисовывают ватными палочками рыбок, сделанных заранее (дети выполняют коллективную работу, звучит музыка фоном)

Воспитатель: Вот и ожило наше подводное царство. Посмотрите, к нам плывет красивая рыбка, она хочет загадать загадку.

Золотая рыбка: Не хожу и не летаю,

А попробуй догони!

Я бываю золотая.

Ну-ка, в сказку загляни!

Воспитатель. Угадали, ребята, что это за рыбка?

Воспитатель: А из какой сказки эта рыбка? Кто сказку написал?

Золотая рыбка: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть у себя в гостях. Мне очень скучно и одиноко, ко мне никто не приходит в гости.

Воспитатель: Золотая рыбка, неужели у тебя совсем нет друзей?

Золотая рыбка: А зачем они мне нужны?

Воспитатель: Ребята, давайте докажем рыбке, что друзья нужны каждому. А доказывать мы будем, опираясь на народную мудрость – расскажите пословицы и поговорки (дети вспоминают пословицы и поговорки о дружбе). Теперь у тебя будет много друзей, посмотри, какое подводное царство мы сделали.

Золотая рыбка: Спасибо, ребята. Теперь мне не будет скучно, ведь у меня столько друзей. Я хочу подарить вам морскую раковину. Она не простая, а чудесная, потому что поет песни моря, послушайте. (слушают «Песню моря»). А это еще для вас подарок, только посмотрите, что это, когда доберетесь домой (передает корзину с печеньем - рыбками). А теперь мне пора. Приходите  ко мне еще.

Воспитатель: Как чудесно мы попутешествовали в подводном царстве. Сколько узнали, увидели. А давайте станцуем все вместе веселый танец.

Танец «А рыбки плавают в воде»

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад! Всплываем. Ну что ж,  держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними  встретиться. Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами.

Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Понравилось путешествие? С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? Что вам запомнилось больше всего?  А куда бы вы хотели попасть в следующий раз? Ребята, но это еще не все. Давайте посмотрим, что же нам подарила Золотая рыбка. Да это же ее подружки – рыбки. Угощайтесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД (речевое развитие) "Морское путешествие" для детей 6-7 лет с ОНР

Во время морского путешествия дети знакомятся со Звуками [М], [МЬ] и буквой "М"....

Конспект логопедического коррекционно – развивающего занятия «Морское путешествие»

«Логопедическая разминка»- ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными в...

Ролево-игровой проект "Морское путешествие"

В нашем детском саду комбинированного вида  для ЧДБ детей  проблеме сохранения и укрепления детского здоровья уделяется особое внимание. Сохранение детского здоровья педагогическими ...

конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе"Морское путешествие"

конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе....

Разработка корекционно-развивающего занятия в подготовительной группе "Морское путешествие"

Корекционно-развивающее занятие педагога психолога в подготовительной группе              Программное содержание:1. Развивать вним...

Конспект игры-путешествия «Большое морское путешествие» с детьми 6–7 лет

Конспект игры-путешествия «Большое морское путешествие» с детьми 6–7 летЦель: развитие творческого воображения, социальной компетентности.Задачи:создание условий для развития внимани...

Игра-путешествие для детей средней группы «Морское путешествие»

Задачи:-закреплять представления о морских обитателях, водном виде транспорта;-развивать воображение память, пантомимическую и речевую выразительность, ориентировку в пространстве, физические умения:-...